Дидактические игры по сенсорике
план-конспект занятия по теме

Светич Татьяна Александровна

дидактические игры по сенсорике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл microsoft_word_document.docx16.63 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Тема: «Дидактические игры по сенсорике»

                                                      Пояснительная записка

Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющего, с другой - принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.

         В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок - это и любимые игрушки, и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства - картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание  - последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.

         В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы - устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. В старшем дошкольном возрасте  при усвоении грамоты большую роль играет развитие фонематического слуха, различение восприятия начертания букв. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе.

Шершавый коврик «Правая и левая рука»

         На шершавое матерчатое полотно коврика пришиты шерстяные детские перчатки. Над одной из них прикреплена надпись: «ПРАВАЯ», а над другой – «ЛЕВАЯ».  Каждый ребенок может без труда  приложить к ним свои ладошки, а взгляд невзначай скользнет по надписям. Так и не заметишь, как выучишь: где левая рука, а где – правая. А рядом с ними – таблички с названиями пальцев: «Большой», «Указательный», «Средний», «Безымянный», «Мизинец». Над каждым пальчиком перчаток  пришита пуговица, цвет которой соответствует  цвету таблички с названием пальца.  Это позволяет ребенку самостоятельно проверить, правильно ли он разложил таблички. Если дети еще не умеют читать, слова-названия будут осваиваться ими на интуитивном уровне. Можно положить ещё  перчатку, которую ребенок может надеть на руку и назвать пальчики, загибая их один за другим, проговаривая пальчиковую гимнастику.

Пять пальцев на руке своей

Назвать по имени сумей.

Первый палец боковой,

Называется – большой.

Палец второй – указчик старательный,

Не зря называют его – указательный.

Палец третий стоит посредине,

Поэтому “средний” дано ему имя.

Палец четвёртый зовут “безымянный”,

Неповоротливый он и упрямый.

Совсем как в семье братец младший – любимец,

По счету он пятый, зовётся – “мизинец”.

Наш мизинчик в лес пошел,

Безымянный гриб нашел,

Средний пальчик его мыл,

Указательный солил,

Большой пальчик встал и съел, потому и потолстел!

«Радуга»

В этой игре мы знакомим детей с цветами радуги и последовательностью их расположения. Ребёнок вспоминает виденную в природе или нарисованную на картинке радугу. Заостряем внимание на том, что радуга разноцветная.

Я увидел радугу:

«что за красота!

Кто ж тебя раскрашивал  в разные цвета?»

Отвечала радуга:

«красный мой наряд, разыгравшись вечером, подарил закат».

Желтым светом – солнышко осветило бок.

А зеленый дали мне – роща и лужок.

Небо мне прибавило краски голубой.

Синий – зачерпнула я из воды морской

Ну а фиолетовый я нашла в саду, там фиалки яркие каждый год цветут.

Объясняем, как с помощью стишка запомнить последовательность расположения цветов в радуге: первый звук каждого слова стихотворения соответствует первому звуку в названиях цветов радуги.

Каждый охотник

Желает знать,

Где сидит фазан.

(к – красный, о – оранжевый, ж – жёлтый, з – зелёный, г – голубой, с – синий, ф – фиолетовый).

В нашей игре каждая дуга наполнена крупой разного размера, начиная с самой мелкой (манка) и по возрастающей самой крупной (фасоль). Опираясь на эту подсказку,  ребёнок  самостоятельно раскладывает дуги в правильной цветовой последовательности.

- Дуги разной длины, поэтому  можно закрепить последовательность расположения цветов радуги сравнивая их по длине.

- Назвать цвета радуги сверху вниз и наоборот.

- Определить, какой цвет находится под или над названным, какой находится между двумя заданными цветами.

 

«Лоскутки»

Среди наших дидактических материалов имеется коробка, в которой разложены прямоугольные кусочки различных видов ткани: бархат, сатин, шелк, ситец, полотно и т. п. Мы отобрали интересные на вид и разные на ощупь ткани, одни с крупным рисунком, другие с мелким, третьи - однотонные, которые сильно отличаются друг от друга на ощупь:  шёлк, сукно, вельвет, бархат, велюр, холст, тюль, джинсовая ткань, трикотаж (расширяем словарный запас ребёнка).   Предлагаем ребенку потрогать каждый из этих кусочков, произнося соответствующее название и добавляя несколько определений качества, как „грубый“, „тонкий“, „мягкий“. Затем подзываем ребенка и сажаем его за один из столов, откуда его могут наблюдать сверстники.  Он закрывает  глаза, и мы даём ему ткани одну за другой. Он их трогает, поглаживает, мнет между пальцами и говорит: „Это бархат“; „Это тонкое полотно“; „Это грубое сукно“ и т. п. Это упражнение возбуждает всеобщий интерес.  Предложите ребенку из четырех кусочков на ощупь (с закрытыми глазами) составить  пару. Важно, акцентировать внимание ребенка на тактильных ощущениях, а не на зрительном сравнении.  Дальше, можно выстраивать различные ряды: от самого светлого к  темному,  от самого гладкого к шершавому, от мягкого к жесткому, разложить по оттенкам, по схожим цветам, по схожей фактуре.  Если  ребёнок уже  читает,  и хорошо знаете точное называние видов тканей, напишите их на небольших картонных карточках. Покажите и назовите ребенку каждый образец. Подберите карточку с названием. Если ребенка заинтересовала эта информация, и он подолгу рассматривал кусочки и не раз уточнял, как называется тот или иной кусочек ткани, через некоторое время предложите вспомнить и разложить по памяти таблички к образцам. Так же  дуем на тряпочку, тем самым активизируем губные мышцы и развиваем дыхательные мышцы.  Бросаем с высоты и наблюдаем, как они плавно летят (для сравнения: шифон и драп).  Самые маленькие тряпочки используем, как материал для аппликации.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

 - является основой для интеллектуального развития

 - упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

 - развивает наблюдательность;

 - готовит к реальной жизни;

 - позитивно влияет на эстетическое чувство;

 - является основой для развития воображения;

 - развивает внимание;

 - дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

 - обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

 - обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

 - влияет на расширение словарного запаса ребенка;

 - влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по сенсорике.

Представлены игры для детей от 2-4 лет....

Дидактические игры по сенсорике для детей 2-4 лет

Игры-занятия для развития сенсорных навыков детей....

Дидактические игры по сенсорике для детей 2–3 лет

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу –...

Дидактические игры по сенсорике для детей 2–3 лет

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу –...

Дидактическая игра по сенсорике "Варежки"

Дидактическая игра по сенсорике "Варежки " Цель: учить различать и называть цвета, геометрические фигуры. Развитие мелкой моторики. ...

Дидактическая игра по сенсорике " Домики"

Дидактическая игра по сенсорике "Домики" Цель: учить узнавать и правильно называть геометрические фигуры, развивать зрительную память, мышление, развивать мелкую моторику. ...

Дидактические игры по сенсорике

«Красивый букет»Дидактическая задача. Познакомить детей с цветами спектра и их названиями. Учить детей сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг другу. Детям предлагается посм...