Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников.
статья (подготовительная группа) на тему
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников.
(из опыта работы)
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям. Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:
* особенности дошкольного возраста,
* многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире,
* отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Целесообразно начинать работу по патриотическому воспитанию с диагностики, которая покажет уровень знаний и сформированности предпосылок у детей в данном направлении. На основании диагностики воспитатель ставит перед собой конкретные задачи.
Задачи патриотического воспитания дошкольников:
- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города) ;
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
- воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;
- воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. Знакомить с людьми, прославившими Россию;
- воспитание чувства дружбы к людям других национальностей;
- воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники) ;
- бережливое отношение к тому, что сделано людьми;
- воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства;
- знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;
- знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства;
- воспитание любви к природе родного края;
- воспитание бережного отношения к родной природе;
- воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию проводится регулярно и в системе. Большая роль отводится созданию предметно-развивающей среды, разнообразию приемов и методов в работе с детьми, тесное сотрудничество и взаимодействие с их родителями.
Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. В нашей группе созданы:
Центр «Человек в истории и культуре»:
- Куклы в национальных костюмах
- Макеты: изба, русская печь, колодец, мельница, ладья
- «Словарь старинных русских слов»
- картотека предметных картинок «Традиционный костюм в культуре народов России»
- Демонстрационный материал: «Национальные костюмы», «Как наши предки шили одежду», «Как наши предки открывали мир», «Архитектурные постройки Древней Руси»
- Н/п игры «Мы разные, но мы вместе», «Разрезные картинки», «Славянская семья: родство и занятия», «Ремесла Киевской Руси», «Эволюция транспорта», «Эволюция обычных вещей»
- Методические пособия: О. В. Дыбина «Что было до…», Л. Л. Мосалова «Я и мир»
Центр «Изобразительная деятельность»
Предметы народно-прикладного искусства: «Хохлома», «Гжель», «Дымковская игрушка», «Соломенные игрушки», «Жостовская игрушка», «Мезенская роспись»,
Трафареты достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга
Н/п игры «Русские узоры», «Народные промыслы» - разрезные картинки
Центр «Библиотека»
Русские народные сказки, потешки
Произведения советских, русских писателей
Произведения зарубежных писателей
Портреты русских, советских и зарубежных писателей
«Произведения о ВОВ»
Центр «Музыкальная гостиная»
Картотека народных хороводных игр
Портреты русских, советских и зарубежных композиторов
Музыкальная коллекция «Песни военных лет».
Центр «Петербурговедение»
Картотеки д/и: «Мосты», «Достопримечательности», «Сказочные жители», «Реки и каналы»,
Н/п игры: «Пазлы», «История Санкт-Петербурга», «Разрезные картинки»
Демонстрационный материал.
В различных центрах группового помещения представлены настольно-печатные игры патриотического содержания:
«Государственные праздники», «Моя семья», «Мой дом», «Спасатели», «Государственные символы России», «Российская геральдика», «Уроки этикета»
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Почта», «Театр», «Бюро путешествий», «Военные учения», «Разведчики», «Военный госпиталь».
Демонстрационный материал:
«Наша Армия», «Великая Отечественная Война».
Праздники: «День семьи», «День Матери»,«День защитника Отечества», «Блокадный Ленинград», «Международный день трудящихся», «Международный женский день», «День Победы», «День рождения города»
Методы работы, используемые в работе с детьми:
- наглядные;
- словесные;
- практические;
- ИКТ
Вспомогательные: репродуктивный; исследовательский;
- метод проблемного изложения материала;
- рассматривание,
- наблюдение,
- экскурсия,
- образец воспитателя, родителя,
- беседы,
- рассказ,
- художественное слово,
- словотворчество.
Формирование патриотических чувств воспринимается эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением, объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение. Это любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных и патриотических чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как «Отечество», «долг перед Родиной» и т.д.
Взаимосвязь с родителями:
Родительские собрания: «Приобщение детей к народным традициям», «Воспитание любовью», «Воспитание самостоятельности ребенка в труде».
Консультации: «Патриотическое воспитание в семье», «Как провести выходной день с детьми», «Отец, как воспитатель», «Счастье – это когда тебя понимают».
Экскурсии: «Музей Артиллерии», «Русский музей», «Эрмитаж», «Пискаревское кладбище», «Петропавловская крепость».
Круглый стол: «Чтобы ребенок рос хорошим», «Не обманывайте детей», «Родительский авторитет» «О детской дружбе».
Досуги: «Это русская сторонка», «В здоровом теле – здоровый дух».
КВН: «Сказки Пушкина», «Маршак детям», «мы читаем Чуковского».
Выставки: «Блокадный Ленинград», «Защитники Отечества», «День космонавтики», «День Победы».
Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников в ходе ознакомления с родным городом».
Сообщение о воспитании нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников....
Педагогический опыт: «Воспитание нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей и культурой Краснодарского края»
В современных условиях, когда в стране происходят глубочайшие перемены в жизни, во время нестабильности в обществе возникает такая проблема как «дефицит нравственности», нетерпимость к людям других на...
Доклад "Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников"
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.Детство – время развития всех сил человека; как духовных, так и те...
Проект "Система работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников"
Проект ориентирован на духовно-нравственное и патриотическое воспитание учстников образовательного процесса через взаимодействие детского сада и семьи...
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ.
В статье сообщается о воспитании нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возрста через ознакомление их с родным краем. Представлены цели и задачи работы, условия и этапы р...
Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
материал для педагогов...
РЕАЛИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»
Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственн...