СТАТЬЯ "Система работы по эмоциональной отзывчивости детей"
статья по теме
У детей, имеющих ОНР, достаточно поздно формируется регулятивная функция речи, что ослабляет самоконтроль не только в учебной деятельности, но и в процессе общения. Импульсивность, неуравновешенность, усугубляемая невропатологией, ведет не только к частым детским конфликтам, но и, самое страшное, к тяжелым негативным переживаниям, обидам, агрессии, либо, напротив, к комплексам, связанным с неуверенностью в собственных силах и неспособностью построить продуктивное общение с окружающими.
В связи с этим моя деятельность в качестве педагога логопедической группы представляется мне в виде комплекса мер по поддержке, развитию и всесторонней коррекции развития ребенка в содружестве с психологом и логопедом.
Педагогический подход, направленный, прежде всего на личностное развитие детей с нарушениями речи, позволяет облегчить ребенку переход к новому социальному статусу школьника, часто ученика гимназии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Борисенко Ольга Анатольевна
Воспитатель
ГБДОУ детский сад № 6 Колпинского района Санкт-Петербурга
СТАТЬЯ
Система работы по эмоциональной отзывчивости детей
Известно, что дошкольное детство – важнейший этап в жизни ребенка, время закладки краеугольных камней в фундамент развивающейся личности. Принято считать, что детство – радостный и беззаботный период в жизни ребенка. Однако мои собственные наблюдения последних лет за детьми, имеющими диагноз общее недоразвитие речи и серьезный неврологический статус, показывает, что это не всегда так.
Даже исключив ситуации детей из неблагополучных семей, можно сказать о том, что эмоциональный фон, на котором протекает развитие детей, далеко не всегда благополучный.
У детей, имеющих ОНР, достаточно поздно формируется регулятивная функция речи, что ослабляет самоконтроль не только в учебной деятельности, но и в процессе общения. Импульсивность, неуравновешенность, усугубляемая невропатологией, ведет не только к частым детским конфликтам, но и, самое страшное, к тяжелым негативным переживаниям, обидам, агрессии, либо, напротив, к комплексам, связанным с неуверенностью в собственных силах и неспособностью построить продуктивное общение с окружающими.
В связи с этим моя деятельность в качестве педагога логопедической группы представляется мне в виде комплекса мер по поддержке, развитию и всесторонней коррекции развития ребенка в содружестве с психологом и логопедом.
Педагогический подход, направленный, прежде всего на личностное развитие детей с нарушениями речи, позволяет облегчить ребенку переход к новому социальному статусу школьника, часто ученика гимназии.
Государственная Концепция содержания непрерывного образования описывает социальный портрет ребенка накануне поступления в школу. В частности в Концепции говориться, что «…характерной чертой старшего дошкольника является устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру». Неуравновешенность, некоторая импульсивность, часто обусловленная неврологическим статусом, недостаточное развитие речи и задержка формирования таких функций, как познавательная, регулирующая, является частой причиной отрицательного эмоционального фона одних детей и негативных тенденций в развитии личности, связанных и излишней конфликтностью других.
Одним из психолого-педагогических подходов к формированию доверия и открытости миру, развитию уверенности в себе, является направление, связанное с развитием представлений о собственных чувствах и эмоциях и постепенным становлении эмпатийности ребенка.
Выбор мною данного пути педагогической работы позволяет комплексно решить ряд воспитательных и коррекционных задач, а именно: развитие и коррекцию речи детей, развитие эмоциональной отзывчивости и коммуникативных навыков, развитие чувства уверенности в себе.
Анализ современных практических материалов работы таких специалистов, как Г.Н. Жучкова, О.С. Леференко, С.И. Семенака и др., позволил составить мне систему работы по развитию эмоциональной отзывчивости и коррекции речевого развития детей с ОНР.
Целью последовательно реализуемых приемов работы стало развитие эмпатии у детей, развитие коммуникативных навыков, а также развитие регулятивной и познавательной функций речи.
Задачи работы
На I этапе:
- Проведение диагностики уровня развития сопереживания (с использованием примера сказки)
- Привлечение внимания детей к миру эмоций
- Обучение распознаванию и различению эмоций
- Обогащение и расширение словаря детей
- Пополнение предметно-развивающей среды играми, пособиями по знакомству детей с внешними проявлениями эмоций в различных образовательных центрах (экологическом, речевом, изобразительном и др.)
На II этапе:
- Обогащение литературного опыта детей
- Развитие способности устанавливать внутренний, скрытый смысл взаимоотношений героев рассказов и сказок.
- Развитие способности сопереживать и сочувствовать литературным героям, анализировать их эмоциональное состояние.
- Обогащение эмоционального опыта детей посредством театрализованной деятельности.
- Развитие сложных форм речи: доказательства, повествования, а также становление познавательной функции речи.
- Привлечение внимания родителей к миру переживаний собственного ребенка.
- Расширение зоны театрализованной деятельности.
На III этапе:
- Создание педагогических условий для использования детьми опыта сопереживания литературным героям в ситуациях реальной жизни.
- Развитие регулятивной и коммуникативной функций речи.
- Совместное с родителями наблюдение за значимыми для ребенка переживаниями и их обсуждение.
Предполагаемый результат работы в соответствии с Концепцией содержания непрерывного образования будет заключаться в доброжелательном внимании детей к окружающим, отзывчивость к переживаниям другого человека, а также повышение качества коррекционной работы на уровне развития словаря и связной речи.
Планирование работы осуществляется во всех трех блоках организации детской деятельности: в блоке организованной, совместной, самостоятельной деятельности во всех образовательных областях.
Приоритет отдается работе в совместной и самостоятельной деятельности.
Длительность течения каждого этапа индивидуализирована особенностям личности каждого ребенка, поэтому в плане работы на месяц могут быть включены игры и приемы смежных этапов с учетом индивидуальных темпов развития детей.
Методы и приемы работы:
- Развивающие игры
- Эмоционально-образные этюды
- Психогимнастика
- Чтение, обсуждение
- Беседы нравственно-этического содержания
- Сочинение загадок, рассказов, сказок
- Театрализованные игры, драматизация
- Изобразительная деятельность, ручной труд
- Целевые и нецелевые проблемные ситуации
Содержание работы
I этап
На первом этапе работа с детьми была направлена на формирование понимания и осознания различных эмоциональных состояний и форм их внешнего выражения в жестах, мимике, позах.
Для этого была осуществлена подборка разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие эмоциональной сферы, а также на расширение и обогащение словаря детей.
Методические приемы и материалы:
- Проведение диагностики по методике А.Д. Кошелевой «Эмоциональное развитие дошкольника», 1985 г.
- Картотека игр по разделам:
- Психогимнастические упражнения, этюды, направленные на развитие эмоций («Баба-яга» - на выражение гнева; «Гадкий утенок» - печаль, презрение; «Сравни героев сказки», «Лица», «Школа улыбок» и т.д.)
- Игры, направленные на обогащение лексикона детей, словами характеризующими поведение человека («Скажи наоборот» и т.д.)
- Упражнения на развитие умений различать и понимать внутреннее содержание эмоций («Фотография», «Встреча эмоций»)
- «Веера» с пиктограммами (с использованием опыта работы О.С. Лиференко).
«Кубик эмоций» - для различения и осознания возможной смены настроения и умения передавать эмоциональное состояние в речи.
- Игра «Притворщик» - для реализации возможности детей самостоятельно придумывать и составлять портреты людей с разным настроением, а также актуализации в речи личного опыта пережитых эмоций.
- «Добрый злой клоун» и «Кубик жестов» - направлены на различение эмоций и на умение соотносить эмоции, выраженные мимикой, с эмоциями, передаваемыми движением тела. Развитие пантомимике у детей способствовало придумыванию загадок об эмоциональных состояниях, выраженных позой, мимикой («Отгадай, что я делаю», «Что мы делаем, не скажем» и др.)
- Настольные игры: «Зоопарк настроения», «Встреча эмоций», «Театр настроения», «Сказочное лото». Игры помогали детям дифференцировать эмоциональные состояния сказочных героев, расширять диапазон понимаемых и переживаемых эмоциональных состояний в речи.
- В совместной деятельности с детьми и родителями было положено начало изданию альбомов под общим названием «Энциклопедия эмоций». На страницах альбомов дети могли изобразить разные эмоциональные состояния сказочных героев. Поделиться своими высказываниями о том, что их больше радует, когда им бывает грустно и почему, чему они удивляются и т.д. Основной задачей этих альбомов была актуализация соотнесения личного и литературного опыта детей и развитие способности сравнивать с помощью речи свои переживания и переживания героев сказок.
- Подбор и чтение произведений художественной литературы. Для осознания переживания литературных героев и определения их эмоциональных состояний, использовался прием – «прерванное чтение», позволяющий детям глубже дифференцировать состояние героев и отразить в речи свое отношение к ним. Например, разыгрывались ситуации, в которых действенная помощь героям заключалась в участии детей в продуктивной деятельности (Хаврошечке помочь «наткать» цветного полотна, т.е. нарисовать полотно с помощью красок или выполнить изонитью)
Таким образом, результатом I этапа работы стало расширение диапазона понимаемых и переживаемых эмоций. Появились предпосылки адекватной оценки нравственно-эмоционального содержания поступков героев. В повседневной деятельности дети стали чаще обращать внимание на проявления эмоционального состояния друг друга и пытаться объяснить причины, вызвавшие ту или иную эмоцию.
II этап
Основная задача второго этапа состояла в развитии у детей способности сопереживать и сочувствовать, а также в обогащении эмоционального опыта детей в театрализованной деятельности.
Методические приемы и материалы:
- Картотека игр – сказок (рекомендуемых Г.Н. Жучковой) с элементами драматизации. Исполнение ролей детьми. Передача настроения героев помогала детям понять внутренний смысл отношения героев.
- В процессе обсуждения художественного произведения использовался прием: «Напиши письмо сказочному персонажу» с целью формирования у детей умения активно выражать сострадание.
- Расширение содержания работы в «Энциклопедиях эмоций» с помощью бесед – обсуждений на тему: «Доброе слово творит чудеса», «Что можно сказать, чтобы вернуть хорошее настроение». Работа в альбомах «Где живут «Радость», «Горе», «Злость»», привлечение в работу с альбомами личного эмпатийного опыта родителей.
- Изменение сюжета сказки, влияние на ход событий с помощью приема «Волшебное зеркало», «Волшебный фонарик». Обогащение эмоционально-коммуникативного опыта детей.
- Повторное проведение диагностического исследования с целью выявления уровня проявления сопереживания у детей.
Результатом II этапа работы стала актуализация эмпатийных процессов понимания детьми в некоторых случаях мотивов поступков героев, влияющее на появление эмоционального отношения.
Участие у играх-драматизациях способствовало более полной индетификации с героем на фоне пережитого и выражению сочувствия.
Так же у некоторых детей проявилось стремление оказать действенную помощь персонажу, которая выражалась в написании писем, подборе слов, в преобразовании сюжета.
III этап
Основным направлением работы III этапа стала отработка полученного детьми опыта осознания связи между внешними проявлениями эмоций и их внутренним содержанием, а так же использование полученного опыта сопереживания героям литературных произведений в ситуациях повседневной жизни.
Методические приемы и материалы:
- Использование проблемных ситуаций. Накопление банка нецелевых проблемных ситуаций для актуализации эмпатийного опыта ребенка в повседневной жизни.
- Создание книги детских рассказов на основе пережитых детьми эмоционально-ярких событий (книга создавалась с участием родителей).
- Создание дидактического пособия «Правила поведения в группе» в виде набора иллюстраций к рассказам и сказкам. Основой для подбора картинок, иллюстрирующих правила поведения стали наиболее частые конфликтные ситуации, возникающие к группе, предложенные детьми. При составлении правил учитывались индивидуальные особенности характера отдельных детей.
Результатом работы III этапа стало перенесение некоторыми детьми эмоционального отношения к литературным героям в реальные ситуации. Основная часть детей усвоили правила общения в группе, что сделало их поведение более осознанным и произвольным.
Итог реализации системы предполагает совершенствование коммуникативных навыков детей через развитие эмпатии, совершенствование коммуникативной, познавательной, регулирующей функции речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОЙ ОПЫТ РАБОТЫ. Тема: «Эмоциональная отзывчивость старших дошкольников через развитие средствами музыкального фольклора».
"Дошкольное детство – период развития человека, в течение которого происходит первоначальное ознакомление с ценностями и нормами общей культуры, обретение ребенком своего «Я», формируется активность в...
ОПЫТ РАБОТЫ "РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕГРАТИВНОГО КАЧЕСТВА "ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОТЗЫВЧИВЫЙ"...
Презентация "Опыт работы "Формирование эмоциональной отзывчивости дошкольников в театрализованной деятельности"
Вы познакомитесь с целями, задачами, схемами построения НОД, правилами распределения ролей, оборудованием театральных зон....
"Работа с бумагой как средство воспитания эмоциональной отзывчивости детей с аутизмом."
В статье представленны рекомендации по работе с бумагой как средством воспитания эмоциональной отзывчивости у детей с аутизмом....
Работа с бумагой как средство воспитание эмоциональной отзывчивости детей с аутизмом.
Работа с бумагой как средство воспитание эмоциональной отзывчивости детей с аутизмом....
Выступление на методическом объединении музыкальных руководителей. Обобщение опыта работы: «Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку детей дошкольного возраста»
Особое место в повышении уровня нравственной и эстетической культуры подрастающего поколения принадлежит музыке, которая, активно воздействуя на сознание человека и его эмоциональную сферу, явля...
План по самообразованию педагога Тема: «Игровая деятельность, как средство развития эмоциональной сферы и формирования эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста»
План по самообразованию педагогаТема:«Игровая деятельность, как средство развития эмоциональной сферы и формирования эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста»...
- Мне нравится (1)