«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОШКОЛЬНОЙ ИГРЫ»
учебно-методический материал на тему
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста- игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память и воображение, дисциплинннированность и ловкость. Игра доставляет детям радость, вызывает разнообразные чувства и переживания, является интересной и доступной для ребенка формой познания и творческого воображения впечатлений об окружающей действительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologicheskie_osnovy_doshkolnoy_igry.pptx | 2.82 МБ |
seminar.docx | 40.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игра Психические процессы Волевая регуляция поведения Развитие речи Умственная деятельность В оображение Л ичность Учебная деятельность
Влияние игры на личность ребенка -приобретаются навыки взаимодейств ия с другими детьми, - формируется умение договариваться и объединяться для осуществления общих игровых замыслов, считаться с интересами своих партнеров по игре.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов . Развивается произвольное внимание, произвольная память и воображение.
И гра и развитие речи Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.
Учебная деятельность В игре у ребенка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать в учебе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми.
-Игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели помогает воспитывать целенаправленность. игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения. - Игра ведет к развитию рефлексии
Игра является ведущей деятельностью дошкольника, и именно в ней должны формироваться важнейшие новообразования. Необходимо обращать внимание на творческий характер игры, ее содействие развитию воображения, мышлению, речи ребенка.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 91»
Методические рекомендации воспитателям
«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОШКОЛЬНОЙ ИГРЫ»
Подготовила:
Педагог-психолог
МБДОУ«ЦРР - д/с №91»
Сахабиева Лейсан Гумеровна
г.Нижнекамск,2014г.
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста- игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память и воображение, дисциплинннированность и ловкость. Игра доставляет детям радость, вызывает разнообразные чувства и переживания, является интересной и доступной для ребенка формой познания и творческого воображения впечатлений об окружающей действительности. Слайд 3. Влияние игры на личность ребенка. Дети дошкольного возраста приобретают в игре первые навыки общественного поведения. Через игру ребенок знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, приобретаются навыки взаимодействия с другими детьми, вступления с ними в различные отношения, умение договариваться и объединяться для осуществления общих игровых замыслов, считаться с интересами своих партнеров по игре.
В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать поступки своих товарищей и свои собственные.
Слайд 4. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях занятий. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.
Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления в жизни с личным опытом. В игровой деятельности ребенок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу развития воображения. В играх детей старшего дошкольного возраста уже не обязательны предметы-заместители, так же как не обязательны и многие игровые действия. Дети научаются отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении.
Слайд 5. Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Если ребенок не в состоянии внятно высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать товарищей по игре, он будет в тягость им. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.
Слайд 6. В игре у ребенка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать в учебе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми. Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться, играя - он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями. У него складывается желание и первоначальное умение учиться.
В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это необходимо будущему первокласснику.
В игре происходят существенные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности. Все это делает игру незаменимым средством воспитания и формой организации жизни и деятельности детей.
Слайд 7. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели помогает воспитывать целенаправленность. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.
Игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события в жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для них более понятным.
Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления. Рефлексия - это способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. Рефлексия способствует адекватному поведению человека в мире людей.
Игра ведет к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Так, играя в больницу, ребенок плачет и страдает, как пациент, и доволен собой как хорошо исполняющий роль. Двойная позиция играющего — исполнитель и контролер - развивает способность соотносить свое поведение с поведением некоего образца. В ролевой игре возникают предпосылки к рефлексии как чисто человеческой способности осмысливать свои собственные действия, предвидя реакцию других людей.
В игре формируются моральные качества: ответственность перед коллективом, чувства дружбы, согласование действий при достижении цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы.
Слайд 8. Итак, игра является ведущей деятельностью дошкольника, и именно в ней должны формироваться важнейшие новообразования. Необходимо обращать внимание на творческий характер игры, ее содействие развитию воображения, мышлению, речи ребенка. Можно также говорить о том, что игра является действенной формой самопомощи ребенка. В ней он может проигрывать беспокоящие его фантазии, ситуации, переживания, в том числе трудности во взаимопонимании с родными. А наблюдая за игрой, можно многое сказать об уровне развития ребенка в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Психологические основы детской игры"
Игра является основным видом деятельности ребёнка. В чём заключаются психологические основы? Рассмотрим этот вопрос в консультации....
Психологическая основа дошкольной игры.
Значение игры в дошкольном возрасте....
Психологические основы дошкольной игры
Психологические основы дошкольной игры...
Психологические основы дошкольной игры
Слайд 1Игра ‑ это жизнь ребёнка, его существование, источник развития моральных качеств личности, его развитие в целом.Слайд 2В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности, но не потому,...
Психологические основы дошкольной игры
Игра как основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Дети дошкольного возраста приобретают в игре первые навыки общественного поведения, умение взаимодействовать с другими детьми, до...
Психологические основы дошкольной игры
Презентация для педагогов ДОУ....