Фольклорный праздник "Березынька".
проект (старшая группа) на тему

Пекушкина Галина Павловна

Посвящено празднику Троицы. Фольклорный праздник, хороводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 21_folklornyy_prazdnik._beryozynka.docx28.45 КБ

Предварительный просмотр:

       Государственное учреждение социального обслуживания населения Тульской области «Социально-реабилитационный центр

                                                                для несовершеннолетних города Донского»

   Фольклорный праздник

«Берёзынька»

первой квалификационной категории: Пекушкина Г.П.

                                                       Г. Донской 2012 г.


Фольклорный праздник «Берёзынька»

Цель. Продолжать знакомить детей с русскими народными праздниками и традициями. Развивать чувство любви к Родине, уважение к обычаям. Воспитывать культуру празднования.

Материал. Берёза. Жар-птица (из цветного картона). Макет берёзы. Венок из берёзовых веток. Карточки с сообщениями о пользе берёзы.

Ход праздника.

Дети входят в зал, садятся. Звучит музыка.

Ведущий:

  • Государи и государыни, судари и сударыни,

Парни и девицы,

Девицы-молодицы, девушки-лебёдушки,

Девочки-молодушки, да ребята-молодцы,

Все мужчины-усачи, дедушки, бородачи,

Дети и родители, дорогие зрители,

Праздник начинается, берёзка наряжается,

Праздник начинается, берёзка завивается.

Ведущий рассказывает сказку:

  • Жила-была берёзонька белая да кудрявая, снегом покрытая, всем ветрам открытая. Спала она всю зимушку. Но вот пришла Весна-красна, солнышком пригрела, ветерком обвеяла, дождиком обсеяла. И проснулась берёзонька- красавица. Проснулась, листочками обернулась, украсилась серёжками, всем понравилась, на праздник направилась. Праздник-то Троица. Да не простая, а Троица Святая. Пошли к ней добрые люди Весну провожать, Лето встречать. Подарками её оделяли, венки для неё завивали, вокруг неё хороводы водили, песни пели и весёлый пир устраивали. Всех добрых людей Берёза встречала и привечала. И нам её встречать-величать. Подойдём к берёзе, украсим её лентами, подарками, загадаем желания, поводим хороводы вокруг берёзки. (Дети украшают берёзу, загадывают желания. Водят хоровод «Во поле берёза стояла...». Садятся.) Выходят два ребёнка:

с куклой Жар-птицей и девочка в венке из берёзовых веток.):

  • Я жар-птица,        Когда хожу -

Всем птицам царица.        Хвост веером держу,

С походкой важной,        Вся радугой сияю,

С короной царской.        Красотой пленяю.

Я жар-птица, рода царского из сада райского! Не чета тебе, дереву! Не тебя, а меня нужно величать и мою красоту воспевать!

  • Я простого рода. Мой батюшка - ясен месяц, он ночью мне

светит. Моя матушка - красное солнце, летом меня греет. Мой брат - соловей в лесу, он мне песни распевает. Моя сестра - ранняя заря, она росой меня питает.

Жар-птица: - Мои перья золотыми лучами сияют.

Берёза: - Моей лучиной избу освещают.

Жар-птица: - Я вся огнём пылаю.

Берёза: - А я из печи жаром всех согреваю.

Жар-птица: - Мои перья царские одежды украшают.

Берёза: - А я в лапти всех обуваю, в коробах и в лукошках всё сохраняю.

Жар-птица: - Мои яйца только на царские столы подают.

Берёза: - А мой сок просто берут и пьют.

Жар-птица: - Я хвост веером распускаю!

Берёза: - В моей тени-прохладе люди отдыхают.

Жар-птица: - Я жар-птица! Моей красотой весь свет дивится! Сказки обо мне слагают и в песнях воспевают!

Берёза: - А вокруг меня, белой берёзы, на Семик-Троицу девушки

хороводы водят, венки вьют, мне косы лентами заплетают, в песнях меня восхваляют, желания загадывают, красавицей называют.

Жар-птица: - Победила ты меня Берёза! Не чем мне Жар-птице больше хвалиться. Вернусь я в сады царские, на деревья райские - за тридевять земель, за тридевять морей. Там моё место! (Уходит.)

Ведущий: - Берёза не всё о себе рассказала. О берёзе сложены не только хороводы, но и песни, стихи, сказки, загадки. С берёзой связано много примет. Вы их знаете? Расскажите!

  • Лопаются серёжки у берёзы - пора сеять хлеб.
  • О том, какая будет весна берёзы рассказывают осенью. Листья начинают желтеть с верхушки - к ранней весне, снизу - к поздней.
  • В начале октября листья с берёз не опали - снег ляжет поздно.
  • Если берёза вперёд опушается, то жди сухого лета, а если клён, то мокрого.
  • Весной берёзовый сок не вкусен - хлеб уродится.
  • Листья с берёзы опадают чисто у лёгкому урожайному году.

Ведущий: - Много загадок о берёзе сложил русский народ. Вот одна из них. Попробуйте догадаться, о чём в неё говорится. «Стоит дерево древлянское. В этом дереве семь угодьев. Первое угодье - в избе обиходье. (Веник.) Другое угодье - в кругу вертится. (Прялка.) Третье угодье - старому и малому потеха. (Игрушки.) Четвёртое угодье - по церкви крыша. (Дранка.) Пятое угодье - по дорожке след. (Лапти.) Шестое угодье - во всю ночь свет. Седьмое угодье - всему миру масло. (Дёготь.)

  • Молодцы, разгадали загадку о «семи угодьях». А вы знаете, чем ещё полезна берёза?

(Выходят дети, читают сообщения.)

  • Из древесины берёзы делают мебель.
  • Кора берёзы (береста) в древности заменяла бумагу.
  • Бересту применяли как заживляющий пластырь при ранах и ожогах.
  • Из берёзы делают музыкальные инструменты, посуду.
  • Из березовых веток вяжут веники для бани.

Звучит русская народная мелодия. Выходят два ребенка в роли коробейников:

  1. - Начинаю хоровод, подходи честной народ.

Пусть сердца раскроются на Святую Троицу.

  1. - Подходи честной народ, коробейник продает Березовые веточки для Катеньки, для Светочки,

Для Машеньки, Наташеньки, Глашеньки и Дашеньки - Для всех девчат, для всех ребят, для всех березовый наряд!

  1. - Есть веники для бани, для Маши и для Вани,

Свежие, пахучие, нежные и жгучие!

А вот венички для Венички и Сенички.

А вот квас для всех вас!

  1. - Есть сок березовый, чтоб щёчки были розовы.

Берёзовая каша для Феди и для Маши.

Берёзовые почки берите на примочки!

Изделия из бересты! Бери - не пожалеешь ты!

  1. - В любой торговой точке берёзовые почки!

В любой торговой точке для девушек цветочки!

  1. - Для девушек платочки в любой торговой точке!

Подходи, честной народ на весёлый хоровод!

(Звучит хоровод или песня о берёзе.)

  1. - А теперь аукцион, очень уж секретный он!
  2. - Впрочем, не такой секретный, но в познании заметный!

1. - Мы вам будем задавать вопросы о нашей героине берёзе, а вы рискните дать правильные ответы.

  1. Как в народе ещё называют берёзу? (Вьюнок, повитуха, береза, плакучая.)
  2. Какие породы берёз, растущих в России вы знаете? (белая весёлка, шертстолистая, болотная, карельская, глухая, каменная, кустовая, сланец, плакучая.)
  3. Когда в дом приходили сваты, ветка какого дерева обозначала согласие, а какого - отказ? (Берёза, сосна, ель, дуб.)
  4. Какую птицу крестили в день Троицы? (Кукушку.)
  5. Что значит «накормить берёзовой кашей»? (Наказать, похлестать веткой.)
  6. Какие есть грибы, чьё название связано с берёзой?
  7. У берёзы есть «одежда», из которой делают замечательную посуду, настилают на кровлю, корзины. Как она называется?
  8. Что конкретно изготавливают из бересты? (Туеса, горшочки, табакерки, бутылочки, лодки, лукошки, лапти.)
  9. Как в народе называют берёзовый веник? (Голик.)
  1. - На полянке, на лугу, гнулася берёзынька.

Завивали, запевали, лентой украшали, берёзку прославляли.

«Белая берёзынька, ходи с нами гулять, пойдём с нами играть!»

  1. И в завершение нашего праздника Приглашаем всех на весёлые игры!

(Проводятся подвижные игры: «Горелки», «Жаворонок», Заря- заряница» и др.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

фольклорная гимнастика

Предложенная технология знакомства с народным устно-поэтическим,  музыкально-песенным, игровым творчеством на занятиях физической культуры по своему характеру является развивающе – обучающей и на...

Перспективный план проведения фольклорно-игровых занятий в горнице

Приобщать детей к истокам народной культуры; знакомить с фольклорными произведениями; формировать познавательную активность,речь;доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями...

Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у бабушки Варварушки»

Развивать память, внимание, речь ребёнка; создать условия для воспитания любви к родному языку...

Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у Сороки – вороны»

Воспитывать доброжелательные отношения к персонажам русской народной потешки"Сорока-ворона": доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями; вызвать интерес к рисованию нетрад...

Фольклорно-экологический досуг для детей старшего дошкольного возраста и их родителей "Капустные вечорки"

Работа с родителями. Фольклорно-экологический досуг для детей старшего дошкольного возраста "КАПУСТНЫЕ ВЕЧОРКИ". Сценарий досуга предполагает активное участие взрослых в играх, аттракционах и хоровода...

КОНСПЕКТЫ ИГР-ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ФОЛЬКЛОРНЫМИ ОБРАЗАМИ ЗИМНЕГО ПРАЗДНИКА

КОНСПЕКТЫ ИГР-ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ФОЛЬКЛОРНЫМИ ОБРАЗАМИ ЗИМНЕГО ПРАЗДНИКА – ДЕДА МОРОЗА, СНЕГУРОЧКИ, ЗНАКОМСТВУ ДЕТЕЙ С НАРОДНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ ВСТРЕЧИ НОВОГО ГОДА И РОЖДЕСТВА...

Проектные работы: фольклорный праздник "Троица", фольклорный праздник "Покров"

Актуальность:Росссия богата народными традициями, обычаями, народными праздниками. Это часть нашего духовного наследия. Наша задача -- сохранить это богатство. Нельзя прерывать связь времён и поколени...