Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях:
методическая разработка (старшая группа) на тему

Золотарева Валентина Ивановна

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx19.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях:

 

Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.

Ч. Диккенс.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь) .

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Какие же педагогические технологии может применять в своей работе музыкальный руководитель детского сада? Поделюсь своим опытом работы. Моя цель- содействовать становлению ребенка как личности. В соответствии с ФГОС ДО стандарт утверждает личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, педагогических и иных работников) и детей. Основных принципы, которыми я руководствуюсь в своей работе это сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Итак, чтобы ребенок вырос и стал полноценным гражданином своей страны он должен быть здоров. Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить здоровье детей; сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни, создать условия каждому ребенку полноценного психического развития.

Разработанная мной система музыкально-оздоровительной работы включает использование на музыкальных занятиях таких здоровьесберегающих технологий:

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕСЕНКИ-РАСПЕВКИ.

С них целесообразно начинать музыкальные занятия. Простые тексты и мелодии в мажорной гамме задают позитивный тон, поднимают настроение и, конечно, подготавливают голос к пению.

Пример:

Доброе утро (повернулись друг к другу)

Улыбнись скорее (развести руки в стороны)

И сегодня весь день (хлопаем в ладоши)

будет веселее!

Мы погладим лобик (выполняем движения по тексту)

Носик и щечки

Будем мы красивые, как в саду цветочки!

Ушки мы сейчас потрем

И здоровье сбережем!

Улыбнемся снова, будем все здоровы!

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

Включаю в музыкальные занятия упражнения дыхательной гимнастики Б. Толкачева и А. Стрельниковой. В результате применения дыхательной гимнастики на занятиях повышается уровень развития певческих навыков детей.

Пример:

Ежик по лесу гулял (шагаем на месте)

И цветочки собирал.

Справа-белая ромашка (поворачиваем голову вправо, вдох-выдох)

Слева-розовая кашка (поворачиваем голову влево, вдох-выдох)

Как цветочки пахнут сладко (вдох-выдох)

Их понюхают ребятки (вдох-выдох) .

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.

Артикуляционная гимнастика способствует тренировке мышц речевого аппарата. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшается музыкальная память, внимание.

Пример:

Котик Рыжик утром встал (потянуться)

Чистить зубки побежал.

Вправо-влево, вправо-влево (в улыбке открыть рот и языком водим по зубкам вправо-влево)

Чистим зубки мы умело.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

Она исполняется как песенка или проговаривается под музыку. Развивает речь ребенка, повышает моторику рук (подготовка к письму и рисованию) .

Пример:

Мишка по лесу ходил (ладошки по коленкам)

Звонки песни выводил:

-Тру-ту-ту! Тру-ту-ту! (имитируем игру на дудочке)

Всем я лапотки сплету.

Себе-большие (загибаем поочередно пальчики на руке)

Жене-меньшие,

Сыну-с носочком,

Дочке-с цветочком,

А соседу заиньке

Сплету лапти маленькие.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ - это лекарство, которое слушают.

Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит.

Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется. Так, например, скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее действие.

Однако излишне громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна не только для слуха, но и для нервной системы. Современные ритмы увеличивают содержание адреналина в крови, чем могут вызвать стресс. Интересно, что музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает удивительное антистрессовое воздействие. Уравновешиванию нервной системы способствовали фонограммы леса, пение птиц, пьесы цикла "Времена года" Чайковского, "Лунная соната" Бетховена. В своей работе использую тщательно подобранную и составленную фонотеку.

ПСИХОГИМНАСТИКА - курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы) .

Важно использовать психогимнастику в профилактической работе с детьми с целью психофизической разрядки.

Занятия по психогимнастике включают мимические и пантомимические этюды.

Это выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний (радость, удивление, гнев, интерес, страх и др.) Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.

ИГРОВОЙ МАССАЖ также применяется на музыкальных занятиях. В результате снижается частота заболеваний верхних дыхательных путей, улучшается циркуляция крови и лимфы, улучшается самочувствие и поднимается настроение.

Пример:

Дождь, дождь, надо нам расходиться по домам (пальчики «бегают по лицу»)

Гром, гром, как из пушек! Нынче праздник у лягушек (пальчики «барабанят»по лбу, щечкам)

Град, град! Сыплет град (хлопаем в ладоши)

Все под крышами сидят! (изобразить руками «крышу» над головой)

Результатами моей музыкально-оздоровительной работы являются: снижение уровня заболеваемости, повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей, повышение уровня речевого развития детей, стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка.

ТЕХНОЛОГИЮ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, которую я применяю в своей работе, как современный метод интеграции деятельности, позволяет решать комплекс задач, подчиненных одной теме, разнообразными приемами и методами, постепенно и в системе. Мною разработаны и используются в работе проекты: «Шумел сурово брянский лес», «Мы память бережно храним», «Живет в народе песня». Активно участвую и в поектах воспитателей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Мой любимый город- Брянск», «Растим патриотов», «Моя семья- моя радость», «Была война».

План реализации проекта:

Первый этап. Накопление информационной базы.

Подготовка методических рекомендаций. Формулируем проблему и цели проекта.

Создание условий для проведения проекта.

Разработать тематическое планирование занятий по ознакомлению детей в соответствующей возрасту форме.

Провести мотивацию родителей на сотрудничество в проекте - консультация для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы. Создание игровой мотивации, доступной для понимания детей дошкольного возраста. Заинтересовать каждого ребенка.

Второй этап. Организационно – практический. Это непосредственная реализация проекта, его выполнение в различных формах работы (занятия, экскурсии, праздники, конкурсы и т. д.)

Третий, заключительный этап. Подведение итогов, итоговые мероприятия, презентация.

ТЕХНОЛОГИИ ИССЛЕЛОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Исследовательская деятельность ребенку помогает выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.

Методы и приемы организации исследовательской деятельности:

наблюдения;

беседы;

опыты;

дидактические игры;

моделирование ситуаций;

поручения, действия.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Информационно-коммуникационные технологии получили свое естественное развитие в наше время. Компьютер имеет ряд существенных преимуществ перед классическим занятием. Анимационные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, позволяют сконцентрировать внимание. В зависимости от способностей ребенка, программа может быть подстроена именно под него, то есть делать упор на его индивидуальное развитие.

В своей работе использую информациоонно-коммуникативные технологии для: подбора иллюстративного материала к занятиям, для оформления стендов, кабинета, документации (сканирование, интернет, принтер, презентация) .С помощью интернета можно найти дополнительный материал к занятиям, познакомиться со сценариями праздников и других мероприятий, обменяться опытом, наработками других педагогов России и зарубежья.

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка. Это различные сенсорные комнаты, уголки для индивидуальных игр и занятий.

Личностно-ориентированным подходом обладают программы, широко используемые в детских садах: «Детство», «От рождения до школы», «Радуга», «Из детства в отрочество».

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Игровые технологии — вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) личность ребенка выводится на первый план и все дошкольное детство должно быть посвящено игре.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

ДОКЛАД  НА ТЕМУ: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ» Музыкальный руководитель: ПРОШИНА НИНА ПЕТРОВНА (из опыта работы)...

Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ

Данная статья содержит рекомендации для музыкальных руководителей ДОУ по использованию музыкотерапии - методов и приемов работы с детьми по сохранению их эмоционального благополучия на музыкальны...

Конспект музыкального занятия . Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»

Форма организации деятельности:  подгрупповаяСредства обучения:1. Оборудование:-музыкальный центр-проектор- ноутбук- музыкальные инструменты: птичка-свистулька, шишки, султанчики, орехи,  де...

проект "Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях"

Проект предусматривает использование здоровьесберегающих технологий. Главная тема проекта-музыкально-ритмические жвижения,которые всгда используются на музыкальных занятиях.Оздоровление происходит мет...

Музыкальная гостиная для воспитателей "СОВМЕСТНАЯ РАБОТА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ"

В материале рассказывается о том, какими здровьесберегающими технологиями, связанными с музыкальным воспитанием, могут воспользоваться воспитатели в свободное от занятий время....