Консультация для воспитателей "Формирование учебных умений у дошкольников"
консультация (старшая группа) по теме

Юркова Надежда Михайловна

В дошкольном возрасте происходит становление основ учебной деятельности, включающее формирование умений принять или поставить задачу, отобрать способы решения, умение усваивать и применять обобщенные способы решения подобных задач, проверить и оценить результаты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ города Нижневартовска ДС №34 «Дюймовочка»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Подготовила:

Воспитатель Юркова Н.М.

Формирование

учебных умений у старших дошкольников

Процесс формирования основ учебной деятельности представляет собой актуальную проблему в дошкольной педагогике, требующую теоретического и практического решения.

В дошкольном возрасте происходит становление основ учебной деятельности, включающее формирование умений принять или поставить задачу, отобрать способы решения, умение усваивать и применять обобщенные способы решения подобных задач, проверить и оценить результаты.

Умение  рассматривается как овладение человеком совокупностью операций (действий), приводящих к успешному выполнению той или иной  деятельности. Учебные умения формируются в учебной деятельности.

В дошкольном возрасте учебные умения старших дошкольников - определяются как система взаимосвязанных действий, включающая  принятие учебной задачи, обобщенный способ решения задачи, контроль и оценку, способствующих развитию основ учебной деятельности.

Для выявления уровня сформированности учебных умений  у детей старшего дошкольного возраста используется методика мониторинга качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования Ю.А. Афонькиной, на основе которой выявляются критерии и показатели учебных умений дошкольников, они отражены в таблице 1.

Таблица 1

Критерии и показатели оценки учебных умений

(Ю. А. Афонькина)

Критерии  

Показатели

Принятие ребенком учебной задачи

При постановке задачи дошкольник сразу принимает правила ее решения. Практически без ошибок выполняет задание, в процессе реализации заданных условий. Подчиняет им свои действия.

Условия задачи принимаются достаточно легко. Вместе с тем, при относительно качественном осознании заданных правил, испытывает трудности в плане практической их реализации. Склонны прибегать к помощи взрослого.

Задаваемые правила действия принимаются ребенком лишь частично. Включаясь в работу, быстро отвлекается, не знает что именно надо делать. Может применять и следовать лишь простейшим требованиям.

Обобщенный способ решения задач.

Способен к успешному и быстрому принятию и реализации способа решения задачи и адекватному переносу в иные условия

Способен к принятию и реализации способа решения задачи и адекватному его переносу в новые условия только в сотрудничестве со взрослым.

Чрезвычайно слабое развитие способности к овладению способами решения задачи

Контроль, оценка

Умеет самостоятельно обнаружить ошибки, умеет вносить адекватные коррективы в схему действий. Высказывает удовлетворение от решения задачи.

Самооценка положительная, кратко мотивирует самооценку, ориентируясь на свои достижения и оценку взрослого.

При выполнении задания осознается схема действия, однако затруднено одновременное выполнение учебных действий и их соотнесение со схемой; ошибки исправляет и обосновывает.

Самооценка положительная; может приписывать себе несуществующие  достижения и положительные качества; кратко мотивирует самооценку по вопросам взрослого. Выражает удовлетворение от решения, не мотивируя его.

Учебные действия не контролируются, допущенные ошибки не замечаются и не исправляются даже в многократно повторенных действиях.

Самооценка не выражена или негативная; самооценку не мотивирует. Не выражает отношения к проделанной деятельности, не оценивает результат решения задачи.

На основании совокупности выделенных критериев определяются следующие уровни сформированности учебных умений: высокий, средний, низкий (см. табл. 2).

Таблица 2

Уровни сформированности учебных умений у детей старшего дошкольного возраста

(Ю. А. Афонькина)

Уровни сформированности учебных умений у детей старшего дошкольного возраста

Характеристика уровней сформированности учебных умений у детей старшего дошкольного возраста

Высокий (0-6 баллов)

При постановке задачи дошкольник сразу принимает правила ее решения. Практически без ошибок, в процессе реализации заданных условий. Подчиняет им свои действия.

Способен к успешному и быстрому принятию и реализации способа решения задачи и адекватному переносу в иные условия.

Может самостоятельно обнаружить ошибки, может вносить адекватные коррективы в схему действий. Самооценка положительная, кратко мотивирует самооценку. Высказывает удовлетворение от решения задачи.

Средний (7-12 баллов)

Дети данного уровня условия задачи принимают достаточно легко. Вместе с тем, при относительно качественном осознании заданных правил, испытывают трудности в плане практической их реализации. Склонны прибегать к помощи взрослого.

Способны к принятию и реализации способа решения задачи и адекватному его переносу в новые условия только в сотрудничестве со взрослым.

При выполнении задания осознается схема действия, однако затруднено одновременное выполнение учебных действий и их соотнесение со схемой; ошибки исправляет и обосновывает.

Самооценка положительная; может приписывать себе несуществующие  достижения и положительные качества; кратко мотивирует самооценку по вопросам взрослого. Выражает удовлетворение от решения, не мотивируя его.

Низкий (13 и более баллов)

Детьми данного уровня задаваемые правила действия принимаются ребенком лишь частично. Включаясь в работу, быстро отвлекаются, не знают, что именно надо делать. Могут применять и следовать лишь простейшим требованиям.

Чрезвычайно слабое  развитие способности к овладению способами решения задачи.

Учебные действия не контролируются, допущенные ошибки не замечаются и не исправляются даже в многократно повторенных действиях.

Самооценка не выражена или негативная; самооценку не мотивирует. Не выражает отношения к проделанной деятельности, не оценивает результат решения задачи.

Для определения выше указанных уровней учебных умений детям были предложены три серии заданий.

В первой серии для исследования способности к принятию учебной задачи детям предлагалось задание, в котором была учтена специфика собственно учебных задач.

Задания. Ребенку давался лист бумаги и карандаш. Вначале экспериментатором дошкольнику давалась следующая инструкция: «Ты сейчас будешь выполнять задание. Перед тем, как выполнять, ты должен его запомнить и повторить для меня. Когда скажу «выполняй», ты его начнешь делать. А теперь слушай внимательно и запоминай задание: «Ты будешь слушать рассказ, который я прочту. Когда услышишь слово «желтый», нарисуй квадрат, когда услышишь слово «зеленый», нарисуй треугольник, а когда услышишь другие названия цвета, нарисуй круг!» (см. Приложение 1).

Для исследования уровня овладения старшими дошкольниками обобщенными способами решения учебных задач использовались шесть карточек. Цель исследования – выяснить, как дети усвоили обобщенный способ решения задач, сущность которого заключалась в том, чтобы определить подобие геометрических фигур по разным признакам – цвету, величине, форме или по двум – трем признакам одновременно.

Карточка 1 – в середине круга нарисованы фигуры одинакового цвета, но разные по форме и величине. Карточка 2 – в середине круга нарисованы фигуры одинакового цвета, но разные по форме и величине. Карточка 3 – в середине круга нарисованы фигуры одинаковой формы,  но разные по цвету и величине. Карточка 4 – в середине круга нарисованы фигуры одинаковой величины, но разные по форме и цвету. Карточка 5 – нарисовано два круга, которые пересекаются. В одном круге все фигуры одинакового цвета, в другом – одинаковой формы. Карточка 6 – нарисовано три круга, которые пересекаются. В одном круге все фигуры одинакового цвета, в другом одинаковой формы, в третьем – одинаковой величины.

        Детям предлагалась серия задач в виде 6 вариантов карточек с несколькими фигурами (4-5), которые отличались по трем признакам. Эти фигуры располагались в круге и вне его. Требование задачи – определить, какая фигура, расположенная вне круга, подобна фигурам, которые находятся в круге. Задачи варьировались по цвету объектов (параметр Ц), по их форме (параметр Ф), величине (параметр В), а также по количеству признаков, по которым отличались фигуры (2 – например, цвет и форма; 3 – все три признака) (см. Приложение 1).

Приложение 1

Карточки для изучения учебных умений

        Карточки, которые давались детям для изучения способности к овладению обобщенным способом решения учебных задач, изображены на рис. 2 (соответствие цветам):

                 - красный          - зеленый         - синий        

         

                                                

    ● ■ ▲                                                               ■  ●

               карточка 1.                                                                карточка 2.

        

                                                        

   ■   ●                     

           

карточка 3        карточка 4

                       

                                                              

        

         

                                                

 карточка 5.                                                                          карточка 6.

Карточки для исследования умения контроля

        

  красный           зеленый               синий        коричневый

__________________________________________________________________

1      2      3    4    5   6     7     8       9     10   11   12     13     14   15

          

КарточкаА ВариантА         __________________________________________________________________

1      2      3    4    5   6     7     8       9     10   11   12     13     14   15

Карточка Б                                                                       Вариант Б

______________________________________________________________

1      2      3    4    5   6     7     8       9     10   11   12     13     14   15    

Карточка В                                                              Вариант В

1      2      3    4    5   6     7     8       9     10   11   12     13     14   15

Карточка Г  Вариант Г  _________________________________________________________________

1      2      3    4    5   6     7     8       9     10   11   12     13     14   15

КарточкаД ВариантД



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: «Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе работы над связной речью».

Консультация для воспитателей: «Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе работы над связной речью»....

Консультация для педагогов и родителей: «Развитие пластических умений старших дошкольников в процессе лепки глиной по мотивам Сибирских сказок»

Сибирские сказки-крайне благодатная почва для развития пластических умений дошкольников. В ходе консультации, объяснена система работы педагога в данном направлении....

Консультация для педагогов «Формирование коммуникативных умений у дошкольников с задержкой психического развития».

Одним из направлений в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими ЗПР, является формирование коммуникативных умений....

Опыт эффективных партнёрских отношений между семьями воспитанников и педагогами по формированию первоначальных учебных умений и навыков у дошкольников.

Создание условий для успешной адаптации  дошкольников к школьным условиям – наша общая цель. Общая цель – это работа детского сада, начальной школы и семьи....

Консультация для воспитателей: «Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников»

Консультация для воспитателей:«Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников»...

консультация для педагогов на тему "Формирование диалогических умений у дошкольников посредством создания игровых проблемных ситуаций"

консультация содержит советы практического характера о этапах работы над проблемной ситуацией....