Статья "Эксперементальная деятельность дошкольника".
статья (старшая группа) на тему

Статья "Эксперементальная деятельность в ДОУ", для старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentalnaya_deyatelnost_v_dou.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

Статья. Экспериментальная деятельность  дошкольника.

 

Экспериментально-опытная работа доступна детям уже с дошкольного возраста. В   играх с песком, водой, снегом дети познают, исследуют, наблюдают и участвуют в удивительных превращениях в окружающем мире. Ребята быстро учатся и усложняют свои эксперименты – учатся из муки, соли и воды получать тесто для поделок, изучают свойства растворов, наблюдают изменения свойств материалов под воздействием высоких или низких температур,  участвуют в изменениях состояния простых веществ (воды в лед и пар, свечного воска, шоколада, теста и многого другого). Такие эксперименты, на первый взгляд незамысловатые, вырабатывают у детей навык логического мышления, выстраивания причинно-следственных связей, систематизирования и анализа. Для воспитателя, знакомящего ребенка с экспериментально-опытной деятельностью, очень важно организовать педагогический процесс так, чтобы не допустить переутомления воспитанников, сделать процесс обучения игривым и легким, дабы у ребенка не возникло ощущение, что его заставляют заниматься данной деятельностью. Следует формировать у ребенка положительную мотивацию и вовлеченность уже на ранних этапах.

 В старшем возрасте многие дети задумываются о  таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству, «пройти под радугой» и т. п.

Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания. Руководство процессом развития нестандартного мышления детей со стороны воспитателя реализуется посредством использования им различных методов и приемов активации интеллектуальной сферы ребенка.

Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, лабораторные работы, внедряемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы. Каждое фундаментальное естественнонаучное понятие, с которым знакомятся дети (температура, время, жидкость, газ, твердое тело, тяготение, движение, свет, звук и т. д.), экспериментально обосновывается и проясняется для ребенка в процессе наблюдений, мысленного и реального экспериментирования.

В итоге можно сделать вывод, что основополагающие законы природы выводятся ребенком самостоятельно, как результат постановки опыта.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет – не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешивания веществ, элементарными правилами безопасности.

О чем должен помнить педагог, организуя экспериментальную деятельность детей?

  • Критика – враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей, использование директивных приемов.
  • Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.
  • Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку.
  • Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца.
  • Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей.
  • Подводить итоги эксперимента. Педагог может задавать наводящие вопросы, но дети должны сами назвать поставленную проблему, вспомнить все предложенные гипотезы, ход проверки каждой, сформулировать правильный вывод и оценить свою работу.
  • Когда эксперимент закончен и сделаны выводы, можно задать вопрос: «Как определить правильный ли вывод мы сделали?» Детей следует подвести к мысли о том, что результаты эксперимента являются достоверными, если при повторении исследования они не изменяются.

Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком.

В результате экспериментирования дети учатся:

  • выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить;
  • предлагать возможные решения;
  • проверять эти возможные решения, исходя из данных;
  • делать выводы в соответствии с результатами проверки;
  • делать обобщения.

Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью. 

Дети старшего дошкольного возраста активно стремятся узнать об окружающем мире как можно больше. Именно опытно-экспериментальная деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, в самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей. Опыты сопровождаются проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы.

Итак, детское экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете, явлении, веществе. Получение новых знаний и сведений выступает при этом как основной мотив деятельности с ярко выраженной установкой на получение чего-то нового, неожиданного. И в этом заключается основа чрезвычайной гибкости детского экспериментирования, способности детей перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов.

В связи с этим можно разнообразить ход занятия подобрав тематически схожие художественные произведения, пословицы, поговорки. Желательно также организовать в группе небольшой экспериментальный уголок, где вы с ребятами могли бы хранить свой инструментарий. Это могут быть различные коробочки, соломинки, тарелочки (желательно небьющиеся, например, пластмассовые), можно также сделать и изучить с воспитанниками различные эмблемы, знаки или символы, которые вы сможете использовать.

В процессе экспериментально-опытной деятельности на начальном этапе, мы можем выделить для себя три особых направления, исходя из которых вы самостоятельно сможете разработать цели и задачи ваших занятий с детьми.

  1. Повышение познавательного интереса средствами поиска сходства и различий, явлений живой и неживой природы.
  2. Обогащение знаний об окружающем мире, формирование познавательной инициативы детей и поддерживание их исследовательской активности.
  3. Использование познавательно-исследовательской работы как основополагающей, сочетая ее с другими видами деятельности дошкольников.

Темы экспериментально-опытной деятельности многообразны. И тематика занятий зависит исключительно от индивидуальных особенностей ваших воспитанников либо условий вашей педагогической деятельности.

Всякий педагогический процесс должен носить характер партнерского взаимодействия. Побуждение к совместной с воспитателем деятельности повысит эффективность вашей с детьми работы. Предоставьте ребятам возможность самим делать выводы, пусть даже если они будут поверхностными или недостаточно точными. Задавайте вопросы, направляйте, позвольте ребятам повторить эксперимент или поменять угол зрения на тот или иной изучаемый объект или явление, очень важно учить ребят правильно формулировать свои ответы.

Преимущество экспериментально-опытной деятельности так же в том, что она предоставляет детям самим определять ход своей работы, этот процесс текучий, плавный. Не стоит ограничиваться, можно задействовать вспомогательные мультимедийные технологии, например, интерактивный экран с фото-презентацией, можно запечатлеть ваши эксперименты с помощью фото или видео техники.

Перечень опытов и тем довольно широк. Они могут быть следующими: овощи, фрукты, погода, деревья, воздух, ветер, злаковые растения (рожь, зерно, пшеница), хлеб-тесто, вода, металлы, магниты, блестящие, гладкие, шероховатые предметы, отражающие поверхности, свет (лучи), времена года – сезоны, мир растений, цвета в природе, свойства почты, камни, минералы, ткани и так далее.

Продолжая тему опыта, предложите ребятам принести из дома интересную картинку или вещь, например бусы, бижутерию, металлические игрушки. Из них можно сделать тематические поделки или даже перенести тему опыта в сюжетно-ролевую игру, сделать коллаж.

В результате систематического использования проводимой экспериментально-опытной деятельности у детей формируется устойчивая познавательная мотивация, навык анализа, классификации. Диагностическая карта и графическое изображение покажет динамику роста показателей по формированию познавательно-экспериментальной деятельности за два возрастных года.

Использование экспериментальной деятельности в работе вырабатывает у детей навык активного мышления при выполнении творческих заданий по изобразительному искусству.  У ребят повышается широта восприятия, креативность, развивается фантазия, эмоциональный интеллект. Они без труда могут создать композицию из геометрических фигур, исключать лишние предметы и группировать взаимосвязанные.

Зарожденная в детстве тяга к знаниям и наукам, вовремя и правильно сформированная и поддерживаемая как воспитателями так и родителями, даст нам возможность воспитать в нашем будущем поколении правильные направления роста личности. Ведь осознание мира и себя процессы взаимосвязанные, и гармония внутреннего мира наших детей зависит от наших с вами своевременных трудов в воспитании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллекционирование - одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая  понимается не только как процесс...

Педсовет - деловая игра: «Формирование математических представлений дошкольников как части образовательной деятельности дошкольников в условиях ФГОС»

Цель: Рассмотреть пути и способы совершенствования работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников....

Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...

Мастер - класс Для педагогов, по познавательно – исследовательской деятельности дошкольников на тему: «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детскогоповедения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиск...

Музыкально-дидактические игры дошкольников. Использование музыкально-дидактических игр в самостоятельной деятельности дошкольников.

Роекомендации  для воспитателей, по использованию в развивающей деятельности детей  дошкольников игрового матерьяла по музыкальной  -дидактике.Игры на развитие ритма, памяти,слуха ....

Методическая разработка организации совместной деятельности дошкольников и педагога по освоению природного и культурного наследия Выборгского района и ознакомлению старших дошкольников с необычными архитектурно-декоративными объектами. Городская прогулка

Объектом для исследования детей во время прогулки могут стать не только известнейшие достопримечательности района, но и самая обычная клумба, имеющая необычное архитектурно-декоративное оформление....