"Предметно-пространственная среда, как одно из условий личностно - ориентированного подхода"
статья на тему
Предварительный просмотр:
Семинар на тему:
«Предметно - пространственная среда, как одно из условий личностно - ориентированного подхода»
Подготовила: Воспитатель Томишина О.В.
Иркутск-45
2010-2011г.
Понятие «предметно - развивающая среда»
Понятие «предметно - развивающая среда», ставшее в последние годы столь популярным в теории и практике дошкольного образования, имеет интересную историю своего становления.
Термин «среда», под которой понимались окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности, стал использоваться в европейской культуре ещё в эпоху Просвещения. В этом его значении в то время рассматривали:
- макросреду как общественно экономическую систему в целом (производительные силы, совокупность производственных отношений и социальных институтов);
- микросреду как непосредственное социальное окружение человека (семью, коллективы, группы различных уровней).
Особое место теория развивающей среды занимает в философско-педагогических воззрениях Жан Жак Руссо. Система воспитания, по мнению учёного только тогда будет эффективна, когда для каждой личности будет создана особая развивающая среда, которая устанавливала бы равновесие между его реальными возможностями и природными потребностями. При этом отмечал Ж.-Ж. Руссо, основным источником развития личности выступает не обширность знаний, а умение самостоятельно распоряжаться ими.
Ещё один талантливый французский педагог и философ Селестен Френе, разрабатывая концепцию творческого развития личности, решающее значение придавал собственному опыту ребёнка, приобретённому в семье, школе, в общении. В связи с этим С. Френе уделял особое внимание конструированию среды, в которой происходят обучение и саморазвитие личности. В отечественной педагогике и психологии термин среда появляется в 20-е годы прошлого века6 «педагогика среды» С.Т.Шацкий, «общественная среда ребёнка» П.П.Блонский, «окружающая среда» А.С.Макаренко. В целом ряде исследований того времени последовательно и обстоятельно доказывается, что обьектом воздействия педагога должен быть не ребёнок, не его черты(качества) и даже не его поведение, а условия, среда его существования- предметы, люди, их межличностные отношения, деятельность.
Особое место проблема создания развивающей среды, в которой оптимальным образом взаимодействуют школа, природная и социальна среда, занимала в педагогической теории и практике С.Т.Шацкого. Он считал, что развивающее влияние среды будет тем выше, чем активнее включаются дети в ее изучение и преобразование. Организуя различные аспекты жизнедеятельности личности – трудовой , физический, умственный, игровой и др., школа должна быть инициатором «социокультурных изменений, «изучать жизнь и участвовать в ней в целях ее преобразования».
В привычной для современных педагогов формулировке понятие «развивающая предметная среда детства» стало использоваться в конце 20 века. И хотя официально в терминологию системы образования оно было введено после 1988 года, исследования в этой области были начаты значительно раньше – вскоре после создания в 1960 году в Москве при Академии педагогических наук научно – исследовательского института дошкольного воспитания.
В самом широком (социальном) контексте развивающая среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности, понимаемый как социализации.
Развивающая предметная среда детства – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребёнка и его личности. Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. К ним относятся природные среды и объекты, культурные ландшафты, физкультурно - игровые и оздоровительные сооружения. Предметно-игровая среда, детская библиотека, игротека и видеотека, дизайн студия и музей, музыкально-театральная среда, предметно-развивающая среда занятий, компьютерно - игровой комплекс и др.
Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребёнка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей. Обогащённое развитие – это развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Безусловно, наиболее высоким потенциалом познавательного и личностного развития обладают дети, находящиеся в условиях развивающей среды.
Под развивающей предметно- пространственной средой следует понимать естественную комфортную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно – творческую деятельность всех детей группы.
Функциональное назначение предметно - развивающей среды
( Зачем нужна предметно - развивающая среда ребёнку?)
Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Это, прежде всего относится к ведущей, определяющей эффективность развития в каждом психологическом возрасте деятельности ребёнка, которая осуществляется в условиях определённой развивающей предметной среды.
Для удовлетворения своих потребностей ребёнку необходимо пространство, т. е та среда, которую он воспринимает в определённый момент своего развития. Размеры и организация этого пространства связаны с его возрастными особенностями.
Непосредственное влияние среды начинается уже с раннего возраста. Сначала это пространство ограничено: дом, в котором живёт ребёнок, квартира, игрушки. Затем оно расширяется и включает в себя улицу, ясли, детский сад, район, город. Современный детский сад- это место, где ребёнок накапливает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.
Проблемность предметной среды, предметной ситуации порождает у детей вопросы, питает их инициативу, воображение, побуждает к творчеству. Атрибуты культуры, которые активно присваивает ребёнок, дают ему возможность самостоятельно анализировать возникающую новую ситуацию, быть свободным в выборе собственных действий, самостоятельно организовывать свою деятельность.
Предметный мир детства это не только игровая среда, но и среда развития всех специфических детских видов деятельности, ни одна из которых не может полноценно развиваться вне предметной организации. В условиях развивающей среды ребёнок реализует своё право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию.
Функциональное назначение предметно - развивающей среды
( Зачем нужна предметно - развивающая среда воспитателю?)
Реализация любой образовательной программы требует от воспитателя организации в детском саду, в группе своеобразной материальной среды. Предметно- пространственная среда создаётся с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых особенностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня в детском саду мог найти для себя увлекательное занятие.
Как отмечает С.Л.Новосёлова, развивающая среда строится с целью предоставления детям как можно больше возможностей для активной целенаправленной деятельности. Хорошая развивающая предметная среда моделирует функциональное развитие деятельности ребёнка тем, что в ней заложена «информация», которая сразу себя не обнаруживает полностью, а побуждает ребёнка к её поиску.
Развивающая предметно-пространственная среда является эффективным средством поддержки индивидуальности и целостного развития до школы, обеспечивающим такие направления как:
- физическое развитие;
-познавательно-речевое развитие;
- социально- личностное развитие;
Художественно-эстетическое развитие.
Среда не только создаёт благоприятные условия для жизнедеятельности ребёнка, она служит также непосредственным организатором деятельности детей и влияет на воспитательный процесс.
Ведущие характеристики предметно - развивающей среды
Пространство, созданное для детей взрослыми, может быть как инициирующим, так и препятствующим развитию ребёнка.
Так, в одних случаях с помощью пространственной среды, предметного содержания, цветовых отношений можно изменять активность, снимать утомляемость, положительно влиять на эмоциональное состояние детей. Но бывает, что среда станрвится преградой, мешающей проявить творческую фантазию, индивидуальность, воображение и отрицательно влияющей на взаимоотношения детей в группе, на процесс обучения. Однообразие окружения, повторяемость зрительных ощущений, вызывает состояние «угасания ориентировочных реакций» ребёнка, и пространство выключается из процесса обучения. Если среда организована не правильно, она не вызывает новых впечатлений, не создаёт условия для развития воображения, фантазии, желания играть, в ней нет элемента неожиданности: всё знакомо с первого дня и остаётся неизменным.
К сожалению, развивающие возможности предметно - пространственной среды в современном детском саду используется не полностью.
Можно выделить основные (типичные) ошибки в организации среды в детском саду:
1. В большинстве детских садом пространство групповой ячейки представляет собой последовательный ряд прямоугольных комнат разной величины, которые соединены между собой дверными проёмами. Связь между внешним пространством осуществляется через окна. Находясь в игровой комнате, ребёнок воспринимает все её пространство и часть пространства следующего помещения. Воспринимаемые плоскости этого пространства крайне однообразны: пол, потолок, стена без проёмов, стена с дверью и окнами.
2. В организации пространства участвуют мебель и игровое оборудование. Но, к сожалению, мера их участия ограничена, наблюдается недостаточное использование оборудования как элемента, организующего пространство. Обычно в центре групповой комнаты размещаются столы для игр и занятий, а остальная мебель размещается около стены, таким образом, утрачивает своё значение как объёмного элемента, воспринимается как часть плоскости стены. Пространство групповой ячейки настолько однозначно, что полностью исключает возможность выбора пути, не даёт достаточной зрительной информации.
3.Кроме того, пространство, организованное таким образом, создаёт у ребёнка ощущение постоянного присутствия большого количества детей. В представлении ребёнка это связывается не только с положительными эмоциями, но и создаёт внутреннюю напряжённость. Единое нерасчленённое пространство игровой комнаты или площадки, рассчитанное на одновременное, длительное пребывание большого количества детей, не отвечает основным «пространственным потребностям» детей, не учитывает сложную социальную социально- психологическую структуру детского коллектива и особенности его развития.
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них. Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми.
Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы:
- Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!»
- Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности
Это предполагает решение следующих задач:
-Обеспечить чувство психологической защищённости – доверие ребёнка к миру
-Радости существования (психологическое здоровье)
-Формирование начал личности (базис личностной культуры)
Развитие индивидуальности ребёнка – не «запрограммированность», а содействие развитию личности)
Знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, как средство полноценного развития личности.
Способы общения – понимание, признание, принятие личности ребёнка, основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.
Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослого – исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.
Исключительное значение в воспитательном процессе придаётся игре, позволяющей ребёнку проявить полную активность, наиболее полно реализовать себя.
Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям.
Принципы конструирования предметно - развивающей среды
В.А. Петровский, Л.П. Стрелкова, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина и др. разработали Концепцию построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в детском саду, в которой определены принципы личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.
1. Принцип уважения к потребностям, нуждам ребёнка
У ребёнка дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в движении, деятельности; потребность в общении, потребность в познании. Среда группы должна эти потребности удовлетворять. Она организуется так, чтобы у ребёнка был самостоятельный выбор: с кем, как, где, во что играть. Высота мебели в групповом помещении должна быть таковой, чтобы ребёнок мог сам достать игрушку с самой высокой полки (примерно 75-85 см).
Ребёнок развивается только в активной деятельности. Его к такой деятельности чаще всего стимулирует внешний раздражитель: предмет, игрушка, оказавшиеся в зоне внимания. Поэтому в группе желательно иметь стеллажи без дверей
Большое значение при создании действительно развивающей среды имеет свободное пространство. И основное правило - свободное пространство должно занимать не менее трети и не более половины общего пространства групповой комнаты. Для воспитателя важно, чтобы групповая комната хорошо просматривалась, чтобы он мог видеть всех детей без необходимости перемещения по комнате. Такое пространство помогут создавать невысокие ширмы или стеллажи с открытыми полками, которые одновременно и разграничивают пространство и оставляют его свободным для наблюдения.
2. Принцип стабильности – динамичности развивающей среды.
В среде должна быть заложена возможность её изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учётом разнообразных педагогических задач. Это лёгкие перегородки, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся. Это возможность изменения цветовой и звуковой среды. Это вариативное использование предметов (например, мягкие пуфы становятся то детской мебелью, то элементами крупного конструктора). Это и полифункциональное использование помещений (спортивный комплекс «мини-стадион» может быть установлен не только в физкультурном зале, но и в игровой комнате, спальне, раздевалке).
В детском саду должны быть функциональные помещения, которыми могут пользоваться дети: физкультурные; музыкальные; театральные; лаборатории; «кабинеты» (с книгами, играми, головоломками, диафильмами, слайдами и т.д.); творческие мастерские, конструкторские, прачечные и др. Устройство этих помещений должно создавать разный эмоциональный настрой, т. е. становиться «таинственным», «страшным», «магическим», «волшебным», «фантастическим» и т. д. Иными словами, «пространство» позволяет ребёнку не только осваивать истину, но и «уходить» от неё в фантазии и грёзы, не только творчески строить, но и разбирать построенное, видеть не только прекрасное, но и безобразное.
3.Принцип комплексирования и гибкого зонирования
При рассматривании этого принципа следует учитывать, что он не только вплотную связан с предыдущим принципом стабильности - динамичности, но и в какой - то степени перекрывает его, особенно в той части, где представлена динамичность развивающей среды. Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволит каждому ребенку в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая, друг другу. Эти
помещения должны быть устроены так, чтобы они могли создавать разный эмоциональный настрой, то есть становится таинственными, сказочными, смешными, загадочными, фантастическими. Далее подробнее остановимся на требованиях к данным помещениям.
4.Принцип уважения мнения ребёнка
Развивающую среду конструирует для детей воспитатель. При этом он старается, чтобы окружающая ребёнка обстановка была комфортной, эстетичной, содержательной, чтобы оборудование было расставлено удобно.
Организуя среду, необходимо учитывать мнение каждого ребёнка, всех детей группы, выслушивать их предложения и по возможности их удовлетворять или же тактично объяснить причину отказа.
Целесообразно перед первым приходом ребёнка в детский сад или после летнего перерыва спросить у родителей о том, чем увлекается их сын или дочь, к чему проявляет склонности, способности, какие любят игрушки. Важно также спросить об этом самого ребёнка и внести в обстановку те игры( игрушки , материалы), которые доставят малышу радость и удовольствие.
Если мнение ребёнка будет учитываться при создании предметно- пространственной среды, группа детского сада станет для него роднее, уютнее, комфортнее – ведь это дом, который создан и им тоже!
5. Принцип опережающего характера содержания образования(15% материала в группе ориентированы на детей более старшего возраста – примерно на год).
Это объясняется следующими причинами.
- Во-первых, дети различаются по уровню своего развития: есть дошкольники, которые опережают сверстников в развитии.
- Во-вторых, особенности поведения и деятельности ребёнка с новым сложным материалом дают воспитателю замечательную возможность осуществлять диагностику, а именно6 отмечать степень переноса детьми уже освоенной информации в новые, незнакомые условия деятельности.
- В-третьих, детское экспериментирование с новым, более сложным игровым материалом открывает перспективу саморазвития, воспитывает стремление понять, узнать, разобраться в новом.
6.Принцип дистанции, позиции при взаимодействии
Первоочередным условием осуществления личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослых и детей является установление контакта между ними.
Не менее важно взрослому для осуществления контакта найти верную дистанцию, общее психологическое пространство общения и с каждым ребенком, и с группой в целом. Именно поэтому, педагогу необходимо помнить, что у каждого человека - и у ребенка в том числе - свои особые представления о комфортной дистанции взаимодействия: одни лучше себя чувствуют на более близкой «короткой» дистанции, другие - на более «длинной». Кроме этого, эти представления меняются в зависимости от разных причин: состояния человека, вида деятельности и т.д. Дети, как и взрослые, устают от постоянного общения и нуждаются в уединении. Созданные в группе уголки уединения позволять ребенку провести несколько мгновений в тишине или организовать игру с 1 - 2 сверстниками (сборные домики, навесы из ткани, уголки у аквариума, у «камина»).
Психологи утверждают, что дети, сидя за круглым столом, чувствуют себя психологически комфортнее и защищеннее, поэтому они более активны в учебной деятельности. В условиях наших учреждений педагог так же может расставлять столы не только «как в школе», но и, учитывая различные виды деятельности, трансформировать их расстановку.
7. Принцип активности, самостоятельности, творчества
По сравнению с обычной семейной обстановкой среда в дошкольном учреждении должна быть интенсивно развивающей, провоцировать возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств. Взрослый обучает детей бытовым операциям в процессе результативной настоящей деятельности и в ходе общения самым естественным образом развивает познавательные, интеллектуальные, эмоциональные и волевые способности ребенка. Для этих целей используются различные функциональные блоки (кухня, мастерская и т.д.). Ребёнок и взрослый в детском саду должны стать творцами своего предметного окружения.
Пример
На стенах развешаны рамки на доступной для детей высоте, в которые легко вставляются различные репродукции или рисунки: и тогда ребёнок может менять оформление стен в зависимости от построения или новых эстетических вкусов. Одна из стен - «стена творчества» - предоставлена в полное распоряжение детей. Они могут писать и рисовать на ней мелом, красками, углём, создавая как индивидуальные, так и коллективные картины. Другие стенки могут быть использованы для размещения на них крупномасштабных пособий, ориентированных на познавательное и эмоциональное развитие.
8.Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого
Одна из задач организации среды может быть сформулирована следующим образом: для того, чтобы определить структуру оптимальной окружающей среды, в которой может развиваться и комфортно себя чувствовать человек, необходимо провести оптимальный отбор стимулов по количеству и качеству. Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая, тем самым, функциональную активность ребенка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления. Среда должна пробуждать у детей двигательную активность, давая им возможность осуществлять разнообразные движения. В то же время нужно, чтобы окружающая обстановка имела свойства тормозить двигательную активность детей, когда это необходимо.
Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представления об окружающем (природа, рукотворный мир, знания о человеке). Комплекты игрового и дидактического оборудования и пособий должны быть соразмерны емкостям для хранения и доступны для детей.
Учитывая, что в детском саду ребенок проводит практически весь день, необходимо создать ему условия отдыха от общения, поэтому в группе должна быть зона для отдыха, где ребенок может уединиться, рассмотреть книгу и т.д., тем самым мы создадим условия для индивидуальной комфортности каждого ребенка.
Также обязательным условием реализации данного принципа - обеспечение личного пространства ребенку (шкаф для одежды, кровать, место для хранения принесенных из дома игрушек, «реликвий»).
9. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды
Постижение детьми категории эстетического дизайна начинается с восприятия красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий. Поэтому важно разместить в интерьере группы, наравне с репродукциями картин известных художников, коллажи, аппликации, вазы, композиции из цветов, созданные руками педагогов, родителей. При этом необходимым условием созданных экспонатов является их художественная красота, чувство вкуса.
Интерьер группы должен меняться. Например, при знакомстве дошкольников с народным творчеством (гжель, хохлома, дымка и др.) педагогу целесообразно ввести в предметно - развивающую среду предметы, игрушки по данной теме. Именно тематические выставки помогают ребенку лучше познакомиться с народным творчеством, закрепить основные признаки росписи. Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом и т. д. Тогда дети смогут осваивать начала специфики жанров.
Украшением группы может стать подвесная среда, которая создается с учетом возраста детей, периода прохождения определенных тем реализуемой программы. Подвесная среда группы позволяет не только внести в дизайн помещения красоту и новизну, но и проводить работу по закреплению пройденного материала.
Так, например, в младшей группе с целью освоения сенсорных эталонов, можно подвесить птичек (бабочек, снежинки, листочки), различных по цвету, размеру.
В старших группах для закрепления знаний о перелетных и зимующих птицах, можно подвесить рисунки птиц в разных уголках группы, для закрепления геометрических фигур - разместить их в разных уголках группы и использовать для закрепления, как на занятиях, так и в повседневной жизни.
10. Принцип открытости - закрытости
Проект развивающей среды группы должен иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, к развитию. Иначе говоря, такая среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Данный принцип представляется в нескольких аспектах:
• Во-первых, открытость природе, проектирование, способствующие единству человека и природы. Важно использовать в группах цветы, используя растения с учетом их разрешения использования в детских учреждениях, осуществляя расстановку, исходя из предпочтений различных растений.
• Второй аспект принципа - это открытость культуре. Элементы культуры - настоящей «взрослой» живописи, литературы, музыки - не могут носить чисто оформительский характер украшения помещения, а должны органически входить в дизайн интерьера.
• Открытость своего «Я». Среда формируется таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию «Я - образа». Возраст от 3 до 7 лет -замечательный возраст, в котором ребенок формируется как личность. У него начинается складываться Я - концепция - динамическая система представления о самом себе, которая включает в себя:
- сознание своих физических и интеллектуальных свойств;
- самооценку;
- субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.
Я - концепция формируется под воздействием жизненного опыта, детско - родительских отношений. И так как опыт у ребенка невелик, то нужно и важно помочь ребенку в формировании Я - образа, при этом, обращая особое внимание на умение ребенком распознавать свои положительные качества личности, помогающие в общении с другими членами общества.
Обратить внимание на умение ребенка оценить свое состояние, настроение, дать собственную оценку выполненной деятельности поможет педагогу «Уголок настроения». Выставляя определенный «знак» в виде фигурки (листик, геометрическая фигура, воздушный шарик), заранее обсужденный с детьми эталон (например: красный - отлично, веселое настроение, доволен выполненной работой; зеленый - средне, настроение не очень хорошее, работой не совсем доволен; синий -плохо, настроение плохое, выполненной работой не доволен) на стенде «Уголок настроения», ребенок показывает свое эмоциональное состояние, свою самооценку деятельности. Тем самым дает возможность педагогу проследить комфортность пребывания ребенка в определенный временной промежуток.
В среде развития обязательно должны быть зеркала, чтобы ребенок мог не только разглядеть себя, но и своего друга, сравнить и определить, чем он похож, а чем отличается от своего сверстника. Также наличие зеркала в группе помогает педагогу осуществлять привитие культуры внешнего вида у ребенка.
Особое внимание педагог должен уделить и периодичности выставления работ детей на «стене творчества», что позволит ребенку познакомиться с работами других детей, выделить лучшее произведение. При этом, необходимо помнить, что в течение года, работа каждого ребенка должна быть размещена на «Стене творчества»!
11. Принцип учета половых и возрастных различий детей
Построение среды с учетом половых и возрастных различий дает возможность педагогу предоставить наполняемость группы различными пособиями, оборудованием, играми, которые будут интересны как девочкам, так и мальчикам. При этом развивающие пособия для девочек по своей форме должны быть привлекательными, прежде всего, для них, но по содержанию должны быть равноценными как для мальчиков, так и для девочек. Среда развития должна помогать детям реализовать свои интересы, способности, наклонности
12.Принцип активности.
В устройстве детского сада заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослых. Они становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия – творцами своей личности и своего здорового тела. Это в первую очередь крупномасштабные игровые и дидактические пособия – лёгкие геометрические модули, обтянутые тканью или кожей, которые легко переставляются в процессе преобразования пространства.
Важнейшим условием эмоционального самочувствия и настроения детей является освещение. Оно должно быть разнообразным и доступным для преобразования детьми светоцветового дизайна.
Гигиенические комнаты используются не только для реализации режимных моментов, но и для участия детей в «настоящей взрослой» жизни (мытьё посуды, другие бытовые операции), а также для непосредственной детской деятельности (купание кукол, другие игры с водой).
13. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
Постижение детьми категории эстетического начинается с «элементарных кирпичиков», своеобразного языка искусства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий, остроумной трактовки образа лаконичными графическими средствами. Поэтому важно разместить в интерьере не громоздкие «классические» произведения живописи (Айвазовского, Шишкина, Сурикова и других авторов, ставших традиционными для украшения детских домов, лагерей, детских садов и т. д.), а простые, но талантливые этюды, эстампы, абстрактные или полуреальные скульптуры, дающие ребёнку представление об основах графического языка и о различных культурах – восточной, европейской, африканской.
Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом и т. п. Тогда дети (с помощью взрослого) смогут обратить внимание не только на то, что изображено перед ними, но и на то, как это сделано, осваивая начала специфики разных жанров.
Характеристики предметно-
развивающей среды
1)Комфортность и безопасность обстановки чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой. Это снимает стрессообразующее воздействие на ребёнка общественного образовательного учреждения, создаёт чувство уверенности и безопасности. В результате пребывания в естественной, уютной обстановке у ребёнка складываются предпосылки для возникновения и закрепления положительного эмоционального тонуса, что является основой успешного интеллектуального и личностного развития.
Эффект домашней обстановки достигается путём замены казённой мебели (парт, столов, расставленных по стандартным школьным правилам, с количеством стульев, равным количеству детей; стола воспитателя) на более привычные столы, стулья, кресла, диваны, подушки, коврики; устранения подушки, коврики; устранения границ между зоной учебной деятельности и зонами для других видов активности.
2) Обеспечение богатства сенсорных впечатлений. Предметы обстановки групповых помещений необходимо подбирать таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материалов, гармонию окружающего мира. Для этого, как правило, много места отводится естественному природному и различному бросовому материалу. Наряду с этим в группы дошкольников часто вносятся разнообразные бытовые предметы, а в атрибутике сюжетно-ролевых игр используются естественные вещи (например, в игре «Путешествие»: фотоаппарат, чемоданы, тёмные очки, шлем, бинокль и т.п.). Разнообразная деятельность детей в такой обстановке является эффективным условием развития сенсорных способностей, которые, в свою очередь, являются базовыми в системе интеллектуальных способностей ребёнка дошкольного возраста.
3) Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности и структуризация этой деятельности через насыщение пространства специальным образом подобранными материалами. Такой подход ставит ребёнка в позицию активного деятеля, что благотворно сказывается на приобретении опыта социальной жизни и его интериоризации, становлении субъективной позиции дошкольника, развивает его самостоятельность и инициативность. Кроме того, ситуация занятости и увлечённости интересной деятельностью каждого ребёнка снижает потенциальную возможность возникновения организационных и дисциплинарных проблем.
4) Обеспечение возможности для исследования и научения. Исходя из этого положения, развивающую среду можно назвать «обучающей». Ребёнок очень много узнаёт ещё до того, как приходит в дошкольное учреждение. К этому моменту он уже имеет значительный опыт и понимает окружающий мир на основе этого опыта. Процесс образования в дошкольном учреждении должен основываться на этом предыдущем опыте ребёнка и учитывать собственную точку зрения ребёнка на окружающий мир.
Каждому ребёнку присущ свой темп и свой стиль развития, не менее индивидуальные, чем его внешность. Некоторые дети лучше учатся через наблюдение. В научении других относительно чаще встречается манипулирование и действование методом проб и ошибок. Всё это только подтверждает точку зрения о значимости создания специальной обучающей среды, в которой каждый ребёнок мог бы индивидуально испытывать свои способности и идти собственным путём в процессе познания окружающего мира.
Современные исследователи определили, что прямое обучение не всегда ведёт к осознанию изучаемого содержания и возможности его использования. Ребёнок прекращает демонстрировать понимание этого содержания, как только исчезает ситуация обучения. Например, 5- летний ребёнок достаточно легко справляется с заданием разложить полоски по высоте от самой низкой к самой высокой, называет те полоски, которые ниже синей, но выше красной, демонстрируя понимание относительности величины. Но тот же ребёнок не может на листке бумаги небольшого размера нарисовать медведя так, чтобы этот медведь получился самым большим нарисовать медведя так, чтобы этот медведей (хотя решение основывается на том же самом понимании относительности величины).
Детское экспериментирование – один из важнейших аспектов развития личности. Эта деятельность не задана ребёнку взрослым заранее в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получение всё новых сведений об объекте. Поэтому уместно говорить о саморазвитии в деятельности экспериментирования. Для развёртывания этой деятельности необходимы материалы: мерные кружки, формочки, нестандартные мерки, учебные пособия и приборы (весы, часы, календари и т.п.), вода, глина, речной песок.
5).Функциональность предметной среды
Означает, что в обстановке помещения находятся те материалы, которые востребуются детьми и выполняют развивающую функцию. Так, если в ближайшее время игра, пособие, оборудование не будут использованы, их следует вынести из группы в другое место. Группа не должна быть складом для хранения материалов и пособий!
Таким образом, под предметно-развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
В то же время определяющим моментом в создании предметно-развивающей среды является педагогическая идея; цель, которой руководствуется образовательное учреждение. Достижение этой цели осуществляется через реализацию образовательной программы.
Цели образования дошкольников и, следовательно, образовательные программы могут существенно отличаться друг от друга. Так в РФ утверждено несколько комплексных программ («Радуга», «Развитие», «Детство», «Истоки» и др.), а также целый ряд парциальных программ («Мы», «Основы безопасности жизнедеятельности» и др.), т.е. образовательная среда группы должна способствовать реализации цели, задач и содержания выбранной программы.
Создавая развивающую среду группы, очень важно учитывать особенности детей, посещающих эту группу: возраст дошкольников, уровень их развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные особенности и прочее.
Особенности среды группы также во многом определяются личностными особенностями и педагогическими установками воспитателя. Если воспитатель – знаток своего города, любит изучать его вместе с детьми, конечно, это должно найти яркое отражение в обстановке. Другой предпочитает больше внимания уделять изобразительной деятельности – и это также будет заметно в созданной среде. Кому – то из педагогов близки идеи Марии Монтессори, для кого-то определяющим является подход Вальфдорфской педагогики – всё это так или иначе найдёт отражение в среде группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для воспитателей. "Профессиональная деятельность воспитателя дошкольного образовательного учреждения в условиях личностно-ориентированного подхода"
Человек – свободная личность, способная к самоопределению в мире. Воспитание свободной личности требует исключения из образовательной системы любых методов и форм давления на ребенка, включение ...
«Профессиональная деятельность воспитателя дошкольного образовательного учреждения в условиях личностно-ориентированного подхода»
Принцип личностно ориентированного подхода определяет положение ребенка в воспитательном процессе, что означает признание его активным субъектом этого процесса....
Консультация "Профессиональная деятельность воспитателя дошкольного образовательного учреждения в условиях личностно-ориентированного подхода."
Человек – свободная личность, способная к самоопределению в мире. Воспитание свободной личности требует исключения из образовательной системы любых методов и форм давления на ребенка, включение ...
«Предметно - пространственная среда, как одно из условий личностно - ориентированного подхода»
Цель. Как и любая другая отрасль педагогической работы, самостоятельная деятельность, организованная педагогами в любом дошкольном учреждении, обусловлена достижением конкретных целей. Что это за цели...
Игровые технологии как одно из средств личностно-ориентированного подхода в ДОУ
Реализация личностно-ориентированного подхода через игровые технологии в ДОУ....
«Предметно - пространственная среда, как одно из условий личностно - ориентированного подхода»
laquo;Предметно - пространственная среда, как одно из условий личностно - ориентированного подхода»...