Дидактические игры: «Ласковое слово для мамы», «Живые картинки о друзьях» и др..
материал (старшая группа) на тему

Шевчук Елена Александровна

Дидактические игры на формирование нравственных качеств у старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_5_st.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                           

Дидактические игры на формирование нравственных качеств у старших дошкольников.

1.Дидактическая игра:  «Ласковое слово для мамы»

Цель: Воспитывать внимание, любовь и уважение, заботливое отношение к родным.

Дети –игроки встают парами друг против друга и делают шаги друг другу навстречу. Условия игры такие: шаг можно сделать, только сказав нужное слово. Задача игроков- поочередно произносить вежливые слова. Называя слово правильно, игрок делает первый шаг вперед. Тот, кто затрудняется с ответом, пропуская ход.

2. Дидактическая игра «Добрые картинки»  

Цель: Из группы сюжетные картинки выбрать те, на которых изображены хорошие поступки детей и взрослых, и точно обозначить словом нравственную категорию: доброта, забота, щедрость, вежливость, справедливости, смелость, трудолюбие и тр. 

Дети делятся на микрогруппы, поощряются инициативности и самостоятельность в коллективном обсуждении, совете, принятии общего решения, умение высказывать собственную точку зрения, отличную от других.

Малоподвижная игра «Дед Мазаль» .

Дети: Здравствуй дедушка Мазаль.

С длинной белой бородой.

С карими глазами, с белыми усами.

Мазаль: Здравствуйте дети.

Где вы были? Что делали?

Дети: Где мы были мы не скажем,

А  что делали покажем!

Дети изображают движения.

3.Дидактическая игра: «Волшебные слова»

Угадай по голосу, кто тебя приветствует и ответь на приветствие, называя имя.

Воспитатель: А какие слова мы употребляем, если обращаемся с просьбой? – ответы детей :Будьте добры. Будьте так любезны. Простите, вы не подскажете.

Воспитатель: А когда благодарим? –дети: Вы так любезны. Благодарю вас. Большое спасибо.

Воспитатель: Я вам прочту стихотворение: «Простите». Послушайте и скажите, какое волшебное слово вы здесь услышали?

Папа разбил драгоценную вазу.

Бабушка с мамой нахмурились сразу.

Но папа нашёлся, взглянул им в глаза.

И робко, и тихо « Простите» сказал.

И мама молчит, улыбается даже.

«Мы купим другую, есть лучше в продаже».

«Простите!» Казалось бы, что в нём такого.

А вот ведь какое чудесное слово!

Воспитатель: Послушайте отрывок из стихотворения «Добрые слова».

Встретил Витю я, соседа,- встреча грустная была:

На меня он, как торпеда, налетел из-за угла!

И представьте – зря от Вити

Ждал я слова……

Воспитатель: Что Витя должен был сказать соседу? –дети: Извините!

Воспитатель: Ребята, нам часто приходится извинятся. Давайте вспомним, как правильно извиниться? –ответы: (Извините. Прошу прощения. Виноват. Прошу простить, я не хотел вас обидеть. Я виноват перед вами. Извините, я не хотел).

Воспитатель: Сила «волшебных слов» зависит от того, как ты их скажешь: вежливо, приветливо или резким тоном, отвернувшись в сторону.

4.  «Вспомним  вежливые слова»

 В ходе беседы обратить внимание детей на то, что вежливые слова помогают людям поддерживать добрые отношения.

 — Представьте себе, что люди вдруг забыли слова вежливости. Что бывает, когда люди перестают быть вежливыми, вы узнаете из сказки «Праздник вежливости».

Одна злая волшебница решила поссорить людей. Она заколдовала их, и они забыли все вежливые слова. Встретились соседи утром и ничего друг другу не сказали, не поздоровались. «Какой невежливый! Не буду больше с ним разговаривать», — подумал каждый из них. Так люди перестали говорить друг с другом, перестали помогать друг другу, перестали дружить друг с другом. Плохо всем стало жить, одиноко, скучно. И однажды в этот город пришел путник из другой страны. Встретил он первого жителя и сказал: «Здравствуйте», встретил другого и его поприветствовал и третьему тоже сказал: «Здравствуйте». Вспомнили люди главное вежливое слово и снова стали каждый день здороваться друг с другом. Вспомнили они и другие слова: «до свидания», «спасибо». Жители города, устроили праздник, салют, приготовили угощение. Одна злая волшебница не радовалась, но сделать ничего не могла и ушла навсегда из города в дремучий лес.

 — Нужны вежливые слова? Они действительно волшебные, добрые и очень-очень нужные. Давайте вместе повторим вежливые слова: «здравствуй», «до свидания», «спасибо».

 Воспитатель читает детям стихотворение Г. Ладонщикова:

Петя ловко ловит рыбу, может плотик смастерить.

Только «здравствуй» и «спасибо» не умеет говорить!

  • Чему Петя научился?
  • Чему Петя должен учиться?

 Теперь вам известно, что надо не только знать вежливые слова, но и уметь их говорить, когда это необходимо.

 

5. Ролевой тренинг по рассказу Фоминой “Подруги”.

- Сейчас девочки покажут вам сценку.

После просмотра задать вопрос: “Как вы думаете, умеют ли девочки дружить? Можно их назвать настоящими подругами? Почему?”

(Они заботливые, внимательные, чуткие, отзывчивые).

Девочки посочувствовали Лизе, придумали, как развеселить ее, поиграли с ней, и она забыла, что у нее болит зуб.

Жить на свете очень туго без подруги или друга,

Без тебя и твой щенок нестерпимо одинок.

-А какой может быть дружба? (Крепкой, долгой, вечной, настоящей).

Игра «Клубочек»

Цель воспитывать чувства сплоченности.

Воспитатель и дети стоят в кругу. Воспитатель запевает песенку обматывает большой палец левой руки. Затем передает клубок следующему ребенку, называет его в песенке по имени и так далее

 Когда песенка заканчивается- все дети и воспитатель  соединены ниточкой. Клубок должен вернуться к воспитателю, проделав полный круг.

Затем одновременно все аккуратно снимают ниточку с пальца и кладу на пол.

 Внимание детей обращается на то, что ниточка не порвалась и ребята в группе всегда будут крепко дружить. В заключении дети повторяют поговорки о дружбе.

6. Дидактическая игра: «Живые картинки о друзьях».

-Придумайте, как можно показать, чтобы мы догадались, что на картинке двое друзей. Одни будут показывать картинки, а другие будут догадываться, и оценивать, получилось или нет. А теперь поменяйтесь ролями.

 (Разыгрывание ситуации).

– А сейчас будем играть так, как обычно играете вы “Сережа играл в пароход”. Он был капитаном, а с ним играл его друг Вова.

Им было интересно. Вдруг Сережа услышал, что плачет Владик. “Вова, - спросил он друга, - почему Владик плачет?”

“А пусть себе ревет, у него Колька забрал машину, я видел, Поплыли дальше. Поревет и перестанет”.

Вопросы:

Какими вам кажутся Сережа и Вова?

(равнодушными, невнимательными, неотзывчивыми, безжалостными).

Расскажите, что вы думаете о друзьях?

(они не посочувствовали Владику, не пришли на помощь, не объяснили правила дружбы, не проявили заботу).

А как бы вы поступили на их месте?

(Я бы подошел к Владику и разобрался, утешил, успокоил, посочувствовал ему и объяснил, что надо договариваться играть по очереди или вместе).

- Молодцы! Вы знаете, как поступить, если друг оказался в беде.

  Релаксационная музыкальная пауза.

- Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Мне очень приятно, что вы умеете дружить. Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое-маленькое солнышко. Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазах. Я знаю, вы иногда ссоритесь, но как только в чьих-то глазах мелькнет злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит злость без следа.

 

7. Дидактическая игра «Кому что для работы надо?»

Цель: закреплять у детей знания материалов, инструментов и оборудования, необходимых людям для разных профессий. Воспитывать уважение к труды взрослых и трудолюбию.

Ход игры.

Воспитатель называет предмет, а дети –профессию человек4а, которому этот предмет необходим для работы. Например: шприц, пульт управления, ножницы, гвоздь, кассовый аппарат и другие. Дети отвечают что шприц нужен врачу, ножницы парикмахеру, гвоздь плотнику и так далее.

Мало подвижная игра «Что мы делали не скажем, а что делали покажем»

Один ребенок должен угадать что изображают другие. Например пол моют, забивают гвоздь и так далее.

 

8.Дидактическая игра «Назови профессию»

 Воспитатель называет транспортные машины а дети называют профессию.

Трактор- тракторист

Машина-шофер

Поезд-машинист

Самолет-летчик

Пожарная машина- пожарник

Корабль-капитан

Космический корабль- космонавт

        Дидактическая игра «Назови профессию»

Воспитатель называет животное а дети называют профессию.

Теленок- телятница

Олень-оленевод

Сад- садовник

Дидактическая игра «Угадай профессию по предмету»

Воспитатель  показывает карточки с изображением предмета а дети называют профессию.

       Ведро и швабра- уборщица

Билет- кондуктор

Цветы-цветовод

Касса-кассир

Мастерок-штукатур

Огнетушитель-пожарный

Молот и наковальня- кузнец

Краска и кисть- штукатур рубанок- столяр

Шприц - медсестра

9. Игра «Угадай  сказку»

Цель: развивать критический взгляд на композицию произведения, позволяет вспомнить и по новому взглянуть на ранее прочитанные сказки, развивает творческие способности, а также способствует нормальному психологическому климату в коллективе, учит ребят совместной деятельности.

Для этой игры понадобятся карандаши, бумага и ножницы. Вначале командам раздаются наборы карточек с условным изображением сказки. Участники должны угадать, что это за сказка и расположить карточки в правильном порядке в соответствии с сюжетом сказки.

Например, «Сказку о Царе Салтане…» А.С. Пушкина можно нарисовать следующим образом: 1карточка: Изображается окно и ухо; 2- два обручальных кольца и корона; 3- зверушка в пелёнках; 4-бочка; 5- остров; 6- лебедь и т.д. Команда, которая первая угадает свою сказку получает очко.

Затем каждой команде предлагается нарисовать по одной сказке на карточках, а потом поменяться карточками и попробовать эти сказки угадать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская дидактическая игра «Подбери слово к картинке, составь предложение»

Цели Чтение, составление предложения из слов, закрепление понятий «Домашние животные», Сказочные герои», воспитание  усидчивости, интереса к игреИгра рассчитана на детей средней, старшей, подгото...

Дидактическая игра: "Составь слово по картинкам"

Закрепить у детей умение определять первый звук в словах и составлять из этих звуков новое слово. В дальнейшем можно усложнить написанием, или выкладыванием из готовых букв слова....

Дидактическая игра "Собери слово по картинкам и буквам"

Благодаря этому дидактическому материалу ребенок быстро научится читать и запоминать, кроме того, упражнения очень хорошо развивают мышление. Распечатав картинки,  нужно разрезать их по линиям ...

Дидактическая игра "Составь слово по первым звукам названий картинок".

Мультимедийная презентация является дополнением к коррекционной работе учителя-логопеда по формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста (с 6 до 7 лет)....

Дидактическая игра "Ласковые слова"

Цель:Расширение знаний детей об уменьшительно-ласкательных суффиксах....

Беседа: "Ласковые слова для мамы"

Воспитывать у детей доброе, заботливое, уважительное отношение к матери, стремление ей помогать, радовать....