Мастер-класс
методическая разработка (младшая группа) на тему

Сергеева Елена Александровна

«Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста посредством игры» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie.docx34.15 КБ

Предварительный просмотр:

( слайд 1)Тема моего Мастер-класса

«Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста посредством игры»

Основой полноценного физического развития ребенка дошкольного возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. В приобщении детей к здоровому образу жизни важное значение приобретает освоение дошкольниками основ культуры гигиены.

Воспитание культурно-гигиенических навыков (КГН) направлено на укрепление здоровья ребенка. Вместе с тем оно включает важную задачу –

( слайд 2) воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку.

Мне хотелось бы, чтобы Вы ответили на вопрос.  Является ли чистота залогом здоровья?

Большинство из Вас ответили  «да» и Вы правы.

( слайд 3) «Чистота приближает человека к божеству» - заметил один европейский социолог.

( слайд 4) Само слово «гигиена» произошло от имени одной из дочерей греческого бога-врачевателя Асклепия – Гигеи (богини чистоты и здоровья).

( слайд 5) Соблюдение правил личной гигиены, привычка следить за чистотой тела, полости рта и носа не только говорят о культуре ребенка, но и являются гигиенической основой для сохранения здоровья в течение всей жизни.

( слайд 6)        Воспитание навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения воспитанниками необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей.

При формировании КГН идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, «вхождение» его в мир взрослых. Ребенок начинает знакомиться с миром предметов, созданных человеком, он осваивает предметные действия.

По мере усвоения КГН переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление игровой деятельности. В игре дети отражают взаимоотношения, которые складываются в ходе игровых процессов. Ребенок так относится к кукле, как родители к нему в соответствующих ситуациях. В игре дети имитируют бытовые действия (мытье рук, прием пищи, тем самым закрепляя действия с бытовыми предметами (ложкой, чашкой и пр.), а происходит это так.

Сегодня Вы побудете детьми. Вы будете кормить куклу, а Вы заплетать, при этом проговаривая потешку.

Кушай кашку, девочка,

Девочка-припевочка,

Кушай кашку, подрастай,

Всем на радость вырастай!

Уж я косу заплету,

Уж я русу заплёту,

Я плету, плету, плету,

Приговариваю:

«Ты расти, расти, коса —

Всему городу краса».

( слайд 7)        Приобщение детей младшего возраста к КГН, наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором. Проблему формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста, можно эффективно решить с помощью детского фольклора. Особенно актуальна эта проблема в младшем возрасте, так как этот период является наиболее благоприятным для их развития, именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека. Посредством детского фольклора малыш лучше запоминает, устанавливает причинно-следственные связи.

Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи. ( слайд 8)        Главными методами обучения дошкольников являются наглядные, словесные, игровые и практические методы.

В раннем возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых.

Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт.

 ( слайд 9)        В этом помогает детский фольклор — сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки. Он оказывает всестороннее влияние на развитие человека.

Я предлагаю вам вспомнить пословицы о гигиене, чистоте. Я начну, а Вы продолжите.

  1. Чисто не там, где метут, а там, где не сорят!  (русская пословица)
  2. Встал утром – умойся, привел себя в порядок, - сразу же приведи в порядок свою планету (Антуан де Сент Экзюпери, «Маленький принц»).
  3. Лучшая гигиена – чистая совесть. Карел Чапек
  4. Чистота – это половина здоровья. (русская поговорка)
  5. Чистота – залог здоровья. (русская  поговорка).

( слайд 10)Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки - потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх.

( слайд 11)Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего, и мы с детства их помним: «Аты-баты, шли солдаты...».

Аты-баты - шли солдаты,

Аты-баты - на базар,

Аты-баты - что купили?

Аты-баты - самовар.

Аты-баты - сколько стоит?

Аты-баты - три рубля.

Аты-баты - кто выходит?

Аты-баты - ты и я.

А Вы помните считалки?

Мною создана картотека считалок.

( слайд 12)Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. Замечено, что к педагогу, виртуозно владеющему образным народным фольклором, тянутся дети: их завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете или настоящие «небывальщины и несказальщины».

А сейчас я предлагаю вспомнить одну из колыбельных песенок.

Ложкой снег мешая,
Hочь идет большая,
Что же ты, глупышка, не спишь ?
Спят твои соседи,
Белые медведи,
Спи скорей и ты малыш.

Мы плывем на льдине
Как на бригантине,
По седым суровым морям.
И всю ночь соседи -
Звездные медведи
Светят дальним кораблям.

Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.

А сейчас я предлагаю Вам вместе выполнить движения под одну из потешек.

Раз, два, три, четыре, пять —

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки, калошки…

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и играть.

Рассказывая потешки, используйте на первых порах наглядность, объясняйте значение новых слов, опираясь на опыт и знания детей. Совершенствуйте свою речь, помните, что подражание — движущая сила в развитии ребенка!

( слайд 13)В своей работе детский фольклор я использую в разных видах деятельности:

1.        в обучении правильному произношению;

2.        в приобщении детей к русской национальной культуре;

3.        в непосредственно образовательной деятельности;

4.        в беседах;

5.        в наблюдениях;

6.        в народных подвижных играх;

7.        в играх на развитие мелкой моторики;

8.        в театрализованной деятельности;

( слайд 14)Мною была создана картотека потешек, подобранных на различные режимные моменты:

-при умывании (умывалки) : « Кран, откройся!», «Теплою водою руки мою.», «Каждый день я мыло мою..» и др.

-при одевании: «Раз, два ,три, четыре, пять –собираемся гулять.»,  «Вот они, сапожки..», «Пойдем гулять на улицу..» и др

-при кормлении :«Жили- были сто  ребят..», «Бери ложку, бери хлеб и, и скорее за обед.» «Посадим на ложку капустку , картошку..» и др.

-различных  колыбельных   песенок

-пальчиковых игр

 Отражающие элементы народного быта и знакомящие с действиями человека:

  «Еду-еду к бабе к деду»

    «Ладушки, ладушки!»

    «Ладушки, ладушки! Пекла бабка оладушки!»

    «Как по снегу по метели»

    «Вот и люди спят»

    «Ой, ду-ду,..! Потерял пастух дуду!»

    «Жили у бабуси два веселых гуся»

    «Кто у нас хороший?»

    «Уж как я ль свою коровушку люблю» и др.  

Знакомящие с домашними животными, имитирующими действия человека и его виды деятельности (бытовая, игровая, художественная, трудовая)

 «Собака на кухне пироги печет»

    «Петушок и его семья»

    « Пошел котик на Торжок»

    «Кисонька-мурысенька»

    «Котя, котенька-коток»

    «На дубочке, на дубочке»

    «Сорока-ворона»

    «Сорока-белобока»

    «Козушка-белоногушка»

    «Коза-хлопота» и др.

Знакомяшие с дикими животными, имитирующими действия человека:

  «Лиса по лесу ходила»

    «Мишка косолапый»

    «Заинька серенький, заинька беленький»

    «Сидит белка на тележке»

    «Чики-чики-чикалочки…» и др.

Олицетворяющие природу:

   «Травушка-муравушка со сна поднялась»

    «Солнышко-ведрышко»

    «Солнышко-колоколнышко»

    «Дождик-дождик, полно лить»

    «Дождик-дождик, пуще»

    «Радуга-дуга» и др.

  Олицетворяющие материнскую любовь и взаимодействия «больших» и «маленьких»:

    «Курочка-рябушечка, куда пошла?»

    «Коза-хлопота»

    «Лиса по лесу ходила»

    «Курочка-тараторочка»; сюда же можно отнести колыбельные песни, например:

    «Котя-котенька-коток»

    «Ай, баю-баю баю»

    «Чики-чики-чикалочки» и др.

Построенные на парадоксе - потешки-небылички:

 «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор»

    «Тень-тень-потетень, выше города плетень»

    «Под  меленкой, под вертеленкой» и др.

  Раскрывающие нравственно-этические категории:

   «Тили-тили-тили-бом! Загорелся кошкин дом!»

    «Кисонька-мурысенька»

    «Пальчик-мальчик»

    «Сорока-сорока»

    «Собака на кухне пироги печет»

    «Наша хозяюшка сметлива была»

    «Пошла Маня на базар»

    «Под горкой, на речке, на тонкой дощечке Таня платье мыла» и др.

Имеющие прямое обращение к ребенку по имени:

   «Пошел котик на Торжок»

    «Котик серенький присел на печурочке»

    «Кто у нас хороший?»

    «Пошел котик во лесок»

    «Как пошли наши подружки» и др.

   Имитирующие музыкальные звуки (инструменты), а также тексты, сочетающиеся с пляской и хороводными играми:

    «Кто у нас хороший?»

    «Заинька, войди в сад»

    «Каравай»

    «На зеленом, на лугу, их! Вох!» и др.

    Специально тематически подобранные для ознакомления с каким-либо животным, растением или явлением природы, например:

 «Курочка»

   «Курочка-рябушечка»

    «Курочка-тараторочка»

    «Курочка-хохлаточка»

«Петушок»

«Как у наших у ворот»

    «Петушок-петушок»

    «Петушок, ты подай голосок»

«Козочка»

   «Козушка-белоногушка»

    «Идет коза рогатая»

    «Коза-хлопота»

«Котик»

 «Пошел котик во лесок»

    «Пошел котик на Торжок» и д

Очень полезно вовлекать малыша в разные игры, персонажи которых – куклы, мишки, зайчики – помогут ребенку усвоить необходимые навыки более успешно. Используя игры, взрослые закрепляют у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. (слайд 15) Видное место отводится при этом дидактическим (обучающим) играм «Уложи куклу спать», «Оденем куклу на прогулку», «Накормим куклу обедом». Подобные игры не сложно придумать и родителям, их можно сделать разнообразными, интересными для ребенка и подчас гораздо более эффективными, нежели любые беседы.

Сейчас я предлагаю поиграть в игру:

"Угостим кукол чаем"

Цель: познакомить ребенка с назначением посуды, учить выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки).

Оборудование: куклы, детская мебель и посуда (две чашки, два блюдца, две ложки, чайник).

Ход игры: взрослый говорит малышу: "К нам в гости пришли куклы, их надо посадить за стол, угостить чаем. Давай расставим чашки и блюдца. Теперь разложи ложки к чашкам. Налей чай в чашки. Напои чаем наших гостей".

Если ребенок испытывает затруднения, показать, как надо действовать. В конце игры взрослый подытоживает: "Чай мы наливали в чашки, куклы пили чай", произносит потешку:

Чайник на столе поставим,

Блюдца, чашки мы расставим,

Будем мы гостей встречать,

Кукол чаем угощать!

Любое действие можно разделить на маленькие поддействия, выполняемые в определённом порядке. Обучая ребёнка новому навыку, необходимо составить  алгоритм и действовать каждый раз согласно ему. На каждое поддействие можно зарисовать схематичные мнемо-таблицы, которые можно показывать малышу во время выполнения действия для облегчения запоминания последовательности его выполнения.    

Я предлагаю Вам разделиться на две группы.

1 группа составит алгоритм  одевания штанишек , а 2 составить из картинок алгоритм умывания. 

(слайд 16)

  1. Сядь на стульчик
  2. Возьми штанишки обеими руками за поясок
  3. Подними одну ножку и вдень её в одну штанину
  4. Поставь ножку на пол
  5. Подними вторую ножку и вдень её в другую штанину
  6.  Встань и подтяни штанишки наверх обеими руками

(слайд 17)

Засучить рукава

Намылить руки до образования пены

Набрать в ладоши нужное количество воды

Вымыть лицо двумя руками

Мыть руки до локтя с мылом

Мыть шею и уши

Обмыть руки

Насухо вытереть руки

Пользоваться личным полотенцем

Не стряхивать воду с рук

Сейчас мне хотелось бы предложить решение педагогической ситуации: (слайд 18)

- Илюша (3 года) с усердием натягивает колготки. Трудное задание! Наконец, после долгих усилий, колготки почти надеты, но… наизнанку. Малыш этого не замечает и продолжает их натягивать. Воспитатель (помощник воспитателя) прекращает эту «без цельную возню», быстрым движением старается натянуть ребенку колготки. Малыш кричит: «Я сам!»,  взрослый отвечает: «Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам».

Правильно ли поступил воспитатель? К чему это может привести?

 В детском возрасте «Я сам! » проявление стремления к самостоятельности. Оно появляется очень рано, надо поддерживать это стремление. «Я сам! » - это стремление к самоутверждению, осмысливанию окружающего. Если постоянно тормозить это желание, то дети могут расти пассивными, не умеющими преодолевать трудности, они ждут, что за них все сделают взрослые.

Помните, что скорость формирования навыков самообслуживания зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, типа нервной системы (холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик), от скорости запоминания, от семейного отношения к чистоте и опрятности, т. к. именно пример родителей и близких людей является главным для малыша.

Не забывайте давать положительную оценку действиям ребёнка! Любая похвала положительно влияет на достижение хорошего результата. Это может быть ласковое слово или прикосновение, небольшие самодельные подарки (из бумаги, ниток, солёного теста или пластилина, поделки из природного материала), а иногда и сладкое угощение. Используйте различные способы сказать ребёнку, что у него всё получается: «Очень хорошо! Молодец! Здорово! У тебя получилось! Ура! Замечательно! Ты справился! Отлично! Правильно! Я так рада!» и др.

           Используйте фольклор в своем общении с детьми. Он поможет решить многие педагогические задачи, обогатит социально-игровой опыт детей, разовьет их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости. (слайд 19)

Памятка для педагогов

«Как правильно воспитывать у детей КГН.»

  1. Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности  ребенка.
  2. Поощряйте, хвалите, своего ребенка даже за небольшие достижения.
  3. Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере, как, что и в каком порядке делать.
  4. Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно.
  5. Если у малыша что- то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.
  6. Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.
  7. В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример.
  8. Старайтесь использовать игровую ситуацию.
  9. Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.

Кушай кашку, девочка,

Девочка-припевочка,

Кушай кашку, подрастай,

Всем на радость вырастай!

Уж я косу заплету,

Уж я русу заплёту,

Я плету, плету, плету,

Приговариваю:

«Ты расти, расти, коса —

Всему городу краса».


Ложкой снег мешая,
Ночь идет большая,
Что же ты, глупышка, не спишь?
Спят твои соседи,
Белые медведи,
Спи скорей и ты малыш.

Мы плывем на льдине
Как на бригантине,
По седым суровым морям.
И всю ночь соседи -
Звездные медведи
Светят дальним кораблям.

Ложкой снег мешая,
Ночь идет большая,
Что же ты, глупышка, не спишь?
Спят твои соседи,
Белые медведи,
Спи скорей и ты малыш.

Мы плывем на льдине
Как на бригантине,
По седым суровым морям.
И всю ночь соседи -
Звездные медведи
Светят дальним кораблям.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...