Роль труда в природе для развития личности ребенка.
статья на тему
Для чего необходимо приучать ребенка заботиться о природе, беречь ее и чувствовать ответственность за ее сохранность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyubov_petr.doc | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №67 комбинированного вида
Красносельского района Санкт-Петербурга «Волшебник»
Тема:
«Роль труда в природе для развития личности ребенка»
Подготовила
Гоцка Лариса Юрьевна
воспитатель
Санкт-Петербург 2015 год
Роль труда в природе для развития личности ребенка.
Большинство ученых сходятся во мнении, что охрану природы и природных ресурсов следует отправить на борьбу не с самими экологическими бедствиями, а с их причинами, и в первую очередь- с причинами социального характера. Такая деятельность должна быть систематической продуманной и научно обоснованной. В арсенал средств ее решения должно входить экологическое воспитание и образование. Сущность его заключается в обретении каждым человеком чувства природы, умения вникать в ее мир, в ее ничем незаменимую ценность и красоту, понимания, что природа есть основа жизни и существования всего живого на земле. Многие исследования показали, что большинство людей усваивает те или иные убеждения с детства и и было выведено положение о связи человека и природы, об их неотделимости друг от друга. Отсутствие или неисправность канализации ведет к возникновению желудочно- кишечных заболеваний. А почва может играть определенную роль в распространении столбняка, ботулизма. Санитарный врач по коммунальной гигиене своим требовательным контролем обеспечивает заслон этим болезням.
Для охраны животных и растений создана Красная книга. Первая в нашей стране Красная книга собиралась по крупицам. Над ее созданием трудились более пятнадцати лет. За это время учеными была проделана колоссальная научная организационная работа, проанализировано огромное количество источников,созданы всевозможные комиссии, отработан и обобщен материал по биологии и распространению редких видов животных и растений.
Человек, будучи представителем высшей ступени эволюции живых организмов. Отличается от них прежде всего своим разумом, речью и способностью к труду. Вследствие этого, он оказывает на свое место обитания воздействие гораздо больше, чем другие животные, вплоть до его разрушения, причем результат своей деятельности он ощущает и понимает, как правило, позже. С самого начала истории человек столкнулся с законами природного равновесия.
Длительная история развития человечества- это прежде всего , история природопользования, развития производительных сил, познания человеком законов природы и общества, смена на этой основе, общественно-экономических формаций. Поэтому, вполне естественно, что взаимоотношения человека с природой и ее ресурсами подчиняется с одной стороны- характеру ресурсов в самом широком понимании этого слова, начиная с размеров самой территории и кончая залегающими в недрах земли полезными ископаемыми и, с другой, состоянием производительных сил. Наскальные рисунки, изображающие сценки охоты или собирания плодов, свидетельствуют о том времени, когда человек приступил к осмысленному использованию наиболее доступных и, одновременно, необходимых биологических ее ресурсов, приступил к «покорению» природы.
Анализ особенностей природоохранительного труда показал, что содержательными компонентами системы знаний о природоохранительном труде должны стать представления, отражающие:
объекты и предметы природы и труда со всеми их особенностями взаимосвязанными между собой и средой обитания;
детерминированность труда свойствами и потребностями, животных и растений, условиями среды, которые связаны между собой, так как живые организмы существуют только в условиях постоянного взаимодействия с окружающей средой;
системную организованность природоохранительного труда, который должен быть рассмотрен как единство системы знаний о животных и растениях, неживой природе, о трудовых процессах, видах природоохранительного труда, взаимодействии его участников.
Проблемой экологического воспитания педагоги стали заниматься еще в 17-18 веках,хотя в то время еще не было науки экологии и не было термина «экологическое воспитание».
В дошкольном возрасте в ребенке может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой.
За последнее время было создано множество программ по экологическому воспитанию. В основу их содержания положено постепенно расширяющееся представление о живом организме, знания выступают как ведущий фактор развития у детей экологического сознания. Они позволяют дошкольнику понять роль Человека на Земле, понять, что он является частью природы. Традиционные виды деятельности тесно связаны с проявлением у детей экологической и общечеловеческой культуры.
Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы, нацеленных на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. Программы предусматривают выработку первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности.
Природоохранительный труд- особый вид человеческой деятельности. Объектом для него являются живые организмы (животные, растения, предметы окружающей среды). Они сами включены в процесс труда, являются его предметом и конечным результатом, удовлетворяющим эстетические, духовные и материальные потребности человека.
Человек является продуктом природы, ее частью, принадлежит ей. Вместе с развитием природы происходит развитие человека. Для обеспечения своего существования он получает от природы все необходимое: воздух, воду, пищу, одежду, не говоря об удовлетворении высших потребностей- духовных и эстетических. Человек, таким образом вступает в целенаправленное, осознанное взаимодействие с природой, выступая потребителем ее богатств.
В наши дни проблема окружающей среды чрезвычайно актуальна и привлекает к себе все больше внимания. Выход из экологического кризиса техническими средствами невозможен. Экологическое образование выступает необходимым условием преодоления негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности как регулятора отношений в системе «человек- окружающая среда». Ценностное осмысление природы выражает нерасторжимое единство человека и общества с природой. Человек и общество выступают как элементы единой системы «природа- общество», вне которого их существование невозможно. Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ взаимодействия человека с природой. Важно показать детям и природоохранную работу по сохранению и улучшению городских и пригородных ландшафтов, рек, дать информацию о местных заповедниках, памятниках природы, истории и культуры. Детям надо помочь осознать значение природы как универсальной ценности (познавательной, эстетической, практической), понять красоту, самоценность живого существа.
Важным показателем бережного и заботливого отношения к живым существам является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. При этом важно понимать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных, что каждый живой организм живет, растет, развивается, если для этого имеются необходимые условия. В процессе ухода дети наглядно прослеживают и постепенно начинают понимать зависимость жизни и состояния растения и животного от труда человека.
Главное в детском труде- радость ребенка от участия в нем, возникающее желание трудиться. Труд становится важным средством воспитания осознанного отношения к природе при условии его самостоятельности и активности со стороны детей. Особенно ценен труд детей (совместно со взрослыми), направленный на улучшение окружающей среды (озеленение, очистку территории и др.). В процессе труда нужно совершенствовать трудовые умения и навыки природоохранного труда у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль строительно-конструктивных игр в развитии личности ребенка
Строительно-конструктивная игра очень интересное дело. Нужна ли такая игра? Какие задачи можно решить в процессе конструирования. Каково ее место в жизни дошкольника....
Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребенка
Сюжетно-ролевые игры уникальны по своему характеру: они позволяют ребенку абсолютно безопасно примерить на себя любую социальную роль, пережить самые разнообразные жизненные ситуации, приобретая соотв...
Консультация для родителей «Роль педагога-хореографа во всестороннем развитии личности ребенка-дошкольника»
Танцевальное искусство обладает огромной силой в воспитании творческой, всесторонне развитой личности....
Роль игры и игрушки в развитии личности ребенка.
Цель: формировать знания о значении игрушки, ее роли в жизни ребенка; вооружить знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек....
Роль сюжетно-ролевых игр в развитии личности ребенка.
Роль сюжетно-ролевых игр в развитии личности ребенка....
Консультация для воспитателей на тему: «Роль обучения математике для всестороннего развития личности ребенка»
Формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей способствует обучение детей математике в дошкольном возрасте: логически мыслить, рассуждать и действовать, гибкость мыслительного процесс...
Доклад по теме: "Роль педагога в формировании и развитии личности ребенка дошкольника"
Доклад по теме: «Роль педагога в формировании и развитии личности ребенка дошкольника»...