Фольклорный праздник "Березынька".
проект (старшая группа) на тему
Посвящено празднику Троицы. Фольклорный праздник, хороводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
21_folklornyy_prazdnik._beryozynka.docx | 28.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное учреждение социального обслуживания населения Тульской области «Социально-реабилитационный центр
для несовершеннолетних города Донского»
Фольклорный праздник
«Берёзынька»
первой квалификационной категории: Пекушкина Г.П.
Фольклорный праздник «Берёзынька»
Цель. Продолжать знакомить детей с русскими народными праздниками и традициями. Развивать чувство любви к Родине, уважение к обычаям. Воспитывать культуру празднования.
Материал. Берёза. Жар-птица (из цветного картона). Макет берёзы. Венок из берёзовых веток. Карточки с сообщениями о пользе берёзы.
Ход праздника.
Дети входят в зал, садятся. Звучит музыка.
Ведущий:
- Государи и государыни, судари и сударыни,
Парни и девицы,
Девицы-молодицы, девушки-лебёдушки,
Девочки-молодушки, да ребята-молодцы,
Все мужчины-усачи, дедушки, бородачи,
Дети и родители, дорогие зрители,
Праздник начинается, берёзка наряжается,
Праздник начинается, берёзка завивается.
Ведущий рассказывает сказку:
- Жила-была берёзонька белая да кудрявая, снегом покрытая, всем ветрам открытая. Спала она всю зимушку. Но вот пришла Весна-красна, солнышком пригрела, ветерком обвеяла, дождиком обсеяла. И проснулась берёзонька- красавица. Проснулась, листочками обернулась, украсилась серёжками, всем понравилась, на праздник направилась. Праздник-то Троица. Да не простая, а Троица Святая. Пошли к ней добрые люди Весну провожать, Лето встречать. Подарками её оделяли, венки для неё завивали, вокруг неё хороводы водили, песни пели и весёлый пир устраивали. Всех добрых людей Берёза встречала и привечала. И нам её встречать-величать. Подойдём к берёзе, украсим её лентами, подарками, загадаем желания, поводим хороводы вокруг берёзки. (Дети украшают берёзу, загадывают желания. Водят хоровод «Во поле берёза стояла...». Садятся.) Выходят два ребёнка:
с куклой Жар-птицей и девочка в венке из берёзовых веток.):
- Я жар-птица, Когда хожу -
Всем птицам царица. Хвост веером держу,
С походкой важной, Вся радугой сияю,
С короной царской. Красотой пленяю.
Я жар-птица, рода царского из сада райского! Не чета тебе, дереву! Не тебя, а меня нужно величать и мою красоту воспевать!
- Я простого рода. Мой батюшка - ясен месяц, он ночью мне
светит. Моя матушка - красное солнце, летом меня греет. Мой брат - соловей в лесу, он мне песни распевает. Моя сестра - ранняя заря, она росой меня питает.
Жар-птица: - Мои перья золотыми лучами сияют.
Берёза: - Моей лучиной избу освещают.
Жар-птица: - Я вся огнём пылаю.
Берёза: - А я из печи жаром всех согреваю.
Жар-птица: - Мои перья царские одежды украшают.
Берёза: - А я в лапти всех обуваю, в коробах и в лукошках всё сохраняю.
Жар-птица: - Мои яйца только на царские столы подают.
Берёза: - А мой сок просто берут и пьют.
Жар-птица: - Я хвост веером распускаю!
Берёза: - В моей тени-прохладе люди отдыхают.
Жар-птица: - Я жар-птица! Моей красотой весь свет дивится! Сказки обо мне слагают и в песнях воспевают!
Берёза: - А вокруг меня, белой берёзы, на Семик-Троицу девушки
хороводы водят, венки вьют, мне косы лентами заплетают, в песнях меня восхваляют, желания загадывают, красавицей называют.
Жар-птица: - Победила ты меня Берёза! Не чем мне Жар-птице больше хвалиться. Вернусь я в сады царские, на деревья райские - за тридевять земель, за тридевять морей. Там моё место! (Уходит.)
Ведущий: - Берёза не всё о себе рассказала. О берёзе сложены не только хороводы, но и песни, стихи, сказки, загадки. С берёзой связано много примет. Вы их знаете? Расскажите!
- Лопаются серёжки у берёзы - пора сеять хлеб.
- О том, какая будет весна берёзы рассказывают осенью. Листья начинают желтеть с верхушки - к ранней весне, снизу - к поздней.
- В начале октября листья с берёз не опали - снег ляжет поздно.
- Если берёза вперёд опушается, то жди сухого лета, а если клён, то мокрого.
- Весной берёзовый сок не вкусен - хлеб уродится.
- Листья с берёзы опадают чисто у лёгкому урожайному году.
Ведущий: - Много загадок о берёзе сложил русский народ. Вот одна из них. Попробуйте догадаться, о чём в неё говорится. «Стоит дерево древлянское. В этом дереве семь угодьев. Первое угодье - в избе обиходье. (Веник.) Другое угодье - в кругу вертится. (Прялка.) Третье угодье - старому и малому потеха. (Игрушки.) Четвёртое угодье - по церкви крыша. (Дранка.) Пятое угодье - по дорожке след. (Лапти.) Шестое угодье - во всю ночь свет. Седьмое угодье - всему миру масло. (Дёготь.)
- Молодцы, разгадали загадку о «семи угодьях». А вы знаете, чем ещё полезна берёза?
(Выходят дети, читают сообщения.)
- Из древесины берёзы делают мебель.
- Кора берёзы (береста) в древности заменяла бумагу.
- Бересту применяли как заживляющий пластырь при ранах и ожогах.
- Из берёзы делают музыкальные инструменты, посуду.
- Из березовых веток вяжут веники для бани.
Звучит русская народная мелодия. Выходят два ребенка в роли коробейников:
- - Начинаю хоровод, подходи честной народ.
Пусть сердца раскроются на Святую Троицу.
- - Подходи честной народ, коробейник продает Березовые веточки для Катеньки, для Светочки,
Для Машеньки, Наташеньки, Глашеньки и Дашеньки - Для всех девчат, для всех ребят, для всех березовый наряд!
- - Есть веники для бани, для Маши и для Вани,
Свежие, пахучие, нежные и жгучие!
А вот венички для Венички и Сенички.
А вот квас для всех вас!
- - Есть сок березовый, чтоб щёчки были розовы.
Берёзовая каша для Феди и для Маши.
Берёзовые почки берите на примочки!
Изделия из бересты! Бери - не пожалеешь ты!
- - В любой торговой точке берёзовые почки!
В любой торговой точке для девушек цветочки!
- - Для девушек платочки в любой торговой точке!
Подходи, честной народ на весёлый хоровод!
(Звучит хоровод или песня о берёзе.)
- - А теперь аукцион, очень уж секретный он!
- - Впрочем, не такой секретный, но в познании заметный!
1. - Мы вам будем задавать вопросы о нашей героине берёзе, а вы рискните дать правильные ответы.
- Как в народе ещё называют берёзу? (Вьюнок, повитуха, береза, плакучая.)
- Какие породы берёз, растущих в России вы знаете? (белая весёлка, шертстолистая, болотная, карельская, глухая, каменная, кустовая, сланец, плакучая.)
- Когда в дом приходили сваты, ветка какого дерева обозначала согласие, а какого - отказ? (Берёза, сосна, ель, дуб.)
- Какую птицу крестили в день Троицы? (Кукушку.)
- Что значит «накормить берёзовой кашей»? (Наказать, похлестать веткой.)
- Какие есть грибы, чьё название связано с берёзой?
- У берёзы есть «одежда», из которой делают замечательную посуду, настилают на кровлю, корзины. Как она называется?
- Что конкретно изготавливают из бересты? (Туеса, горшочки, табакерки, бутылочки, лодки, лукошки, лапти.)
- Как в народе называют берёзовый веник? (Голик.)
- - На полянке, на лугу, гнулася берёзынька.
Завивали, запевали, лентой украшали, берёзку прославляли.
«Белая берёзынька, ходи с нами гулять, пойдём с нами играть!»
- И в завершение нашего праздника Приглашаем всех на весёлые игры!
(Проводятся подвижные игры: «Горелки», «Жаворонок», Заря- заряница» и др.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
фольклорная гимнастика
Предложенная технология знакомства с народным устно-поэтическим, музыкально-песенным, игровым творчеством на занятиях физической культуры по своему характеру является развивающе – обучающей и на...
Перспективный план проведения фольклорно-игровых занятий в горнице
Приобщать детей к истокам народной культуры; знакомить с фольклорными произведениями; формировать познавательную активность,речь;доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями...
Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у бабушки Варварушки»
Развивать память, внимание, речь ребёнка; создать условия для воспитания любви к родному языку...
Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у Сороки – вороны»
Воспитывать доброжелательные отношения к персонажам русской народной потешки"Сорока-ворона": доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями; вызвать интерес к рисованию нетрад...
Фольклорно-экологический досуг для детей старшего дошкольного возраста и их родителей "Капустные вечорки"
Работа с родителями. Фольклорно-экологический досуг для детей старшего дошкольного возраста "КАПУСТНЫЕ ВЕЧОРКИ". Сценарий досуга предполагает активное участие взрослых в играх, аттракционах и хоровода...
КОНСПЕКТЫ ИГР-ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ФОЛЬКЛОРНЫМИ ОБРАЗАМИ ЗИМНЕГО ПРАЗДНИКА
КОНСПЕКТЫ ИГР-ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ФОЛЬКЛОРНЫМИ ОБРАЗАМИ ЗИМНЕГО ПРАЗДНИКА – ДЕДА МОРОЗА, СНЕГУРОЧКИ, ЗНАКОМСТВУ ДЕТЕЙ С НАРОДНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ ВСТРЕЧИ НОВОГО ГОДА И РОЖДЕСТВА...
Проектные работы: фольклорный праздник "Троица", фольклорный праздник "Покров"
Актуальность:Росссия богата народными традициями, обычаями, народными праздниками. Это часть нашего духовного наследия. Наша задача -- сохранить это богатство. Нельзя прерывать связь времён и поколени...