Планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Документация воспитателя.
календарно-тематическое планирование на тему
План — не просто отчетный документ, главное в нем — рабочая ценность, заблаговременный преднамеренный подбор содержания и форм предстоящей работы с детьми, четкие ориентиры в использовании служебного времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prez.planirovanie.ppt | 378.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Деятельность воспитателя регламентируется законодательными и нормативно-правовыми документами , а также внутренними локальными актами учреждений в соответствии с их видом и типом: Конвенцией о защите прав человека и основных свобод; Конвенцией о правах ребенка; Конституцией РФ; Трудовым Кодексом РФ; Законом РФ «Об образовании»; Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 03.07.1998 г.; федеральными и региональными программами образования; Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений; региональными нормативно-правовыми документами; нормативно-правовыми документами вышестоящих организаций; локальными актами ДОУ (уставом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором, должностной инструкцией).
В соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка нужно: Своевременно заполнять и аккуратно вести установленную документацию; Четко планировать свою воспитательно-образовательную деятельность; Держать администрацию в курсе своих планов; Вести дневник наблюдений за детьми; Соблюдать правила и режим ведения документации; Уважать личность ребенка, изучать его индивидуальные особенности, знать его склонности и особенности, помогать ему в становлении и развитии личности.
Документация воспитателя делится на обязательную и рекомендуемую: Обязательная документация: 1. Календарный план воспитательно-образовательной работы; 2. табель посещаемости детей.
Документация воспителя Документация может быть систематизирована в следующих папках: информационно-нормативная (01), планирования и анализа (02), организации воспитательно-образовательной работы (03).
Рекомендуемая документация: Информационно-нормативная документация воспитателя: 1.Служебные и должностные инструкции 1.1. Должностная инструкция воспитателя дошкольных групп. 1.2. Инструкция по охране жизни и здоровья детей ДОУ. 1.3. Сезонные инструкции по технике безопасности работы на участке. 1.4. Инструкция по технике безопасности при организации занятий на физкультурной площадке. 2. Общие сведения о группе: 2.1. Список детей группы (с указанием даты рождения и даты поступления в ДОУ). 2.2. Режимы группы (на холодный, теплый, каникулярный, щадящий, адаптационный периоды года). 2.3. Сетка занятий (основная и дополнительных занятий в студиях и кружках). 2.4. Листки адаптации (для вновь поступивших детей). 2.5. Сведения о детях и их родителях.
3. Методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса 3.1. Основные направления работы и годовые задачи ДОУ на текущий год. 3.2. Перечень программ и педагогических технологий, используемых воспитателем (составляется вместе со старшим воспитателем). 3.3. Перспективное планирование по разделам программы. 3.4. Материалы для диагностики по основным разделам программы. 3.5. Памятки, рекламные проспекты для педагога по результатам окружных и городских мероприятий (курсы, семинары, методические объединения).
Воспитательно-образовательный процесс Планирование — основа содержания воспитательно-образовательной работы в ДОУ. План — это условие целеустремленности и организованности труда воспитателя, защита от самотека, от плена мелких текущих дел, однобокости и пропуска каких-то существенных задач развития. План — это прежде всего целеполагание. Планирование помогает воспитателю равномерно распределить программный материал в течение года, своевременно закрепить его, избежать перегрузки, спешки. План помогает заранее предусмотреть и обдумать методы, приемы, цель воспитания и обучения. Благодаря наличию плана воспитатель знает, что он сегодня будет делать и как, какие пособия и атрибуты будут использованы.
Правильно составленный план работы вносит ясность, предсказывает трудности, экономит время, повышает ответственность, облегчает работу. План — не просто отчетный документ, главное в нем — рабочая ценность, заблаговременный преднамеренный подбор содержания и форм предстоящей работы с детьми, четкие ориентиры в использовании служебного времени. План — это не формальность, а необходимое условие успешной работы с детьми, в плане главное не схема, форма, а содержание. Необходимым условием успешного планирования является твердое знание программы . Но знание программы не является единственным условием успешного планирования. Воспитатель должен хорошо знать детей своей группы, изучать каждого ребенка в динамике его развития.
Следующим условием является совместное составление плана двумя воспитателями, работающими в одной возрастной группе . Выполнение этого условия обеспечит единый подход к детям, единые требования к ним, повысит ответственность каждого воспитателя за выполнение плана и программы. У сменных воспитателей должен быть повседневный контакт в работе, постоянный обмен мнениями по результатам наблюдения за детьми: как они усваивают программный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культурного поведения, черты характера, кто, как и с кем играет и прочее.
За годы педагогической практики сменилось много разных видов календарного планирования. Раньше все воспитатели писали план в тетради. На правой стороне тетради писался план, а на левой — учёт проделанной работы. Но менялось время, педагоги, образование, с которым приходили педагоги, и естественно менялись планы, модернизировались, упрощались в написании, привнося новые технологии (компьютер). Но привнося новое, забылось то положительное, что было в старых планах, и на сегодняшний день многие календарные планы стали схематичные, неконкретные, какие-то размытые . Парой сам воспитатель не может разобраться, что же он сегодня проводит или упускает какой-то раздел, форму работы с детьми, сам об этом даже не подозревая. Ему легко заблудиться в море ежедневных проблем и упустить что-то очень важное для ребенка.
Недостатки и ошибки в календарных планах случаи отсутствия у воспитателей планов работы, а ведь это основной документ воспитателя; вместо планов предоставлена циклограмма работы на месяц или на неделю; перегруженность (недогруженность) планов; отсутствие дат; расписана организованная деятельность (занятия в детском саду), а про совместную и самостоятельную деятельность нет даже упоминания; отсутствие взаимосвязи разных видов деятельности (игра—труд—обучение); пропуск или нерегулярность какого-либо раздела программы; календарные планы представлены в виде перспективных; нет указаний, в какие режимные моменты что и кем проводится; не прописывается индивидуальная работа с детьми.
Технология разработки календарных планов Начинать написание плана с режимных моментов: утро; день; вечер; минимум на одну-две недели. Оформление плана должно соответствовать эстетическим требованиям, так как это визитная карточка ДОУ. Учитывать соотношение нагрузки детей: эмоциональной; интеллектуальной; физической. Учитывать степень усложнения материала (нельзя математику сочетать с занятиями физической культуры — очень высокий расход белка в организме при высокой интеллектуальной и физической деятельности). Соответствие программно-методическому обеспечению. Включать все виды деятельности.
Принципы планирования воспитательно-образовательной работы с детьми Должен быть определен оптимальный вариант учебной нагрузки детей. Недопустима информационная перегрузка. Существуют четкие рамки содержания (стандарт). Должны быть учтены медико-гигиенические требования к последовательности, длительности, особенностям проведения различных режимных процессов. Учтены местные региональные особенности (климат, природные условия). Учтены время года и погодные условия. Предусматривайте в плане чередования организованной и самостоятельной деятельности детей. Свободная деятельность должна составлять не менее 40% от объема регламентированной деятельности, в том числе на воздухе 3—4 часа в течение дня в зависимости от времени года. Обязательное выделение времени для свободной игры в детском саду. Учет изменения работоспособности детей в течение недели при планировании занятий и требований к их сочетаемости. Учет уровня развития детей. Использование результатов диагностики для оптимизации образовательного процесса, планирования индивидуальной работы с каждым ребенком. Непременная взаимосвязь процесса воспитания, обучения и развития. Регулярность, последовательность, повторность воспитательных воздействий. Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке, создающих у ребят радостное настроение, доставляющих им удовольствие. Учет эффектов «начала и конца» при распределении их в течение недели. В планируемой педагогом деятельности с детьми должны просматриваться решаемые ДОУ годовые задачи. Должна быть прослежена работа с родителями
Алгоритм составления календарного плана воспитателя дошкольного образовательного учреждения Титульный лист Список детей группы План работы с родителями Расписание сетки занятий на неделю (согласно количеству занятий по программе и требованию санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам) Планирование специально организованных занятий (с указанием дня и даты) Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми Планирование самостоятельной деятельности детей Планирование гимнастик Режим двигательной и интеллектуальной нагрузки + мероприятия по безопасности (методическое пособие «Здоровье детей – забота общая») Рекомендации специалистов
План работы с родителями Содержание работы с родителями планируется на месяц или неделю. Следует указать, в какие дни и что будет сделано каждым воспитателем группы, и какие общесадовские мероприятия будут проведены. Причем писать надо не только те мероприятия, которые проводятся воспитателем, но и специалистами, работающими на этой группе. Вне зависимости от того, кто проводит занятия, организатором его будет в любом случае воспитатель. Сколько мероприятий планировать, это каждый сам определит. Работа в детском саду с родителями должна планироваться в соответствии с годовыми задачами учреждения.
Структура написания занятия Вид занятия. Тема. Источник (с указанием автора и страницы) Например: 1.Обучение грамоте.- «Усвоение» звука и буквы М» – Ушакова О.А. стр.56 2.Конструирование – «Сказочный гномик» – Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в д/с»- стр. 112
Совместную деятельность воспитателя с детьми целесообразно (обязательно) расписывать согласно режимным отрезкам: Утро Прогулка. Вторая половина дня.
Утро -это самый спокойный режимный момент Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни детского сада, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение. Здесь очень важно провести эмоционально-стимулирующую гимнастику. Работа проводится по подгруппам и индивидуально. Если говорить о фронтальной работе, это могут быть хороводы и спокойные виды деятельности. Утренний прием — наиболее благоприятное время для индивидуального общения воспитателя с каждым ребенком. В эти часы успешно ведется индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности. Отличительной особенностью ее является непринужденность, опора на интерес и любознательность ребенка, на занимательность формы и содержания проводимых мероприятий. Это работа по исправлению и воспитанию у детей правильного звукопроизношения, по развитию устной речи и выработке правильной интонации, по физическому воспитанию (стимулирование двигательной активности). При планировании индивидуальной работы с детьми, воспитатель указывает конкретно имена тех воспитанников, с кем будет производиться работа и прописывает какая работа.
По содержанию утренний отрезок времени включает: - игровую деятельность, - беседы с детьми, - рассматривание предметов и иллюстраций, - короткие наблюдения в природе и явлений общественной жизни. Количество видов деятельности в утренние часы: - в младшей и средней группе — 3-4 вида, - в старшей подготовительной группе — 4-6 видов в зависимости от детей группы.
Планирование прогулки В режиме дня каждой возрастной группы предусмотрено проведение двух прогулок: утренней и вечерней (не считая утреннего приема детей на воздухе). Задача прогулки в первую половину дня – восстановить силы после занятий, получить максимальный положительный заряд. Есть общепринятая структура прогулки . Если перед прогулкой было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начнется с наблюдения. Если же были спокойные виды деятельности, то прогулка начнется с подвижной деятельности.
Существует четыре вида прогулки: Типовая: максимально свободная деятельность детей (максимум атрибутов). Комбинированная, состоящая из двух частей: первая часть — целевая прогулка; вторая часть — свободная деятельность детей. Прогулка-экскурсия, прогулка-поход. Спортивная (соревнования, эстафеты).
1. Наблюдения. Этот вид детской деятельности на прогулках в первой половине дня планируется ежедневно. В старших группах, где особенно широкая программа ознакомления с общественно-бытовыми явлениями, можно планировать и по два наблюдения, одно из которых будет частью комплексного занятия и займет 10—15 минут. Наблюдения должны планироваться в соответствии с погодными условиями и временными отрезками: зима, весна, лето, осень. Наблюдения могут планироваться как кратковременные, так и длительные. В процессе наблюдений, проводимых как по инициативе взрослых, так и по желанию детей, развиваются: эстетическое восприятие, умственная активность, формируется интерес к окружающему, к познавательной деятельности. Таким образом в процессе наблюдений ребенок развивается всесторонне.
При организации любых видов наблюдений должно быть обязательно использовано художественное слово: - Стихи, - Пословицы, - Поговорки, - Загадки, - Потешки, - Приметы. С приметами начинают знакомить со средней группы.
Виды наблюдений: Наблюдения за окружающим (неживыми предметами). Хотелось бы обратить внимание на инструкцию по охране жизни и здоровья детей. С детьми до трех лет, например, за небом не наблюдают, так как у детей еще не сформировано окончательно чувство равновесия. Наблюдения за живой природой (цветы, деревья, кустарники). Наблюдения за транспортом. В младшей и до середины средней группы наблюдают за транспортом на территории детского сада, который приезжает. Дети подходят к забору, не выходя за пределы учреждения. В старшей и подготовительной группе детей выводят на прогулку наблюдать за транспортом. Здесь в данном виде наблюдений обязательно нужно помнить о том, что идет глубокая работа по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и поведению на улице. Наблюдения за живым объектом. Необходимо обращать внимание на основы безопасности. Наблюдения за трудом взрослых. В младшем и среднем возрасте наблюдают за трудом взрослых, находящихся в дошкольном учреждении. Сначала наблюдают за тем трудовой деятельностью взрослого и результатом этой деятельности. Следующий этап заключается в том, чтобы показать, насколько взрослый старается трудиться на своей работе. С конца средней группы дети ходят на экскурсии (фабрики, заводы).
На прогулке воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки: придерживаясь следующей примерной структуры : - спокойная, самостоятельная деятельность детей (игры, наблюдения); - затем подвижные игры с элементами спорта, спортивными развлечениями; - трудовая деятельность детей. Продолжительность подвижной деятельности составляет 60-70% от общей продолжительности прогулки, при этом не должна ущемляться самостоятельная деятельность детей
2. ОВД (основные виды движений) При проведении упражнений, основных видов движений следует использовать разные способы организации (фронтальный, подгрупповой, индивидуальный). Наиболее целесообразным является смешанное использование разных способов организации . Упражнения детей в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам, в зависимости от степени подвижности детей. На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. В течение месяца может быть проведено 15-20 подвижных игр (включая игры эстафеты), при этом разучено 3-4 новые игры. Напомню, общая длительность игры составляет 7-10 минут.
В дни проведения физкультурных занятий с детьми организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение (спортивное упражнение или упражнение в основном виде движения). В другие дни, когда занятие не проводится, планируется подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание, бросание и ловля мяча и другие). Индивидуальная работа по физвоспитанию У которых есть проблемы в освоении основных движений
3. Подвижные игры Важное место в прогулке занимает подвижная игра, в которой принимают участие все дети группы. С этой целью воспитатель вызывает у детей интерес к игре, делает ее увлекательной. Только непринужденное активное участие детей в игре создает у них радостное настроение и обеспечивает ее педагогический эффект. Количество подвижных игр — от одной до четырех. При подборе подвижных игры необходимо обращать внимание на вид основных движений. В теплое время года должно даваться больше подвижных игр с метанием, ползанием, лазанием. В холодное время – с бегом, метанием, прыжками.
Организует и проводит игру воспитатель, который не только руководит, но и участвует в игре, беря на себя наиболее ответственную роль. Продолжительность одной игры составляет 7-15 минут (в зависимости от возраста детей и состояния здоровья). Важно, чтобы в подвижных играх принимали участие все воспитанники группы. С этой целью на прогулке планируются только знакомые детям игры. С новыми играми дети знакомятся на физкультурных занятиях. Игры помогают решать важные задачи воспитания, обучения детей, умения слушать, быть внимательным, правильно управлять своими движениями, привыкать к дисциплине и сознательному отношению к занятиям.
4. Трудовая деятельность Она может быть двух видов: Хозяйственно-бытовой труд: дети вместе с педагогом, друзьями наводят порядок на участке, в игровых уголках и шкафчиках. Труд на природе: дети работают в цветнике, на клумбе, в огороде. Формы организации трудовой деятельности могут быть как фронтальные, так и подгрупповые.
Планируя объем и содержание трудовой деятельности, воспитатель наряду с обучением детей некоторым практическим навыкам работы в природе должен предусмотреть знакомство их с растениями, животными, правилами ухода за ними, продумать способы организации детей в этой деятельности, последовательность работы, приемы, способствующие воспитанию у них чувства удовлетворения от выполненной работы, ответственности за общее дело. Экспериментальная деятельность. Эксперименты проводятся с самыми разнообразными материалами, при этом обязательно учитывается время года. Следует обратить внимание на обеспечение безопасности. Индивидуальная работа должна планироваться по разделам программы.
Вторая половина дня вечером не следует проводить игры большой подвижности, возбуждающие нервную систему детей . Основное место в этом отрезке времени занимает разнообразная игровая деятельность детей. После дневного сна хорошо планировать и трудовую деятельность детей : уборку групповой комнаты; ремонт книг, пособий, настольно-печатных игр; стирку кукольного белья, носовых платков, лент; изготовление игрушек-самоделок для своих игр и для игр малышей. Рекомендуется также устраивать и различные зрелищные мероприятия, развлечения: кукольный, настольный, теневой театры; концерты; спортивные, музыкальные и литературные досуги; слушание аудиокассет и многое другое.
Для расширения кругозора детей планируется художественное чтение с продолжением, рассказывание сказок, просмотр репродукций картин классиков и современных художников. Во вторую половину дня ежедневно проводится прогулка, в содержание которой входит подвижная игра, сюжетно-ролевые игры детей, трудовая деятельность. Воспитатель создает условия для организации индивидуальной избирательной деятельности детей в соответствии с их интересами и запросами.
Утренняя гимнастика Планируя утреннюю гимнастику необходимо обратить внимание на правильное написание планирования. Его можно написать на карточке, а можно внести в план. Вне зависимости от этого, в планировании гимнастики должна быть выдержана структура: 1 часть – вводная, в которой выполняются разнообразные виды ходьбы и бега, 2 часть – средняя, включает в себя комплекс общеразвивающих упражнений с указанием И. п., 3 часть – заключительная . Обязательно должна быть указана дозировка выполнения всех движений и упражнений.
Вывод Календарное планирование пишется на день или неделю. В планировании обязательно указывается дата, совместная деятельность согласно режимным отрезкам, учтены гендерные, возрастные и индивидуальные особенности детей. В плане должно быть отражено разнообразие и содержательность видов детской деятельности.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система планирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ Система планирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
Материалы муниципального семинара по планированию образовательного процесса, 2008 г....
Планирование воспитательно-образовательного процесса в детском саду в контексте введения ФГОС ДО. Документация воспитателя
Делюсь опытом планирования воспитательно-образовательного процесса в нашем ДОУ и опытом ведения документации воспитателя....
«Планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Документация воспитателя»
В материале даны рекомендации по организации планирования ВОП воспитателем в ДОУ....
Планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Документация воспитателя.
Планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Документация воспитателя....
Методическая разработка для педагогов ДОУ по теме: «Планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Документация воспитателя»
консультация для педагогов...
Консультация для педагогов "Планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Документация воспитателя"
Консультация для педагогов "Планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Документация воспитателя"...
Планирование воспитательно - образовательного процесса в ДОО. Документация воспитателя
консультация, материала семинара Документация воспитателя...