«Организация и проведение экскурсий в летний оздоровительный период»
консультация на тему

консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_ekskursiy_v_ekologicheskom_vospitanii_doshkolnikov.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Консультация для воспитателей

 « Организация и проведение  экскурсий в летний оздоровительный период»

Детство – особый  период жизни, который нужно прожить в летний период  радостно и ярко, интересно и содержательно. Задача воспитателя – создать для этого все условия.

Выдающийся психолог Л.С. Выготский писал: « Необходимо расширять  опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные  основы его творческой деятельности».

 В этом может помочь один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию – экскурсии.

 Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.

На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе.

Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.

Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.

Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы (растения, ветки деревьев и кустарников, ракушки и т. д.).

 Как писал В. А. Сухомлинский, у ребёнка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идёт о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному».

Воспитатель  может использовать  четыре видов  экскурсий, такие как:

- природоведческая;

-  экологическая;

 - на сельскохозяйственный объект;

-  экскурсия эстетического характера.

 Природоведческая экскурсия-  знакомства с природой, т.е. накопление представлений о разнообразии объектов живой природы и их характерных особенностях.

 Экологическая экскурсия - освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы:

-  между органами животных и растений и их функциями

-  между средой обитания живых существ и особенностями их строения и образа жизни

 - между состоянием конкретных живых объектов и условиями их существования

-  между различными живыми существами в одной экосистеме.

 Экскурсии  сельскохозяйственных объектов   - это  представления о труде людей.

 Это экскурсии в поле (вспашка, сев, уборка урожая), на луг (выпас скота, уборка сена), в сад, в огород, в ягодник, на ферму, в оранжерею, на выставки цветов, птиц, рыб, в зоопарк и др. Посещение этих объектов даёт возможность показать детям, как человек влияет на природу, выращивает растения и животных, ухаживает за ними. Основная цель экскурсии - показать, что и для какой цели делают люди, как используют машины, как относятся к своему труду, каковы его результаты.

 Экскурсии эстетического характера – учим  детей  воспринимать красоту природы и развивать культуру их  чувств.

 Вместе с тем, использование всех разновидностей экскурсий направлено на воспитание любви к природе и осознанное и бережное отношение к ней.

 Структура экскурсии:

 вводная беседа

 коллективное наблюдение

 индивидуальное самостоятельное наблюдение детей

 сбор материала

 игры детей с собранным материалом

 заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе.

К экскурсии необходимо заранее подготовиться:

- определить цель экскурсии исходя из требований программы и особенностей окружающей местности;

 - определить место, , воспитатель выбирает наилучший путь к нему - не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе 30 мин, в старшей и подготовительной к школе группах - 40-50 мин. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды;

 - составить план, продумать игровые приёмы, подготовить стихи, загадки и т.д.;

- подготовить детей ( ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать).

 -подготовить экскурсионное снаряжение и оборудование для размещения собранного материала в уголке природы. Хорошо привлечь к его подготовке детей. Это способствует возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии.

 Через 2—3 дня после экскурсии воспитатель проводит занятия с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что видели. В заключение проводится обобщающая беседа.

 Планируя беседу после экскурсии, воспитатель должен поставить вопросы так, чтобы в памяти детей восстановить весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подвести их к установлению связей между явлениями.

Как организовать и провести экскурсию?

- Природоведческая экскурсия.

 Природоведческая экскурсия включает вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные самостоятельные детские наблюдения и сбор природного материала, игры ребят с собранным материалом, заключительную часть, где воспитатель, подводя итог, обращает внимание детей на общую картину природы. Построение экскурсий и последовательность их проведения варьируются в зависимости от цели, от сезона. Приведя детей к месту экскурсии, воспитатель в краткой беседе напоминает цель занятия, дает им осмотреться, затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы.

 Основная часть экскурсии — коллективное наблюдение. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Воспитатель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Это достигается различными приемами. Воспитатель дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением.

 Основное внимание в наблюдении уделяется вопросам, вопросам-заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между явлениями природы.

Полезно в процессе наблюдения явлений использовать произведения детской художественной литературы, стихотворения, загадки. Обращение к поэзии должно быть естественным, ненавязчивым. Сочетание различных приемов и удельный вес каждого могут видоизменяться в зависимости от цели и содержания экскурсии. По окончании основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем, чтобы сосредоточить внимание ребят только на определенных растениях или животных и, кроме того, решать задачи воспитания бережного отношения к природе.

 Когда дети работают самостоятельно, воспитатель не должен оставаться пассивным наблюдателем. Иногда надо показать, как выкапывать растение, срезать ветку и т. д. Однако нельзя всю работу выполнять за детей. Собранный материал сортируют, раскладывают по папкам, корзинкам, часть его используют для игр и упражнений.

 В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, выражают словами их качество, запоминают названия растений и их частей. Целесообразны игры: «Узнай по запаху», «Угадай по описанию», «Ветка, ветка, где твоя детка?» , «Раз, два, три — к ясеню (липе) беги!» и др.

-  Сельскохозяйственная экскурсия.

Сельскохозяйственные экскурсии разнообразны: в поле (вспашка, сев, сбор урожая), на луг (выпас скота, уборка сена), в сад, на огород, в ягодник, на ферму, в оранжерею, ботанический сад, парники, птичники и т. д. Они дают возможность наглядно показать, как человек воздействует на природу, как выращивает растения и животных. Здесь дети знакомятся с основными трудовыми операциями.

 Своеобразие этих экскурсий состоит в том, что дети могут наблюдать и деятельность человека, и природу, на которую он воздействует. Важно также показать, что и для какой цели делают люди, как и какие машины используют, как относятся к труду, как строят, заботятся о хороших взаимоотношениях, результатах труда.

Экскурсия на сельскохозяйственные объекты начинается с предварительной беседы. Ее задача — вызвать интерес к предстоящим наблюдениям. В задачу самой экскурсии входит рассматривание объектов труда (растений, животных) и наблюдение самого процесса труда взрослых. Воспитатель обращает внимание на способы использования механизмов и машин. Хорошо, когда по ходу экскурсии дети сами выполняют в помощь взрослым какое-либо дело (кормят животных, собирают колоски и т. д.). Дети участвуют в беседе со взрослыми, слушают рассказ о труде.

При подготовке к сельскохозяйственным экскурсиям воспитатель прежде сам знакомится с объектом наблюдения, получает разрешение на проведение экскурсии, договаривается о времени посещения, об участии детей в труде, определяет содержание беседы детей с рабочими.

 

Список литературы:

 1. Маневцова Л. М. Листок на ладони. - СПб.: Детство-Пресс, 2004г.

2. Мир природы и ребёнок/под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: Изд-во «Акцидент», 1998г.

3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М.: Академия, 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о проведенной работе в летний - оздоровительный период по образовательной области «Речевое развитие»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогиче...

План экскурсий на летний оздоровительный период для детей раннего возраста

План экскурсийна летний оздоровительный период для детей раннего возраста...

Обмен опытом «О проведении мероприятий в летний оздоровительный период» (ранний возраст)

Летняя оздоровительная работа была организована по утвержденному плану и нацелена на обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников, организацию здоровьесберегающего режима, предупреждение заб...

Отчет о проведении мероприятий в летне -оздоровительный период 2017 года

В летне -оздоровительный период была проведена работа по различным видам деятельности в группе раннего возраста....

Консультация для педагогов ДОУ «Организация работы детского сада в летний оздоровительный период»

Лето – это маленькая жизнь! Именно в этот период года дети получают максимум впечатлений, удовольствия и радости от общения со сверстниками и новых открытий. А от окружающих его взрослых зависит...

Журнал учета проведенной работы на летний оздоровительный период

Журнал учёта проведенной работы на летний оздоровительный период в ДОУ (для педагогов - психологов)...