Дидактические игры по сенсорике
план-конспект занятия по теме
Предварительный просмотр:
Тема: «Дидактические игры по сенсорике»
Пояснительная записка
Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющего, с другой - принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.
В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок - это и любимые игрушки, и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства - картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы - устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. В старшем дошкольном возрасте при усвоении грамоты большую роль играет развитие фонематического слуха, различение восприятия начертания букв. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе.
Шершавый коврик «Правая и левая рука»
На шершавое матерчатое полотно коврика пришиты шерстяные детские перчатки. Над одной из них прикреплена надпись: «ПРАВАЯ», а над другой – «ЛЕВАЯ». Каждый ребенок может без труда приложить к ним свои ладошки, а взгляд невзначай скользнет по надписям. Так и не заметишь, как выучишь: где левая рука, а где – правая. А рядом с ними – таблички с названиями пальцев: «Большой», «Указательный», «Средний», «Безымянный», «Мизинец». Над каждым пальчиком перчаток пришита пуговица, цвет которой соответствует цвету таблички с названием пальца. Это позволяет ребенку самостоятельно проверить, правильно ли он разложил таблички. Если дети еще не умеют читать, слова-названия будут осваиваться ими на интуитивном уровне. Можно положить ещё перчатку, которую ребенок может надеть на руку и назвать пальчики, загибая их один за другим, проговаривая пальчиковую гимнастику.
Пять пальцев на руке своей
Назвать по имени сумей.
Первый палец боковой,
Называется – большой.
Палец второй – указчик старательный,
Не зря называют его – указательный.
Палец третий стоит посредине,
Поэтому “средний” дано ему имя.
Палец четвёртый зовут “безымянный”,
Неповоротливый он и упрямый.
Совсем как в семье братец младший – любимец,
По счету он пятый, зовётся – “мизинец”.
Наш мизинчик в лес пошел,
Безымянный гриб нашел,
Средний пальчик его мыл,
Указательный солил,
Большой пальчик встал и съел, потому и потолстел!
«Радуга»
В этой игре мы знакомим детей с цветами радуги и последовательностью их расположения. Ребёнок вспоминает виденную в природе или нарисованную на картинке радугу. Заостряем внимание на том, что радуга разноцветная.
Я увидел радугу:
«что за красота!
Кто ж тебя раскрашивал в разные цвета?»
Отвечала радуга:
«красный мой наряд, разыгравшись вечером, подарил закат».
Желтым светом – солнышко осветило бок.
А зеленый дали мне – роща и лужок.
Небо мне прибавило краски голубой.
Синий – зачерпнула я из воды морской
Ну а фиолетовый я нашла в саду, там фиалки яркие каждый год цветут.
Объясняем, как с помощью стишка запомнить последовательность расположения цветов в радуге: первый звук каждого слова стихотворения соответствует первому звуку в названиях цветов радуги.
Каждый охотник
Желает знать,
Где сидит фазан.
(к – красный, о – оранжевый, ж – жёлтый, з – зелёный, г – голубой, с – синий, ф – фиолетовый).
В нашей игре каждая дуга наполнена крупой разного размера, начиная с самой мелкой (манка) и по возрастающей самой крупной (фасоль). Опираясь на эту подсказку, ребёнок самостоятельно раскладывает дуги в правильной цветовой последовательности.
- Дуги разной длины, поэтому можно закрепить последовательность расположения цветов радуги сравнивая их по длине.
- Назвать цвета радуги сверху вниз и наоборот.
- Определить, какой цвет находится под или над названным, какой находится между двумя заданными цветами.
«Лоскутки»
Среди наших дидактических материалов имеется коробка, в которой разложены прямоугольные кусочки различных видов ткани: бархат, сатин, шелк, ситец, полотно и т. п. Мы отобрали интересные на вид и разные на ощупь ткани, одни с крупным рисунком, другие с мелким, третьи - однотонные, которые сильно отличаются друг от друга на ощупь: шёлк, сукно, вельвет, бархат, велюр, холст, тюль, джинсовая ткань, трикотаж (расширяем словарный запас ребёнка). Предлагаем ребенку потрогать каждый из этих кусочков, произнося соответствующее название и добавляя несколько определений качества, как „грубый“, „тонкий“, „мягкий“. Затем подзываем ребенка и сажаем его за один из столов, откуда его могут наблюдать сверстники. Он закрывает глаза, и мы даём ему ткани одну за другой. Он их трогает, поглаживает, мнет между пальцами и говорит: „Это бархат“; „Это тонкое полотно“; „Это грубое сукно“ и т. п. Это упражнение возбуждает всеобщий интерес. Предложите ребенку из четырех кусочков на ощупь (с закрытыми глазами) составить пару. Важно, акцентировать внимание ребенка на тактильных ощущениях, а не на зрительном сравнении. Дальше, можно выстраивать различные ряды: от самого светлого к темному, от самого гладкого к шершавому, от мягкого к жесткому, разложить по оттенкам, по схожим цветам, по схожей фактуре. Если ребёнок уже читает, и хорошо знаете точное называние видов тканей, напишите их на небольших картонных карточках. Покажите и назовите ребенку каждый образец. Подберите карточку с названием. Если ребенка заинтересовала эта информация, и он подолгу рассматривал кусочки и не раз уточнял, как называется тот или иной кусочек ткани, через некоторое время предложите вспомнить и разложить по памяти таблички к образцам. Так же дуем на тряпочку, тем самым активизируем губные мышцы и развиваем дыхательные мышцы. Бросаем с высоты и наблюдаем, как они плавно летят (для сравнения: шифон и драп). Самые маленькие тряпочки используем, как материал для аппликации.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры по сенсорике.
Представлены игры для детей от 2-4 лет....
Дидактические игры по сенсорике для детей 2-4 лет
Игры-занятия для развития сенсорных навыков детей....
Дидактические игры по сенсорике для детей 2–3 лет
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу –...
Дидактические игры по сенсорике для детей 2–3 лет
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу –...
Дидактическая игра по сенсорике "Варежки"
Дидактическая игра по сенсорике "Варежки " Цель: учить различать и называть цвета, геометрические фигуры. Развитие мелкой моторики. ...
Дидактическая игра по сенсорике " Домики"
Дидактическая игра по сенсорике "Домики" Цель: учить узнавать и правильно называть геометрические фигуры, развивать зрительную память, мышление, развивать мелкую моторику. ...
Дидактические игры по сенсорике
«Красивый букет»Дидактическая задача. Познакомить детей с цветами спектра и их названиями. Учить детей сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг другу. Детям предлагается посм...