Родительское собрание «Помогаем осознать мир»
материал по теме

Карфидова Елена Анатольевна

Влияние природы на ребенка огромно...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание  «Помогаем осознать мир»

Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады видеть Вас на нашей встрече.

- Скажите, каким бы вы хотели видеть своего ребенка?

- Как вы думаете, что необходимо для того, чтобы ребенок был здоров и правильно развивался? ( Ребенок должен как можно больше быть на свежем воздухе, гулять, общаться с природой.)

Влияние природы на ребенка огромно. Знакомство с разнообразным миром природы и общение с ним начинается с первых лет жизни. Только при условии тесной связи с природой, ее явлениями, с самой жизнью у детей проявляются эмоции, обостряется восприятие и воображение. В процессе познания у детей вырабатывается способность творчески мыслить, появляется желание приобретать новые знания. Приобщая ребенка к природе, мы всесторонне развиваем его личность, воспитываем интерес, бережное отношение к природе и любознательность. Опираясь на любознательность детей, необходимо учить их понимать богатство и многообразия взаимосвязей в природе, объяснять нормы и правила поведения в природе.

Любознательность и познавательный интерес  являются ценными качествами личности и выражают отношение к окружающей жизни, к природе.

- Что же такое любознательность?

(Высказывания родителей.)

Любознательность - склонность к приобретению новых знаний, пытливость («Толковый словарь русского языка» С.Ожегова и Н. Шведова). Любознательность ребенка окрашена эмоциональным восприятием окружающего мира и составляет первую ступень познавательного отношения. Воспитание любознательности не требует каких-либо специальных занятий и осуществляется на занятиях, в играх, в труде, в общении. Основное условие развития любознательности - широкое ознакомление детей с явлениями окружающего мира, природой и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним. У отдельных детей имеется достаточный запас представлений, они любознательны, быстро реагируют на то, что им интересно, но если не воспитывать у них способность сосредотачиваться и заниматься мыслительной деятельностью, их любознательность останется на низком уровне и может превратить в пустое любопытство, которое не требует особых усилий.

- А что же такое любопытство? (высказывания родителей.)

- «Любопытство», согласно «Толковому словарю русского языка» С. Ожегова и Н. Шведова. Мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям (например -  праздное любопытство, спрашивать из любопытства).

Ребенок очень любознателен по своей натуре. Его интересует все новое, неизвестное. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе: то сосулька превратилась в воду, то  ледяная дорожка, посыпанная песком, перестала скользить. С познанием окружающего мира возрастает его любознательность, интерес к незнакомому, который проявляется в его постоянных вопросах.

Каждый ребенок по своей природе исследователь. Чего только мы не найдем в его карманах, какие только  не услышим от него вопросы. И вот пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им, открывать как можно больше тайн живой и неживой природы.

- Скажите, что толкает детей на поступки, связанные с разрушением, например, с поломкой машины? (Стремление познать, а что у нее внутри, почему она двигается.)

С ростом ребенка растет и его интерес к окружающему его миру, к природе. Часто возникают вопросы: почему? для чего? И мы называем этот возраст «почемучки»: «А почему трава зеленая?», «А почему птицы летают?» А почему, почему? Множество таких вопросов ежедневно обрушивается на родителей, которые порой не знают, как от них увернуться, как на них ответить?

- Ваше мнение, хорошо или плохо, когда дети задают вопросы? (Безусловно хорошо.)

Очень часто сигналом задержки психического развития служит очень малое количество и скудное качество задаваемых ребенком вопросов. А вот по большому количеству разнообразных, глубоких вопросов можно судить о творческих способностях малыша.                                

 - Задают ли Вам дети вопросы?

- Какие?

-  Как вы думаете, о чем говорят детские вопросы?

(О высоком уровне развития ребенка.)

Если дети задают вопросы, значит, они их интересуют. Вопросы помогают познавать мир, обогащают ум открытиями. Это очень хорошо, когда дети приходят к Вам со своими вопросами.

- Можете вспомнить какой-нибудь вопрос ребенка, на который вам было трудно ответить? (Родители делятся воспоминаниями.)

Не рекомендуется давать ответы в категорической форме - «да» или «нет». Лучше всего ответы на вопросы детей сопровождать краткой беседой, которая поможет ребенку увидеть не только внешние признаки, но и связи. Однако не следует перезагружать детей сложными ответами.

Важно не только отвечать на вопросы ребенка, но и самим обращаться к нему с вопросами. Вопросы, заданные ребенку, активизируют его мысль, побуждают к сравнению, сопоставлению, учат делать выводы и умозаключения. Поставленная перед детьми задача и предложение подумать: сопоставить, сравнить, припомнить –   способствует развитию мыслительных способностей, а значит, активно воспитывают пытливость ума, формируют любознательность и познавательный интерес как черты характера.

Чем больше в вашем доме «почему», тем лучше развит ребенок, тем выше его творческий потенциал. Отсутствие таких вопросов- один из сигналов неблагополучия в его развитии.

- Но нужно ли сразу отвечать ребенку?

-  Как поступаете вы? ( Не стоит сразу давать готовый ответ.  Возможно, даже ответить неправильно, если убеждены, что ребенок знает ответ. Можно ребенку предложить найти ответ самому,  понаблюдав за интересующим его явлением.)

Да, любознательность присуща каждому ребенку. Все дело в ее «Качестве»: что именно хочет узнать ребенок и трудиться ли сам, что бы добыть эти знания. Любознательность важна, и поэтому ее необходимо развивать, стараясь повышать уровень любознательности.

Большое значение для познавательного развития ребенка имеет экспериментирование с природным материалом. Здесь перед ребенком стоит определенная познавательная задача, требующая самостоятельного решения. Проведение опытов – увлекательное занятие для ребят, в процессе которого они высказывают свои предположения, используют разные способы проверки, делают выводы, у них развивается самостоятельность мышления и поддерживается познавательный интерес к миру природы.

Условия опыта: закрыли рот, двумя пальчиками зажали нос, т.е. мы не дышим (затем задаю детям вопросы).
- Чего нам не хватает?
- Хорошо ли нам без воздуха?
- Почему? (ответы детей)
- Давайте сделаем вывод: все живое дышит, человек не может жить без воздуха. А сейчас проведем еще один опыт.

Игры с соломинкой

Выяснить, что внутри человека есть воздух и обнаружить его.

  1. Рассматривают трубочки для коктейля.
  2. Дуют в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха, чтобы дети почувствовали, когда дули, откуда появился ветерок.
  3. Воспитатель объясняет, что воздух нужен человеку для дыхания, что он попадает внутрь человека через рот или нос, что его можно не только почувствовать, но и увидеть.
  4. Дети дуют в трубочку, конец которой опущен в воду.
  5. Появляются пузырьки: ребята увидели, откуда они появились и куда исчезли (это из трубочки выходит воздух, он легкий, поднимается через водичку вверх, когда выйдет воздух, пузырьки тоже перестанут выходить).

Можно поинтересоваться у детей, в какой хорошо знакомой им игрушке много воздуха. Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, её можно бросать. А вот если в ней появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из неё и, она не сможет прыгать. Предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом - обычным. Есть ли разница? В чём причина того, что один мячик легко отскакивает от пола, а другой почти не скачет?

Вывод: чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет.

Сухим из воды

Определить, что воздух занимает место. Можно ли опустить стакан в воду и не намочить салфетку, лежащую на дне?

  1. Берем стакан, кладем салфетку на его дно.
  2. Переворачиваем вверх дном и осторожно погружаем в воду, не наклоняя стакан до самого дна емкости.
  3. Затем поднимаем его из воды, даем стечь воде, не переворачивая стакан.
  4. Определяем, намокла салфетка или нет.
  5. Салфетка сухая.

Воздух, находящийся в стакане помешал воде намочить салфетку, отсюда ясно, что он занимает место.

При организации опытов с растениями и животными детей нужно учить осторожному обращению с живыми существами, стараться не повредить их жизни.

Все это будет способствовать формированию у ребенка любознательности

Любите своего ребенка!

Памятка для родителей по развитию любознательности

  1. Внимательно относитесь к детским  вопросам.
  2. Не раздражайтесь из-за них на ребенка, не запрещайте их задавать.
  3. Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребенка.
  4. Все время прививайте ребенку познавательные интересы и мотивы.
  5. Научите его играть в шашки и шахматы.
  6. Проводите в семье конкурсы знаток, викторины, часы загадок и отгадок.
  7. Если есть возможность, организуйте совместные походы в театр, на выставки, в музеи.
  8. Проводите постоянные прогулки на природу: в парк, к водоему, в лес.
  9. Мастерите с детьми поделки из природного материала и бумаги.
  10. Поощряйте экспериментирование детей.
  11. Читайте детям природоведческую литературу, беседуйте по ее содержанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осознай свои границы

Право выбора всегда остаётся за нами: или мы страдаем, или ищем варианты выхода из проблемной ситуации....

Консультация для воспитателей "Как помочь родителям осознать в ребенке творческое "Я" и увидеть его одаренность"

Консультация поможет воспитателям в работе с родителями  по выявлению творческой одаренности детей. Что очень злободневно в наше время....

Конспект родительского собрания "Помоги мне сделать самому"

Методическая разработка конспекта родительского собрания во второй группе раннего возраста  воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания "Помоги мне сделать самому&q...

Консультация для родителей: "Как помочь родителям осознать негативное влияние гаджетов на здоровье детей в процессе обучения".

Как помочь родителям осознать негативное влияние гаджетов на здоровье детей в процессе обучения.Проблема:На сегодняшний день развитие современных технологий является приоритетным направлением в мире. ...