Тематическое планирование кружка по декоративно-прикладному творчеству в детском саду "Волшебная мастерская"
календарно-тематическое планирование по аппликации, лепке по теме
Тематическое планирование кружка по декоративно-прикладному творчеству в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_volshebnaya_masterskaya.doc | 256.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Дошкольникам доставляет удовольствие делать поделки, игрушки своими руками. И хотя выполнение поделок часто сопряжено со сложностями, в преодолении трудностей ребенок получает эмоциональное удовлетворение. Эмоционально-положительное отношение к деятельности многие исследователи считают условием формирования художественно-творческих способностей. Кроме этого у детей развивается произвольность, волевые качества, усидчивость. Ручной труд воздействует на развитие мелкой моторики, речи и таких психических процессов ребенка, как внимание, память, мышление, воображение, а, следовательно, на развитие интеллекта в целом. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в процессе занятий ручным трудом формируются все компоненты психологической готовности к школе, и поэтому данный вид деятельности очень актуален для подготовки детей к обучению.
Новизна данной программы в том, что она направлена на расширение содержания базового компонента образования, овладение детьми дополнительными знаниями, умениями и навыками. Ее особенностью является интеграция различных видов деятельности. Ручной труд детей будет сопровождаться познавательными рассказами о природе, материалах, культуре и традициях разных стран. Широкое использование литературных и музыкальных произведений повысит интерес к занятиям, творчеству. Занятия, построенные в виде игр-путешествий, научат растущего человека думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности.
Цель: овладение детьми умениями и навыками работы с природным и искусственным материалами, техниками "пластилинография" и "оригами" для самостоятельного и творческого создания композиций.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать технические умения и навыки в работе с различными материалами: природные материалы (листья, шишки, ветки, солома, камушки, ракушки и др.) и искусственные материалы (бумага, картон, ткани, проволока, пластилин и др.) и инструментами.
- Развивать умения создавать композиции
- Углублять и расширять знания об окружающем мире (природе, культурных традициях стран, свойствах различных материалов).
- Совершенствовать умение работать со схемами, ориентироваться в пространственных отношениях.
- Закреплять знания о правилах техники безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами
Развивающие:
- Развивать у детей творческие способности, наглядно – образное мышление, внимание, воображение, память.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать произвольность, усидчивость, целеустремленность.
Воспитательные:
- Вызывать у детей интерес к художественному труду, творческой деятельности.
- Воспитывать эстетический вкус, эмоционально-положительное отношение к деятельности и полученному результату.
- Воспитывать аккуратность при работе с различными материалами.
- Вызывать интерес к окружающему миру, культурным традициям, воспитывать любовь к природе.
Принципы содержания программы:
- Принцип наглядности - широкое использование зрительных образов, постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.
- Принцип доступности изучаемого – все задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.
- Принцип интеграции – создание у ребенка целостной картины мира средствами природы, литературы, музыки, искусства, продуктивной деятельности.
- Принцип систематичности - обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей.
- Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха.
- Погружение каждого ребенка в творческий процесс – реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
- Деятельностный принцип – реализуется в принятии идеи главенствующей роли деятельности в развитии ребенка.
Программа рассчитана на один год обучения с детьми разновозрастной группы.
Занятия проводятся:
- 1 раз в неделю (среда);
- в группе;
- длительность занятий 15-20 минут.
Формы занятий:
- занятия;
- экскурсии;
- занятие – путешествие;
- совместная деятельность детей и родителей;
- коллективные занятия.
Методы и приемы: игровой, беседа, познавательный рассказ, объяснение с показом приемов изготовления, демонстрация наглядного материала, использование художественного слова, музыкальных произведений, создание игровых и проблемных ситуаций, использование схем, моделей, экспериментирование, обсуждение результатов.
Условия для занятий в кружке «Волшебная мастерская».
- Необходимый материал для выполнения поделок (бумага, картон, природный материал, вата, крупы, карандашные стружки, пластилин и т.д.)
- Подбор литературно - художественного материала (стихи, загадки, пословицы, поговорки), познавательных рассказов.
- Подбор классических музыкальных произведений, для сопровождения творческой деятельности детей.
- Составление картотеки дидактических, подвижных, пальчиковых игр.
- Картотека схем выполнения, которые помогут ребенку при создании творческих работ.
- Рекомендации для родителей по созданию условий для ручного труда детей в семье.
- Рекомендации воспитателям по созданию условий для развития у детей навыков художественного труда на занятиях и в повседневной жизни.
Ожидаемые результаты:
К концу года дети знают:
- правила использования и правила техники безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами и материалами;
- технику и основные приемы оригами, Лего-конструирования, пластилинографии, объемной аппликации;
- определения: «аппликация», «коллаж», «оригами», «Лего-конструирование», "пластилинография";
- о свойствах материалов, с которыми они работают (пластилин, бумага, искусственные материалы);
- о культуре некоторых стран (Япония, Китай);
- правила композиционного построения изображений;
Дети умеют:
- работать с природным и искусственным материалом, создавая различные композиции;
- правильно и аккуратно пользоваться ножницами, различными материалами;
- использовать в работе приемы различных техник (оригами, пластилинография, объемная аппликация);
- использовать схемы при изготовлении поделок;
- подбирать нужный материал (по форме, величине, структуре, цвету);
- выполнять работу самостоятельно, доводить начатое дело до конца;
- творчески подходить к выполнению задания;
- видеть прекрасное вокруг себя, отражая это в своих работах.
Формы подведения итогов реализации и отслеживание результативности дополнительной образовательной программы:
1.Контрольные занятия – проводится диагностика субъективной позиции ребенка в детской деятельности.
2.Выставки детских работ для родителей, детей ОДО.
3.Оформление ОДО работами детей, которые занимаются в кружке.
4.Презентация – самостоятельное представление ребенком своих изделий взрослым и сверстникам.
5. Анкетирование родителей, беседы с детьми с целью выявления мнений пожеланий о работе кружка.
2. Учебно-тематический план.
Структурной особенностью программы является блочно – тематическое планирование, что способствует лучшему усвоению программы детьми, дает возможность вызвать интерес ребенка к различным материалам, развивать творческие способности детей, используя в художественной деятельности различные приемы работы, изобразительные средства: I блок – Аппликация из природного и искусственного материала, II блок – Пластилинография, III блок – Оригами, IV блок – Лего-конструирование.
Один год обучения.
блок | тема |
Аппликация из природных и искусственных материалов | I «Осень в гости к нам пришла» (природный материал)
II «Каша-малаша» (коллажи из крупы)
III «Чудеса под рукой»
|
пластилинография | I «Зимушка, зима…» 1. Пластилиновое чудо 2. Снегурочка 3. Живые яблочки на веточках 4. Пингвины на льдине II «Животные леса»
III «В гостях у сказки»
|
Оригами | I «Животные»
II «Птицы и насекомые »
|
Лего-конструирование |
|
3. Содержание программы
I блок: Аппликация из природных и искусственных материалов
Этот блок предполагает работу с разнообразными видами природного и искусственного материала: засушенные листья и растения, ветки, камешки, картон, бумага, коробки, пуговицы, бусины и т.д.
Аппликации из природного и искусственного материалов развивают воображение у детей, учат внимательно вглядываться в окружающий мир. В умелых руках обычный материал превращается в чудесные поделки.
В процессе работы дети должны овладеть:
- знаниями об особенностях, используемых материалов;
- различной техникой и приемами аппликации из традиционных и нетрадиционных материалов;
- умениями подбирать нужный материал (форма, величина, цвет, структура);
- навыками безопасной работы с ножницами;
- умениями композиционного построения изображения;
- навыками последовательного выполнения поделки.
II блок: пластилинография
Этот блок включает в себя работу с пластилином, знакомит с аппликацией из пластилина. Пластилинография — вид декоративно-прикладного искусства, представляющий собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.
Данный вид художественного труда оказывает большое влияние на развитие мелкой моторики рук.
Важное значение имеет цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображающих предметов. Занятия составлены с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста. Использование художественного слова, игровых методов и приемов способствует формированию у детей изобразительных умений и навыков, созданию детьми ярких, неповторимых образов в собственной художественно-продуктивной деятельности, развитию творческих способностей детей.
В процессе работы дети должны овладеть:
- различными техниками декоративной лепки;
- способами и приемами работы с пластилином (выполнение декоративных налепов, раскатывание, сплющивание, вытягивание деталей от общей формы, гофрирование, «закрашивание» картинок пластилином, нанесение фактуры с помощью ткани);
- умением соотносить целое и части, различать величину;
- умением правильно пользоваться стекой, печатками.
- умением подбирать цвет пластилина в соответствии с замыслом.
III блок: оригами
Оригами – это традиционное японское искусство складывания фигурок из бумаги. Этот блок включает в себя складывание и вырезание бумаги в разных направлениях. Исходная форма листа бумаги – квадрат, иногда прямоугольник. Базовые понятия в оригами: сгибание, складывание. Понятие «сгибание» подразумевает расположение сторон заготовки, образующихся относительно линии сгиба, под некоторым углом друг к другу. Положительной стороной приема «складывание» является трехмерность получаемого изделия; образование по линиям сгиба ребер жесткости – важнейшего конструктивного элемента, повышающего прочность изделия, устойчивость
Техника оригами влияет на развитие мелкой моторики и таких психических процессов, как внимание, память, мышление, воображение. Оригами способствует воспитанию усидчивости, аккуратности, целеустремленности, активности и самостоятельности детей. В познавательном плане: расширяется кругозор, появляется интерес к культуре стран Востока.
В процессе работы дети должны:
- закреплять знания о геометрических фигурах и пространственных характеристиках;
- овладеть техникой оригами;
- приемами складывания, сгибания;
- развивать сенсорно – аналитическую деятельность;
- развивать умение выполнять работу по схеме.
IV блок: Лего-конструирование
Использование Лего-конструирования в системе дополнительного образования дает возможность овладеть навыками начального технического конструирования, развить мелкую моторику, координацию «глаз-рука», изучить основные понятия о конструкциях и их основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости), навык взаимодействия в группе.
В процессе работы дети должны:
- узнать основные компоненты конструкторов;
- познакомиться с особенностями различных моделей, сооружений и механизмов;
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания);
- использовать различные приемы конструирования;
- создавать модели при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу.
Содержание занятий.
блок | Тема, форма занятия | Материал | Методы и приемы | План занятия |
Аппликация из природных и искусственных материалов | Осень в гости к нам пришла | |||
Экскурсия в парк «Дары природы» | Природный материал | Наблюдение, рассматривание, рассказ, беседа, сбор природного материала, художественное слово. | -беседа с детьми на тему «На что это похоже?» (листья, камни, веточки деревьев, коряги и пр.); -сбор и рассматривание природного материала. | |
«Золотой петушок» | Иллюстрации к произведению А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке», готовое панно для наглядности, цветной картон, клей, кисти, сушеные листья и трава | Художественное слово, беседа, рассматривание, объяснение, показ | -Чтение отрывка произведения А.С Пушкина «Сказка о золотом петушке», -беседа по теме, -рассматривание иллюстраций к произведению, -практическая часть (аппликация из осенних листьев и травы) | |
«Наш аквариум» (совместная деятельность с родителями) | Цветной картон, клей кисти, засушенные листья, арбузные семечки, ракушки | Наблюдение, беседа, художественное слово, объяснение, показ. | -Просмотр анимации «Рыбки в аквариуме», -беседа по теме, -чтение стиха, -практическая часть (аппликация из засушенных листьев и ракушек). | |
«Осенний листопад» (коллективное творчество) | Лист ватмана с изображенной на нем дерева без листьев, цветные салфетки, клей, ножницы. | Рассматривание, беседа, игровой метод, упражнения | -рассматривание иллюстраций с изображением осеннего леса, -практическая часть (коллективная аппликация на ватмане). | |
Каша-малаша | ||||
Экскурсия на кухню д/с «Каша-малаша» | Крупа разных видов, готовая аппликация из крупы | Экскурсия; рассказ повара и воспитателя; рассматривание образца; художественное слово | -Экскурсия на кухню д/с; -беседа; -рассматривание готовой аппликации из крупы | |
Игрового типа «Мишка косолапый по лесу идет» | Цветной картон, клей, кисти, трафареты медведя, карандаши. | Проблемная ситуация, беседа по теме, художественное слово, показ способов деятельности | -беседа по теме "О медведе"; -практическая часть (аппликация из гречи); - игра «У медведя во бору»; | |
«Птичка синичка» | Готовая работа для показа; эскиз для каждого ребенка; клей, кисти, крупа двух видов; картинки с изображением птиц | Рассказ, рассматривание картинок с изображением птиц; художественное слово; слушание аудиозаписи; напоминание | -Беседа по теме с рассматриванием иллюстраций; -анализ готовой аппликации; -пальчиковая игра; -практическая часть (аппликация из пшена и гречи). | |
Коллективное творчество «Чудо остров» | Лист ватмана, клей, кисти, крупы (несколько видов) | Беседа по теме, обсуждение плана действий, проблемная ситуация; использование музыкального произведения; алгоритм выполнения работы. | -Беседа; -практическая часть (аппликация на ватмане из гречи, риса, пшена, манки, макаронных изделий); -слушание и подпевание песни. | |
Чудеса под рукой | ||||
Занятие – путешествие «Путешествие на чудо - фабрику» | Готовые аппликации, выполненные различными техниками; цветной картон, клей, кисти, эскизы на каждого ребенка, вата | Игра-путешествие, рассматривание материалов, художественное слово; беседа, объяснение, показ | -Игра-путешествие на «чудо - фабрику» (знакомство со свойствами материалов); -рассматривание аппликаций; -пальчиковая игра; -практическая часть (аппликация из ткани "Украсим платок"). | |
«Грибочки» | Картинки с изображением грибов, гофрированный картон, клей, кисти, ножницы | Рассматривание иллюстраций, художественное слово, объяснение, показ, сравнение, использование схемы (техника безопасности при работе с ножницами) | -Беседа по теме; -знакомство с новым материалом; -повторить технику безопасности при работе с ножницами; -показ новой техники аппликации; -практическая часть (аппликация из гофрированного картона) | |
Занятие- путешествие «Жар-птица» | Выставка работ на тему «Сказочные птицы», аудиозапись «Голоса птиц», цветной картон, кисти, клей, карандашные опилки | Игра-путешествие, рассматривание иллюстраций, слушание аудиозаписи, беседа, напоминание. | -Игра – путешествие; -рассматривание нового материала для поделок; -практическая часть (аппликация из карандашных опилок). | |
Контрольное занятие «Открытка ко дню матери» | Открытки для наглядности, ножницы, цветная бумага, материал, использовавшийся ранее на занятиях (выбор материала по желанию ребенка) | Беседа, задание, рассматривание открыток, художественное слово, сравнение. | -Беседа по теме; -рассматривание открыток; -напоминание техники безопасности при работе с ножницами; -практическая часть (сюжет и материал по замыслу ребенка). | |
Зимушка - зима | ||||
Пластилинография
| Вводное занятие «Пластилиновое чудо» | Готовые работы для наглядности, цветной картон, пластилин, диафильм «Пластилиновая ворона» | Просмотр диафильма, рассматривание, беседа, объяснение, показ, экспериментирование, упражнения. | -Просмотр диафильма «Пластилиновая ворона»; -рассматривание готовых работ; -беседа по теме; -экспериментирование с пластилином; -практическая часть ("Зимняя картинка" в технике налепа) |
«Снегурочка» занятие игрового типа | Цветной картон с силуэтом Снегурочки, блестки для украшения, кукла Снегурочка для рассматривания, стека, пластилин | Художественное слово, рассматривание иллюстраций, объяснение, игра, загадывание загадок | -Беседа по теме; -объяснение задания, закрепление правил и приемов работы с пластилином; -практическая часть (техника объемного налепа, вдавливание блесток). | |
«Живые яблочки на веточках» | Цветной картон, пластилин, стека, доска для лепки, фотоиллюстрация со снегирями | Художественное слово, беседа, рассматривание иллюстраций со снегирями, сравнение, аналогия, показ ребенка. | -беседа по теме; -практическая часть (изображение снегирей с помощью приемов скатывания, расплющивания, примазывания, в полуобъеме). | |
«Пингвины на льдине» (совместная деятельность с родителями) | Цветной картон с контуром округлых льдин, пластилин, доска для лепки, стека, картинки с изображением медведя, волка, жирафа, слона, коровы, пингвина | Рассматривание иллюстраций, беседа, художественное слово, загадывание загадок, пальчиковая игра, показ детей и воспитателя, упражнения. | -беседа по теме; -разминка для пальчиков; -практическая часть (изображение пингвинов с помощью приемов скатывания, расплющивания, "закрашивание" пластилином). | |
"Лесные жители" | ||||
«Змейка» | Цветной картон, пластилин, стека, доска для лепки, игрушка - змейка | Художественное слово, беседа, рассматривание иллюстраций, загадывание загадок, показ ребенка, пояснение | -беседа по теме; -практическая часть (лепка змейки в технике налепа с использованием приема перекручивания). | |
«Мишка косолапый» занятие игрового типа | Цветной картон, пластилин, стека, доска для лепки, репродукция картины И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», песня «Почему медведь зимою спит?» | Сюрпризный момент, беседа, художественное слово, беседа, подвижная игра, рассматривание картины, показ и пояснение ребенка. | -Сюрпризный момент; -беседа по теме; -практическая часть (изображение медведя в полуобъеме); -подвижная игра «У медведя во бору». | |
«Совушка-сова – большая голова» | Цветной картон, пластилин, стека, доска для лепки, иллюстрация с изображением совы, игрушка - сова | Художественное слово, беседа, загадывание загадки, сравнение, напоминание. | -беседа по теме; -практическая часть (выполнение в технике "налепа") | |
Занятие- путешествие «В гости к ёжику» | Цветной картон, пластилин, стека, доска для лепки, трафареты различных животных, игрушки-ежи для рассматривания, половинки зубочисток, простой карандаш | Игровой метод: путешествие на лесную поляну, рассматривание, беседа, слушание аудиозаписи, художественное слово | -игра-путешествие «В гости к ёжику»; -беседа; -практическая часть (техника создания изображения в полуобъеме, закрашивание контура пластилином). | |
В гостях у сказки | ||||
«День рожденье пузыря» | Воздушные шары, пластилин, стека, бусинка, стихотворения Э. Фарджон «Мыльные пузыри» готовый Пузырь по теме занятия, мыльные пузыри. | Художественное слово, рассматривание иллюстраций, беседа, анализ образца, показ детей | -Описание героя пришедшего в гости; -беседа с детьми по теме; -игра с мыльными пузырями; - разучивание стихотворения Э. Фарджон «Мыльные пузыри» -практическая часть (изготовление друзей для Пузыря). | |
«Теремок» | Цветной картон, пластилин, стека, доска для лепки, иллюстрация с изображением теремка, шапочки для драматизации сказки «Теремок» | Художественное слово, игровой метод, рассматривание иллюстрации, загадывание загадок, напоминание. | -беседа по теме; -практическая часть (раскатывание, сплющивание, выполнение декоративных элементов); -инсценировка сказки «Теремок». | |
«Чебурашка» | Цветной картон, пластилин, иллюстрация с изображением Чебурашки, аудиозапись «песня Чебурашки» | Художественное слово, слушание аудиозаписи, загадывание загадок, рассказ детей о последовательности выполнения. | -беседа с детьми по теме; -практическая часть (техника создания изображения в полуобъеме); -слушание и подпевка песни В. Шаинского, Э. Успенского «Чебурашка». | |
«Этот сказочный мир» (коллективная работа) | Лист ватмана, цветной картон, пластилин, стека, иллюстрации различных сказочных героев, аудиозапись | Беседа, сюрпризный момент, слушание аудиозаписи, рассматривание иллюстраций, показ способов действия и пояснение детьми, обсуждение. | -сюрпризный момент; -беседа; -практическая часть (использование знакомых приемов по выбору детей). | |
Животные | ||||
«Путешествие в страну Оригамию» (вводное занятие) | Бумага, фотоиллюстрации и готовые поделки оригами для наглядности, аудиозапись «Шум моря» | Рассказ, беседа, показ, объяснение, игра-путешествие, рассматривание фотографий, иллюстраций | -рассказ об истории возникновения и развития оригами; -рассматривание готовых поделок оригами и иллюстраций; -показ приемов оригами; - практическая часть (складывание из бумаги "Пароход"). | |
«Заяц» | Бумага, схема изготовления поделки, фломастеры для прорисовывания частей тела, готовая поделка зайца для наглядности | Художественное слово, загадывание загадок, беседа, показ, объяснение, использование схемы, упражнения. | -беседа; -объяснение и показ; -практическая часть (складывание зайца на основе базовой формы "воздушный змей"). | |
«Лиса» | Бумага, схема изготовления поделки, фломастеры для прорисовывания частей тела, готовая поделка лисы | Художественное слово, беседа, объяснение, игровой метод, работа со схемой, упражнения | -беседа по теме; -анализ схемы изготовления поделки; -практическая часть (складывание лисы на основе базовой формы "треугольник); -игра «Лиса и куры». | |
«Ёж» | Бумага, схема изготовления поделки, фломастеры для прорисовывания частей тела, готовая поделка, фотоиллюстрация с изображением ежа | Художественное слово, беседа, показ, объяснение, работа со схемой, упражнение, сравнение, аналогия, загадывание загадок, рассказ воспитателя. | -Беседа по теме; -анализ схемы изготовления поделки; -практическая часть (складывание лисы на основе базовой формы "треугольник). | |
Птицы и насекомые | ||||
«Уточка и голубь» | Бумага, схема изготовления поделки, фломастеры для прорисовывания частей тела, готовая поделка | Художественное слово, беседа, объяснение, работа со схемой | -Чтение отрывка произведения Д. Мамина – Сибиряка «Серая шейка»; -беседа по теме; -практическая часть (складывание на основе базовой формы "воздушный змей"). | |
«Бабочка и муха» | Бумага, схема изготовления поделки, фломастеры для прорисовывания частей тела, готовая поделка | Беседа, показ, объяснение, рассматривание иллюстраций, работа со схемой | -чтение сказки «Как бабочка стала разноцветной»; -беседа; -практическая часть (самостоятельная работа по схеме, базовая форма – "двойной треугольник"); -украшение группы, сделанными бабочками | |
«Волшебная бумага» (досуг-викторина с родителями) | Бумага, схема изготовления поделок, готовые поделки для украшения зала, элементы костюмов. | Использование загадок, художественного слова, вопросы, ребусы, использование музыкальных произведений. | - Сюрпризный момент; -конкурсная часть с родителями; -совместная практическая деятельность детей и родителей; -демонстрация результатов совместного творчества. | |
«Чудесная картинка» (контрольное занятие) | Бумага, цветной картон, клей, кисти, схемы изготовления различных поделок, фломастеры | Беседа, объяснение задания, напоминание, подведение итогов | -Беседа по теме; -практическая часть (самостоятельный выбор детей). | |
Лего-конструирование | Знакомство с Лего (вводное занятие) | Различные виды конструктора, изображение готовых конструкций из Лего | Рассматривание, рассказ | -Знакомство с историей Лего; -рассматривание деталей конструктора; -изучение способов соединения деталей. |
«Путешествие по ЛЕГО-стране» | Различные виды конструктора | Художественное слово, беседа, игра-путешествие, | -Знакомство детей с конструктором ЛЕГО, с деталями, с цветом элементов, -активизация речи, расширение словаря. | |
«Волшебные кирпичики» | Различные виды конструктора, фотографии сооружений из конструктора | Вступительное слово, показ готовых работ, работа по образцу. | -беседа по теме; -просмотр фотоматериала; -практическая часть. | |
«Городской пейзаж» | Различные виды конструктора, видеозапись «Лего-фильм», изображения готовых постановок. | Беседа, разъяснение задания, работа со схемами, | -Просмотр отрывка «Лего-фильм» -выделение особенностей городских построек; -практическая часть (сооружение многоэтажных зданий) | |
Итоговое занятие «Фантазируй» по всему курсу кружка | Бумага, фломастеры, пластилин, цветной картон, несколько видов круп и макарон, клей, конструктор, стека, доска для лепки, ножницы, кисти, краски, гофрированная бумага, салфетки. | Вступительное слово, напоминание, подведение итогов, самостоятельная работа детей. | - Подведение итогов работы кружка; - повтор материалов и техник, используемых в течение года; -практическая часть (самостоятельный выбор материала и темы работы). |
4.Методическое обеспечение программы.
4.1. Формы занятий:
Учебные занятия дети овладевают первичными знаниями, умениями, способами практических действий, овладевают приемами работы с исходным материалом. Структура данных занятий включает в себя: интригующее, эмоциональное начало, обследование образца и сообщение информации познавательного характера, показ выполнения работы или самостоятельный поиск способов изготовления поделки, двигательные упражнения, самостоятельную работу, презентация и анализ результатов работы.
Экскурсии помогают педагогу рассказать детям о разнообразии природного и предметного мира, о разных вариантах использования различных материалов. Они развивают любознательность, познавательную активность детей.
Игра – путешествие предполагает разнообразные "путешествия". В данном занятии используется метод игровых ситуаций и решений ситуативных задач. В основе занятий лежит познавательная деятельность детей, направленная на поиск, обработку и освоение информации и закрепление полученной информации с помощью практической деятельности.
Совместная деятельность детей и родителей развивает навыки сотрудничества, интерес к общему делу. Дети видят, как выполняют работу взрослые, как ответственно относятся к ее результату, а родители учатся различным приемам аппликации, лепки, ручного труда у детей. Развиваются творческие способности и дошкольников, и взрослых.
Коллективные занятия предполагают совместную деятельность всех детей, что в первую очередь положительно влияет на взаимоотношения между детьми. Такие занятия не только развивают воображение, но и способность вникать в замысел другого человека, понимать и принимать его точку зрения.
Формы занятий должны быть подвижными, разнообразными и меняться в зависимости от поставленных задач.
4.2. Методы и приемы:
- Беседа. Предполагает активное обсуждение различных ситуаций воспитателем и детьми.
- Наблюдение. Это непосредственное, активное восприятие детьми объектов, с целью установления внешнего строения предметов, их свойств и качеств.
- Игровые приемы. Создают непринужденную атмосферу занятия, способствуют развитию творчества и воспитывают интерес к деятельности.
- Показ способов действия. Направлен на знакомство детей с новыми способами работы с различным материалом, выполнения поделок.
- Практические упражнения. Используются для закрепления полученных детьми умений по ручному труду.
- Использование проблемных ситуаций. Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем побуждают ребенка к активному поиску новых средств и способов решения выдвинутой проблемы.
- Художественное слово. Используется для развития эстетического вкуса и так же, как и игровой прием воспитывают интерес к деятельности, помогает воспитателю обогатить представления детей.
- Использование загадок. Развивает мыслительную деятельность ребенка, вызывает интерес к окружающему миру, деятельности.
- Наглядный метод. Помогает детям наглядно понять обсуждаемую ситуацию, с его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях, которые невозможно наблюдать.
- Работа со схемами. Дети учатся "читать" схемы и в соответствии с ними выполнять работу в определенной последовательности.
- Рассказ воспитателя. Для рассказов можно использовать короткие отрывки из познавательной литературы, энциклопедий или составлять их самим, используя опыт собственных наблюдений за различными объектами, явлениями.
- Использование подвижных, пальчиковых игр, физкультминуток. Они вызывают интерес к занятию, направлены на отдых, физическую разминку в процессе занятия.
- Презентация и анализ изготовленных поделок. Развивает у детей умение давать правильную оценку результатам своей деятельности и деятельности сверстников.
4.3. Детская литература:
- отрывки из сказок А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке»;
- Д. Мамин – Сибиряк «Серая шейка»;
- сказка «Как бабочка стала разноцветной» (Г. Н. Давыдова. Детский дизайн. Пластилиногафия., М., 2008, стр. 61).
стихи:
- И. Токмакова «Где спит рыбка»; «Стой зайчонок»;
- Е. Благинина «Есть одна игра для вас», «Снегурка»,
- А.Белова «Песенка Снегурочки»;
- Т. Белозеров «Снегири», "Заяц";
- Г. Абрамов «Снегирь»;
- П.Воронько «Снегири»;
- А. Картина, Н. Сторожкова, С. Маршак, Алан Милин «Три пингвина»;
- А. Коваленков «Почему медведь зимой спит»;
- С. Маршак «Где обедал воробей»
- загадки ("1000 загадок" сост. Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. – Ярославль: Академия развития, 2004 г.).
4.4. Познавательные рассказы:
- рассказы «История возникновения аппликации», «История возникновения оригами»;
- сказка «Как бабочка стала разноцветной» (Г. Н. Давыдова. Детский дизайн. Пластилиногафия., М., 2008, стр. 61).
- рассказы "Медведь", "Птицы", "Лиса", "Заяц", "Еж", "Утки", Снегирь", "Синица", "Воробей", "Голубь", "Сова", "Насекомые" (Соколова С.В. "Оригами для старших дошкольников". – СПб.: "Детство-пресс", 2007)
Познавательный рассказ "История возникновения "оригами".
Искусство оригами появилось в глубокой древности. Зародилось оно в Китае. Целых две тысячи лет назад китайцы изобрели бумагу. Примерно тогда же и появилось искусство оригами. В Китае существовала очень интересная традиция: к похоронам родственники усопшего делали всегда бумажные домики, мебель, слуг, а также бумажные деньги. Позже искусство оригами было завезено в Японию. Японцы в оригами многое переняли из китайского народного творчества, но преобразили его на свой лад.
Из обыкновенной бумаги японцы воистину могут творить чудеса. Сделанные ими бумажные фигурки украшают храмы и жилища. В Японии считают, что бумажные шары-кусудамы, журавлики и другие изделия являются талисманами и приносят счастье. Поэтому их часто дарят и развешивают в качестве украшений во время народных праздников.
Японские маги, путешествуя по Европе, познакомили западный мир с искусством оригами. Они были настоящими мастерам своего дела и за несколько секунд могли сложить из бумаги птицу, насекомое, животное на потеху многочисленным зрителям.
А знаете ли вы, что многие известные люди не только восхищались искусством оригами, но и с огромным удовольствием складывали различные бумажные фигурки? Среди таких людей были известный итальянский художник и изобретатель Леонардо да Винчи, писатель Льюис Кэрролл, автор всемирно известной книги «Алиса в стране Чудес» и другие.
Познавательный рассказ "История возникновения аппликации".
Испокон веков женщины в свободное от работы время занимались различными видами рукоделия. Желание женщин приукрасить себя и свое жилище послужило толчком к изобретательству и выдумке. Дом, в котором мы живем, работаем и отдыхаем, должен быть уютным и конечно красивым. Чтобы достичь этого совершенно, не обязательно покупать дорогие ковры и картины. Уюта в доме можно достичь, изготовив картину, коллаж самостоятельно. Чем мы с вами и займемся.
Аппликация в переводе с латинского языка значит «прикладывание». Это очень древний вид искусства. Еще древние люди украшали аппликацией одежду, посуду, дома. Делали аппликации из бересты, войлока, ткани, кожи и бумаги.
Аппликация — наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения.
У разных народов аппликация выполняется из самых разнообразных материалов.
В настоящее время аппликация широко процветает в народном искусстве нашей страны.
Яркие, праздничные аппликации — различные композиции декоративных цветов в вазонах, фрукты, петухи, диковинные птицы — все это представляется на многочисленных выставках декоративно-прикладного искусства.
Используются аппликации и в оформлении современной, особенно детской и молодежной одежды.
Аппликации бывают плоские и выпуклые. Разновидности по содержанию: растительные, геометрические, сюжетные, тематические.
Новый вид выпуклых аппликаций. Приемы достижения выпуклостей деталей: изгибание, торцевание, складывание, тиснение.
Познавательный рассказ "История возникновения конструктора Лего".
Самый первый металлический детский конструктор появился более ста лет назад, в самом начале двадцатого века, в 1901-м году. Этот конструктор изобрёл англичанин Фрэнк Хорнби. По одним сведениям, он был бухгалтером, по другим – приказчиком из мясной лавки. Выглядел первый конструктор так: балки, уголки, перекрытия, колёсики, скобы и прочие детали, сделанные из металла, лежали в коробке небольшого размера. В деталях были уже заранее проделаны дырочки, и к ним прилагались гайки, болты, и прочие мелкие предметы, необходимые для соединения деталей, в наборе имелись отвёртка и гаечный ключ. Соединяя детали разными путями, можно было построить мосты, строительные краны, тележки, различные модели автомобилей.
Деревянные конструкторы придумал австриец по имени Ехан Корбули. Он был многодетным отцом и торговцем. Любимым занятием его младшего сына было ломать сооружения, которые строили его старшие братья из деревянных кубиков. "Строителей" эта забава совсем не радовала. И тогда мудрый отец конфликтующих детей нашёл решение проблемы: он проделал во всех кубиках дырочки, и их стало можно крепко соединять при помощи деревянных палочек.
Можно поспорить, кто был первым в создании пластмассового конструктора, но хотелось бы сразу перейти к конструкторам Лего. «Лего» означает «играй с удовольствием». Родиной этого конструктора является Дания. В 1932 году Ол Кирк Кристиансен открыл собственное производство различных изделий из дерева, в том числе и игрушек. Первые конструкторы Лего производились из дерева. А пластмассовый кубик, способный соединяться с другими, появился лишь в 1947 году. С этого времени завод полностью перешёл на пластмассу, но не потому, что она более удобна в производстве, а из-за пожара в цеху по производству деревянных изделий. Цех было решено не восстанавливать, а перейти на другой материал. Удивительно, что с тех самых пор, то есть уже около семидесяти лет, все элементы Лего при любом варианте крепления совмещаются друг с другом. Эти конструкторы предназначены для самых разных возрастных групп детей.
4.5. Демонстрационный наглядный материал и атрибуты:
- иллюстрации к произведениям А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке»;
- иллюстрации к сказке «Пузырь, соломинка и лапоть»;
- иллюстрации с изображением леса, поляны;
- картинки и фотографии животных, птиц, грибов, насекомых;
- фотографии и открытки с видами Китая, Японии;
- иллюстрации к русским народным сказкам;
- открытки ("Маме", "С Новым годом");
- схемы изготовления поделок;
- игрушки – Снегурочка, плюшевый мишка, еж, Чебурашка, бабочка;
- маски животных;
- элементы костюмов (национальный японский, животных);
- диафильм «Пластилиновая ворона»;
- «Лего-фильм» (2014).
4.6. Музыкальные произведения:
- "Звуковое оформление интегрированных занятий в подготовительной к школе группе на тему «Четыре времени года»;
- запись «Голоса птиц»;
- В. Шаинский, Э. Успенский «Песня Чебурашки»;
- В. Шаинский песня "Чунга-Чанга";
- «Шум моря»;
- Музыка «В гостях у сказки».
4.7.Материал:
Аппликация: природный материал (засушенные листья, трава, веточки, камни, ракушки ит.д.), ватман для коллективных работ, цветной картон, гофрированный картон, цветная бумага, пряжа, вата, карандашные опилки, различные крупы (греча, пшено, рис, манка), макаронные изделия, кисти, клей, ножницы, карандаши, трафареты.
Пластилинография: цветной картон, пластилин, стека, бусины, блестки.
Оригами: цветная бумага, ватман для коллективных работ, фломастеры.
Лего-конструирование: различные виды конструктора.
4.8. Пальчиковые игры
1.ЗАЙЦЫ
Скачет зайка косой
Под высокой сосной.
Под другою сосной
Скачет зайка другой
Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить. На вторую строчку - ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить, на третью строчку - ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены. На последнюю строчку - указательный и средний пальцы левой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить.
- ЛОДОЧКА
Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там. На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова "паруса подниму" - поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.
3. РЫБКИ
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке. Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.
4. ГОСТИ.
Ладони сомкнуты перед грудью, пальцы левой руки плотно прижаты к пальцам правой руки.
- Мама, мама! Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга.
- Что, что, что? Три раза постукивают друг о друга указательные пальцы.
- Гости едут! Постукивают мизинцы.
- Ну и что? Постукивают указательные пальцы.
- Здрасьте, здрастье! Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева.
- Чмок, чмок, чмок! (Гости целуются) Средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки.
5. ЧЕРВЯЧКИ.
Ладони лежат на коленях или столе.
Раз, два, три ,четыре, пять (Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы).
Червячки пошли гулять.
Раз, два, три, четыре, пять
Червячки пошли гулять. (Идут по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).
Вдруг ворона подбегает (Складывают пальцы щепоткой, качают ими вверх и вниз).
Головой она кивает,(Раскрывают ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх).
Каркает: "Вот и обед!"(Сжимают кулачки, прижимают их к груди).
Глядь - а червячков уж нет!
6. «1, 2, 3, 4, 5…»
Загибаем пальчики по одному
Раз, два, три, четыре, пять
"Идём" по столу указательным и средним пальчиками
Мы во двор пришли гулять.
"Лепим" комочек двумя ладонями
Бабу снежную лепили,
Крошащие движения всеми пальцами
Птичек крошками кормили,
Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки
С горки мы потом катались,
Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой
А ещё в снегу валялись.
Отряхиваем ладошки
Все в снегу домой пришли.
Движения воображаемой ложкой, руки под щёки
Съели суп и спать легли.
4.9. Диагностика субъективной позиции ребенка в детской деятельности (М.В. Крулехт).
Данная диагностика может быть использована в старших группах детского сада. Ребенку индивидуально предлагают сделать игрушку, поделку, самому придумать ее, выбрав материал нужного цвета, формы, структуры и необходимые инструменты, или сделать ее по одному из образцов.
Педагог раскладывает перед ребенком на столе различные поделки и соответствующие этим поделкам пооперационные карты, наглядно представляющие способ изготовления в его последовательности.
Для проведения диагностики важно обеспечить широкий выбор материалов и инструментов для работы. В процессе наблюдения необходимо выявить ручную умелость и способность реализовать замысел, опираясь на реализацию следующих критериев деятельности:
- Умение принять цель деятельности;
- Выбирать материал и инструменты, организовать рабочее место;
- Наличие общетрудовых и специальных умений;
- Сформированность обобщенных способов работы с материалом;
- Развитость комбинаторных умений;
- Умение использовать пооперационные карты;
- Владение действиями самоконтроля;
- Репродуктивный или творческий характер деятельности;
- Результативность и самостоятельность в достижении результата.
При этом следует обратить внимание на владение элементами культуры труда: экономное расходование материала, поддержание порядка на рабочем месте, уборка рабочего места после окончания работы и пр.
Оценка уровня творческой самостоятельности и овладения ребенком позиции субъекта в ручном труде осуществляется по следующим параметрам:
Низкий уровень – беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, результат не получен или репродуктивный характер деятельности при низкой самостоятельности, необходимости прямой помощи взрослого, результат труда низкого качества.
Средний уровень – высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера, качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, подключения взрослого к трудовому процессу), замысел реализован частично.
Высокий уровень – дальний перенос, развитые комбинаторные умения, использование пооперационных карт, обобщенный способ конструирования, полная самостоятельность, освоение позиции субъекта, результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.
5. Список литературы.
- Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами. М.: Педагогическое общество России, 2002г
- Готовимся к аттестации. Методическое пособие для педагогов ДОУ/ Под ред. С.Д. Ермолаева. Спб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2000г
- Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография. М.: «Скрипторий 2003», 2008.
- Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. М.: «Скрипторий 2003», 2008.
- Давыдова Г.Н. Пластилинография – 2. М.: «Скрипторий 2003», 2008.
- Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду/ Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. Спб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2003.
- Золотарева А.В., Терещук М.Н. Практические рекомендации по организации дополнительного образования в ДОУ. М.: «АРКТИ», 2008.
- Комарова Л. Г. Строим из LEGO.- М. «Линка - Пресс», 2001.
- Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика. Аранжировки и скульптуры из природного материала. М.: «КАРАПУЗ», 2008г
- Соколова С.В. Оригами для старших дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. Спб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2007.
- Шайдурова Н. В. Развитие ребёнка в конструктивной деятельности. Справочное пособие. – М. «ТЦ Сфера», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности в младшей группе детского сада
Реализация ФГТ в детских образовательных учреждениях требует нового подхода к организации воспитательно-образовательного процесса. Анализ требований ФГТ показывает необходимость строить образова...
Тематическое планирование воспитательно - образовательной работы в средней группе детского сада "Дома и домишки".
Тема проекта была выбрана в соответствии с интересами детей, поставлены цели и задачи, материал распределён по образовательным областям. Затем была спланирована форма итогового мероприятия. Учитывалас...
Доклад на тему: Виды росписей декоративно-прикладного искусства, используемые в детском саду
В материале перечислены виды росписей, которые используются для ознакомления с декоративно прикладным искусством детей дошкольного возраста. Перечислены способы и методы работы, необходимые для работы...
Комплексно-тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности в младшей группе детского сада
Комплексно-тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности в младшей группе детского сада...
Консультация на тему: Значение кружковай деятельности по изо-творчеству в детском саду"
В процессе кружковой деятельности в детском саду необходимо развивать у детей интерес к творческой деятельности. Помочь детям почувствовать свойства изо-материалов, способы использования и их возможно...
Тематическое планирование на неделю: Декоративно-прикладное искусство (подготовительная группа)
Тематическое планирование на неделю: Декоративно-прикладное искусство (подгтовительная группа)...
Работа с родителями.Консультация для родителей: "Виды росписей декоративно-прикладного искусства,используемые в детском саду."
Консультация для родителей:"Виды росписей декоративно-прикладного искусства,используемые в детском саду."Многие произведения народных мастеров являют собой образцы подлинного искусства, в ко...