Экологическое воспитание
статья на тему
Экологическое воспитание дошкольника в семье.
Задача. Помочь родителям осуществить экологическое воспитание детей в дошкольном и в школьном возрасте: воспитание чувства любви к природе, умения ею наслаждаться, знать нормы и правила поведения в природе ради блага всего живого на земле.
Воспитание правильного отношения детей к природе начинается в семье. В условиях семьи имеет значение атмосфера “направленности” на природу: интерес взрослых к растениям и животным, к трудовым действиям касающихся мира природы, увлечение комнатными растениями, животными в доме, работа на приусадебном участке.
И если взрослые способны воспринимать и глубоко чувствовать красоту природы, умеют бережно относиться к растениям и животным, они воспитают это чувство и у своих детей.
Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида №93
Красногвардейского района города Санкт-Петербурга.
Воспитатель Смолова Любовь Андреевна.
Экологическое воспитание дошкольника в семье.
Задача. Помочь родителям осуществить экологическое воспитание детей в дошкольном и в школьном возрасте: воспитание чувства любви к природе, умения ею наслаждаться, знать нормы и правила поведения в природе ради блага всего живого на земле.
Воспитание правильного отношения детей к природе начинается в семье. В условиях семьи имеет значение атмосфера “направленности” на природу: интерес взрослых к растениям и животным, к трудовым действиям касающихся мира природы, увлечение комнатными растениями, животными в доме, работа на приусадебном участке.
И если взрослые способны воспринимать и глубоко чувствовать красоту природы, умеют бережно относиться к растениям и животным, они воспитают это чувство и у своих детей.
Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание.
Какими вырастут дети, зависит от взрослых. А взрослые должны научить своих детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и умножать её богатство.
С чего начинать экологическое воспитание детей? Специально отводить время не надо. По дороге в детский сад замечайте и обращайте внимание ребёнка на всё: как встаёт солнышко, как блестят капельки росы на траве газона, как щебечут птицы. Если находитесь на даче, разбудите ребёнка пораньше, пусть босиком побегает по росе, умоется чистой водой, сам сорвёт ягоду и съест её. Попросите понюхать воздух, цветы, травы и почувствовать их целебный аромат. Задержитесь у клумбы с цветами, пусть ребёнок с вашей помощью полюбуется разноцветием растений и увидит, как постепенно раскрываются бутоны и поворачивают свои головки к солнышку под пение птиц, как кружат над ними пчёлы, бабочки. И пусть дочь или сын узнают, какова польза от этих насекомых. Обязательно напомните им, что природа каждый день помогает расти, набираться сил, не болеть.
Общение с природой можно начинать и с прогулок, которые совершают родители со своим ребёнком. Прогулка – наблюдение за живой и не живой природой в разное время года. И самое лучшее место для этого парк или сквер. Ребёнок узнает от взрослых, что деревья, кустарники, цветы, посадили люди, чтобы парки, сады, скверы были украшением города, чтобы люди могли отдыхать, дышать чистым воздухом, любоваться красотой цветов и деревьев.
Следует обратить внимание на погоду, небо, солнце, воздух, осадки, если они есть, и объяснить, что без них нет жизни на планете. Можно рассказать о пути солнца в течение года, о значимости чистого прозрачного воздуха и насыщенного влагой (туман), о цвете неба в разные времена года, о ветре холодном и тёплом, о почве сухой и влажной, об их взаимосвязи.
На улице весна. Вместе с ребёнком полюбуйтесь красотой весеннего парка, сквера, первых цветов, свежестью молодой травы, яркостью солнечного освещения, щебетанием птиц; насладитесь ароматом воздуха. Рассмотрите, как оживает природа: набухают почки, появляются листья, меняется их цвет. Объясните, как и почему начинает пробуждаться природа, какова от этого польза человеку и всему живому. Необходимо познакомить с весенними цветущими растениями леса и объяснить, что рвать их нельзя, так как быстро увянут и не будут радовать людей, а пчёлы не смогут собирать нектар и превращать его в мёд.
Весной можно привлечь детей к посадке на даче кустиков, цветов и ухаживанию за ними.
Летом и осенью обязательно рассмотрите с детьми листья на деревьях. Обратите внимание, что поверхность листа разных деревьев разная. Например, у дуба лист гладкий, но твёрдый, у берёзы – шершавый. Объясните, как устроено дерево, какую пользу приносит человеку, животным, птицам. И что их листья нужны не только на стволе, но зимой и осенью на земле.
Можно организовать игры: “Узнай дерево по листьям”, “Чьи это детки?”, “Какое самое красивое дерево и почему?”, “У какого дерева шершавая кора?”, “Угадай по описанию” и другие.
Осенью во время прогулки спросите у ребёнка, что изменилось в парке, сквере и обратите его внимание на красоту золотой осени, на необыкновенный наряд деревьев. Попросите сравнить сосну, ель, лиственное дерево, понаблюдать за листопадом.
Можно собрать листья для букета или гербария, семена и плоды для поделок. Рассмотрите, объясните, как из семечка вырастает дерево, сколько труда вкладывает человек, чтобы появились парк, сквер. Дома помогите ребёнку сделать поделку.
В осенний период во время сбора урожая на даче привлеките ребёнка к посильной помощи. Пусть он осознает, какое богатство подарила им природа с помощью труда человека.
Зимой тоже можно сделать прогулки полезными, интересными, экологически обучаемыми. Необходимо напомнить детям, что зимой надо ещё больше беречь деревья, ведь ветки быстро ломаются. А птиц – докторов деревьев – надо подкармливать.
Во время прогулок в любое время года не забывайте рассказывать о жизни животных, птиц, насекомых, подчёркивайте, что люди охраняют их.
После прогулки желательно посмотреть, если есть в наличии репродукции картин художников. Они помогут понять красоту “Русской зимы”, “Конца зимы” К. Ф. Юона, начало весны в картинах “Март” И. И. Левитана, “Мартовское солнце” К. Ф. Юнона, “Грачи прилетели” А. К. Саврасова, “Осень золотая” И. И. Левитана, увидеть красоту летнего пейзажа на картинах “Рожь” И. И. Шишкина, “Берёзовая роща” И. И. Левитана.
А сколько интересного узнает ребёнок из передач Ивана Затевахина о животных и различных телевизионных каналов о природе.
Ранней весной начинается нашествие детей на ранние цветы. Никакие запреты, доводы не помогают. Дети должны понять, что все растения – живой мир. Поэтому ещё до появления весенней растительности необходимо провести эксперимент.
В баночке с водой поместите лук, поставьте на подоконник, а одну в тёмное место. Доверьте ребёнку доливать воду по мере её уменьшения в объёме. Вместе с ним наблюдайте за изменениями и зарисовывайте происходящий процесс. Когда луковичные перья прорастут, на одной луковице аккуратно срежьте их и дайте ребёнку съесть, объяснив, что в луке много витаминов и средств уничтожающих микробы в организме человека. Но луковицу не выбрасывайте.
Через несколько дней обратите внимание ребёнка на другую луковицу, в банку которой не добавляли воду. Её пёрышки завяли, сок исчез, корни стали коричневыми. В третьей банке ростки лука были не зелёные, а белые. Спросите у ребёнка, как он может охарактеризовать три процесса происходящие с луком, что необходимо для роста любого растения и почему после среза побегов лука они больше не растут. И подскажите ребёнку, что самое важное питание для растений почва, свет, тепло и вода, если ребёнок не может самостоятельно ответить на вопросы.
Можно провести ещё один эксперимент. Во время прогулки пускай ребёнок сам подберёт кем-то сломанную ветку и поставит её дома в воду, ежедневно наблюдая за ней. Необходимо объяснить, что таким образом можно продлить жизнь деревцу на определённое время. Когда ребёнок начнёт огорчаться, что листья на веточки начинают вянуть, опадать, необходимо подвести его к выводу: ветки – детки дерева были сломаны, погибли, хотя за ними ухаживали, поили водой, ставили к свету и теплу. Вывод отсюда: нельзя ломать деревья, рвать цветы, топтать траву на газонах.
Задача взрослых вызвать интерес у детей к таинственному миру комнатной флоры, раскрыть тайну жизни и красоту декоративных растений: форму листьев, стеблей, богатство цветовых оттенков, рисунков на листьях. Необходимо научить наблюдать за растениями, чтобы ребёнок понял, что жизнь растения зависит от тепла света, хорошей почвы, её подкормки, чистоты, влаги и пересадке.
Для этого надо заранее купить маленькую лейку и показать действие с водой: Носик лейки опустить к самой земле, налить столько, чтобы смочилась земля и появилась вода в поддоне. А после задать вопрос: “а зачем мы поливали?”. После размышлений ребёнка объяснить доходчиво, что растения живые, они пьют воду, растут. Следует обратить внимание детей и на период цветения растений, чтобы научить замечать их красоту.
Рассматривать цветущее растение необходимо каждые 3-4 дня, чтобы ребёнок самостоятельно заметил изменения и понял, что оно живое. Надо дать пощупать землю в разных горшках для определения влажности. Следует привлечь и к подкормке растения, объяснив, для чего это делается. Подвести к выводу, что цветы украшают не только растение, но и подоконник, всю комнату, что растение живое существо, состояние которого зависит от заботы человека.
Животные в доме – фактор воспитания малышей, если это происходит под контролем. Например. Вместе с ребёнком можно купить аквариум, предложить наполнить его водой, после – доверить мыть камушки, сажать растения, кормить рыб.
Чтобы не пропал интерес, необходимо постепенно выдвигать новые задачи: какое у них тело, что на голове, как плавают, сколько плавников, как отдыхают, как дышат, как размножаются, как развиваются растения в воде и т. д.
Хорошо приживаются в домашних условиях канарейки, попугаи. Они требуют бережного отношения. Ребёнок сначала наблюдает за действиями взрослых, учиться ухаживать. Потом моет кормушку, поилку, наливает чистую воду, кладёт еду. Взрослые должны научить дошкольника видеть красоту птички (стройное тело, окрас перьев, полёт, щебетание, сон, реагирование на свет звук).
Не редко заводят черепах, хомяков. Взрослые должны научить своё чадо приёмам поддержания частоты и порядка поддержания в помещениях животных, выносить на прогулку, кормить, выращивать зелень для них в зимнее время, следить за частотой самих животных.
Особую нежность проявляют дети к собаке и кошке. Задача взрослых научить ребёнка правильному общению с животными: Мягкости, не назойливому умению считаться с желаниями четвероногих, чувствовать их состояние, умение себя сдерживать. Необходимо приобщить ребёнка к трудовым действиям по уходу за животными.
Если домашние условия не позволяют иметь птиц, животных, это можно компенсировать в природных условиях. В зимнее время – подкормка птиц, белок, изготовление кормушек. Главное – заинтересовать ребёнка и помочь ему в регулярном сборе корма и выкладывание в кормушку.
Дошкольнику можно выделить на общем огороде небольшую грядку, на которой он будет выращивать разные овощи, цветы под руководством взрослых. Это поможет ему увидеть, как по-разному они растут и созревают. За время наблюдения и ухода за ними поймёт, что надо трудиться, чтобы получить результат.
Чувство любви ребёнка к природе можно воспитать, если начать знакомить его с её тайнами, вместе с ним разгадывать их, постоянно показывать ему интересное в жизни растений, животных, учить наслаждаться природой. Ребёнок, заинтересовавшейся природой, полюбит её, захочет узнать о ней больше, никогда не будет безумно рвать цветы, ломать деревья, разорять гнёзда, обижать животных, он будет стараться охранять её, а когда станет взрослым, зная законы природы, преобразует её в лучшую сторону.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его содержание в большей степени зависит от природных условий территории, на которой расположено дошкольно
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его соде...
Анкета для родителей "Экологическое воспитание детей"(В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Вопросы для родителей с целью выявления их мнения по поводу экологического воспитания...
Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...
СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...
Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.
Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...
Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Тема мастер-класса: «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...
Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...