Проект "70 лет Великой Победы"
проект (старшая группа) на тему

Лидия Васильевна Жукова

Воспитание гражданина и патриота не может быть успешно решено без глубокого познания истории своего народа, его культуры. Традиционные праздники в детском саду в честь Дня Победы – хорошая возможность рассказать детям о событиях давно минувших дней, привить им любовь к Родине, гордость за своих соотечественников, отдавших жизни на поле брани ради мира на Земле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_.docx376.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №93 г.Челябинска

ПРОЕКТ

 «70 лет Великой Победы»

   Программа документальных фильмов ко Дню Победы interfax.by

Выполнил

Воспитатель МБДОУ ДС №93

Жукова Лидия Васильевна

Челябинск 2015

Групповой социальный проект для детей старшего дошкольного возраста «70 лет Великой Победы»

Воспитание гражданина и патриота не может быть успешно решено без глубокого познания истории своего народа, его культуры. Традиционные праздники в детском саду в честь Дня Победы – хорошая возможность рассказать детям о событиях давно минувших дней, привить им любовь к Родине, гордость за своих соотечественников, отдавших жизни на поле брани ради мира на Земле.

Информационная карта проекта

Организация: Муниципальное  бюджетное дошкольное образователь-ное учреждение детский сад №93 г. Челябинск

Автор проекта: Жукова Лидия Васильевна

Тип проекта Творческий, групповой, краткосрочный.

Актуальность:

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. В специализированной государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг. говорится: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов».

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.

Не следует также забывать, что война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в формировании, воспроизводстве, воспитании и восприятии настоящего мужчины. Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности. Особенно важно это для мальчиков в период взросления. Для нормального развития мальчикам необходимо, чтобы смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях. Причем очень важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими. Тогда мальчишкам легче соотнести их с собой, легче на них равняться.

В данном проекте мы обращаемся к теме 70-летия Великой Отечественной войны, потому что это способствует связи поколений. Именно поэтому мы сочли необходимым осветить для детей подвиг своего народа в годы Великой Отечественной Войны через призму истории своей семьи.

Проблема.

Результаты опроса детей и родителей воспитанников, анализ предметно-развивающей среды по ознакомлению детей с историей России в период Великой Отечественной войны определили проблемное поле:

1. Большинство опрошенных родителей считают, что патриотическим воспитанием должны заниматься в основном образовательные учреждения и начинаться оно должно со школьного возраста и в семье этим вопросам уделяют минимум внимания;

2. В ДОУ создано недостаточно условий для формирования у детей дошкольного возраста представлений о Великой Отечественной войны и победе в ней:

  • Недостаточность материала об условиях жизни людей в этот период;
  • Недостаточность атрибутов для обыгрывания детьми ситуаций из этого периода;
  • Недостаточность материалов о героях Великой Отечественной войны и о местах воинской славы;

3. У детей не сформированы представления о Великой Отечественной войне, о подвигах советских солдат.

Цели проекта:

  1. Донести до подрастающего поколения значение Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
  2. Вызвать интерес к военной истории нашей Родины. Помочь детям сохранить в памяти этот светлый праздник.
  3. Создание условий для обогащения детей знаниями о ВОВ, воспитание патриотизма, чувства гордости за свою семью.

Задачи проекта:

  1. Создать условия для восприятия целостной картины самой кровопролитной и страшной из войн в истории человечества.
  2. Расширять и систематизировать знания детей о ВОВ.
  3. Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.
  4. Знакомство детей с историей Великой Отечественной войны, с рассказами о подвигах русских солдат
  5. Способствовать формированию у детей интереса к истории своей семьи, своего народа.
  6. Воспитывать в детях бережное отношение к семейным фотографиям и наградам, уважительное отношение к старшему поколению.
  7. Организация домашней беседы детей с родителями о родственниках-участниках Великой Отечественной войны (Организация поисковой деятельности детей по сбору информации о родственниках-участниках Великой Отечественной войны).

Участники проекта: воспитатели, дети, родители воспитанников.

Целевая группа проекта: Проект адресован старшим дошкольникам.

Сроки реализации проекта: Апрель-май.

Основные формы реализации проекта:

экскурсии,

занятия,

мини-выставки,

составление рассказов,

работа в уголке творчества,

выставки рисунков,

слушание стихов, произведений,

просмотр видео-роликов,

рассматривание альбомов, плакатов, открыток,

мини-презентации по теме проекта,

беседы,

праздники,

посещение памятных мест города Челябинска.

Этапы проведения проекта

Современные дети не знают, что такое война. Поэтому важно рассказать им о войнах на нашей земле. В преддверии празднования Дня Победы в детском саду была оформлена книга рисунков и высказываний воспитанников о войне, подобранный наглядный демонстрационный материал, различная литература для чтения детям, а так же литература для самообразования педагогов. Проведена деловая игра с воспитателями на тему: «По страницам Великой Победы» Приложение.

Оформлен буклет-приглашение для участников проекта «70 лет Великой Победы»

мероприятия

ответственные

1

Подготовительный этап

Данный этап направлен на реализацию двух направлений: методическое оснащение и мотивация детей и родителей к предстоящей деятельности.

Цель: определение проблемного поля и поиск ресурсов, подготовка к реализации. Побуждение интереса детей и родителей к предстоящей деятельности.

воспитатели

старший воспитатель

Организация деятельности воспитателя и детей:

  • сбор и анализ методической литературы, художественной литературы для чтения, аудиозаписей;
  • составление плана работы;
  • проблемная ситуация «Что я знаю о войне?»;
  • беседа: «Дети и война» Приложение;
  • подбор иллюстративного материала по теме, материалов, атрибутов для игр

Организация деятельности родителей:

  • изготовление папки передвижки «Памятники нашего города»;
  • оформление подборки рассказов «Детям о войне»;
  • разучивание стихотворений с детьми;
  • помощь в организации предметно-развивающей среды;
  • посещение с ребёнком Краеведческого музея;
  • домашний просмотр фильмов о войне,
  • подбор материала для «Книги памяти» с рисунками и рассказами детей о войне, об армии, героях, защитниках Отечества

воспитатели

старший воспитатель

2

Основной этап

Знакомство с историей города и страны в годы войны опирается на наглядный материал, представленный в форме презентаций и подборках иллюстраций в альбомах.

воспитатели

старший воспитатель

Организация деятельности родителей:

  • консультация для родителей: «Как рассказать ребенку о войне?». Приложение;
  • знакомство детей с событиями Великой Отечественной войны: проведение бесед и занятий;
  • экскурсия в городской краеведческий музей,
  • встреча с ветераном войны,
  • возложение цветов к Вечному огню целевые прогулки к памятникам боевой славы, по улицам, которые носят имена героев ВОВ

Организация деятельности воспитателя и детей:

  • слушание песен о войне: «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, «День Победы» Д. Тухманова, М. Блантера «Катюша», В.Алкина «Прощание славянки».
  • чтение художественных произведений: Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»; С. Баруздин «Рассказы о войне»; С. Михалков «День Победы»
  • беседа с детьми «Великая отечественная война» Приложение;
  • дидактические игры: «Назови рода войск», «Кто больше назовет качеств героя», «Кто шагает на параде?»;
  • коммуникативные игры: «Медицинские сестры», «Перенести раненого»;
  • подвижные игры «Шагаем на параде», «Полоса препятствий»;
  • сюжетно-ролевые игры: «Разведчики», «Госпиталь», «Парад».
  • рассматривание иллюстраций;
  • просмотр слайдов о войне;
  • индивидуальные беседы о войне;
  • заучивание стихов, пословиц  и песен о войне. Приложение;
  • изготовление подарков ветерану;
  • изготовление рисунков на выставку
  • занятие «День Победы»,
  • рисование «Миру – мир!»
  • изготовление праздничных открыток для ветеранов, тружеников тыла
  • экскурсия к Вечному огню, возложение цветов
  • создание «Книги памяти» с рисунками и рассказами детей о войне, об армии, героях, защитниках Отечества

воспитатели

старший воспитатель

3

Заключительный

  • Анкетирование родителей с целью получения обратной связи для последующей доработки (положительные, отрицательные моменты в работе);
  • Наблюдение за ходом сюжетно-ролевой игры с фиксацией результатов наблюдения (пополнение словарного запаса, взаимодействие ребёнка со сверстниками, удержание общего замысла сюжета игры, выполнение правил, отражение представлений о ВОВ в игровой деятельности);
  • Анализ продуктов детской деятельности.

воспитатели

старший воспитатель

Организация деятельности воспитателя и детей:

  • Тематический вечер, посвященный Дню Победы в Великой Отечественной войне «Мы этой памяти верны». Приложение.

воспитатели

старший воспитатель

Предполагаемый результат проекта: 

  1. Расширены и систематизированы знания о Великой Отечественной войне.
  2. Усвоен алгоритм создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов.
  3. Закреплены навыки продуктивной деятельности при изготовлении открыток, составлении и оформлении «Книги памяти». 
  4. Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, грамоты и др.).

Продукт проектной деятельности

Оформление выставок «По страницам Великой Побед» в книжных уголках групп (подбор произведений о ВОВ, иллюстрации). Выставка «70 лет Великой Победы», «Книга Памяти» с рисунками и рассказами детей о войне, об армии, героях, защитниках Отечества, выставка рисунков «Мир глазами детей».

Презентация проекта

Буклет-приглашение для участников проекта, ткрытие выставки детских рисунков «Мир глазами детей» для родителей, показ «Книги Памяти» родителям, детям другой подготовительной группы, администрации.

Список литературы

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [текст]: методические рекомендации/ Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с.
  2. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. [текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.
  3. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному [текст]: нейропедагогика - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В.Д. Еремеева. – Учебная литература, 2008. – 160 с.
  4. Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества [текст]: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л.А.Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2006. - 192 с
  5. Нечаева В.Г., Макарова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду [текст]: для педагогов дошкольных учреждений/ В.Г. Нечаева, Т.А. Макрова – М.: Просвещение, 1984. – 272 с.
  6. http://www.chel.kp.ru/daily/24486/642366/ 
  7. http://pomnitenas.ru/mshow.php?s_country=RU&mlistPage=8&s_CID=105
  8. http://dostup1.ru/society/Pamyatniki-VOV-kotorye-dolzhen-znat-kazhdyy-chelyabinets_64315.html

Буклет для родителей

70-лет Великой  Победы

в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

 

9 мая 2015 года исполняется 70 лет со дня Великой Победы. Но сколько бы ни минуло десятилетий, нельзя забывать о превращенных в пепел городах и селах, о разрушенном народном хозяйстве, о гибели бесценных памятников материальной и духовной культуры народа, о тружениках тыла, вынесших на своих плечах непомерное бремя военного лихолетья, о самой главной и невосполнимой утрате – миллионах человеческих жизней, сгоревших в пожаре Великой Отечественной войны. Великая Победа... Путь к ней был долог и труден. Небывалой жестокостью и болью, невосполнимыми потерями и разрушениями, скорбью по истерзанной огнем и металлом родной земле были наполнены 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны.  Никто и ничто не в состоянии умалить величие подвига народа, всемирно-историческое значение победы над фашизмом. Весенним, солнечным днем – 9 мая 1945 года солдат великой страны вытер с лица пороховую гарь последнего, самого трудного боя. Именно в этот день во всех уголках нашей необъятной Родины радостной вестью прозвучало долгожданное слово: «Победа!» С того памятного мая минуло более полувека. Выросли новые поколения. Для них Великая Отечественная война – далекая история. Но совесть и долг перед погибшими и пережившими войну не должны позволить нам забыть эту героически-трагическую страницу летописи нашего  государства. 70 let - копияimage

giorgi_lenta_18.jpg

По страницам Великой Победы

(деловая игра для педагогов)

Цель:

  1. Закреплять и систематизировать знания об основных событиях Великой Отечественной войны и ее героях
  2. Развивать чувство уважения к участникам ВОВ
  3. Побуждать детей расширять доступные им знания о Великой Отечественной войне, жизни советского народа в те годы

Оборудование:

  1. Две карточки по теме «События Великой Отечественной войны».
  2. Карточки с именами: Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова.
  3. Увеличенные изображения орденов и медалей Великой Отечественной войны: орден Красного Знамени, Красной Звезды, Победы, Славы, Отечественной войны, медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «Золотая Звезда», Героя Советского Союза, «Партизану Отечественной войны», «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За оборону Севастополя».
  4. Иллюстрации с изображением погон, воинских званий: младший лейтенант, старший лейтенант, капитан, майор, подполковник, полковник, генерал.

Ход:

Много лет прошло после победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Люди, которые встали на защиту Родины дали нам возможность жить, работать и быть счастливыми. Мы обязаны помнить о тех тяжелых годах, о том, что сделали для нас люди, не щадя сил сражавшиеся за Родину, свой народ.

Наша делова игра посвящена страницам Великой Победы. Мы пополним и закрепим свои знания о событиях Великой Отечественной войны, чтобы делиться ими с нашими воспитанниками.

Участники игры делятся на 2 команды. Для оценки ответов команд ведущий представляет жюри.

Задание №1. Визитная карточка.

Капитаны представляют свои команды: оценивается название, девиз и эмблема. Задание оценивается по трехбалльной системе.

Задание №2. Хронология событий Великой Отечественной войны.

Командам предлагаются карточки с пер0435нем основных событий Великой Отечественной войны. Необходимо в квадратике слева указать порядковый номер события, кратко его описать. Если задание выполнено правильно, команда получает 5 баллов.

Карточка 1.

- Курская битва

- Битва за Москву. Провал немецкой операции «Тайфун»

- Снятие блокады Ленинграда

- Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз

- День Победы. Капитуляция Германии.

- Смоленское сражение. Первое применение реактивных минометов «Катюша»

Карточка 2.

- Сталинградская битва

- Начало блокады Ленинграда

- Битва за Днепр

- Оборона Брестской крепости

- Начало Второй мировой войны. Нападение Германии на Польшу.

- Начало наступления Советских войск на Берлин

Задание 3

Музыкальный конкурс «Песни военных лет»

Каждая команда исполняет песню военных лет. Задание оценивается от от одного до трёх баллов.

В конце игры подводятся итоги. Выбирается команда – победительница

Участники награждаются призами

Блиц – опрос детей старшей группы.

1. Знаешь ли ты, какой праздник отмечает наша страна 9 Мая?

2. Что случилось летом в 1941 г.

3. Что такое война?

4. Кто напал на нашу Родину? Зачем?

5. Кто встал на защиту нашей Родины?

6. Кто такие солдаты, что они делают?

7. Когда закончилась война?

8. Кто победил в этой войне?

9. Что такое парад?

10. Что такое памятник павшим воинам?

11. Как страна празднует День Победы?

12. Что рассказывают тебе родители о войне, ветеранах?

13. Тебе читают книги о ВОВ?

14. Ты смотришь фильмы о ВОВ?

15. Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Что нужно для этого?

                             

Консультация для родителей  «Как рассказать ребёнку о войне?»

Рано или поздно вам придется рассказать ребенку о том, что такое война, почему в России отмечают 9 мая. Как правило, первый раз родители в общих чертах говорят о войне детям. Главным индикатором должен служить интерес самого ребенка к этой теме. Удобным поводом для такой беседы может стать канун Дня Победы.

О войне, естественно, нельзя рассказать за один раз, и вы будете периодически возвращаться к этой теме, отвечая на детские вопросы, рассказывая, по мере взросления ребенка, все больше и больше.              

          Чтобы пробудить в ребенке интерес к теме войны, покажите ему существующие вокруг него свидетельства прошлого. Даже если среди ваших родственников и знакомых нет ветеранов, которые, конечно, являются, лучшими рассказчиками, вы можете показать ребенку памятные мемориалы, отвести его к Вечному огню и рассказать, что он всегда горит, напоминая людям о тех, кто погиб на войне.

         Говоря о войнах в общем и Великой Отечественной войне в частности, стоит сделать акцент на том, что причина происходящего не в том, что одна  из наций «плохая».http://dostup1.ru/netcat_files/Image/2014/05/08/sestrichka.jpg

Объясните ребенку, что огромные потери несет население всех стран, участвующих в войне, и, например, для мирного населения Германии Великая Отечественная война была такой же трагедией, как и для русских. Самыми яркими примерами будут, конечно, семейные. Вы можете показать ребенку фотографии бабушек и дедушек или известных ему друзей семьи и рассказать ему о тех, кто воевал на фронте или работал в тылу.

В разговоре с детьми не стоит подробно говорить об  ужасах войны, о концлагерях. Ваша задача – не напугать ребенка, дав ему пищу для неврозов и ночных кошмаров, а просветить. Говоря о блокаде Ленинграда, не надо вдаваться в подробности, достаточно будет сказать, что фашисты блокировали подъезды к городу, чтобы туда нельзя было доставить еду, и жители города вынуждены были голодать.

Главное – быть честным. Признайтесь ребенку, что война – это тяжелая тема для разговора, что вы, как и все люди, боитесь войны. Дети чувствуют искренность родителей и честные слова окажут гораздо больший эффект, чем специальные «воспитательные речи».    

Беседа с детьми по теме:

«Великая Отечественная война»

Дорогие ребята, вы родились и живете в мирное время и не знаете, что такое война. Но не все могут испытывать такое счастье. Во многих местах нашей Земли происходят военные конфликты, в которых погибают люди, разру¬шаются жилые дома, промышленные здания и т.д. Но это не идет ни в какое сравнение с тем, какой была Вторая мировая война.

Вторая мировая война - самая крупная война в истории человечества. Она была развязана Германией, Италией и Японией. В эту войну было втянуто 61 государство (14 государств на стороне фашистской Германии, 47 - на стороне России).

Всего в войне участвовало 1,7 млрд человек или 80% всего населения Земли, т.е. из каждых 10 человек в войне участвовало 8. Поэтому такую войну и называют мировой. В армиях всех стран участвовало 110 млн человек. Вторая мировая война продолжалась 6 лет - с 1 сентября 1939 г. по 9 мая 1945 г.

Нападение Германии на Советский Союз было неожиданным. Был нанесен удар неведомой силы. Гитлер напал на Советский Союз (Так раньше называлось наше Отечество) сразу на большом пространстве — от Балтийского моря до Карпатских гор (почти по всей нашей Западной границе). Его войска пересекли нашу границу. Тысячи и тысячи орудий открыли огонь по мирно спящим селам, и городам, самолеты врага стали бомбить железные дороги, вокзалы, аэродромы. Для войны с Россией Германия подготовила огромную армию Гитлер хотел превратить население нашей Родины в рабов и заставить их работать на Германию, хотел уничтожить науку, культуру, искусство, запретить образование в России.

Долгие годы продолжалась кровавая война, но враг был разгромлен.

Великая Победа, которую одержали во Второй мировой войне над фашистской Германией наши дедушки и бабушки не имеет аналогов в истории.

9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой. Ради этого счастливого дня погибли миллионы человек, сражаясь за свободу России и всего мира. Мы никогда не забудем тех, кто горел в танках, кто бросался из окопов под ураганный огонь, кто грудью ложился на амбразуру, кто не пожалел своей жизни и все одолел. Не ради наград, а ради того, чтобы мы с вами, ребята, могли жить, учиться, работать и быть счастливыми!

В памяти народной навечно сохраняются имена героев Великой Отечественной войны.

В этом 1915 году исполняется 70 лет Великой Победе во Второй мировой войне. Называется она «Великая Победа» потому, что это победа здравомыслящих людей в самой ужасной мировой войне в истории человечества, которую ему навязал фашизм.

Беседа с детьми по теме:

«Дети и война»

Трудные, голодные и холодные военные годы называют военным лихими, злыми годами. Тяжело достались они всему нашему народу, но особенно тяжко пришлось маленьким детям.

Многие дети остались сиротами, их отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбежек, третьи лишились не только родных, но и отчего дома, четвертые оказались на оккупированной врагами территории, пятые — в плену у немцев.

Дети — слабые, беспомощные, оказались лицом к лицу с жестокой, беспощадной, злой силой фашизма.


Война - не место для детей
Война — не место для детей!
Здесь нет ни книжек, ни игрушек.
Разрывы мин и грохот пушек,
И море крови и смертей.
Война — не место для детей!

Ребенку нужен теплый дом
И мамы ласковые руки,
И взгляд, наполненный добром,
И песни колыбельной звуки.
И елочные огоньки,
С горы веселое катанье,
Снежки и лыжи, и коньки,
А не сиротство и страданье!

Вот история двух маленьких девочек, в судьбу которых ворвалась война. Девочек звали Валя и Вера Окопнюк. Они были сестрами. Валя постарше, ей уже исполнилось тринадцать лет, а Вере было только десять.

Сестры жили в деревянном домике на окраине города Сумы. Незадолго до войны их мама тяжело заболела и умерла, а когда началась война, папа девочек ушел на фронт. Дети остались совсем одни. Соседи помогли сестрам поступить в ремесленное училище при тракторном заводе. Но скоро завод эвакуировали за Урал, а училище закрыли. Что было делать?

Вера и Валя не растерялись. Они стали дежурить на крышах домов, гасить зажигательные бомбы, помогали больным и старым людям спускаться в бомбоубежище. Через несколько месяцев город захватили немцы. Девочкам пришлось увидеть и испытать все ужасы оккупации.

Одна из них вспоминала: «Из домов выгоняли людей и гнали их пешком, увозили на машинах. Некоторые так никогда и не вернулись в свой дом. Немцы сгоняли народ на площадь и заставляли смотреть, как вешали наших людей. В городе был голод, холод, не было воды».
Сестры решили бежать в Киев. Они пробирались по тропинкам вдоль шоссейных дорог, собирали колоски, выпавшие из машин при перевозке. Ночевали в копнах сена. Долго брели девочки, пока, наконец, не оказались на окраине Киева.

Какая-то добрая старушка пожалела голодных оборванных и грязных детей. Она отогрела их, отмыла, напоила кипятком, угостила вареной фасолью. Сестры остались жить у этой бабушки. Её сыновья били врага на фронте, старушка жила одиноко.

Но вот в город вошли наши войска. Сколько было слез и радости! Вся молодежь — парни и девушки — побежали в военкоматы. Сестренки тоже побежали, но им сказали, что они еще слишком малы. Однако им выпало такое горькое детство, что девочки считали себя совсем взрослыми. Они захотели работать в госпитале — но и здесь отказали. Но однажды в город привезли много раненых бойцов, и врач сказал сестрам: «Ну-ка, девочки, помогайте».

«Вот так получилось, что мы остались в госпитале»,— вспоминала Вера. Девочки стали помогать санитарам, научились делать перевязки, кормили раненых красноармейцев. Если выдавался свободный часок, сестры устраивали для бойцов концерт: читали стихи, пели под гитару песни, танцевали. Они хотели подбодрить, развеселить раненых солдат. Солдаты полюбили девочек!

Однажды Вера среди бойцов, идущих через город, увидела своего дядю, родного брата отца. Она кинулась к нему. А скоро девочки получили и первое письмо от отца. Отец думал, что сестры погибли, и был бесконечно рад тому, что Вера и Валя нашлись, просил их беречь себя, писал, что когда закончится война, они снова будут вместе. Над этим письмом плакал весь госпиталь! вспоминает Вера.

Война исковеркала судьбы не только оказавшихся на фронте детей, но и тех, кто был в тылу. Вместо беззаботного счастливого детства с веселыми играми и забавами, маленькие дети по десять-двенадцать часов работали на станках, помогая взрослым изготавливать оружие для победы над врагом.
Повсюду в тылу создавались производства, выпускающие оборонную продукцию. На станках работали женщины и дети 13-14 лет. «Ребятишки, плохо одетые, опухшие от голода, никогда не высыпавшиеся, они работали наравне со взрослыми. У меня, начальника цеха, сердце сжималось, когда видел их, греющихся у печки или прикорнувших у станка», — воспоминал ветеран военного завода в подмосковном Королеве. В.Д. Ковальский.
Другой ветеран, Н.С. Самарцев, рассказывал: «Мы не доставали до верстака, и нам делали специальные подставки из ящиков. Орудовали вручную — молоток, напильник, зубило. К концу смены валились с ног. Только бы поспать 4-5 часов! Из цеха не выходили недели по две и только в начале месяца, когда напряжение было меньше, отсыпались дома».

Школьники, как могли старались помочь фронтовикам поднять их боевой дух, вселить веру в победу, ободрить добрым словом.

Они писали письма бойцам, собирали для них посылки. Шили и вышивали кисеты для табака, вязали теплые шерстяные варежки, носки, шарфы.

Звучит песня «Маленькая Валенька», муз. Н. Леви, ел. В. Дыховичного.

Вопросы:

1. Расскажите о жизни детей в трудные военные годы.

2. Как помогали дети взрослым в тылу?

3. Что посылали школьники бойцам на фронт?

Конспект тематического вечера в старшей группе, посвященный Дню Победы в Великой Отечественной войне.

«Мы этой памяти верны»

Дети заходят в зал под музыку, становятся полукругом.

Вед.  Человеческая память… Время не властно над ней. И сколько бы лет не прошло, люди Земли всегда будут помнить День Победы.

Со славной даты 9 мая 1945 года прошло же немало времени, но мы помним и знаем, имя победителя – народ, многие сыны и дочери которого отдали свои жизни за великую землю свою.

         Сегодня будет день воспоминаний,

         И в сердце тесно от высоких слов.

         Сегодня будет день напоминаний

         О подвигах и доблести отцов.

1.      Я знаю от папы, я знаю от деда –

         Девятого мая пришла к нам Победа!

         Тот день весь народ ожидал,

         Тот день самым радостным стал!

2.       Как быстро бы годы не пролетали

          От нас не отдаляется она,

          И ей к лицу солдатские медали,

           К лицу ей боевые ордена.

3.        С тех пор салютов много отзвучало,

           Но каждый день, прошедший без войны,

            И каждая весна свое начало,

            Свое тепло берут от той весны.

Все         Победа!

Вед. И слышатся громы орудий!

Все        Победа!

Вед. И радостно сердце стучит!

         Цветы расцветают, трава зеленеет

         И песенка наша громче звучит!

Дети исполняют песню «Бравые солдаты» и садятся на стульчики

Вед.   22 июня 1941 года, нарушив мирную жизнь, внезапно, без объявления войны, фашистская Германия напала на нашу страну. В тихое, мирное, воскресное утро, когда люди еще спали, началась война.

Ребенок:                                  

Грустные ивы склонились к пруду,

Месяц плывет над рекой,

Там, у границы стоял на посту

Ночью боец молодой.

Черные тени в тумане росли,

Туча на небе темна,

Первый снаряд разорвался вдали –

Так началась война.

Дети, наряженные связистом, медсестрой, автоматчиком, разыгрывают сценку.

         Алло, Юпитер! Я – Алмаз!

Почти совсем не слышу вас…

Мы с боем заняли село,

А как у вас? Алло! Алло!

                (перевязывает раненого)

Что вы ревете, как медведь?

Пустяк, осталось потерпеть.

И рана ваша так легка,

Что заживет наверняка.

Вот я забрался на чердак.

Быть может, здесь таится враг.

За домом очищаем дом,

Врага повсюду мы найдем.

Вед.  Путь к Великой Победе был трудным, долгим, но героическим. Все люди, от мала до велика, встали на защиту своей Родины. Каждый день наши воины уезжали на фронт.

Под марш «Прощание славянки» выходят ребенок с мамой (сценка) 

Ребенок:                                      

Ты не плачь, сестренка,

Мама, не рыдай,

Я вернусь с победой

В наш родимый край.

Мама: Вот тебе носочки, варежки, кисет…

          Защищай Отчизну от горя и от бед.

Ребенок:                                 

Есть у нас танки, есть пулеметы!

Есть у нас пушки и самолеты!

Будем врагов мы бесстрашно крушить,

Чтобы Отчизну освободить!

Под марш уходит сын, мама машет вслед платочком.

Вед.  Ушедшие на фронт каждый день писали письма своим близким, родным и любимым. Посмотрите, дети, какое у меня необычное письмо. Как вы думаете, чем оно отличается от современных писем?

Дети: Это письмо треугольной формы, без марки.

Вед.   Правильно, такие письма приходили с фронта. Писали письма солдаты своим близким в минуты отдыха. Они писали, что вернуться домой живыми и только с победой. Во многих семьях до сих пор хранят письма с фронта.

Давайте послушаем  такие  письма. (под музыку читают письма из фронта)

Дорогие мои родные!

Ночь. Дрожит огонёк свечи.

Вспоминаю уже не впервые,

Как вы спите на тёплой печи.

В нашей маленькой старой избушке,

Что в глухих затерялась лесах,

Вспоминаю я поле, речушку,

Вновь и вновь вспоминаю вас.

 

            Мои братья и сёстры родные!

            Завтра снова я в бой иду

            За Отчизну свою, за Россию,

            Что попала в лихую беду.

            Соберу своё мужество, силу,

            Стану недругов наших громить,

            Чтобы вам ничего не грозило,

            Чтоб могли вы учиться и жить!

На улице полночь, свеча догорает,

Высокие звезды видны.

Ты пишешь письмо, моя дорогая,

В пылающий адрес войны.

Как долго ты пишешь его, дорогая,

Окончишь и примешься вновь.

Зато я уверен: к переднему краю

Прорвется такая любовь.

Давно мы из дома,

Огни наших комнат

За дымом войны не видны,

Но тот, кого любят, но тот, кого помнят,

Как дома и в дыме войны.

Мы скоро вернемся, я знаю, я верю,

И время такое придет.

Останутся грусть и разлука за дверью,

А в дом только радость войдет.

Вед.   20 миллионов жизней принес наш народ на алтарь  Победы. Но вечен огонь нашей памяти! Прошу всех встать и почтить память павших минутой молчания…

Все вместе поют песню «Катюша» 

Вед.  Спасибо за ясное, мирное небо над головой. За то, что мы сейчас с вами радуемся, смеемся, поем – мы обязаны нашим дедушкам и бабушкам. Спасибо, что вы пришли к нам.

Конспект занятия

 «День победы. Великая Отечественная война»

Цель: познакомить с событиями Великой Отечественной войны. Объяснить, что значит термин «Великая Отечественная»; дать представление, что она была освободительной; воспитывать чувство гордости за свой народ, стремление быть стойкими, умеющими защитить свою Родину; развивать личность гражданина и патриота России; закрепить и систематизировать знания о событиях Великой Отечественной войны.

Предшествующая работа: чтение стихов и рассказов о войне, чтение рассказов о подвигах солдат, просмотр видео и фото военных лет, посещение музея, рассказы родителей о своих воевавших родственниках.

Словарная работа: Великая Отечественная, отважные, мужественные, салют, капитуляция.

Ход занятия.

-У каждой страны и у каждого народа есть свои праздники. Вспомните, какие есть праздники у нас. (дети называют)

-А какой самый главный праздник для нашей страны (День победы)

-А почему вы считаете, что это самый главный праздник? (ответы детей)

-Да, правильно наша страна осталась свободной. С давних пор правители стремились расширить свои территории и затевали войны, которые уносили жизни многих людей.

22 июня 1941 года, в 4 часа утра, когда все люди ещё спали, на нашу страну напала фашистская Германия.

(фонограмма "Вставай страна огромная ", видео)

Началась В. О. В.

-Почему войну называют Отечественной (ответы детей) Отечественной её называют ещё потому, что она справедливая, направленная на защиту своего Отечества.

Война охватила огромные территории нашей страны. (карта)

Весь народ от мала до велика встал на защиту своей Родины.

Как вы думаете, легко ли приходилось людям на фронте? Почему? (ответы детей)

Какими качествами обладали солдаты (ответы) - Сейчас я предлагаю вам проверить себя. Мы разделимся на команды 1 - "разведчики ", 2 - "снайперы ", 3 - "санитары ". (дети выполняют задания)

-Победа ковалась не только на фронте, но и в тылу. Женщины, старики и дети работали на полях, делали снаряды, ремонтировали подбитые танки и самолёты. А чем дети могли помочь фронту?

-Чтобы одолеть врага необходимо было хорошо вооружить наши войска. Конструкторы, изобретатели сконструировали новые виды оружия Это " Катюши ", танки, самолёты.  

- Когда закончилась война?

9 мая 1945 года наши солдаты водрузили "Знамя Победы" над Рейхстагом в Германии. Германия капитулировала.

Влад, Алена расскажите стихотворение о Дне Победы.

-Победа нашей Армии и всего народа - это главное событие в истории России. Помнить ту войну и тех, кто принёс победу - значит бороться за мир. Когда войну забываешь, говорили древние - начинается новая, потому что память - главный враг войны.

СТИХИ

 

Еще тогда нас не было на свете  Автор: М. Владимов

Еще тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май!

Еще тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой,
Судьбу решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой!

Еще тогда нас не было на свете,
Когда с Победой вы домой пришли.
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли!

Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство и весну,
За тишину, за мирный дом,
За мир, в котором мы живем!

 

Салют Автор: О. Высотская

Скорей, скорей одеться!
Скорей позвать ребят!
В честь праздника Победы
Орудия палят.

Вокруг все было тихо,
И вдруг - салют! Салют!
Ракеты в небе вспыхнули
И там, и тут!

Над площадью,
Над крышами,
Над праздничной Москвой
Взвиваются все выше
Огней фонтан живой!

На улицу, на улицу
Все радостно бегут,
Кричат "Урра"!
Любуются
На праздничный
Салют!

 

Вместе с дедушкой Автор: Г. Ладонщиков

Растаял утренний туман,
Красуется весна...
Сегодня дедушка Иван
Начистил ордена.
Мы вместе в парк идем
Встречать
Солдат, седых, как он.
Они там будут вспоминать
Свой храбрый батальон.
Там по душам поговорят
О всех делах страны,
О ранах, что еще болят
С далеких дней войны.
Походы вспомнят и бои,
Окопный неуют,
И песни бравые свои,
Наверное, споют.
Споют о мужестве друзей,
Что в землю полегли;
Споют о Родине своей,
Что от врагов спасли.
Спасли народы разных стран
От рабства и огня...
Я рад, что дедушка Иван
Берет с собой меня.

 

День победы» Автор: А. Игебаев

Мы встречаем день Победы,
Он идёт в цветах, знамёнах.
Всех героев мы сегодня
Называем поимённо.

Знаем мы: совсем не просто
Он пришёл к нам – День Победы.
Этот день завоевали
Наши папы, наши деды.

И поэтому сегодня
Ордена они надели.
Мы, идя на праздник с ними,
Песню звонкую запели.

Эту песню посвящаем
Нашим папам, нашим дедам.
Нашей Родине любимой
Слава, слава в День Победы!


 Мир Автор: В. Берестов

Нет, слово «мир» останется едва ли,
Когда войны не будут люди знать.
Ведь то, что раньше миром называли,
Все станут просто жизнью называть.

И только дети, знатоки былого,
Играющие весело в войну,
Набегавшись, припомнят это слово,
С которым умирали в старину.


Что такое День Победы? Автор: А. Усачёв

Что такое День Победы?
Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат.

Что такое День Победы?
Это праздничный салют.
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.

Что такое День Победы?
Это песни за столом,
Это речи и беседы.
Это дедушкин альбом.

Это фрукты и конфеты,
Это запахи весны…
Что такое День Победы –
Это значит нет войны.

 

9 мая Автор: А. Сурков

Красоту, что дарит нам природа,
Отстояли солдаты в огне,
Майский день сорок пятого года
Стал последнею точкой в войне.

За всё, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Спасибо доблестным солдатам –
Нашим дедам и отцам.

Недаром сегодня салюты звучат
В честь нашей Отчизны,
В честь наших солдат!

День победы

Много лет тому назад
Был великий День победы.
День победы помнят деды
Знает каждый из внучат.
Светлый праздник День победы
Отмечает вся страна.
Наши бабушки и деды
Надевают ордена.
Мы про первый День победы
Любим слушать их рассказ
Как сражались наши деды
За весь мир и за всех нас.

День Победы Автор: П. Воронько

Спать легли однажды деды –
Окна все затемнены,
А проснулись на рассвете –
В окнах свет, и нет войны!

Можно больше не прощаться,
И на фронт не провожать,
И налётов не бояться,
И ночных тревог не ждать.

Люди празднуют Победу!
Весть летит во все концы:
С фронта едут, едут, едут
Наши деды и отцы!

И смешались на платформах
С шумной радостной толпой
Сыновья в военных формах,
И мужья в военных формах.
И отцы в военных формах.
Что с войны пришли домой.

Здравствуй воин-победитель,
Мой товарищ, друг и брат,
Мой защитник. Мой спаситель –
Красной Армии солдат!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Великая Победа» методическая разработка праздника, посвящённого 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне

«Великая Победа» методическая разработка праздника, посвящённого 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне музыкального руководителя Самсоновой Юлии Александровны...

Проект, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Великая Победа великого народа"

Гражданская позиция не может возникнуть вдруг, из неоткуда. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к ро...

"...Славим в светлый День Победы всех, кто в бой великий шли!" Сценарий праздничного утренника для детей старших групп (5-6 лет), посвящённого 70-летию Великой Победы

Куприянов Виталий Владимирович,музыкальный руководитель МАДОУЦентр развития ребёнка "Умка"г. Новый Уренгой "...Славим в светлый День Победы всех, кто в бойвеликий шли!"Сценарий праздничного утрен...

Конкурс юных чтецов, посвященный 70-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне, «Тебе, Великая Страна! Тебе, Великая Победа!»

В рамках коллективного проекта "Литературное воспитание, как средство личностного развития дошкольника", реализуемого в детском саду, проводился конкурс юных чтецов, посвященный  70-летней годовщ...

ПРОЕКТ К 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ «Я помню! Я горжусь!» Информационно-ориентированный проект посвященный 70-летию великой Победы в Великой отечественной войне.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–па...

Проект «Детям о Великой Победе!» посвященный к 75летию победы в Великой Отечественной войне. Руководитель проекта Гилязова Елизавета Андреевна

Проблема: у детей недостаточный уровень знаний о Великой Отечественной войне, поэтому важно сформировать у дошкольников ясные представления о войне 1941–1945гг.Цель: Расширят...