ИОМ
методическая разработка по теме
индивидуальный образовательный маршрут
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektirovanie_individualnogo_obrazovatelnogo_marshruta.docx | 18.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектирование индивидуального образовательного маршрута
Проблема индивидуально-дифференцированного обучения детей не является новой в современной педагогике и психологии. Сегодня признанной считается невозможность развития субъектности ребенка в условиях авторитарно-фронтального педагогического воздействия на воспитанников, которое в традиционных педагогических системах обучения продолжает доминировать.
Низкая эффективность таких воздействий побуждает многих педагогов и психологов к поиску оптимальных путей организации образовательного процесса для различных, в том числе и проблемных детей.
При организации работы по решению поставленной задачи, перед нами возник ряд проблем:
∙ Обособленность в действиях специалистов разных систем, осуществляющих сопровождение; недостаточная связь между компонентами сопровождения.
∙ Разрозненность информации о ребёнке.
Можно определить основную цель работы по преодолению противоречий: объединение усилий воспитателей, специалистов и родителей на основе создания единого информационного пространства.
И задачи:
∙ массовая диагностика воспитанников силами педагогов по проблемам развития;
∙ выявление групп детей, требующих особого внимания;
∙ проектирование индивидуальных образовательных маршрутов с учетом выявленных особенностей развития ребёнка;
∙ реализация индивидуального образовательного маршрута в педагогическом процессе.
Определение понятий и соотношения между ними
Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.
Поскольку построение индивидуального образовательного маршрута обусловливается учетом индивидуальных особенностей личности, таких как: состояние здоровья и уровень физического развития ребенка, особенности развития психических процессов, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности, и как следствие – уровень усвоения программного материала, необходимо создание документа, отражающего все вышеперечисленные параметры. В настоящее время в большинстве дошкольных образовательных учреждений существует следующая практика сбора информации: специалисты, которые ведут образовательную, коррекционную, развивающую работу с детьми, диагностируют свои, узкие параметры и используют полученные данные в своей работе. В результате чего мы можем наблюдать разрозненность информации и, как следствие, - обособленность в действиях специалистов разных систем.
Методика работы с ИКР
Может ли идти речь о наличии системы сопровождения в данном случае? Думаю, нет. В попытке найти оптимальный способ создания единого информационного пространства, нам необходимо разработатьиндивидуальную карту развития ребенка – документ, включающий в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, в динамике. Цель использования карты – выявление и обобщение в одном документе индивидуальных психофизических, личностных особенностей воспитанника, уровня психического развития, усвоения программного материала и как результат - проектирование индивидуального образовательного маршрута в рамках образовательного процесса конкретного дошкольного учреждения.
Индивидуальная карта развития заводится один раз при поступлении воспитанника в дошкольное образовательное учреждение и заполняется на каждого на протяжении всего периода посещения детского сада специалистами, которые ведут образовательную, коррекционно-развивающую работу с ребенком. В карту вносятся показатели развития на начало и конец учебного года, рекомендации специалистов по проектированию индивидуального образовательного маршрута.
В настоящий документ могут быть включены следующие показатели
Показатели (разделы ИКР) | Специалист, ответственный за заполнение раздела | На основании чего заполняется раздел | Периодичность заполнения |
Характер адаптации ребёнка к условиям ДОУ | Воспитатели, медицинский работник | Лист адаптации, анкетирование родителей | 1 раз при поступлении ребенка в учреждение |
Данные о состоянии здоровья ребенка, нарушения (осанки, развития стопы, зрения) | Медицинский работник | Медицинская карта | Два раза в год |
Данные об уровне физического развития ребенка | Инструктор по физическому воспитанию | Справка по результатам диагностики | Два раза в год |
Показатели уровня психического развития (познавательных процессов, свойств и качеств личности, уровень развития общения и деятельности) | Педагог-психолог | Заключение по результатам диагностики | На этапах развития, требующих сопровождения, по запросы участников педагогического процесса |
Показатели уровня усвоения ребенком программного материала | Воспитатели и специалисты | Справка по результатам диагностики | Два раза в год |
Показатели эффективности дополнительного образования | Руководители кружков | Заключения руководителей кружков и студий дополнительного образования | При необходимости по запросу участников педпроцесса |
Уровень готовности ребенка к обучению в школе | Педагог-психолог Старший воспитатель | Заключение по результатам диагностики | Два раза – первичная и итоговая |
Решения психолого-педагогических консилиумов | Педагог-психолог | Экспертное заключение специалистов ПМПк | Не регламентирована |
Методика проектирования индивидуального образовательного маршрута
Универсального рецепта создания ИОМ в настоящий момент нет. Способ построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, по моему мнению, должен характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении определенного времени, то есть носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, задав его направления, например, в первой младшей группе на все 5 лет дошкольного образования, поскольку сущность его построения, на мой взгляд, состоит именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.
Трудно отрицать факт, что в группе, как правило, есть дети, у которых по результатам диагностики выявляются сходные показатели развития тех или иных психических процессов, а так же одинаковые проблемы и особенности усвоения программного материала. Это означает, что, проектируя педагогический процесс, специалист, работающий с группой детей, может объединять их в соответствующие подгруппы, дифференцируя таким образом необходимую психолого-педагогическую помощь. Следовательно, можно говорить о вариативных образовательных маршрутах.
Условная дифференциация воспитанников на эти группы не отражает строго психологических критериев классификации детей. Она нужна лишь для того, чтобы помочь педагогу организовать дифференцированное обучение с учетом необходимой детям помощи и выбрать оптимальные формы и методы взаимодействия.
При необходимости на основании результатов, отраженных в индивидуальных картах развития, проектируется индивидуальный образовательный маршрут.
Структура индивидуального образовательного маршрутавключает следующие компоненты:
− целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы);
− содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в МБДОУ, в том числе программ дополнительного образования);
− технологический(определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка);
− диагностический(определение системы диагностического сопровождения);
− результативный(формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).