Консультация для педагогов "Тест-словарь по методике М.Даскаловой"
консультация на тему
презентация и текст к слайдам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
test-slovar_po_metodike_daskalovoy_f.pptx | 736.23 КБ |
daskalova.docx | 20.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Даскалова Фидана Георгиевна (род. В 1941 г. , с.Петрово, Болгария)
Цель теста: определение уровня развития словаря детей дошкольного возраста ; количественный и качественный состав словаря; понимание значения слова, степень его обобщенности; умение пользоваться выразительными средствами языка и употреблять их в связной речи.
Для проверки понятий значения слова детям предлагаются задания на определение - "Что такое…?" и "Что значит слово?" При диагностике используется специальный тест-словарь, состоящий из четырех субтестов для детей трех, четырех, пяти и шести лет.
В него включаются имена существительные двух типов - конкретные и абстрактные. Количество абстрактных слов увеличивается в тестах, предназначенных для детей более старшего возраста. Перечни слов составлены на основе данных о 1000 слов, наиболее часто употребляемых в активной речи детьми дошкольного возраста.
Для детей 3 лет: Дом Человек Солнце Мать Вода Птица Река Рука Окно Дерево Мясо Ветер Собака Голова Книга Женщина Дождь Пища Луна Жизнь
Для детей 4 лет: отец лошадь волосы сон удочка озеро сказка облако картина рыба кошка хлеб игра встреча работа камень огонь свобода краска сердце
Для детей 5 лет: Езда Врач Змея Фрукты Девочка Язык Стул Ухо Зуб Товарищ Смерть Деньги Удовлетворение Суп Любовь Мир Смех Боль Жара Голод
Для детей 6 лет: Яйцо Верёвка Вор Полицейский Время Битва Храбрость Богатство Надежда Успех Музыка Опасность Свадьба Знание Писатель Суд Правда Шум Середина Употребление
Обработка теста: Правильный ответ на каждый вопрос условно оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов для трехлетних детей - 20, четырехлетних - 40, пятилетних – 60, шестилетних - 80. При необходимости можно вычислить оценочный коэффициент через соотношение между количеством баллов и количеством всех заданных слов. Если оценочный коэффициент приближается к 1, это говорит и о богатстве словаря, и об успешности овладения понятийным значением –слов ( Даскалова Ф. Г. Методика на обучението по роден език в детската градина. - Пловдив, 1994. - С. 152-154.)
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Тест-словарь по методике Даскаловой (слайд 1)
Слайд 2
Даскалова Фидана Георгиевна (род. В 1941 г. , с.Петрово, Болгария), доктор наук, уже в 24 года была научным сотрудником в Белогородском университете, где она обучалась.
Автор многих методик и диагностик по развитию речи дошкольников, например существует Диагностика речевого развития детей 5 года жизни (Ф. Г. Даскалова) , там несколько тестовых заданий.
Слайд 3
Цель теста Даскаловой:
- определение уровня развития словаря детей дошкольного возраста ;
- количественный и качественный состав словаря;
- понимание значения слова, степень его обобщенности;
- умение пользоваться выразительными средствами языка и употреблять их в связной речи.
Слайд 4
- Для проверки понятий значения слова детям предлагаются задания на определение - "Что такое…?" и "Что значит слово?" При диагностике используется специальный тест-словарь, состоящий из четырех субтестов для детей трех, четырех, пяти и шести лет.
Слайд 5
- В него включаются имена существительные двух типов - конкретные и абстрактные. Количество абстрактных слов увеличивается в тестах, предназначенных для детей более старшего возраста. Перечни слов составлены на основе данных о 1000 слов, наиболее часто употребляемых в активной речи детьми дошкольного возраста.
Слайд 6
Дом, человек, солнце, мать, вода, птица, река, рука, окно, дерево, мясо, ветер, собака, голова, книга, женщина, дождь, пища, луна, жизнь.
Слайд 7
отец лошадь волосы
сон удочка озеро
сказка облако картина
рыба кошка хлеб
игра встреча работа
камень огонь свобода
краска сердце
Слайд 8
Езда, врач, змея, фрукты, девочка, язык, стул, ухо, зуб, товарищ, смерть, деньги, удовлетворение, суп, любовь, мир, смех, боль, жара, голод.
Слайд 9
Яйцо, верёвка, вор, полицейский, время, битва, храбрость, богатство, надежда, успех, музыка, опасность, свадьба, знание, писатель, суд, правда, шум, середина, употребление.
Слайд 10
Правильный ответ на каждый вопрос условно оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов для трехлетних детей - 20, четырехлетних - 40, пятилетних – 60, шестилетних - 80. При необходимости можно вычислить оценочный коэффициент через соотношение между количеством баллов и количеством всех заданных слов. Если оценочный коэффициент приближается к 1, это говорит и о богатстве словаря, и об успешности овладения понятийным значением –слов (Даскалова Ф. Г. Методика на обучението по роден език в детската градина. - Пловдив, 1994. - С. 152-154.)
Толкование значения слова вне контекста.
Ребенку предъявляют слова и задают вопрос «Что такое... ?» или «Что значит слово...?». Объяснение, которое дает ребенок, позволяет судить
о степени усвоения значения слова.
Критериями оценки являются обычно правильность, точ-
ность, полнота представлений ребенка о лексическом значении
слова, которые проявляются в детском толковании.
Возможны следующие способы толкования ребенком зна-
чения слова, которые свидетельствуют о той или иной степени
усвоения его значения:
• через отнесение к определенной категории (Стул – это
мебель);
• через отнесение к категории с указанием некоторых диф-
ференциальных признаков (Девочка – это такой человек маленький, у которой есть косички и юбочка);
• через функциональный признак (Удочкой ловят рыбу);
• через внешние признаки , описание его частей
(Картина – на ней есть рисунок и рамка ещё с ниточкой);
• через конкретизацию (кошка – это домашнее животное);
• с помощью синонима или антонима с приставкой не-
(верёвка- канат; шум – это когда не тихо);
• через включение в контекст (середина - дороги;
Зуб –болит);
• с помощью описания ситуации, иллюстрирующей значе-
ние слова (любовь – это когда мама и папа целуют друг друга и держат за руки)
);
• с помощью однокоренного слова (смех –смеяться);
• с помощью изменения формы слова (езда - ездят).
Тот или иной способ толкования демонстрирует, насколько
точно ребенок представляет себе значение слова, какие компо-
ненты значения осознает. Легче определяются ребенком значения конкретных существительных, В то же
время определение значения абстрактного существительного за-
трудняет и ученика средней школы: (удовлетворение, употребление, храбрость, успех).
Выполняя трудное для него задание (а истолкование се-
мантики слова даже для взрослого носителя языка – достаточ-
но трудная задача), ребенок может просто повторить слово или
отказаться объяснять его значение (Не могу объяснить; Знаю,
что такое, но объяснить не получится), ПРЕДЛОЖИТЬ взрослым объяснить что такое ЗНАНИЕ ( это когда я что-то знаю, а он нет), НАДЕЖДА ( это когда я что-то хочу и думаю, что мне купят), МИР ( когда никто не дерётся и не ссорятся),
но это еще не значит,
что слово вообще отсутствует в его лексиконе.
В случае отказа желательно
выяснить понимание значения слова с помощью другого при-
ема: попросить показать (на картинке, с помощью жестов) или
составить словосочетание, предложение, рассказать историю,
которая помогла бы понять, что значит слово.
Это можно использовать и потом в индивидуальной работе с детьми по обогащению и развитию словаря детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: «Использование рисуночных методик в качестве диагностики и профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов»
Предлагаемые рисуночные методики являются диагностическим, (позволяющие оценить физическое, моральное, эмоциональное состояние человека) и профилактическим материалом в работе по про...
Консультация для воспитателей по теме: "Методика организации и проведения прогулок" с использованием информационно-коммуникационных технологий и интерактивного оборудования
Консультация для воспитателей по теме "Методика организации и проведения прогулок" с использованием информационно-коммуникационных технологий и интерактивного оборудования....
Консультация для воспитателей:"ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИИ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ."
Физкультурные занятия — основная форма организованного об-учения детей физическим упражнениям в подготовительной к шко-ле группе....
Консультация для родителей на тему: "Методика организации чтения с детьми"
В данном материале даны практические рекомендации для родителей по организации чтения с детьми....
Консультация для воспитетелей на тему "Методика проведения рисования в разновозрастных группах детского сада"
Консультация для воспитателей поможет вспомнить или ознакомить педагогов дошкольных учреждений с методикой проведения ИЗОдеятельности....
Консультации для воспитателей. Организация и методика проведения прогулки в детском саду.
Воспитатель детского сада должен знать о прогулках всё, поскольку задача ДОУ охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, создавать благоприятные условия развития дошкольников. Одно и...
Консультация для воспитателей "Организация и методика проведения театрализованной деятельности в детском саду"
Цель: Для приобщения и развития артистизма, творчества, активности детей, помочь педагогам использовать разнообразные формы организации театрализованной деятельности, мет...