Консультация для воспитателей "Формирование учебных умений у дошкольников"
консультация (старшая группа) по теме
В дошкольном возрасте происходит становление основ учебной деятельности, включающее формирование умений принять или поставить задачу, отобрать способы решения, умение усваивать и применять обобщенные способы решения подобных задач, проверить и оценить результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.formirovanie_uchebnyh_umeniy_u_doshkolnikov.docx | 213.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ города Нижневартовска ДС №34 «Дюймовочка»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Подготовила:
Воспитатель Юркова Н.М.
Формирование
учебных умений у старших дошкольников
Процесс формирования основ учебной деятельности представляет собой актуальную проблему в дошкольной педагогике, требующую теоретического и практического решения.
В дошкольном возрасте происходит становление основ учебной деятельности, включающее формирование умений принять или поставить задачу, отобрать способы решения, умение усваивать и применять обобщенные способы решения подобных задач, проверить и оценить результаты.
Умение рассматривается как овладение человеком совокупностью операций (действий), приводящих к успешному выполнению той или иной деятельности. Учебные умения формируются в учебной деятельности.
В дошкольном возрасте учебные умения старших дошкольников - определяются как система взаимосвязанных действий, включающая принятие учебной задачи, обобщенный способ решения задачи, контроль и оценку, способствующих развитию основ учебной деятельности.
Для выявления уровня сформированности учебных умений у детей старшего дошкольного возраста используется методика мониторинга качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования Ю.А. Афонькиной, на основе которой выявляются критерии и показатели учебных умений дошкольников, они отражены в таблице 1.
Таблица 1
Критерии и показатели оценки учебных умений
(Ю. А. Афонькина)
Критерии | Показатели |
Принятие ребенком учебной задачи | При постановке задачи дошкольник сразу принимает правила ее решения. Практически без ошибок выполняет задание, в процессе реализации заданных условий. Подчиняет им свои действия. |
Условия задачи принимаются достаточно легко. Вместе с тем, при относительно качественном осознании заданных правил, испытывает трудности в плане практической их реализации. Склонны прибегать к помощи взрослого. | |
Задаваемые правила действия принимаются ребенком лишь частично. Включаясь в работу, быстро отвлекается, не знает что именно надо делать. Может применять и следовать лишь простейшим требованиям. | |
Обобщенный способ решения задач. | Способен к успешному и быстрому принятию и реализации способа решения задачи и адекватному переносу в иные условия |
Способен к принятию и реализации способа решения задачи и адекватному его переносу в новые условия только в сотрудничестве со взрослым. | |
Чрезвычайно слабое развитие способности к овладению способами решения задачи | |
Контроль, оценка | Умеет самостоятельно обнаружить ошибки, умеет вносить адекватные коррективы в схему действий. Высказывает удовлетворение от решения задачи. Самооценка положительная, кратко мотивирует самооценку, ориентируясь на свои достижения и оценку взрослого. |
При выполнении задания осознается схема действия, однако затруднено одновременное выполнение учебных действий и их соотнесение со схемой; ошибки исправляет и обосновывает. Самооценка положительная; может приписывать себе несуществующие достижения и положительные качества; кратко мотивирует самооценку по вопросам взрослого. Выражает удовлетворение от решения, не мотивируя его. | |
Учебные действия не контролируются, допущенные ошибки не замечаются и не исправляются даже в многократно повторенных действиях. Самооценка не выражена или негативная; самооценку не мотивирует. Не выражает отношения к проделанной деятельности, не оценивает результат решения задачи. |
На основании совокупности выделенных критериев определяются следующие уровни сформированности учебных умений: высокий, средний, низкий (см. табл. 2).
Таблица 2
Уровни сформированности учебных умений у детей старшего дошкольного возраста
(Ю. А. Афонькина)
Уровни сформированности учебных умений у детей старшего дошкольного возраста | Характеристика уровней сформированности учебных умений у детей старшего дошкольного возраста |
Высокий (0-6 баллов) | При постановке задачи дошкольник сразу принимает правила ее решения. Практически без ошибок, в процессе реализации заданных условий. Подчиняет им свои действия. Способен к успешному и быстрому принятию и реализации способа решения задачи и адекватному переносу в иные условия. Может самостоятельно обнаружить ошибки, может вносить адекватные коррективы в схему действий. Самооценка положительная, кратко мотивирует самооценку. Высказывает удовлетворение от решения задачи. |
Средний (7-12 баллов) | Дети данного уровня условия задачи принимают достаточно легко. Вместе с тем, при относительно качественном осознании заданных правил, испытывают трудности в плане практической их реализации. Склонны прибегать к помощи взрослого. Способны к принятию и реализации способа решения задачи и адекватному его переносу в новые условия только в сотрудничестве со взрослым. При выполнении задания осознается схема действия, однако затруднено одновременное выполнение учебных действий и их соотнесение со схемой; ошибки исправляет и обосновывает. Самооценка положительная; может приписывать себе несуществующие достижения и положительные качества; кратко мотивирует самооценку по вопросам взрослого. Выражает удовлетворение от решения, не мотивируя его. |
Низкий (13 и более баллов) | Детьми данного уровня задаваемые правила действия принимаются ребенком лишь частично. Включаясь в работу, быстро отвлекаются, не знают, что именно надо делать. Могут применять и следовать лишь простейшим требованиям. Чрезвычайно слабое развитие способности к овладению способами решения задачи. Учебные действия не контролируются, допущенные ошибки не замечаются и не исправляются даже в многократно повторенных действиях. Самооценка не выражена или негативная; самооценку не мотивирует. Не выражает отношения к проделанной деятельности, не оценивает результат решения задачи. |
Для определения выше указанных уровней учебных умений детям были предложены три серии заданий.
В первой серии для исследования способности к принятию учебной задачи детям предлагалось задание, в котором была учтена специфика собственно учебных задач.
Задания. Ребенку давался лист бумаги и карандаш. Вначале экспериментатором дошкольнику давалась следующая инструкция: «Ты сейчас будешь выполнять задание. Перед тем, как выполнять, ты должен его запомнить и повторить для меня. Когда скажу «выполняй», ты его начнешь делать. А теперь слушай внимательно и запоминай задание: «Ты будешь слушать рассказ, который я прочту. Когда услышишь слово «желтый», нарисуй квадрат, когда услышишь слово «зеленый», нарисуй треугольник, а когда услышишь другие названия цвета, нарисуй круг!» (см. Приложение 1).
Для исследования уровня овладения старшими дошкольниками обобщенными способами решения учебных задач использовались шесть карточек. Цель исследования – выяснить, как дети усвоили обобщенный способ решения задач, сущность которого заключалась в том, чтобы определить подобие геометрических фигур по разным признакам – цвету, величине, форме или по двум – трем признакам одновременно.
Карточка 1 – в середине круга нарисованы фигуры одинакового цвета, но разные по форме и величине. Карточка 2 – в середине круга нарисованы фигуры одинакового цвета, но разные по форме и величине. Карточка 3 – в середине круга нарисованы фигуры одинаковой формы, но разные по цвету и величине. Карточка 4 – в середине круга нарисованы фигуры одинаковой величины, но разные по форме и цвету. Карточка 5 – нарисовано два круга, которые пересекаются. В одном круге все фигуры одинакового цвета, в другом – одинаковой формы. Карточка 6 – нарисовано три круга, которые пересекаются. В одном круге все фигуры одинакового цвета, в другом одинаковой формы, в третьем – одинаковой величины.
Детям предлагалась серия задач в виде 6 вариантов карточек с несколькими фигурами (4-5), которые отличались по трем признакам. Эти фигуры располагались в круге и вне его. Требование задачи – определить, какая фигура, расположенная вне круга, подобна фигурам, которые находятся в круге. Задачи варьировались по цвету объектов (параметр Ц), по их форме (параметр Ф), величине (параметр В), а также по количеству признаков, по которым отличались фигуры (2 – например, цвет и форма; 3 – все три признака) (см. Приложение 1).
Приложение 1
Карточки для изучения учебных умений
Карточки, которые давались детям для изучения способности к овладению обобщенным способом решения учебных задач, изображены на рис. 2 (соответствие цветам):
■ - красный □ - зеленый □ - синий
▲ ● ■ ▲ ■ ▲ ● ▲
карточка 1. карточка 2.
■ ▲ ■ ● ■ ■ ▲●
карточка 3 карточка 4
карточка 5. карточка 6.
Карточки для исследования умения контроля
красный зеленый синий коричневый
__________________________________________________________________
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
КарточкаА ВариантА __________________________________________________________________
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Карточка Б Вариант Б
______________________________________________________________
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Карточка В Вариант В
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Карточка Г Вариант Г _________________________________________________________________
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
КарточкаД ВариантД
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему:"Развитие умения у дошкольников высказываться связно и образно на тему произведений живописи"
консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей: «Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе работы над связной речью».
Консультация для воспитателей: «Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе работы над связной речью»....
Консультация для педагогов и родителей: «Развитие пластических умений старших дошкольников в процессе лепки глиной по мотивам Сибирских сказок»
Сибирские сказки-крайне благодатная почва для развития пластических умений дошкольников. В ходе консультации, объяснена система работы педагога в данном направлении....
Консультация для педагогов «Формирование коммуникативных умений у дошкольников с задержкой психического развития».
Одним из направлений в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими ЗПР, является формирование коммуникативных умений....
Опыт эффективных партнёрских отношений между семьями воспитанников и педагогами по формированию первоначальных учебных умений и навыков у дошкольников.
Создание условий для успешной адаптации дошкольников к школьным условиям – наша общая цель. Общая цель – это работа детского сада, начальной школы и семьи....
Консультация для воспитателей: «Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников»
Консультация для воспитателей:«Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников»...
консультация для педагогов на тему "Формирование диалогических умений у дошкольников посредством создания игровых проблемных ситуаций"
консультация содержит советы практического характера о этапах работы над проблемной ситуацией....