Статья о значении дидактических игр в сенсорном воспитании детей с ОВЗ.
статья (средняя группа) на тему

Сергиенко Елена Сергеевна

В статье рекомендации и консультации педагогам и родителям  в работе с детьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx65.61 КБ

Предварительный просмотр:

Сергиенко Елена Сергеевна

На тему: Использование дидактических игр в сенсорном воспитании младших дошкольников


Содержание

Введение

1. Значение дошкольного периода жизни в становлении и развитии личности человека

2. Игра как ведущая деятельность дошкольника и эффективное средство развития его личности

3. Особенности дидактической игры, её воспитательные и развивающие возможности

4. Методика организация и проведения дидактических игр в ДОУ с детьми с ОВЗ.

5. Использование дидактических игр в процессе сенсорного воспитания детей с ОВЗ.

Заключение

Используемая литература


Введение

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В.А.Сухомлинский.

Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая же необходимость применения её в процессе обучения и воспитания становится всё более актуальной из-за возрастания тенденции к сокращению занятий в дошкольном учреждении.

Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей.

В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребёнка. Ребёнок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребёнка – не просто интересное времяпровождение, но способ моделирования его взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый мир приключений.

Выдающийся педагог Н.К.Крупская, подчёркивая особенности детских игр, писала: «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и прочее».(8, с.203-204)

Н.К.Крупская указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, связи игр с жизнью. «Для

ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего».(8, с.207)

Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Учёные доказали, что упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приёмы) – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальные условия жизнедеятельности.

Основоположниками теории игры в России являются Г.В.Плеханов, К.Д.Ушинский, Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Н.Н.Поддьяков.

Одно из основных положений педагогической теории детской игры заключается в том, что игра имеет историческую, а не биологическую природу. Учёные считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей.

Наблюдения Д.Б.Эльконина дали повод для предположения, что главным в игре детей-дошкольников является роль, которую берёт на себя ребёнок. В ходе осуществления роли преобразуются действия ребёнка и его отношение к действительности. Так родилась гипотеза о том, что мнимая ситуация, в которой ребёнок берёт на себя роли других людей и реализует

типичные для них действия и отношения в особых игровых условиях, есть основная единица игры.

Л.С.Выготский развернул проблему детской игры, представив её как центральную для понимания психического развития в дошкольном возрасте.


  1. Значение дошкольного периода жизни в становлении и развитии

личности человека

Период дошкольного детства имеет исключительно большое значение для формирования полноценной личности, у детей накапливается достаточно большой запас элементарных знаний об окружающем, они овладевают основными мыслительными операциями, способны выделить существенные и несущественные признаки предметов и явлений, установить некоторые причинно-следственные связи, у них формируются элементы учебной деятельности.

В раннем и дошкольном детстве растёт интерес ребёнка к окружающему. Интерес – мощный двигатель умственного развития ребёнка.

Попытки ребёнка судить о неизвестных окружающих явлениях по аналогии с уже известными являются показателями умственной активности. Проявление умственной активности всегда можно заметить в тех областях деятельности, которая привлекает его (в конструировании, игре, уходе за растениями и животными).

Умственные способности ребёнка характеризуются такими качествами ума, как сообразительность (быстрота умственной реакции), критичность (способность объективно оценивать факты, анализировать их, замечать ошибки), пытливость (способность к настойчивому поиску решения умственной задачи, использование различных способов отыскания правильного ответа), вдумчивость.

В дошкольном возрасте у ребёнка происходит пополнение и активизация словаря, формирование правильного звукопроизношения, развитие связной разговорной речи. Слово становится источником получения знаний. Также происходит развитие первоначальных навыков умственного труда, формирование элементарных навыков учебной деятельности (умение понимать объяснения воспитателя, руководствоваться его указаниями в своей работе, развивать умение контролировать своё поведение).

Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребёнка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода.

Будущее ребёнка, его интеллектуальное развитие и эмоционально-нравственное становление во многом определяется содержанием обучения в дошкольных учреждениях.

2. Игра как ведущая деятельность дошкольника и эффективное средство развития его личности

 В.И.Логинова и П.Г.Саморукова предлагают следующее определение игры. Игра - это исторически сложившийся вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними.

Игра – основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем.

По своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу игры очень разнообразны.

Немецкий психолог К.Грос предлагает характеристику видов игр по их педагогическому значению: игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю. Они отнесены К.Гросом к «играм обычных функций». Вторую группу игр, по его классификации, составляют «игры специальных функций». Эти игры представляют собой упражнения с целью совершенствования инстинктов (семейные игры, игры в охоту и другие).

П.Ф.Лесгафт считал, что дошкольный возраст – период имитации новых впечатлений и их осознания посредством умственного труда. Стремление ребёнка в первые 6-7 лет жизни к отражению и осмыслению впечатлений об окружающей жизни удовлетворяется в играх, которые по содержанию имитационные (подражательные), а по организации – самостоятельные, без излишней регламентации со стороны взрослых. В школьные годы, напротив, дети охотнее играют в специально созданные игры, в которых деятельность регламентируется и по содержанию, и по форме. Таким образом, П.Ф.Лесгафт разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами).

В работах Н.К.Крупской детские игры делятся на две группы по тому же принципу, что и у П.Ф.Лесгафта, но называются немного иначе: игры,

придуманные самими детьми, и игры, придуманные взрослыми. Первые Крупская называла творческими, подчёркивая их главную особенность – самостоятельный характер. Другую группу игр в этой классификации составляют игры с правилами. Как и любая классификация, данная классификация носит условный характер.

Венгер Л.А. и Мухина В.С. в учебном пособии по психологии пишут о том, что в период от рождения малыша до поступления в школу сменяются три вида ведущей деятельности.

Сначала это – эмоциональное общение со взрослыми, потом предметная деятельность, наконец игра.

По мнению авторов, овладевая действиями с предметами, ребёнок под руководством взрослых осваивает некоторые действия, которые потом станут игровыми.

В ходе развития ребёнка один вид ведущей деятельности сменяется другим, это совсем не значит, указывают учёные, что та деятельность, которая раньше была ведущей, исчезает. Она сохраняется и продолжает развиваться, но отходит на второй план. И общение, и предметная деятельность, и игра существуют у взрослого человека, но принимают другие формы.

Авторы пишут о том, что ведущая деятельность привлекает ребёнка больше других видов деятельности, и поэтому в ней ребёнок обнаруживает свои максимальные возможности. Так, в игре дошкольник может сделать многое из того, что для него непосильно в других условиях.

Как пишут Венгер Л.А. и Мухина В.С., значение, которое имеет игра для ребёнка-дошкольника, учитывается при разработке форм и методов дошкольного воспитания. Любое задание дети принимают и выполняют лучше, если оно даётся в игровой форме.

Сорокина А.И. пишет, что в процессе игры ребёнок живёт, действует, как окружающие его взрослые, герои любимых рассказов, сказок и так далее. В игре он может быть врачом, лётчиком, воспитателем – кем захочет. И это доставляет ему огромную радость.

А.С.Макаренко в своих работах указывает на то, что игра в жизни ребёнка имеет такое же значение, как для взрослого работа, служба.

Игра – важнейшее средство воспитания личности ребёнка. В игре ребёнок выступает как субъект деятельности. Объединяясь в играющие коллективы, дети вступают между собой в разнообразные отношения, активно отражают жизнь и деятельность взрослых. Следовательно, через игру осуществляется социальная обусловленность психического развития ребёнка. В игре происходит ориентация ребёнка в самых общих, самых фундаментальных смыслах человеческой деятельности. Разнообразные по содержанию и форме игры вводят ребёнка в круг реальных жизненных явлений, обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта взрослых: знаний, умений, навыков, способов действия, моральных норм и правил поведения, оценок и суждений. В игре формируется стиль отношения, общения ребёнка со сверстниками и взрослыми, воспитываются чувства и вкусы.

Реальные отношения, сопровождающие игры детей, являются основой организации детского общества, что, в свою очередь, делают игру формой организации их жизни. В процессе разнообразных игр развивается самоорганизация детей, формируются и проявляются качества «общественности» (способность входить в общество играющих, действовать в нём определённым образом, устанавливать связи с другими детьми, подчиняться требованиям детского общества и так далее).

3. Особенности дидактической игры, её воспитательные и развивающие возможности

Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной игровой деятельности, нравственных и эстетических переживаний.

Дидактическая игра – это специально созданная игра, выполняющая определённую дидактическую задачу, скрытую от ребёнка в игровой ситуации за игровыми действиями.(16)

Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчётливо обнаруживается структура, то есть основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из элементов игры – дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчёркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.

Структурным элементом игры является игровая задача или игрового замысла, осуществляемых детьми в игровой деятельности. Две задачи – дидактическая и игровая – отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка, возбуждает желание и потребность решить её, активизирует игровые действия.

Игровые действия разнообразны: подбор предметов или картинок, нанизывание, складывание, передвигание, имитация движений.

Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Правила в игре разные: одни из них определяют характер игровых действий и их

последовательность, другие регулируют отношения между играющими. Есть правила, ограничивающие или запрещающие определённые проявления и действия или предусматривающие «наказание» за нарушение других правил и совершение запрещённых действий.

Между игровым замыслом, игровыми действиями и правилами существует тесная взаимосвязь. Игровой замысел определяет характер игровых действий. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Таким образом, ребёнок в игре учится непреднамеренно. Это свойство игры – обучать и развивать ребёнка через игровой замысел, действия и правила – называется автодидактизмом. (А.П.Усова)

Дидактическая игра имеет игровой и дидактический результат - усвоение знаний через игру, повышение эмоционального настроя.

Дидактическая игра осуществляет задачи обучения, но имеет свои особенности. Одна из них – обучение средствами активной и интересной для детей игровой деятельности.

Дидактическая игра лишь отчасти отвечает требованиям полной системности знаний: иногда это –«взрыв удивления» детей от восприятия чего-то нового, неизведанного; иногда игра – «поиск и открытие», и всегда игра – радость, путь детей к мечте. Наполненность обучения эмоционально-познавательным содержанием – особенность дидактической игры.

А.П.Усова, отмечая воспитательное влияние игр, писала: «Каждая игра, если она по силам ребёнку, ставит его в такое положение, когда ум его работает живо и энергично, действия организованы». (14, с.33)

К.Д.Ушинский высоко ценил дидактические игры, любовно создаваемые народом для детей. Он указывал на то, что игры, материнские

припевки, потешки, прибаутки, маленькие сказочки содержат доступные формы обучения, они близки детям по содержанию, по игровым действиям, образам.

Известный педагог Е.И.Тихеева высоко ценила дидактическую игру, её роль в ознакомлении детей с предметами, явлениями окружающей жизни.

Особое значение она придавала сенсорному воспитанию и обучению родному языку. Ею разработаны специальные дидактические игры под «Парные игры», которые требовали сосредоточенности внимания, умения выделить в предмете общее и различное, восстановить недостающие части, нарушенный порядок; игры с дидактической куклой и другие.

Воспитательная и развивающая ценность обучения в игровой форме заключается в содержании и направленности его на решение задач нравственного воспитания – воспитание положительного отношения детей к явлениям окружающей жизни, к труду, взаимоотношениям людей, традициям общества, воспитание уважения к семье, старшим. В содержании обучения раскрываются нравственные черты человека: доброта, справедливость, правдивость, честность, любовь к труду и трудолюбие, любовь к Родине. В игре формируются нравственные привычки самих детей, создаётся возможность для проявления инициативы, самостоятельности, активности при решении игровых задач, выполнении игровых действий.

Содержание познавательной деятельности в сочетании с игровой содействует и эстетическому воспитанию, формированию эстетического восприятия и отношения к явлениям социальной жизни и природы, к предметам быта и произведениям искусства. Вопросами теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П.Усовой, Е.И.Радиной, Ф.Н.Блехер, Б.И.Хачапуридзе, З.М.Богуславской, Е.Ф.Иваницкой, А.И.Сорокиной, Е.И.Удальцовой, В.Н.Аванесовой, А.К.Бондаренко, Л.А.Венгером.

В.Н.Аванесова считала дидактическую игру важным средством образовательной работы.

Л.А.Венгер разработал систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, которая была направлена на обучение детей точно, полно и расчленёно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, величина, расположение в пространстве).

З.М.Богуславская указывала на то, что в дидактической игре формируется познавательная деятельность ребёнка, проявляются особенности этой деятельности.

Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми. В исследованиях накоплены факты, характеризующие дидактическую игру как форму организации обучения.

Существуют разные варианты классификации дидактических игр дошкольников. Наиболее часто употребляемой является классификация дидактических игр, предложенная А.П.Усовой: предметные, настольно-печатные и словесные игры.

Предметные игры – это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, бирюльками, различными природными материалами (листьями, семенами).

Основные игровые действия с ними: нанизывание, вкладывание, катание, собирание целого из частей и так далее. Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.

Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и другие).

Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов:

  1. Парные картинки. Игровая задача состоит в том, чтобы подобрать картинки по сходству.

  1. Лото. Они строятся также по принципу парности: к картинкам на большой карте подбираются тождественные изображения на маленьких карточках.
  2. Домино. Принцип парности в этой игре реализуется через подбор карточек-картинок при очередном ходе. В игре развиваются сообразительность, память, умение предвидеть ход партнёра и так далее.
  3. Разрезные картинки и складные кубики, на которых изображённый предмет или сюжет делится на несколько частей. Игры направлены на

развитие внимания, сосредоточенности, на уточнение представлений, соотношение между целым и частью.

  1. Игры типа «Лабиринт» предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Они развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действия.

Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Молчок», «Чёрное и белое» и другие. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Существуют виды игр, применяемые в практике воспитателей, разработанные и проведённые автором Сорокиной А.И. Автор не считает, что предлагаемая группировка решает вопрос и видах игр: это только поиск в решении проблемы.

Игры-путешествия. Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, её развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое – через загадочное, трудное – через преодолимое, необходимое – через интересное. Цель игры-путешествия – усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-поручения. В основе игр-поручений лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на

предложении что-то сделать: «Собери в корзиночку все предметы красного цвета», «Разложи колечки по величине».

Игры-предложения. «Что было бы..? или «Что бы я сделал…», «Кем бы хотел быть и почему?» и другие.

Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы..? или «Что бы я сделал..». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами.

Игры-загадки. Загадки входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения.

Содержанием загадок является окружающая действительность: социальные и природные явления, предметы труда и быта, растительный и животный мир.

Главной особенностью загадок является логическая задача. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение воспитателя с детьми, детей с воспитателем и детей друг с другом. Отличительными его чертами является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность, вера в «правду игры», радость игры.

Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета – темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным явлениям окружающей жизни, отражённым в игре.

Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы воспитателя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение.

4. Методика организация и проведения дидактических игр в ДОУ

Методику организации и проведения дидактических игр в детском саду разрабатывали: Бондаренко А.К., Венгер Л.А., Аванесова В.Н., Удальцова Е.И., Сорокина А.И., Усова А.П.

По мнению Бондаренко А.К. организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

Как пишет автор, в подготовку дидактической игры входят:

- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и другое;

- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;

- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);

- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке;

- определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);

- подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;

- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Как указывает А.К.Бондаренко, проведение дидактических игр включает:

- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

-объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;

- подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.

Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Бондаренко А.К. в книге «Дидактические игры в детском саду» Москва,1991, рекомендует использовать следующие методы и приёмы руководства дидактическими играми.

Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней чётко определены дидактическая задача, игровые правила и действия.

С помощью дидактической игры ребёнок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в

роли болельщика, ребёнок получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития.

Как советует автор, прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приёмами: использованием загадок, считалочек, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше. Секрет успешной организации игры заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу.

Большое значение имеет темп игры, заданный воспитателем. В самом начале дети как бы «разыгрываются», усваивают содержание игровых действий, правила игры и ход её. В этот период темп игры, естественно, более замедленный. В ходе игры, когда дети увлечены ею, темп нарастает. К концу эмоциональный настрой несколько снижается и темп игры снова замедляется.

В некоторых играх за неправильное решение задачи играющий должен внести фант, то есть любую вещь, которая в конце отыгрывается. Разыгрывание фантов – интересная игра, в которой дети получают самые разнообразные задания: имитировать звуки животных, перевоплощаться, выполнять смешные действия, требующие выдумки. Игра не терпит принуждения, скуки. Логинова В.И. и Саморукова П.Г. указывают на следующие особенности методики проведения дидактических игр в разных возрастных группах. Обучение детей раннего и младшего дошкольного возраста дидактической игре происходит в самой игре. По ходу её воспитатель поясняет правила. По мере усвоения содержания и правил воспитатель представляет возможность детям играть самостоятельно,

наблюдает за игрой и вмешивается лишь в случае возникновения затруднений. В содержании дидактических игр для детей средней и старшей групп учитываются их возрастающий опыт, новые задачи ознакомления с окружающей жизнью и развития их умственной деятельности. Знакомя детей среднего и старшего возраста с дидактической игрой, воспитатель

раскрывает им одно-два существенных правила. Остальные правила и отдельные игровые действия он уточняет в ходе игры. Авторы пишут о том, что детей подготовительной группы в дидактических играх привлекает возможность добиться результата, подумать, проявить сообразительность, смекалку, ловкость и выдержку. С содержанием и правилами игры детей подготовительной группы знакомят до начала её, при этом воспитатель вместе с детьми анализирует правила, разъясняет их значение. Наблюдая за играми, он следит за выполнением правил отдельными детьми, иногда помогает робким и неуверенным, при необходимости включается в возникающие споры. Как указывают в своей книге «Дошкольная педагогика» Ядэшко В.И. и Сохин Ф.А., успешное руководство дидактическими играми прежде всего предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам. Маленькие дети в процессе игр с игрушками, предметами, материалами должны иметь возможность постучать, переставить, переложить их, разобрать на составляющие части, вновь составить и так далее. Развитие интереса к дидактическим играм, формирование игровой деятельности у более старших детей (в средней и последующих группах) достигается, по мнению авторов, тем, что

воспитатель ставит перед ними усложняющиеся задачи, не спешит подсказывать игровые действия. Игровая деятельность дошкольников становится более осознанной, она в больше мере направлена на достижение результата, а не на сам процесс. Как пишут Ядэшко В.И. и Сохин Ф.А., в каждой группе воспитатель намечает последовательность игр, усложняющихся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам. Авторы предлагают учитывать, что в дидактической

Сергиенко Елена Сергеевна

игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и так далее. Как пишут авторы, при помощи словесных пояснений, указаний воспитатель направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представления, расширяет опыт. Учёные указывают на то, что развитие игры во многом определяется темпом умственной активности детей, большей или меньшей успешностью выполнения ими игровых действий, уровнем усвоения правил, их эмоциональными переживаниями, степенью увлечённости. В период усвоения нового содержания, игровых действий, правил и начала игры темп её, естественно, более замедленный. В дальнейшем, когда игра развёртывается и дети увлекаются, темп её убыстряется. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик, по мнению авторов, является условием успешного развития игры и выполнения решаемых задач.

5. Использование дидактических игр в процессе сенсорного воспитания детей с ОВЗ

Именно в дошкольном детстве, как указано в концепции дошкольного воспитания, складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка.

Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребёнка отличается большой познавательной активностью, любознательностью, подражательностью, пластичностью нервной системы, большой эмоциональностью и впечатлительностью, большой ранимостью организма. При таких особенностях дошкольного возраста необходим правильный подход в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Как сказано в концепции дошкольного воспитания идея дошкольного воспитания социализируется в окружающем мире и определяется социальной ситуацией развития ребёнка, тем, кто и как воспитывает его, в какую деятельность вовлечён ребёнок, с кем он её осуществляет. Ребёнок усваивает знания о предметах, явлениях, жизни людей, животных и так далее. Знания получают по разным каналам: через непосредственное восприятие мира, через ощущение и восприятие, которые необходимо развивать, заниматься сенсорным воспитанием детей дошкольного возраста; опосредованно, через взрослых (воспитатели, родители и так далее), книги, СМИ и другие.

Решать задачи сенсорного развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья  можно с помощью разных средств: учебной, бытовой, трудовой, игровой и других видов активной деятельности ребёнка. Однако игровая деятельность является самой приемлемой и эффективной в дошкольном возрасте, так как, по мнению большинства психологов, является ведущей деятельностью в этом возрасте. Как доказали

исследования Л.А.Венгера, А.Л.Венгера, Н.Б.Венгера, Э.Г.Пилюгина, З.Богуславская, О.Дьяченко, сенсорные способности детей развивают

дидактические игры. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной и другими свойствами предмета побудило учёных и практиков создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.

Как указывают авторы, с помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определённым признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твёрдых, глубоких знаний.

Воспитательно-образовательные программы ДОУ одной из главных задач выделяют задачу сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста, то есть формирование у детей знаний о форме, цвете, величине, свойствах и качествах предметов окружающего мира; формирование у них обследовательских действий и умений применять их на практике.

Знакомясь разными литературными источниками, посвящёнными использованию дидактических игр как средства сенсорного воспитания, мы составили следующую картотеку дидактических игр для использования в группах младшего дошкольного возраста.

Картотека дидактических игр для сенсорного развития детей с ОВЗ младшего дошкольного возраста.

Сенсорный

эталон

Цель игры

Название

игры

Игровые правила

цвет

Закрепить у детей умение различать цвета и размеры, а также группировать предметы по этим признакам.

Научить детей группировать предметы по цвету и отдельным цветовым деталям, помогая друг другу на основе сравнения предметов.

Закреплять умение различать цвета, называть их, быстро находить нужный предмет среди других. Воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку.

Научить детей составлять красивые сочетания цветов.

Научить распознавать и сравнивать цвета, различать размеры, закрепить знания о названии и назначении одежды. Формировать доброжелательное, чуткое отношение к другим детям.

«фонарик»;

«разноцветные мячи»;

«подбери к своему цвету»;

«цветные коврики»

«встре-тим новичка»

Сравнивать свой фонарик с фонариком ведущего. Собираться по сигналу.

Сравнивать цвет мячей с цветом кукольной одежды. Сравнивать цвета мячей.

Действовать по сигналу. Помогать сверстнику, если у него возникают затруднения.

Интересоваться, нравится ли кукле коврик, султанчик.

Описать внешний облик новой игрушки. Быть с ней приветливыми и внимательными.

форма

Учить детей узнавать предметы по характерным признакам.

Воспитывать умение находить предмет по его наиболее характерным признакам; развивать наблюдательность, находчивость; учить описывать предмет, не называя его; воспитывать выдержку.

«чудесный мешочек» «найди предмет по описанию»

Отгадывать знакомый предмет на ощупь.

Ищет тот, кого назовёт Буратино.

Величина

Учить детей правильно собирать пирамидку, отбирая сначала большие кольца, затем всё меньше и меньше; упражнять в нанизывании величины кольца Упражнять детей в различении и сравнении величины предметов (больше, меньше, одинаковые); воспитывать внимание, быстроту реакции на слово воспитателя, умение самому проверить правильность выполнения правил игры.

Научить детей сравнивать размеры и подбирать предметы по размеру независимо от их цвета и формы. Формировать умение сотрудничать со сверстниками.

«кто скорее соберёт»;

«больше -меньше»

«матрёшкины игрушки»

Кольца нанизывать после сигнала воспитателя. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее соберёт пирамидку.

По слову воспитателя располагать предметы сначала по убывающей величине, а потом наоборот.

Подобрать подружек одинакового роста. Выбрать для них посуду.

        

Заключение

Дошкольный возраст – важный период в развитии человека, следовательно важно правильно организовать жизнь и развитие ребёнка с ОВЗ.

В дошкольном возрасте интенсивно идёт ознакомление с окружающим миром и происходит социализация ребёнка в человеческом обществе.

Без хорошего уровня сенсорного развития нельзя обеспечить высокого результата в умственном, эстетическом и трудовом развитии ребёнка и человека вообще.

Сенсорное развитие очень активно осуществляется именно в раннем и младшем дошкольном возрасте (это сенситивный период для сенсорного развития). Ребёнка дошкольного возраста учат различать и называть цвета, формируют представления об их оттенках, о том, что при смешении красок получаются новые цвета или оттенки.

Наиболее интересным и доступным средством сенсорного развития младших дошкольников является дидактическая игра. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно усваивает знания, которыми он оперирует. Решая умственную задачу в игре, малыш упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам.

Используемая литература:

1. Артёмова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников.- М.,1992

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.- М.,1991

3. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка.- М.,1989

4. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология.- М.,1988

5. Дошкольная педагогика / под редакцией В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой, часть 2.- М.,1988

6. Дошкольная педагогика / под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина .-М.,1986

7. Игра дошкольника / под редакцией С.Л. Новосёловой .- М.,1989

8. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании.- М.,1973

9. Концепция дошкольного воспитания.- М.,1989

10. Козлова С.А., Куликова Т.А. . Дошкольная педагогика.- М.,2000

11. Назарова А.Г. Играть любят все.- Спб.,1994

12. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду.- М.,1982

13. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.,1985

14. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду.3-е издание.- М.,1972

15. Эльконин Д.Б. Психология игры.- М.,1978

6. Роль педагога в развитии креативности старших дошкольников с ОВЗ в игре

 Попытаемся выяснить роль педагога в развитии творческих способностей у дошкольников с ОВЗ в игре. Нам необходимо остановиться на традиционных подходах к рассмотрению данной проблемы. При этом особое внимание уделить тем педагогическим условиям, которые специфически влияют на развитие творчества дошкольника с ОВЗ в игре.

Психолого-педагогические исследования, а также практика наших детских садов доказывает, что начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер тип деятельности по сравнению с ранним детством,. Особенно ярко это прослеживается у детей с ограниченными возможностями здоровья. Этот новый тип деятельности Л.С.Выготский характеризует как переход к творческой деятельности, если иметь  в виду тот  факт, что во всех вида деятельности дошкольника возникают совершенно  своеобразные отношения мысли к действию, именно возможность воплощения замысла, возможность идти от мысли к актуализации, а не от ситуации к мысли. Л.С.Выготский говорил, что возьмем ли мы игры, рисунки, возьмем ли мы труд, - везде и во всем мы будем иметь дело  с совершенно новыми отношениями, которые возникают между мышлением и действиями ребенка [7].

Воображение старших дошкольников приобретает все более активный характер, у них развивается способность к творческой деятельности, но из-за ограниченных возможностей здоровья условия для полноценного развития крайнеограниченны.

Творческое начало проявляется и в замысле – выборе темы игры, рисунка, в нахождении способов осуществления задуманного, и в том, что дети не копируют виденное, а с большой искренностью и непосредственностью, не заботясь о зрителях и слушателях, передают свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства.

В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств [5;24].

Анализ работ Л.С.Выготского позволил сделать вывод о том, что необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения. Ребенок может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, но он больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует, а потому воображение в житейском, вульгарном смысле этого слова, т.е. чего-то такого, что является ненастоящим, вымышленным, у ребенка, конечно, больше, чем у взрослого человека. Однако не только материал, из которого строит воображение, у ребенка беднее, чем у взрослого человека, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество и разнообразие значительно уступают комбинациям взрослого, Воображение ребенка обладает в одинаковой степени с воображением взрослого именно реальностью элементов, из которых оно строится [6; 87]. Современные исследования показывают, что игра детей-дошкольников, особенно если она осуществляется при умелом руководстве взрослых, способствует развитию у них творческого воображения, позволяющего им придумывать, а затем и реализовывать замыслы и планы коллективных и индивидуальных действий [5; 32; 50].

Исследования утверждают, что важнейшее условие успешного руководства творческими играми – умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если

педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Такому воспитателю ребята охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью [5;30; 48].

Часто ставится вопрос: может ли воспитатель вмешиваться в игру? Так, Д.В.Менджерицкая утверждает, что такое право у него есть, если это требуется для того, чтобы дать игре нужное направление и помочь социализации личности дошкольника с ОВЗ. Но вмешательство взрослого только тогда будет успешным, когда он пользуется у детей достаточным уважением и доверием, когда он умеет, не нарушая их замыслов, сделать игру увлекательнее. В игре раскрываются особенности каждого ребенка, его интересы, хорошие и дурные черты характера. Наблюдение за детьми в процессе этого вида деятельности дают педагогу богатый материал для изучения своих воспитанников, помогают найти правильный подход к каждому ребенку [24].

Чтобы игры были содержательными и воспитывающими, надо познакомить детей с определенным кругом явлений из жизни взрослых, постепенно раскрывая мотивы и нравственный смысл человеческой деятельности. Существенными факторами, влияющими на направленность детских игр, на расширение и углубление игровых образов, являются художественная литература и произведения изобразительного искусства (картины, рисунки, иллюстрации).

Эстетические переживания детей неизменно связаны с внешним действием героя произведения. Ребенок не представляет себе образ, предложенный автором, если сам мысленно не принимает участия в жизни героя, не ставит себя на его место, это объясняется тем, что всякую мысль, чувство ребенок постигает через  внешнее действие. Он как бы превращает в реальность киноленту образов и ассоциаций, возникших в его воображении под влиянием книги, картинки. В связи с этим выделяется такая особенность

восприятия художественных произведений, как стремление реализовать свою внутреннюю  активность в рисовании, в драматизации, а также в самостоятельных играх [16].

В работе Л.П.Богдановой показано, что для того, чтобы вызвать большой интерес детей к ролям в игре, воспитатель применяет такие приемы, как выборочное повторное чтение произведения, анализ образов героев, беседы о них, составление детьми творческих рассказов о персонажах, собственный рассказ педагога, рассматривание репродукций и беседа по ним.

Художественно-графические произведения по-разному влияют на игровую деятельность детей. Одни вызывают желание сразу же развернуть игру по их сюжетам, другие подсказывают новые образы, эпизоды, которые как вплетаются в прежние игры, третьи помогают детям правильно предать внешний вид игровых образов.

Л.П.Бочкарева считает, что под влиянием картины становятся более выразительными позы, принимаемые детьми в той или иной игровой роли, их жесты, мимика, становится более разнообразным предметное оформление игры. Стремление добиться сходства настолько увлекает детей, что даже в ходе игры они могут несколько раз подойти к картине, чтобы проверить, правильно ли они изображают того или иного героя.

В восприятии картин и в их отражении в игре ярко проявляется индивидуальность детей. Одни обращают внимание на детали костюма и стремятся только к их воспроизведению, другие передают отношения между героями, третьи – их чувства, четвертые – активные физические действия. Ребенок создает образ в зависимости от взятой на себя роли, но и здесь ярко сказываются особенности его личности и художественного воображения [5;25].

Книги и художественно-графические произведения, по мнению Л.П.Бочкаревой, обогащают игровое творчество детей. У них появляется устойчивый интерес к играм на определенные темы. Для создания игровой

роли ребенок активизирует свою мысль, припоминая художественное произведение, его образы. Качественно новая информация, поступающая посредством знакомства с произведениями искусства, ее закрепление в игровой деятельности расширяет кругозор детей, обогащает знаниями о реальной деятельности. С помощью книг и картин воспитатель добивается сознательного отношения детей к выбору роли, устойчивого, глубокого интереса к ней. Продолжительное пребывание в одной роли помогает ребенку лучше вникнуть в смысл изображаемого, достичь наиболее полного перевоплощения [34].

Сознательное отношение к выбранной роли влияет на развитие творческого воображения ребенка. Оно становится более целенаправленным, богатым. В процессе создания игровых образов дети способны осуществлять многообразные творческие поиски, мобилизовать свои знания, впечатления, полученные из различных источников, в том числе и из книг и картин. От изображения отдельных действий, внешнего вида героя  они переходят к передаче его чувств, характера и глубины отношений, общественного смысла деятельности.

Произведения искусства оказывают влияние и на эстетическое воспитание детей. Знакомство с книгами и картинами сопровождается эмоциональными реакциями, устойчивым вниманием детей, у них возникает потребность  в новых знаниях о людях, стремление познать их через художественные произведения. Это в свою очередь находит отражение в игре и проявляется в способности детей творчески перевоплощаться в создаваемый образ, пользуясь различными средствами [42].

Основной путь воспитания в игре – влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие, распределении ролей и на реализацию игровых образов.

Задача воспитателя – помочь организовать игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями. Но не следует предлагать детям

разработанные педагогом, готовые сюжеты игры. Дети в игре подражают деятельности взрослых, но не копируют ее, а комбинируют имеющиеся у них представления, выражают свои мысли и чувства. И если им предложить действовать по плану воспитателя,  копировать данные образы, то это будет подавлять их воображение, самостоятельность, непосредственность [24; 35].

Очень важно не шаблонизировать игры, а давать простор детской инициативе. Нужно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели. Педагог не должен стеснять инициативу ребят, расхолаживать их, навязывать им те или иные игры [17].

Руководя игрой, воспитатель всегда должен помнить о том, что нужно развивать инициативу, самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость игры. Из приемов руководства игрой следует исключить  всякого рода принуждение, никогда не фантазировать за ребенка, не придумывать за него игру. Нужно очень деликатно влиять на развитие интересов, на чувство детей, направлять работу их мысли и воображения. Только при таком руководстве успешно развивается игровое творчество [23].

Чтобы найти правильный путь влияния на детскую игру, надо понимать ее, уметь наблюдать играющих детей.

Особенно важно индивидуальное наблюдение  за каждым ребенком. Ведь в творческой игре, больше чем во всякой другой деятельности, он обнаруживает свои склонности, переживания.

Лучше предлагать тему игры не группе в целом, а отдельным детям или небольшими группами детей: это позволяет считаться с индивидуальными особенностями и возможностями каждого ребенка.

Таким образом, в современной отечественной психолого-педагогической литературе (Д.Б.Эльконин, А.П.Бочкарева, Д.В.Менджерицкая и др.) говорится о том, что развитие  у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре возможно, если создаются

следующие условия: эмоциально-благополучная атмосфера, развитие  инициативы детей в игре, предоставление дошкольникам свободы и самостоятельности,  а также проведение специальной работы по развитию творческих способностей в игре [5; 44; 50].

Зарубежные исследователи (Джон Гауэн, Треффингер и др.), говоря о креативности, приходили к мнению о том, что для ее развития необходимы некоторые условия руководства сюжетно-ролевой игрой [26]. Так, Джон Гауэн убедительно доказывал необходимость комплексного понимания творчества. Он предлагал родителям: поддерживать способности ребенка к творчеству и проявлять сочувствие к ранним неудачам; избегать неодобрительной оценки творческих попыток ребенка; позволять ребенка самому заниматься своими делами, т.к. избыток «шефства» может затруднить творчество; помогать ребенку справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающим; помогать ребенку ценить в себе творческую личность, находить слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегать критики первых опытов, т.к. ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.

У творчески одаренных детей должны быть творческие родители, способные создать атмосферу, где таланту каждого из детей нашлось бы достойное место, и каждый был бы рад достойному вкладу другого.

Исследования (Wallace and Kogan, 1965)показали, что проявление креативности (их усиление или ослабление) подвержено влиянию многих внешних условий. Например, в условиях, характеризующихся отсутствием критики, оценок ил стресса, дети намного лучше справлялись с творческими и интеллектуальными  задачами.

Учебная программа для дошкольников обязательно должна предусматривать развитие творческих способностей. Некоторые педагоги (Starkurather; 1971) считают, что творческое начало следует развивать с самого раннего возраста, т.к. иначе оно может быть подавлено уже к 6-летнему возрасту.

Большое значение в развитии творческих способностей у детей отводится методике преподавания (Treffinger, 1978). Одним из основных условий развития творческого мышления является создание атмосферы – развитие чувства психологической защищенности у детей. Следует помнить, что критические высказывания в адрес детей и создание у них ощущения, что их предложения неприемлемы или глупы, - это самое верное средство подавить их творческие способности. К мыслям, высказываемым детьми, учителю следует относиться с уважением. Более того, нужно поощрять детей в их попытках браться за сложные задачи, развивая тем самым их мотивацию и настойчивость.

Фелдхузен и  Треффингер (1980) отмечают важное значение обстановки и физической среды в развитии творческих способностей. Комната, в которой проходят занятия дошкольников, должна быть устроена таким образом, чтобы в соответствии с выбранным занятием дети имели возможность свободно перемещаться из одной части комнаты в другие, не спрашивая разрешения у воспитателя. Класс должен быть снабжен всевозможными материалами и оборудованием, представляемыми в полное распоряжение детей. Оставляя за собой за собой функцию общего контроля за происходящим в классе, учитель дает возможность детям  строить творческий процесс самостоятельно.

Callahan (1978) приводит следующие способы стимуляции творческой активности:

1. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны учителя, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес

ребенка способствуют свободному проявлению дивергентного мышления (его характеризуют быстрота, гибкость, оригинальность, точность).

2. Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности.

3. Поощрение высказывания оригинальных идей.

4. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.

5. Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного типа применительно к самым разнообразным областям.

6. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

В педагогике существуют методы, которые специально направлены на развитие креативности у дошкольников.

Интересным для нас представляется анализ комплексного метода руководства игрой, разработанного и апробированного в исследованиях группы авторов (С.Л.Новоселова, Е.В.Зварыгина, Н.Ф.Комарова и др.). Центральной идеей этого метода является необходимость системного подхода к формированию игры с учетом возраста ребенка и особенностей его игровой деятельности. Содержание комплексного метода составляют следующие компоненты:

1. Планомерное обогащение жизненного опыта детей.

2. Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта.

3. Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.

4. Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний,

способов решения игровых задач, способствующего вступлению детей во взаимодействие друг с другом.

Эти компоненты в основном соответствуют традиционному делению на прямые и косвенные методы руководства игрой. Авторы отдают предпочтение косвенным методам, утверждая, что игра с самого начала организуется как самостоятельная деятельность детей. Особое значение они придают методу постановки игровой задачи (связан с развитием способности актуализировать опыт, имеющийся  у ребенка, полученный как в игре, так и в неигровой деятельности), когда дети упражняются в придумывании нового замысла, ролевого поведения новых персонажей и.т.д.

А.Страунинг выделяет метод создания ситуаций «мозгового штурма», который предполагает совместное обсуждение с детьми возникшей в игре проблемы путем постановки взрослым вопросов, позволяющих контролировать творческие решения встающих перед детьми проблем. Интерес к данному методу возник в связи с необходимостью активизировать творческиий потенциал ребенка.

Г.Я.Буш предлагает метод гирлянд и ассоциаций. Гирлянды аналогий формируются в виде списка слов. Это могут быть все части речи, а также сочетания слов. Цепочка слов может закончиться произвольно или тем словом, от которого «тянули» гирлянду. Этот метод применяется для стимулирования творческих проявлений детей и имеет «раскачивающее» значение.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, проведенный в данном параграфе, позволяет нам заключить, что развитие креативности в игре возможна, если инициатива в игре принадлежит ребенку. Многие авторы  в своих педагогических исследованиях подчеркивают, что взрослый должен руководить игрой старших дошкольников только косвенными методами, не разрушая инициативу и свободу выбора ребенка [25; 30; 33]. Для нас важна точка зрения тех авторов,

которые утверждают, что развитие игры и развитие творческих способностей ребенка находится в зависимости, в связи. Поэтому важно, развивая игру, обеспечить развитие креативности в ней.

Руководство взрослыми игровой деятельностью детей выражается в обогащении содержания игры, а также в развитии игры в соответствии с возрастными возможностями ребенка. Для нас важно, что этап игры детей старшего дошкольного возраста с одной стороны, требует развития ролевого поведения в играх дошкольников, а с другой – сюжетосложения, как перспективного этапа развития игры, наиболее творческого, предполагающего высокий уровень  развития творчества.

Воспитатель должен исходить из вышеуказанных подходов. Важно также отметить, что зарубежные исследования последней литературы, да и отечественные делают акцент на связи развития творчества у ребенка и той атмосферы, которая создана в группе детского сада. Исследователи подчеркивают важность создания благополучной психологической атмосферы для развития творчества ребенка. Такую атмосферу мы и будем создавать в нашей опытно-экспериментальной работе для развития творчества у дошкольников.

В последующих главах нашей работы будут представлены результаты опытно-экспериментального исследования.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторское дидактическое пособие для сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста "Дидактический сенсорный коврик Мальчик и Девочка"

Данное дидактическое пособие поможет малышам как адаптироваться к условиям детского сада, так и развить сенсорные способности...

Консультация для воспитателей Значение дидактических игр в сенсорном развитии детей

Консультация для воспитателей Значение дидактических игр в сенсорном развитии детей...

Сенсорное развитие детей 3-4 лет. Значение дидактических игр в сенсорном воспитании.

Вoзраст детей 3-4 лет наибoлее благoприятен для накoпления знаний, ощущений, представлений oб oкружающем мире. Oсновой умственнoго развития детей является вoсприятие различных oбразoв, результат их пе...

Сенсорное развитие детей 3-4 лет.Значение дидактических игр в сенсорном воспитании.

Ведущим видoм деятельнoсти детей 3-4 лет является игра. На данном этапе игра - это главный истoчник развития ребенка. Поэтому сенсорнoе развитие детей идет через дидактические игры.Что же такoе дидакт...

Значение музыкально-дидактических игр в сенсорном воспитании детей старшего дошкольного возраста

Сенсорное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр...

СТАТЬЯ Тема: «Дидактические игры в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста»

Сенсорное воспитание должно строиться с учётом изученных психологией закономерностей этого развития. В игровой деятельности происходит наиболее интенсивное развитие всех психологических функций, в том...

значение дидактических игр в сенсорном воспитании

Сенсорное развитие (лат. sunser – ощущение) – это и есть развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. Ребенку, чтобы понять, что за объект перед н...