Развитие детской познавательной активности через проектную и исследовательскую деятельность в ДОУ.
статья на тему

Ломакина Людмила Николаевна

Проектная деятельность, каксредство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие детской познавательной активности через проектную и исследовательскую деятельность в ДОУ.

Современное развитие системы дошкольного образования предполагает активное внедрение инноваций в учебно-воспитательный процесс ДОУ, что сказывается на повышении эффективности его деятельности. В этом случае инновационные процессы в рамках дошкольного образования выступают инструментом создания и развития конкурентной образовательной среды, направленной на развитие личности ребенка. В образовательной практике для создания благоприятных условий развития детей важны не только содержание, но и технологии обучения и воспитания. Одним из таких инновационных ресурсов являются технология проектирования, основной целью корой является развитие свободной творческой личности ребенка. 

Метод проектирования подразумевает интеграцию различных видов деятельности на основе единого тематического проекта, в основе которого лежит проблема.
Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать (декламировать стихи, рассказывать о новых фактах), адекватно общаться с окружающими.

В последнее время область применения методики проектной деятельности в образовании существенно расширилась. Если раньше ее в основном использовали школьном и среднем профобразовании, то теперь она приобрела популярность и у педагогов дошкольного образования. Метод проектной деятельности является наиболее эффективным способом, позволяющим одновременно обеспечить:

– развитие у ребенка познавательных интересов, мышление;
– формирование универсальных компетентностей (самостоятельная постановка задачи, анализ проблемной ситуации, выбор наиболее оптимального пути решения);
– развитие личностных качеств, умение работать в команде, умение доводить дело до конца, проявлять инициативу.

Проектная деятельность как специфическая деятельность творчества, является универсальным средством развития ребенка. Проектная деятельность в обучении содержит в себе – игровую сущность; потребность создания своей предметной среды. Организация проектной деятельности позволяет сформировать познавательную самостоятельность у детей, которые бывает, бояться высказывать свое мнение. При организации проектной деятельности в ДОУ проектный метод является одним из эффективных и перспективных. Проект дает ребенку возможность найти себя – определить, проверить, уточнить свои интересы, попробовать собственные силы. Своим проектом ребенок заявляет о своих интересах, проблемах. Детская проектная деятельность хорошо раскрыта в статьях кандидата педагогических наук, ведущего научного сотрудника института развития дошкольного образования г.Москвы Любовь Матвеевны Клариной, которая вот уже несколько лет занимается пропедевтикой проектной деятельности детей на начальном этапе образования (то есть в детском саду).

Актуальность. В новых социально-экономических условиях развитие нашего общества, изучение цели образования детей детского сада становится одним из самых актуальных направлений. Изменение цели образования влечет за собой изменения содержания обучения, то есть формы образовательного процесса. В процессе использования проектной деятельности выявляются интересы ребенка, развивается партнерский стиль взаимодействия между взрослыми и детьми, активно поддерживается детская инициатива. Организация проектной деятельности позволяет оттолкнуться от индивидуального детского интереса и оформить его в завершенное настоящее взрослое дело. Такой комплексный подход является более продуктивным и своевременным, нежели отдельно развивать знание, умения и навыки на занятиях.

Цель работы: разработка системы работы по организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ.

Для достижения цели предполагается решение следующих задач:

– изучить теоретические основы проектной деятельности;
– проанализировать существующий опыт использования проектной деятельности в условиях ДОУ;
– организовать проектную деятельность для детей старшего дошкольного возраста;
– разработать модель системы работы по организации проектной деятельности в ДОУ.

Проектная деятельность способствует развитию творчества и исследовательских навыков, позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимодействие со сверстниками. В детском саду применение метода проектной деятельности позволяет максимально вовлечь родителей в продуктивную деятельность детей и лучше узнать внутренний мир своего ребенка, взрослые и дети становятся ближе друг другу.

К особенностям организации проектной деятельности входят:

– личностно-ориентированный подход к каждому ребенку;
– тесная взаимосвязь и сотрудничество с семьей ребенка;
– повышение педагогического мастерства.

Основанный на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию метод проектов развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Как педагогическая технология он ориентирован:

– на осознание детьми своих интересов и формирование умений их реализовывать;
– на приобретение, детьми опыта собственной исследовательской деятельности, включая умение их планировать;
– на формирование таких качеств, как умение договариваться.

Педагогическая деятельность опирается на следующие принципы организации проектной деятельности:

– учета игры и продуктивных видов деятельности;
– свобода выбора деятельности;
– целостности восприятия ребенком окружающего мира;
– учета развивающей предметно-пространственной среды детей;
– учета естественного темпа развития ребенка;
– субъективности.

Организация проектной деятельности в ДОУ позволяет:

– повысить профессиональную уровень педагогов и степень их вовлеченности в деятельность; 
– развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками процесса;
– развивать у детей такие качества, как активность, самостоятельность; 
– создавать продукты, которые можно предъявить социуму (возрастает уровень их оригинальности и социальной значимости, что способствует более успешному позиционированию дошкольного учреждения).

Между тем, устанавливаются тесные партнерские отношения между взрослым и ребенком:

– повышается интерес к познанию;
– повышается самооценка;
– учатся планировать;
– идет общение на равных;
– становятся активными;
– учатся беречь свой и чужой труд.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных способностей ребенка. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Таким образом, метод проектов может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ. Побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организации социума. Формирует у дошкольников умение планировать, развивает самостоятельность и творческую активность.

Таким образом, правильно организованная проектная  деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Детям необходим  определенный период для осмысления полученной информации, усвоив ее, они сделают более сложный виток в познании окружающего мира.

В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».

Литература:

1. Кисилева Л.С. и др., Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М: АРКТИ, 2003,
2. 
Истанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста//Управление дошкольным образовательным учреждением, 2004;
3. 
Казанова Г.М. Предшкольное образование детей в ДОУ, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности дошкольников в элементарной исследовательской деятельности.

Диагностика уровня развития познавательной активности дошкольников и построение воспитательно – образовательного процесса на основе данных диагностического обследования.Создание условий для детс...

"Развитие познавательной активности дошкольников, посредством экспериментально-исследовательской деятельности"

статья из опыта работы "Развитие познавательной актианости лошкольников, посредством экспериментально-исследовательской деятельности"...

Развитие познавательной активности ребёнка посредством экспериментально-исследовательской деятельности

laquo;Умейте открыть перед ребёнкомвокружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед     детьми всеми красками радуги.Оставляйте всегда что...

Развитие познавательной активности через проектную деятельность. «Воздух-невидимка»

Развитие познавательной активности через проектную деятельность на примере проекта «Воздух-невидимка» в старшей группе...

Развитие познавательной активности через проектную деятельность. «Воздух-невидимка»

Развитие познавательной активности через проектную деятельность на примере проекта «Воздух-невидимка» в старшей группе...