Тема: Регулируемые перекрестки. Светофор.
Цель. Создать условия для закрепления знаний учащихся о светофорах и их сигналах.
Задачи: • Повторить и закрепить знания о светофорах и их сигналах, познакомить с видами светофоров. • Создать условия для развития у учащихся приемов логического мышления; устной речи; воображения и мелкой моторики руки; обогащения словарного запаса обучающихся и расширения детского кругозора. • Довести до сознания детей важность сигналов светофора
Оборудование: тетради «Школа пешеходных наук», мультимедийная презентация «О светофорах»; компьютер, проектор и экран (либо интерактивная доска).
Ход проведения
1. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы и цели занятия. – Какие правила перехода дороги вы знаете? – Что такое светофор? /Техническое устройство, регулирующее движение транспорта и пешеходов./ • Что вы знаете о сигналах светофора? Как расположены сигналы светофора? /Вертикально, т.е. сверху вниз./ – Какой сигнал светофора расположен вверху? Что он обозначает? – Какой сигнал светофора расположен в середине? Что он обозначает? – Какой сигнал светофора расположен внизу? Что он обозначает? – Почему нужна такая строгая последовательность? – Оказывается, есть люди, которые различают сигналы светофора не по цвету, а только по их расположению и свечению. Это – дальтоники, люди с цветовой слепотой, которые видят все по-другому. Для таких людей и определено каждому цвету свое место. - Сегодня мы с вами узнаем, какие бывают светофоры и повторим его сигналы. 2. Работа по теме урока. ( в ходе рассказа учитель демонстрирует презентацию) Для регулирования дорожного движения на перекрестках улиц устанавливают светофоры Первый светофор появился в 1868 г. в Лондоне перед зданием парламента. Назывался он «семафор» и имел только два световых сигнала: зеленый и красный, желтого сигнала не было. Светофор был похож на часы с круглым циферблатом, разделенным на секторы красного, желтого и зеленого цветов. На циферблате устанавливалась стрелка, которую регулировщик поворачивал вручную. Если стрелка попадала на красный цвет, то движение запрещалось, на желтый - надо было подождать, а зеленый цвет означал, что путь свободен. Позже появились электрические светофоры, которые действуют и сейчас, хотя внешне они изменились. Современный светофор - это устройство, которое своими световыми сигналами разрешает или запрещает движение транспорта и пешеходов . Они знакомы всем нам. Светофоры имеют три световых сигнала – красный, желтый, зеленый. Каждый сигнал светофора горит около минуты. А желтый – ещё меньше. Светофоры бывают разные – односторонние, двух-, трех-, четырехсторонние. Перекрестки улиц с установленными на них светофорами считаются регулируемыми перекрестками. Светофоры устанавливаются с правой стороны проезда у границы перекрестка или подвешиваются на тросах над центром перекрестка или проезда. На таких перекрестках и пешеходы и водители обязаны подчиняться световым сигналам светофоров, это помогает безопасно перейти улицу. Переходить улицу следует только по зеленому сигналу светофора. Строгое исполнение требований светофоров должно стать постоянной привычкой. Самое широкое распространение получили трехсекционные светофоры. Во всех странах мира применяются вертикальные светофоры. Для регулирования движения пешеходов применяются светофоры двухцветной сигнализации, имеющие вверху красный, внизу зеленый сигналы с нанесенными на них силуэтами пешехода. Только ли светофоры могут регулировать движение транспортных средств и пешеходов Правила перехода на регулируемом перекрестке 1. Остановись на краю тротуара, (не наступая на поребрик), чтобы внимательно осмотреть проезжую часть. 2. Дождись зеленого сигнала светофора. 3. Убедись, что все транспортные средства слева и справа остановились и пропускают пешеходов. 4. Обрати внимание на поворачивающий транспорт. 5. Переходи под прямым углом к тротуару, а не наискосок. 6. Если при подходе к середине проезжей части загорелся желтый сигнал, остановись. Стоять на середине проезжей части надо, не делая шагов ни вперед, ни назад. Следи за проезжающими транспортными средствами справа и слева. 7. Заканчивай переход, только убедившись, что снова горит зеленый сигнал, и транспортные средства справа стоят. 8. Если желтый сигнал загорелся на второй половине пути, то надо закончить переход, внимательно наблюдая за транспортными средствами справа.. 3. Практическая работа. Чтобы лучше запомнить правила дорожного движения, мы сейчас потренируемся переходить дорогу, для этого разделимся на группы. В каждой группе три ученика будут в роли транспорта, а остальные в роли пешеходов. Транспорт постоянно находится в движении, а пешеходы должны перейти улицу, не нарушая правил дорожного движения. Задания группам: 1 гр. Переход дороги, где нет светофора. 2 гр. Переход дороги по светофору. 3 гр. Переход дороги, где нет светофора 4 гр. Переход дороги, по светофору. Во время проверки задания в каждой группе отмечается как соблюдение правил дорожного движения, так и их нарушения. 4. Работа в тетрадях. У детей в тетради карточки с заданиями 5. Итог урока. Вопросы для закрепления • Как расположены сигналы в светофоре и почему? • Какие светофоры используются для регулирования движения только пешеходов? Что на них изображено? • Сколько приблизительно по времени горит каждый сигнал светофора? • Почему нельзя переходить улицу на красный сигнал светофора? • Каким считается перекресток. Если на нем установлен светофор? • Что нового узнали на уроке?
|