Как готовить с детьми спектакль
консультация на тему

ДОРОШЕВА ЕВГЕНИЯ ВЛАДИМИРОВНА

Система работы с детьми 4 - 7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация30.77 КБ

Предварительный просмотр:

Постановка детских спектаклей, использование кукольного театра в работе с дошкольниками имеет многолетнюю традицию. Практически в каждой группе любого детского сада есть уголок театрализованной деятельности, где находятся различные виды театров (пальчиковый, плоскостной, куклы бибабо, и др.). Известно, что дети любят играть театральными куклами, и эти игры побуждают ребенка к общению, творческому самовыражению.Q:\140066.rus\MEDIA\CAGCAT10\j0216516.wmf

Однако, несмотря на распространенность кукольного театра и, казалось бы, традиционность его использования в работе с дошкольниками, на мой взгляд, потенциал увлекательных театрализованных игр далеко еще не исчерпан. Особенно это касается такого сложного вопроса, как воспитание личности ребенка, развитие его тонких душевных качеств, нравственных и эстетических ценностей.

М. Е. Салтыков-Щедрин утверждал, что «из всех существующих в мире тайн тайна куклы – самая загадочная». Может быть это и преувеличение, но, во всяком случае, к театральным куклам важно относиться серьезно, с полной ответственностью и пониманием, что в кукольном театре сокрыто какое-то важное сокровище, тот «золотой ключик», который мы до сих пор ищем и никак не можем найти. Есть еще одна интересная мысль, принадлежит она Борису Голдовскому. Он писал: «Люди смотрят на кукол и видят в них отражения самих себя. И если меняются люди, то меняются куклы. Но, с другой стороны, люди – тоже отражение, в данном случае – отражение кукол.А значит, если меняются куклы, то изменяются и люди».

Итак, главная задача театральной студии – это воспитание при помощи маленьких «воспитателей» - кукол, в действиях которых дети могут увидеть свое отражение и, таким образом, посмотреть на себя со стороны. Важно так же и то, что театральная кукла является как бы своеобразной ширмой для ребенка для ребенка, у которого еще много проблем (трудности в речевом общении, неуверенность в себе, в правильности своих действий, непонимание взрослых и т.д.). Взаимодействуя в игре с другими детьми при помощи театральной куклы, ребенок как бы прячется за нее и таким образом чувствует себя более защищенным. В таких ситуациях взрослый может поправить, сделать замечание, обращаясь не к ребенку, а к кукле, и такое воздействие педагога будет значительно мягче и корректнее.

Известно, что театрализованную деятельность можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, развивающий его участников целостно: эмоционально, интеллектуально, духовно и физически. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать ВЫБОР. Однако педагогическая ценность театрализованных игр будет проявляться при определенных условиях, когда цель организации детского театра будет не в показе спектакля, а именно в воспитании детей, развитии нравственных, волевых, творческих качеств личности.

Чтобы добиться результатов в таком важном и сложном деле, как воспитание, необходима длительная, кропотливая работа педагогов. При этом важна именно система воздействия, направленная на достижение поставленных целей и задач, имеющая в своей основе осознанную идеологию, а также продуманную логику построения педагогического процесса.

Работа педагога направлена, прежде всего, не на подготовку «шоу», а на развитие и воспитание каждого ребенка, раскрытие его творческого потенциала, индивидуальности, формирование позитивных черт характера, воспитание духовно богатой, творческой личности.

С точки зрения гуманистической позиции все дети – одаренные, и задача педагога – раскрыть талант каждого ребенка, дать ему возможность поверить в себя, почувствовать свою успешность. В дощкольном детстве очень важно окружить ребенка вниманием, заботой, любовью со стороны взрослых. Атмосфера добра и любви вызовет ответные чувства и в детях, воспитывает у них доверие к миру и потребность самим дарить добро и любовь другим людям. А это – самый главный талант, который нужно раскрыть и сохранить в каждом человеке.

Важно с самых ранних лет поддержать в маленьких артистах интерес к творчеству, к играм, к театрализованной деятельности.

В основе содержания педагогической работы с детьми можно определить несколько направлений. Это развитие:

  • сенсорики ,основы чувственного познания окружающего мира. Необходимо познакомить детей с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина предметов, особенности звуков, запахов, вкусов, тактильные свойства материалов и пр.);
  • базовых психических процессов: внимания, мышления, памяти;
  • эмоциональной сферы;
  • речи, голоса;
  • выразительности движений, мимики, пластики;
  • воображения, фантазии, творческих способностей.

Важным направлением работы является воспитание коммуникативной культуры, куда входят задачи развития речи, воспитания эмпатии (способности чувствовать, понимать настроение другого человека).

Содержание работы в театральной студии реализуется в играх, упражнениях, этюдах, разыгрывании маленьких сценок, которые в работе со старшими детьми можно объединить в небольшие театрализованные представления. Освоение кукол и актерского мастерства – весьма трудоемкая задача, поэтому важно проводить занятия в определенной системе : от простого – к сложному, от знакомого – к новому, повторяя и закрепляя на каждом новом этапе уже освоенные навыки и умения.

Возраст детей – 3 – 4 года (либо начинающие)

  • Знакомство с различными театральными куклами (настольными, пальчиковыми, прыгунками, штоковыми и др.) и их заменителями (атрибутами) и основание элементарных действий с ними. Подведение детей к пониманию того, что в качестве куклы может быть любой предмет.
  • Освоение основных театральных действий: выход на сцену, представление, поклон и уход.
  • Развитие воображения и фантазии, внимания, памяти, речи, выразительности мимики пантомимики в коммуникативных играх, упражнениях, этюдах, сценках.
  • Подведение детей к пониманию театральной игры как представления для зрителя.

Возраст детей -4 -5 лет

  • Знакомство с новыми видами кукол и освоение действий с ними.
  • Формирование культуры поведения на сцене (взаимодействие с партнером, техника управления куклой, развитие чувства пространства сцены).
  • Совершенствование навыков кукловождения.
  • Освоение элементарных средств выразительности образа (речь, пластика, мимика).
  • Развитие способности к импровизации.

Возраст детей – 5 – 6 лет

  • Развитие осознанного отношения к исполнению роли в кукольном представлении (исполняются не только короткие сценки, но уже и авторские, народные, импровизированные сказки).
  • Совершенствование навыков кукловождения.
  • Развитие выразительности речи, мимики, и пластики.
  • Продолжение работы по оформлению культуры поведения на сцене.
  • Развитие творческих способностей детей.

Возраст детей – 6 – 7 лет

  • Продолжение работы по всем направлениям предыдущих этапов.
  • Синтез всех видов театра в общих театрализованных представлениях.
  • Развитие личностных качеств детей (креативности, эмпатии, рефлексии, эмоционально-волевой сферы, познавательной активности, ответственности, и др.), способствующих достижению школьной зрелости.
  • Укрепление психологического статуса ребенка (адекватной самооценки, способности играть главные и второстепенные роли в спектаклях и др.).

Основная работа руководителя театральной студии проходит в форме занятий, система проведения которых предполагает четыре последовательных этапа:

1-ый этап – знакомство с театром. Дети смотрят представление, которое им показывает взрослый или старшие дети. Просмотр представления необходим для накопления детьми впечатлений и их мотивации к театрализованной деятельности.

2-ой этап – подготовка к представлению. Это выполнение упражнений: для рук, пальцев рук, на развитие и тренировку различных групп мышц, на развитие координации движений, выразительности пластики тела, на развитие голоса и речи.

3-й этап – игры-импровизации с куклами и без кукол, этюды, тренинги. На этом этапе в ходе игровых действий дети осваивают элементы сценических действий, терминологию сценического искусства, знакомятся с некоторыми театральными профессиями, пополняют словарный запас, формируют грамотную речь.

4-й этап – выступление. Освоение техники управления куклой на ширме или на полу. Разучивание монологов, диалогов, разыгрывание сценок для кукольных спектаклей либо постановки драматизации. На этом этапе дети учатся общаться со зрителем, осваивают «азбуку» культуры поведения в театре как зрителей и как артистов, обучаются диалоговому общению, чувству партнерства, учатся двигаться и ощущать пространство сцены (по одному и в коллективе).

Один из главных принципов работы в студии – доставить детям радость, удовольствие от творческих игр, от познания собственных возможностей, от общения.

Еще раз хочется подчеркнуть основную цель, направленность педагогической работы в театральной студии – это прежде всего воспитание детей, формирование в них такого личностного стержня, который в дальнейшем поможет им адаптироваться и быть успешными в сложном современном мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как готовить с детьми домашнее задание.

Несколько простых советов родителям при выполнении домашнего задания....

" Теремок". Сценарий для постановки спектакля детьми подготовительной группы по мотивам сказки С.Я.Маршака.

Текст  переделан и адаптирован для детской инсценировки  Ундаловой М. В....

сценарий кукольного спектакля "Как звери к зиме готовятся"

Данный сценарий разработан для детей младшей группы. Герои спектакля-лесные жители. Они рассказывают как они готовятся к зиме. Материал познавателен для детей....

Как готовить с детьми домашнее задание?

Консультация для родителей...

Учимся готовить с детьми.

Социализация дошкольников - одна из актуальных задач дошкольного образования.Решением этой задачи направлена наша деятельность с дошкольниками нашей группы.Цель Формировать навыки коллективной трудово...

Конспект образовательной деятельности "Как мы готовились к спектаклю", старшая группа

Цель: развитие навыков социального взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми. Образовательные задачи:- актуализировать знания детей о профессиях (швея, закройщик, модельер, дизайнер);- пре...