Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях:
методическая разработка (старшая группа) на тему
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx | 19.94 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях:
Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.
Ч. Диккенс.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь) .
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Какие же педагогические технологии может применять в своей работе музыкальный руководитель детского сада? Поделюсь своим опытом работы. Моя цель- содействовать становлению ребенка как личности. В соответствии с ФГОС ДО стандарт утверждает личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, педагогических и иных работников) и детей. Основных принципы, которыми я руководствуюсь в своей работе это сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Итак, чтобы ребенок вырос и стал полноценным гражданином своей страны он должен быть здоров. Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить здоровье детей; сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни, создать условия каждому ребенку полноценного психического развития.
Разработанная мной система музыкально-оздоровительной работы включает использование на музыкальных занятиях таких здоровьесберегающих технологий:
ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕСЕНКИ-РАСПЕВКИ.
С них целесообразно начинать музыкальные занятия. Простые тексты и мелодии в мажорной гамме задают позитивный тон, поднимают настроение и, конечно, подготавливают голос к пению.
Пример:
Доброе утро (повернулись друг к другу)
Улыбнись скорее (развести руки в стороны)
И сегодня весь день (хлопаем в ладоши)
будет веселее!
Мы погладим лобик (выполняем движения по тексту)
Носик и щечки
Будем мы красивые, как в саду цветочки!
Ушки мы сейчас потрем
И здоровье сбережем!
Улыбнемся снова, будем все здоровы!
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.
Включаю в музыкальные занятия упражнения дыхательной гимнастики Б. Толкачева и А. Стрельниковой. В результате применения дыхательной гимнастики на занятиях повышается уровень развития певческих навыков детей.
Пример:
Ежик по лесу гулял (шагаем на месте)
И цветочки собирал.
Справа-белая ромашка (поворачиваем голову вправо, вдох-выдох)
Слева-розовая кашка (поворачиваем голову влево, вдох-выдох)
Как цветочки пахнут сладко (вдох-выдох)
Их понюхают ребятки (вдох-выдох) .
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.
Артикуляционная гимнастика способствует тренировке мышц речевого аппарата. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшается музыкальная память, внимание.
Пример:
Котик Рыжик утром встал (потянуться)
Чистить зубки побежал.
Вправо-влево, вправо-влево (в улыбке открыть рот и языком водим по зубкам вправо-влево)
Чистим зубки мы умело.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
Она исполняется как песенка или проговаривается под музыку. Развивает речь ребенка, повышает моторику рук (подготовка к письму и рисованию) .
Пример:
Мишка по лесу ходил (ладошки по коленкам)
Звонки песни выводил:
-Тру-ту-ту! Тру-ту-ту! (имитируем игру на дудочке)
Всем я лапотки сплету.
Себе-большие (загибаем поочередно пальчики на руке)
Жене-меньшие,
Сыну-с носочком,
Дочке-с цветочком,
А соседу заиньке
Сплету лапти маленькие.
МУЗЫКОТЕРАПИЯ - это лекарство, которое слушают.
Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит.
Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется. Так, например, скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее действие.
Однако излишне громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна не только для слуха, но и для нервной системы. Современные ритмы увеличивают содержание адреналина в крови, чем могут вызвать стресс. Интересно, что музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает удивительное антистрессовое воздействие. Уравновешиванию нервной системы способствовали фонограммы леса, пение птиц, пьесы цикла "Времена года" Чайковского, "Лунная соната" Бетховена. В своей работе использую тщательно подобранную и составленную фонотеку.
ПСИХОГИМНАСТИКА - курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы) .
Важно использовать психогимнастику в профилактической работе с детьми с целью психофизической разрядки.
Занятия по психогимнастике включают мимические и пантомимические этюды.
Это выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний (радость, удивление, гнев, интерес, страх и др.) Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.
ИГРОВОЙ МАССАЖ также применяется на музыкальных занятиях. В результате снижается частота заболеваний верхних дыхательных путей, улучшается циркуляция крови и лимфы, улучшается самочувствие и поднимается настроение.
Пример:
Дождь, дождь, надо нам расходиться по домам (пальчики «бегают по лицу»)
Гром, гром, как из пушек! Нынче праздник у лягушек (пальчики «барабанят»по лбу, щечкам)
Град, град! Сыплет град (хлопаем в ладоши)
Все под крышами сидят! (изобразить руками «крышу» над головой)
Результатами моей музыкально-оздоровительной работы являются: снижение уровня заболеваемости, повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей, повышение уровня речевого развития детей, стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка.
ТЕХНОЛОГИЮ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, которую я применяю в своей работе, как современный метод интеграции деятельности, позволяет решать комплекс задач, подчиненных одной теме, разнообразными приемами и методами, постепенно и в системе. Мною разработаны и используются в работе проекты: «Шумел сурово брянский лес», «Мы память бережно храним», «Живет в народе песня». Активно участвую и в поектах воспитателей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Мой любимый город- Брянск», «Растим патриотов», «Моя семья- моя радость», «Была война».
План реализации проекта:
Первый этап. Накопление информационной базы.
Подготовка методических рекомендаций. Формулируем проблему и цели проекта.
Создание условий для проведения проекта.
Разработать тематическое планирование занятий по ознакомлению детей в соответствующей возрасту форме.
Провести мотивацию родителей на сотрудничество в проекте - консультация для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы. Создание игровой мотивации, доступной для понимания детей дошкольного возраста. Заинтересовать каждого ребенка.
Второй этап. Организационно – практический. Это непосредственная реализация проекта, его выполнение в различных формах работы (занятия, экскурсии, праздники, конкурсы и т. д.)
Третий, заключительный этап. Подведение итогов, итоговые мероприятия, презентация.
ТЕХНОЛОГИИ ИССЛЕЛОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Исследовательская деятельность ребенку помогает выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.
Методы и приемы организации исследовательской деятельности:
наблюдения;
беседы;
опыты;
дидактические игры;
моделирование ситуаций;
поручения, действия.
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Информационно-коммуникационные технологии получили свое естественное развитие в наше время. Компьютер имеет ряд существенных преимуществ перед классическим занятием. Анимационные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, позволяют сконцентрировать внимание. В зависимости от способностей ребенка, программа может быть подстроена именно под него, то есть делать упор на его индивидуальное развитие.
В своей работе использую информациоонно-коммуникативные технологии для: подбора иллюстративного материала к занятиям, для оформления стендов, кабинета, документации (сканирование, интернет, принтер, презентация) .С помощью интернета можно найти дополнительный материал к занятиям, познакомиться со сценариями праздников и других мероприятий, обменяться опытом, наработками других педагогов России и зарубежья.
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка. Это различные сенсорные комнаты, уголки для индивидуальных игр и занятий.
Личностно-ориентированным подходом обладают программы, широко используемые в детских садах: «Детство», «От рождения до школы», «Радуга», «Из детства в отрочество».
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Игровые технологии — вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) личность ребенка выводится на первый план и все дошкольное детство должно быть посвящено игре.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
ДОКЛАД НА ТЕМУ: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ» Музыкальный руководитель: ПРОШИНА НИНА ПЕТРОВНА (из опыта работы)...
"Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях""
Консультация для воспитателей ДОУ...
Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ
Данная статья содержит рекомендации для музыкальных руководителей ДОУ по использованию музыкотерапии - методов и приемов работы с детьми по сохранению их эмоционального благополучия на музыкальны...
Консультация "Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях"
Информация для педагогов...
Конспект музыкального занятия . Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»
Форма организации деятельности: подгрупповаяСредства обучения:1. Оборудование:-музыкальный центр-проектор- ноутбук- музыкальные инструменты: птичка-свистулька, шишки, султанчики, орехи, де...
проект "Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях"
Проект предусматривает использование здоровьесберегающих технологий. Главная тема проекта-музыкально-ритмические жвижения,которые всгда используются на музыкальных занятиях.Оздоровление происходит мет...
Музыкальная гостиная для воспитателей "СОВМЕСТНАЯ РАБОТА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ"
В материале рассказывается о том, какими здровьесберегающими технологиями, связанными с музыкальным воспитанием, могут воспользоваться воспитатели в свободное от занятий время....