"Современная кукла"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Глазырина Анастасия Борисовна

Художественное творчество, развитие речи.Подготовительная группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuklaaaa.docx282.48 КБ

Предварительный просмотр:

Платья носит, 
Есть не просит, 
Всегда послушна, 

Но с ней не скучно.

(кукла)

Об истории кукол

 
Только в русском языке слово «кукла» имеет несколько значений.

Фото слева - "Рванка" Марины Мишиной.

Первое - детская игрушка в виде фигурки человека. Второе - в театральном представлении фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом): куклы на нитях (марионетки), тростевые (на тростях), перчаточные (надетые на руку), механические, верховые куклы (перчаточные и тростевые, играющие над ширмой), теневые куклы (плоские тростевые куклы, проектирующие на экран тени или силуэты). Третье - фигура, воспроизводящая человека в полный рост. (словарь С. И. Ожегова) Русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» («круг») и означает нечто свернутое, например, деревяшку или пучок соломы, которые девочки издавна пеленали и завертывали, подчиняясь инстинкту материнства. В ранней истории практически невозможно отделить куклу от идола. Она как олицетворение божества использовалась в религиозных обрядах. Так же в некоторых религиях кукла считалась вместилищем душ предков. Кукле рисовали глаза и рот, делая ее тем самым подобием человека, нарекали определенным именем. После этого вред, причиненный кукле, неизбежно распространялся на ее живого двойника. В это свято верят колдуны - от австралийских шаманов до «черных магов». Бывало, что жертва в самом деле умирала, когда в ее восковое изображение втыкали иголки. Таким образом, мистическая вера в связь между куклой и человеком укреплялась.

Кукла - одна из интереснейших страниц в истории культуры.

Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Паяца археологи находят в могилах маленьких египтян. Кукла иногда представляет собой грубый чурбанчик без рук, без ног. Головы украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, а взрослым и были связаны с различными формами религии. Древнейшие египетские куклы несли функцию погребальных даров и были призваны скрасить одиночество умершего. Считалось, чточеловеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей. Поэтому куклы часто делались резцом, так как боялись, чтобы она не убежала из гробницы.

Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить. Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями. 
Начиная с середины XIX века, в области археологии произошли открытия чрезвычайной важности. В пещерах Франции и Испании были обнаружены произведения эпохи палеолита - столь совершенные, что их долго принимали за поздние подделки. Сам ряд изображений - в живописи, графике и мелкой пластике - свидетельствует о некоей изначальной потребности человека дублировать объект. А что же такое кукла, если не дубль? Животного, человека, духа, наконец.

В Чехословакии, в захоронении "Брно-2" найдена маленькая фигурка из мамонтовой кости. Её конечности были подвижно прикреплены к туловищу. Некоторые исследователи предлагают считать эту находку началом истории куклы. Фигурке из "Брно", по самым приблизительным подсчетам, 30-35 тысяч лет. Её материал долговечен, она как бы определена существовать всегда, замещая смертное существо. Исследования подобных захоронений дают возможность утверждать, что представления о рубеже между мёртвым и живым уже тогда были довольно развитыми, и существует мнение, что кукла возникает именно тогда, когда оппозиция "жизнь-смерть" становится непереносимой для психики. Однако существует и другое мнение. Современные ученые предполагают, что кукла системы "Брно-2" не начало, а результат длительного процесса отделения куклы от человека, самостоятельного становления в культурном пространстве.

Первые куклы, каких мы знаем, связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Это обряды культа сотворения мира и культа умерших предков. Надежды на урожай соединялись с верой в помощь умерших предков. И сейчас еще африканские племена используют в обрядах кукол, как изображения мертвых. Кукла, связанная с областью мертвых и богов, покорила все континенты. От Азии, через Европу и Африку, до Америки. Можно вспомнить свидетельства античных писателей, описывавших большие фигуры богов, которых, хитроумным способом приводя в действие руки и голову, носили в процессиях в Риме и Египте. Даже маленьким куклам приписывали функции богов, на что указывает средневековое название кукол - кобольды. Из обрядов рождался кукольный театр. В Индии и юго-восточной Азии главной темой кукольных представлений были деяния богов-героев Махабхараты и Рамаяны. Кукольник являлся подобием творца - Брахмы, а театр кукол - подобием мира.

Таким образом, эти представления имели философскую подоплеку. Вообще, на протяжении всей истории куклы зачастую были связаны с философией. Более поздним проявлением использования кукол в обрядах были христианские кукольные представления. Со средних веков и до наших дней они широко распространены в Европе. Куклы принимают участие в торжественных шествиях по случаю христианских праздников. В католических храмах Италии и Испании, наряду с обилием крашеной скульптуры, часто встречаются куклы, изображающие Деву Марию с младенцем и апостолов. Фигуру Богоматери называли «Марион» или «маленькая Мария», откуда и пошло слово «марионетка». И одежда, и лица поражают натуралистичностью и изяществом. Также у католиков принято устраивать около каждой церкви подобие Вифлеемских ясель. Обычно, персонажи этого библейского сюжета - куклы в человеческий рост, снабженные примитивными механизмами, позволяющими эмитировать движения. Европейская рождественская традиция через Украину и Белоруссию пришла и в Россию, воплотившись в кукольном вертепе. Вертеп - переносной маленький кукольный театр, с двумя сценами, расположенными одна под другой. Верхняя сцена - вифлеемские ясли, нижняя - дворец царя Ирода. С вертепами устраивали представления на ярмарках для простого люда, позже вертепы перекочевали в дома зажиточных горожан. Представления проходили при свете свечей и сопровождались церковным пением.

Со временем куклы перестали быть связаны исключительно с культами и обрядами.

Со второй половины XVII века Франция начинает задавать всей Европе тон как в области политики, экономики, духовной жизни, так и в области моды. Модных журналов в те времена еще не издавали, а узнавать о новых тенденциях во французской моде желали все модницы Европы. Предприимчивые французы вспомнили, что в древнем Риме для демонстрации мод в провинцию посылали раскрашенные глиняные фигурки (фигурины), высотой от 8 до 25 см. И во Франции создают потомков фигуринов - прекрасных пандор. Поистине, пандоры были настоящими произведениями искусства. Это были средних размеров фарфоровые куклы с примерными пропорциями взрослой женщины, одетые по последнему слову моды. К кукле прилагался целый гардероб, сундучки с парфюмерными новинками, огромное количество аксессуаров.

Позже, в 60 годы XIX века пандоры переродились в манекен (голландское слово, означающее «мужчинка»). Но еще раньше, в конце XVII века у пандор появились уникальные собратья - андроидные механизмы. Золотой век механических андроидов приходится на эпоху своеобразного и неповторимого синтеза новой Европейской культуры.

Самый известный из создателей автоматов Жак Вокансон (1709-1782) начинал свою карьеру в салоне парижского мецената Ле Риш де ла Пуплинер, где бывали Вольтер, Гримм, герцог Решилье, Ван Лоо Ла Тур, Бюффон, Рамо. Они были одними из первых, кто увидел первый автомат Вокансона "Игрок на флейте". Каждый из посетителей салона - философ, художник, биолог, композитор - видел в этом автомате воплощение фундаментальных для их сфер принципов. Эта кукла, размером с человека, умела исполнять 12 мелодий. При этом она доподлинно играла на флейте, её пальцы ходили по отверстиям флейты, изо рта вырывалась струя воздуха, губы и небо двигались как у человека. Флейтист Вокансона рассматривался как первая удачная попытка создания искусственного человека. Недаром Вокансону покровительствовал сам Людовик 15, правительство окружало его работу тайной, массоны возлагали на его опыты особые надежды. Идея спора с самим богом, т.е. создания искусственного человека, имела во Франции 100-летнюю историю и восходила к философским трактатам Декарта. Рассматривая механику в качестве метанауки, Декарт моделировал законы природы по типу закона механики. За XVIII век было создано необыкновенное количество механических кукол. Это и знаменитая "Музыкантша" Анри-Луи Жаке Дроза, "Писец" и "Рисовальщик" Пьера Жаке Дроза, механические животные и др. Известно, что куклы для детей начали изготавливать очень давно. Но так как это была кустарная работа и каждая кукла была посвоему уникальна, можно сделать вывод, что далеко не у каждого ребенка была возможность иметь такую куклу. В середине XIX века, наряду с промышленным подъемом и экономическим расцветом в Европе, проснулся особый интерес к духовным потребностям ребенка и связи их с экономикой. Начинают открываться фабрики по изготовлению игрушек и, в частности, кукол. Коммерческий успех той или иной фирмы зависел от разнообразия выпускаемой продукции, ее качества и конечно от степени художественности изделий. Для создания художественной куклы объединяются художники и педагоги. В России вопросами эстэтизации игрушки занимались такие маститые художники как Рерих, Бенуа, Бартрам, Малявин, Поленова, Добужинский и Билибин.

В наши дни промышленное производство кукол достигло неимоверного развития. Кукла стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, неким напоминанием о детстве или просто красивым аксессуаром, предметом интерьера. Куклы встречают нас в театре, в магазине, они смотрят на нас с экранов телевизоров или становятся частью рекламных акций. И все же, на фоне победоносно шагающих серийных игрушек, в XX веке появляется новый жанр искусства, странный и загадочный, - авторская художественная кукла. Двадцатый век - век новых технологий и синтеза искусств. Смешение жанров порождало новые направления и виды художественной деятельности. В результате этого приблизительно в середине ХХ века появился новый вид искусства - авторская кукла. Вероятно, зарождение этого жанра было своеобразной попыткой художников отстраниться от агрессивного искусства эпохи НТР, уйти от хаоса современной жизни в совершенно иное, камерное пространство, создать в нем свои правила игры. В отличие от театральной куклы, кукольной анимации, от детских кукол для "игры", эти произведения созданы исключительно для созерцания и порой поражают своей неигрушечной глубиной. К настоящему времени этот вид искусства полностью сформировался, обрел собственные направления и течения, имеет своих классиков и авангардистов. Современные авторы уже создают работы, которые можно с большим трудом отнести к куклам, несмотря на их кукольную технологию. Скорее их можно назвать фигурами, объектами. Их нельзя отнести к бутафории, скульптуре малых форм или одетой скульптуре. Они слишком подробны, отточены, ювелирны. Как правило, они фигуративны. Такие работы - плод экспериментов художника, поиска новых приемов, новых фактур, сочетания стилей. Тема авторской художественной куклы только начала звучать на российской сцене. И можно с большой степенью вероятности утверждать, что этот вид искусства получит в России интересное и неординарное развитие. Как правило, в авторской кукле каждый художник отдает предпочтение какому-то одному, своему, виду материалов. На изучение их свойств и возможностей использования под свою стилистику иногда тратится очень длительное время. Классический материал, используемых для создания кукол - фарфор. Он дорог в изготовлении и требует высокого мастерства художника на всех стадиях работы с ним. Современные технологии дали художникам-кукольникам материалы, удобные в работе и открывающие новые возможности. Это твердеющие на воздухе ЭФАППЛАСТ, ГЛОРПЛАСТ, ЛА ДОЛЛ, СУПЕРСКАЛПИ, ПУППЕН-ФИМО, ПРЕМО.

У производителей современных кукол главенствующая задача - приворожить маленьких покупателей и их родителей новизной, оригинальностью, технологичностью и многофункциональностью. В связи с резким техническим скачком игрушки стали более «роботизированы».

Современная тенденция - очеловечивание «малыша для малыша». Вершиной в этом направлении можно назвать куклу «My Real Baby». Она любопытна тем, что изобретена в лаборатории искусственного интеллекта и очень похожа на настоящего младенца. На ее маленьком личике может воспроизводиться около 15 различных эмоций, которые меняются в зависимости от того, что вы с ней делаете, как прикасаетесь, как с ней говорите. Но что особо поражает - ее можно научить говорить! Казалось бы, что может быть лучше: подарил малышке подобную «дочку» - и не нужно никакой собаки или кошки: ребенок сидит, играет и развивается. Но лично я не дала бы своим детям подобного робота. Зачем заменять настоящую игру электроникой?

В 1970 г. в Советском Союзе был налажен выпуск пластмассы. И появляются миллионы промышленных стандартных игрушек, изготовлением которых занимались около 900 предприятий. Хотя все они заказывали образцы в Институте игрушки, в готовой кукле уже нельзя было узнать образец. Вместо добродушных пупсов получались холодные и рациональные игрушки. Поэтому некоторые психологи считают, что поколение девочек 70-80 гг. так и не почувствовали себя в роли настоящих «мам».

«Растим фотомодель»... так говорят некоторые мамы, покупающие малышкам куклу Барби. На самом деле, Барби - удивительная кукла. Она была верным спутником не одного поколения девочек. И, кстати, кукла Барби - меньшая из «зол» современного рынка. Она хотя бы похожа не человека, а не на монстра! Хотя и воспитывает в ребенке потребителя. Сейчас становится все больше и больше «гламурных» барышень, которые хотят себе розовую машинку, модные наряды, белоснежную улыбку и безукоризненного и богатого Кена. Не оттого ли это, что в детстве они ассоциировали себя с любимой игрушкой?

Популярнее Барби сегодня только кукла Братц. Если Барби представляла собой куклу-женщину, то Братц - это непропорциональный подросток с утрированными чертами лица. Выглядит эта ультрапопулярная куколка чрезвычайно вызывающе - яркий макияж, непропорционально длинные ноги и большая голова, сексуальная одежда. Как вы думаете, с каким характером и какими наклонностями вырастет девочка, играющая с Братц?

Педагог-исследователь народной игрушки Галина Львовна Дайн отмечает, что в Советском Союзе в конце 1920-х гг. запрещается кукла. Ее изъяли из детских садов, поскольку считали, что она вредна и воспитывает мещанские навыки. Был организован Комитет по игрушке при Наркомпросе, а потом при Министерстве просвещения, и начал осуществляться систематический контроль над игрушкой. Но педагоги, наблюдая за играми детей, увидели, что они все равно приносят с собой кукол и потихоньку играют с ними. Пришлось куклу реабилитировать, признать, что дети, играя с ней, учатся, приобретают культурные навыки. Таким образом, можно сказать, что дети отстояли свое законное право на игру с куклой!

Детализация кукол порой достигает предела. Так, например, появились так называемые Expression dolls. Лица этих кукол - яркое выражение определенных эмоций. Иногда чересчур утрированное. Они сердятся, хмурятся, плачут, гримасничают, показывают язык, щурятся. Иногда имеют старательно прорисованные дефекты внешности - прыщи, серый или зеленоватый цвет лица, обвислые животы, мешки под глазами или старческие морщины. Неофициальное их название - «страшные куклы», поскольку часто они представляют собой весьма отталкивающее зрелище.

О куклах

Кукла — первая среди игрушек. Ее история известна с глубокой древности. Изначально кукла служила тотемом, обрядовым символом, и уже позднее превратилась в детскую игрушку. В наше время существует огромное множество разнообразных кукол. Но особой популярностью пользуются куклы ручной работы. Очень часто любимой игрушкой становится та, которая сделана своими руками, потому что в нее вложена ваша фантазия и душа.

М. Малахеева-Мирович

Одна из типичнейших игрушек, - древняя по происхождению, бывшая всегда центром внимания всякой моды, всякого художественного течения, " царь-urpyшкa", это - кукла. О ней много писано, но и поныне взгляды на значение куклы до крайности разноречивы, и никогда не отличаются спокойным беспристрастием. Игру в куклы признавали вредной такие авторитеты прошлого, как Локк и Руссо. говорящих, ходящих, агукающих киберпупсов до зрелых Барби, окруженных безумным количеством сопутствующего товара, без которого жизнь будущей женщины должна быть просто немыслима.

Вот, что писал известный педагог и психолог Б.Пэре более ста лет назад: " Я бы не кончил никогда, если бы захотел перечислить все несуразности, весь вред кукол для настроения и даже для мышления ребенка. Отдать всё внимание маленькой бесчувственной карикатуре вместо общения с окружающей жизнью, заполнить всё время только подражанию жестам и поступкам взрослых, их тону и манерам, вместо того, чтобы жить своей собственной жизнью, - разве это желательно для души и тела ребенка".  Эта страстная тирада, так же как мнение Локка о том, что вредно покупать много игрушек и что самодельные игрушки много лучше покупных, поныне находят много сторонников.

Эта сухая, преднамеренно только педагогическая точка зрения на роль игрушки в жизни ребенка, отнимает у последнего одну из величайших его радостей, превращает игру в назидательный урок, сушит фантазию и могла бы быть вредной, если бы не её теоретическая слабость.

Необходимость куклы для развития человека доказана исторически и этнографически. На ранних ступенях культуры кукла играет роль в жизни не только pe6eнкa, но и взрослой женщины, матери. Во многих местах женщины, мало отличающиеся по своему развитию от своих детей, относятся к своим куклам как к чему-то живому, а в некоторых случаях и совершенно, как к детям. У некоторых племен краснокожих мать, в случае смерти ребенка, кладет в его колыбельку куклу, водит ее за собой, говорит с ней и проделывает все, как со своим ребенком. Мать дает этой кукле имя своего умершего ребенка, его одежду и амулет и часто целый год не расстается с ней. В основе этого факта лежит широко распространенная анимиcmичecкaя идея, что peбeнok еще слишком мал, чтобы самому проделать далекий путь в рай, поэтому мать якобы помогает ему внимательным уходом за куклой-символом, пока ребенок не подрастет.

В Африке у многих племен девочки при торжественном публичном праздновании совершеннолетия (половой зрелости) получают в подарок куклу, которую они хранят до рождения первого ребенка. Затем такая молодая мать снова получает от своей матери куклу и хранит ее до второго ребенка и т. д. Эти куклы считаются священными, и Обладательницы ни в каком случае с ними не расстаются.

У наших малых народностей наблюдается аналогичное явление. Вот что говорит Б. Г. Богораз о чукчах: "Девочки играют в куклы. Чукотские куклы изображают людей, мужчин и женщин, но всего чаще детей, особенно грудных. Величина их почти так же изменчива, как и у культурных детей. Сшиты они довольно похожими на действительность и наполнены опилками, которые при каждом несчастном случае высыпаются. Куклы считаются не только игрушками но, отчасти, и покровителями женского плодородия. Выходя замуж, женщина уносит с собой свои куклы и прячет их под изголовьем, чтобы их воздействием получить скорее детей. Отдать кoмy-нибудь куклу нельзя, - так как вместе с тем будет отдан залог плодородия семьи. Зато, когда у матери родятся дочери, она дает им играть своими куклами, при чем старается разделить их между всеми дочерьми. Если же кукла одна, она отдается старшей дочери, и для остальных делаются новые. Есть, таким образом, куклы, которые переходят от матери к дочери в течение нескольких поколений, каждый раз в исправном, возобновленном виде". У негритянских племен верхнего Нила часто старые женщины, занимающиеся колдовством, посредничеством между духами и человеком, делают фетишеобразные куклы, которые по безобразию, грубости работы мало отличаются от детских кукол, но наделены волшебной силой.

Первые из известных кукол - египетские. Они имели уже подвижные суставы, настоящие волосы, тщательно выточенные конечности. Огромное разнообразие кукол было и в античном мире: здесь и глиняные животные (птицы, черепахи, лягушки, зайцы, змеи, обезьяны). Греческие дети забавлялись и троянским конем, начиненным солдатами и офицерами. Греческие и римские куклы делались частью из воска, частью из глины, иногда ярко размалевывались. Изготовление их составляло особую отрасль производства. Во время больших религиозных празднеств дети получали особенные терракотовые куколки, иногда из слоновой кости; и лишь пред замужеством девушки расставались с этими подругами и, по глубокому прекрасному обычаю, накануне брака приносили любимую куклу в жертву на алтарь Венеры. Античные игрушки, как и египетские, постоянно обнаруживают свою близость к современному им искусству; это уменьшенная скульптура своего времени, без всякой педагогической или иной тенденции и без приспособления к детскому вкусу. Нашим детям, живущим в эпоху музейной оторванности искусства от жизни, эти античные игрушки показались бы чуждыми, не вызвали бы живого к себе участия.

Современная же, рыночная индустрия готова удовлетворить любые, самые порой экстравагантные представления о том, какой должна быть кукла. От набора точных копий национальных костюмов, "обладательницы" которых смотрят стеклянными глазами сквозь стекла витрин, до все еще сохранившихся у нас штампованных Наташ из твердой пластмассы, от начиненных электроникой,   говорящих, ходящих, агукающих киберпупсов до зрелых Барби, окруженных безумным количеством сопутствующего товара, без которого жизнь будущей женщины должна быть просто немыслима.

Современные психологи убедились, что дети предпочитают мягкие игрушки, изображающие детенышей, а не взрослых животных (бельчонка, тигренка, лисенка, а не белку, тигра, лису). Причем чем больше "детского" в такой игрушке (большая голова, наивное выражение глаз и т.п.), тем она более любима. Ребенок для игр выбирает себе подобных. Это верно и по отношению к куклам: кукла-ребенок понятней, с ней легче отождествить себя, ею можно командовать и даже наказывать. Ребенок сильнее игрушки, он хозяин ситуации и творец игры.  Барби, так же как и кукла-младенец, представляют значительно меньше свободы в игре, ограничивая ее условиями. Младенца можно нянчить, но его уже не пошлешь в магазин или в школу, а Барби не прикажешь отправляться спать.

Что касается Барби, то она, безусловно, феномен последнего времени, исторически кукол, подобных этой, никогда не существовало. Барби олицетворяет собой социальный успех и потребление. Она мало интересна сама по себе, но существует только в окружении собственных вещей и чем их больше, тем лучше. Барби - это сериал, который, чем дольше смотришь, тем труднее оторваться. Известны случаи "барбимании", особенно в Америке, когда для Барби приобреталась мебель, дом, потом еще один с бассейном, кони, авто, друг и т.д. Все это значительно уменьшало и жилплощадь, и родительский кошелек. Ни о какой свободе, а тем более творчестве в подобной игре, не может быть и речи. Однако Барби может быть полезна для проигрывания будущих ролей и ситуаций, для адаптации в социальном мире.

Куклам издревле приписывались волшебные свойства. Люди верили, что они могут защитить от злых сил, принять на себя болезни и беды человека, принести ему счастье. Но чтобы игрушка выполняла защитную роль, она должна была быть "правильно" сделана. Мастерицы никогда не использовали при работе ничего колющего и режущего. И лоскутки ткани, и нитки не разрезались, а рвались вручную, а затем связывались. Узелки служили еще одним оберегом, встававшим на пути злых сил. Кроме того, куклам никогда не рисовалось лицо, так как наши предки считали, что вместе с лицом игрушка получает и душу, а значит, становится уязвимой для дурного глаза.

Тряпичные обереги сопровождали человека на всех этапах его жизни. И во время рождения, и на свадебном торжестве, и на похоронах являлись непременными спутниками людей. Благословляя дочь на замужество, мать дарила ей куклу, сделанную своими руками. А в центр свадебного пирога обязательно помещали березовую рогатину, украшенную фигурками жениха и невесты. Береза символизировала древо жизни, ветви которого - основа для молодой семьи. А муж с женой словно становятся центром маленького мира, где царят любовь и понимание.

Еще до рождения ребенка мать готовила ему игрушку, которую клали в колыбельку, чтобы она охраняла ее от недобрых сил. С ней ребенок рос, учился ходить, произносил первые слова. Когда не мог долго уснуть, мама клала ему в кроватку свернутую из лоскутков куклу-Бессонницу - берегиню, оберег малыша. Если женщина теряла ребенка, тоже делала куклу и ухаживала за ней, как за сыном или дочкой. Считалось, что это поможет душе умершего освоиться в загробном мире, а матери - смириться с горем.

Куклы передавались в семьях из поколения в поколение. Первую каждая девочка получала от мамы или бабушки, хранила ее, берегла, шила ей наряды. Во все времена ребенок через игру постигал мир, примеривая на себя разные роли, учась модели поведения, принятой у взрослых.

В прошлом веке народную куклу вытеснили серийные игрушки. Но сейчас спутницы игр наших бабушек возвращают себе утраченную роль, возрождаются их забытые секреты... Рукотворная народная кукла занимает особое место в причудливом кукольном мире. Она не только игрушка, которая забавляет и не предмет для украшения интерьера, издавна кукла в центре многих календарных и семейных событий. В крестьянских семьях кукла проживала со своей хозяйкой целую жизнь, была с ней и в радости, и в горе.

На заре цивилизации первобытные охотники не только рисовали на камне картины будущей охоты, но и разыгрывали сцены предстоящей удачной охоты, для чего из глины лепились фигурки людей и животных. Эти фигурки и стали первыми куклами человечества.

Было время, когда куклы спасали людям жизнь, заменив человека в обрядах жертвоприношения. У наших предков был ужасный обычай: чтобы умилостивить богов, приносили в жертву им людей. Но однажды кому – то пришло в голову предложить богам вместо живого человека куклу. Взяли обыкновенное полено, обрядили его в платок и сарафан и принесли в жертву богам. Боги жертву приняли. Так кукла – полено спасла человека.

Появились и другие куклы – чучела, которых приносили в жертву разным богам. У каждой куклы было своё имя: Кострома, Морена, Купало, Ярило…

Обряды жертвоприношения с тех пор превратились в настоящие праздники: наряженных кукол с песнями носили на руках, водили вокруг них хороводы, затевали игры, затем “отдавали” богам – топили в реках, сжигали на кострах, разбрасывали по полям. А взамен просили счастливой любви, хороших урожаев, здоровья.

Куклам, как будто, не придавали особого значения, но теперь, по прошествии времени, выясняется, что без кукол не обходился ни один праздник.

На изготовление кукол шли в основном подручные материалы. Делали кукол из соломы, из глины, из дерева, из мочала, из камыша, из початков кукурузы, из корней травы, из сучьев и веток деревьев.

По материалам археологических исследований и литературным источникам известны куклы древнего Египта – из дерева и ткани. От древнего Китая до нас дошли глиняные куклы. В детских погребениях античной эпохи обнаружены куклы, и марионетки из слоновой кости. В Афинах были распространены примитивные деревянные куклы. В феодальном обществе стали развиваться кустарные промыслы игрушки. У детей феодалов, а позднее у детей богатого дворянства и крупной буржуазии куклы отличались небывалой роскошью. Они были одеты в дорогие наряды, а кукольные дома были сделаны с резной мебелью и полной обстановкой. Такие куклы служили для украшения комнат и хранились как фамильные ценности.

На территории России древнейшие куклы найдены из раскопок в Радонеже, Коломне, Москве. Русская народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. Тряпичные куклы, выполненные в традициях, сложившихся в народе, это куклы, которые делали с использованием старинных техник и технологий.

Так всем известные деревянные поделки, выполненные в подмосковном селе Богородском, почему-то назывались «дуры».

Липовое полено раскалывалось на четыре части. Называлось это – “бить баклуши”. Баклуши получались разные. Какая уже, какая – шире. От этого зависела и форма барыни или кавалера – гусара.

Современная кукла

Современная классическая кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и цветёт румянцем. Её одевают как в детские, так и во взрослые одежды. С появлением “Барби” в кукольном мире произошёл переворот. Она стала мечтой и идеалом каждой девочки. “Барби” завораживает и очаровывает. Продажи куклы Барби считаются самыми высокими в сравнении с реализацией других игрушек.

Руд Хендлер, одна из совладельцев компании “Маттел”, увидела, как её дочь Барбара играла с картонными фигурами – трафаретами. Девочка надевала на них наряды, которые соответствовали тем или иным ролевым ситуациям. Так у Хендлер родилась идея выпустить куклу не в старом образе младенца, а придать ей облик взрослого человека. У такой куклы может быть своя профессия, свой уклад жизни. Стало быть, новой кукле потребуются праздничные наряды, повседневная одежда, бытовые предметы и т. д. Но для начала кукле нужно было найти образ. Компания “Маттел” купила у танцовщицы Лили право копирования фигуры. Затем было изготовлено изображение куклы. Хендлер назвала её в честь дочери – Барби. Но вскоре дизайнеры поменяли облик куклы, они пришли к заключению, что кукла должна отражать модные тенденции, копируя пропорции известных всей стране топ – моделей. Барби появилась в 1958 году, и специалисты кукольных дел видят в ней отражение бытовавшего в ту пору стереотипа женского типа.

Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому что её внешние данные отвечали их представлению об изящном и прекрасном.

Но Барби существует только в окружении собственных вещей. Для неё надо приобретать мебель, дом, потом бассейн, автомобиль, друга и так до бесконечности. Барби – продукт общества потребления. Она очень красива, но бездушна и инфантильна. Для американцев не имеет значение, что у неё нет души. Ведь многие из них уверены, что за доллары они могут купить и дружбу, и любовь.

Взрослые создают для детей всё новых кукол. Сейчас компания “Менли Той Квест” разрабатывает куклу нового поколения – Синди Смарт, это усовершенствованная Барби. Кукла способна видеть с помощью встроенной камеры и распознавать предметы. Кроме того, Синди Смарт оснастят микрофоном и системой распознавания речи: она сможет разговаривать на 5-ти языках. В её память заложат большое количество программ.

Такие длинноногие красотки и дальше будут очаровывать детей. Так через вроде бы безобидную куклу нам навязывается идеология общества потребления и американский образ жизни. Играя с такой куклой, ребёнок сам превращается в бездушную куклу, играющую на сцене жизни по законам общества потребления.

Сравнение традиционной народной игрушки с игрушкой массового производства.

Как у традиционной русской народной куклы, так и у современной куклы массового производства есть свои преимущества и свои недостатки.

Традиционная тряпичная русская кукла была “безликой”, что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками.

Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Её можно мыть, расчёсывать, переодевать в разную одежду. По видам одежды кукла может менять профессию, побывав и врачом, и космонавтом и т.д. Она сопровождается соответствующими аксессуарами, например, Барби с набором кухонной утвари называется “Барби - повар’’.

У современной куклы двигаются голова, руки, ноги и талия.

Недостатком современных кукол является то, что они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство. Они притупляют вкус к разнообразию и фантазии, и не приучают детей к труду и рукоделию.

Давным-давно на Руси

Древние русские игрушки ("потешки"), как правило, выполнялись в двух самых распространенных на Руси материалах: глине и дереве. Деревянные "потешки" были в обиходе восточно-славянских племен еще в IХ веке. Об этом говорят находки археологов на территории древнего Новгорода. Новгородская ярмарка, этот крупнейший средневековый "меновой двор Европы и Азии, собиравший до 50 племен", показала, что купцы многих стран, кроме сундуков и деревянных ложек, интересовались также русскими игрушками.

Кукла—первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Всюду, где селится и живет человек, кукла — неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.

Кукла не рождается сама. Ее создает человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях.

Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

Сегодня интерес к народному творчеству необычайно велик. Знакомство с традиционными куклами позволит вам познакомиться с некоторыми сторонами культуры русского народа.

Смотрите на сайте разделы о тряпичной кукле и о глиняной игрушке.

Игрушка всегда была элементом народного быта. Попутно с посудным лубочным, веретенным производством мастера развивали и игрушечное искусство. Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде.

Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой).

Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода. Верили что игрушки приносят хороший урожай, особенно если с ними играют взрослые девушки. Игрушки создают в доме атмосферу окружающим миром. Ребенок без игрушки вырастает пустым и жестоким, не умеющим. добра и любви, дают навыки для жизни и формируют умение общаться с людьми и очень важно делать игрушки своими руками, вкладывая в них усердие и душу.

Желанница


Такая подружка - кукла Желанница - была в деревне у каждой девушки. Показывать ее никому не следовало. Загадаешь, бывало, желание, пришьешь в подарок на платьице кукле бусинку, например, и зеркальце поднесешь к личику: "Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни". А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры... Можете не верить, но все, что попросишь, исполнялось

Желанница


Творческий проект "Народная кукла"


Такая подружка - кукла Желанница - была в деревне у каждой девушки. Показывать ее никому не следовало. Загадаешь, бывало, желание, пришьешь в подарок на платьице кукле бусинку, например, и зеркальце поднесешь к личику: "Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни". А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры... Можете не верить, но все, что попросишь, исполнялось.

Кукла из ложек.

Это кукла- игровая, основой служила обычная деревянная ложка. Играли с ней дети в конце 19-го, начале 20-го века. Ребёнок 5-ти, 6-ти лет мог сделать такую куклу сам,для маленьких деток её изготовляла мама . После принятия пищи мать обычно даже не мыла ложку,а просто чисто и насухо её вытирала. Затем доставала из своего сундука кусочки материи, делала куклу и ложила в люльку к своему малышу. Ребёнок играл и засыпал. После этого мать забирала куклу, мыла посуду, делала дела по хозяйству - ну а ложкой опять пользовались по назначению.

C:\Users\1\Pictures\cimg0572.jpg

C:\Users\1\Pictures\Kykla-na-lojke-9.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народная кукла в игре современных детей

Сообщение из опыта работы,содержит план знакомства с народной куклой....

Кукла в жизни современного ребенка.

Роль самодельной народной куклы в сохранении и передаче следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа.Использование народной куклы на занятиях фольклорного кружка в ДОУ....

Консультация для родителей "Традиционная тряпичная кукла в жизни современных детей"

Данная консультация о роли и значении тряпичной куклы в воспитании дошкольников. "Кто в куклы не играл - тот детства не видал"...

Презентация "Кукла в жизни современного дошкольника".

Предлагаю характеристику различных кукол,  роль, которую играет кукла в жизни современного дошкольника, негативные последствия игры с куклой, не соответсвующей возрасту и потребностям ребенка....

Тряпичная кукла и её роль в жизни современного ребёнка.

Сегодня, когда  жизнь современного взрослого и ребенка  заполнена бесконечными гаджитами: начиная с навигаторов в машинах и кончая говорящими игрушками, кажется, что все возможные мечты вопл...

П Р О Е К Т Народная кукла в играх современных детей. Образ народной куклы в художественной литературе и играх современных детей.

Эффективным средством амплификации личностного развития ребенка являются игрушки, которые делают игры детей интересными, познавательными, развивающими. Кукла помогает ребенку преодолевать собстве...

Проект "Современная кукла ЛОЛ в жизни ребёнка"

Пожалуй самая главная игрушка для детей всех возрастов - это кукла....