ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ДОМУ
методическая разработка (старшая группа) на тему
Обобщение опыта работы по организации индивидуального обучения детей-инвалидов дошкольного возраста с ДЦП на дому специалистами дошкольного учреждения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ДОМУ
На основе нормативных документов, в соответствии с Законом Ульяновской области от 06.05.2006 № 52-ЗО «Об образовании», письмом Министерства образования Ульяновской области от 08.08.2011 № 04.02./6757 «Об организации дошкольного образования детей-инвалидов индивидуально на дому, приказа Министерства образования от 18.08.2011 № 37 «Об утверждении Порядка организации воспитания и обучения детей-инвалидов дошкольного возраста по индивидуальным программам на дому муниципальными образовательными учреждениями, реализующими основную общеобразовательную программу дошкольного образования», на основании поданных заявлений, документов в отдел дошкольного образования Управления образования Администрации города Димитровграда в наш детский сад поступил ребенок-инвалид 5 лет. У девочки ДЦП, диплегическая форма.
В связи с этим была создана в ДОУ рабочая группа из педагогов, специалистов ПМПконсилиума. Определена тема работы «Воспитание и обучение детей-инвалидов на дому». Объектом работы был определен реальный воспитательно-образовательный, коррекционно-реабилитационный процесс и условия эффективности коррекционно-реабилитационной деятельности детей-инвалидов на дому.
Рабочая группа определила цель работы: разработка и реализация модели ДОУ, обеспечивающей коррекцию имеющихся дефектов, укрепление психофизического здоровья и гармоничного развития детей-инвалидов.
В соответствии с целью перед специалистами встали задачи:
1. Организовать коррекционные мероприятия с детьми-инвалидами, создавая условия для развития личности ребенка.
2. Отработать модели взаимодействия при нахождения детей- - инвалидов на дому.
Работа группы проводилась в 3 этапа.
I этап диагностический – создание условий для проведения работы.
Главной целью данного этапа стало выявление проблемы и обоснование ее актуальности.
В процессе работы были изучены нормативные и программно–методические документы, психолого–педагогическая литература, проведен анализ социокультурной ситуации и образовательного процесса. Было изучено много методической и специализированной литературы по работе с детьми с ДЦП.
Изучены и проанализированы специальные коррекционные программы и пособия:
- Программа воспитания и обучения детей с церебральным параличом дошкольного возраста (I, II, III годы обучения) под ред. Симоновой Н.В. Москва. 1994г.
- Данилова Л.А.,. Стока К, Казицына Г.Н. Особенности логопедической работы при
детском церебральном параличе. С-Пб 2000г.
- Шипицына Л.М., Мамайчук М.М.
Детский церебральный паралич. Москва: Институт общегуманитарных исследований 2001.
4. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушением опорно – двигательного аппарата. Москва 2001.
4. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Москва. 1993г.
5. Нищева Н.В. Организация коррекционно – развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. С-Пб., «Детство - Пресс», 2004г.
Хорошим подспорьем оказались методические рекомендации из пособия: «Детский церебральный паралич. Дошкольный возраст», доктора психологических наук, профессора, зав.кафедрой специальной педагогики и психологии МГУ Левченко И.Ю., Ткачева В.В. ГЛАВА 4. ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.
Были выделены основные направления коррекционно-педагогической работы в дошкольном возрасте с данной категорией детей.
Это:
-развитие игровой деятельности;
-развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми).
-увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи.
-развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического;
-развитие сенсорики .
-формирование пространственных, временных представлений, коррекция их нарушений .
–развитие кинестетического восприятия ;
-развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного элементов абстрактно-логического);
-формирование математических способностей;
-развитие ручной умелости и подготовка руки к письму;
-воспитание навыков самообслуживания и гигиены;
-подготовка к обучению в школе.
Основной целью коррекционного обучения и воспитания детей с церебральным параличом в ДОУ является всестороннее развитие ребенка в соответствии с возможностями и максимальная адаптация к окружающей действительности с тем , чтобы создать базу для дальнейшего школьного обучения . Эта цель может быть достигнута при решении следующих задач :
-дифференциальная диагностика ;
-развитие, психических, речевых функций ребенка, профилактика и коррекция их нарушений ;
-подготовка к обучению в школе.
В ходе сбора данных о детях – инвалидах проведен анализ уровня развития, исходя из специфики заболеваний. В ходе I этапа проводилось изучение особенностей психофизического здоровья детей, особенностей физического и нервно-психического развития, физической подготовленности и двигательной активности, работоспособности, показателей здоровья. Изучены особенности эстетического развития, специфики усвоения программного материала, формирования навыков на непосредственно-образовательной деятельности художественно-эстетического цикла. Осуществлен анализ сочетания имеющихся отклонений и их взаимовлияния для обоснования индивидуально-дифференцированного подхода к лечебно-профилактической и психолого-педагогической работе. По итогам выполнения задач первого этапа обобщены и проанализированы данные, полученные в результате мониторинговых исследований.
Алиса была обследована специалистами ПМПконсилиума. Было выявлено, что уровень актуального развития в основном соответствует норме, речь ребенка развита достаточно хорошо. По заключению ПМПконсилиума было решено проводить воспитание по программе воспитания и обучения под ред. М.А. Васильевой. Рекомендованы занятия с педагогами, психологом, инструктором по ФИЗО.
Участвуя в работе с детьми-инвалидами, педагоги отработали и используют следующие модели интеграции:
- полной интеграции, когда ребенок с проблемами в развитии воспитывается в массовой группе. Овладеть программой обучения помогают специалисты, воспитатели группы, которую посещает ребенок; Но в нашем случае процесс кратковременного пребывания ребенка в ДОУ оказался невозможен из-за физического дефекта и психологического состояния ребенка. Девочке хотелось участвовать во всех мероприятиях с детьми на равных.
- временной интеграции. В рамках временной интеграции дети объединяются для проведения совместных музыкальных, спортивных праздников. Периодически организуются праздники для детей с данной моделью интеграции, где главным участником становится ребенок; (этот вид у нас запланирован на 2 го обучения).
- частичной интеграции, когда ребенок посещает лишь некоторые мероприятия, проводимые в ДОУ. Алиса с мамой посещали детские мероприятия в ДОУ. Родители по запросу получали адресную помощь специалистов ДОУ.
Результатом работы I этапа стало определение исходной позиции, создание пакета документов, включающего в себя:
- нормативно – правовые и программно – методические документы.
- подбор диагностических методик по определению уровня развития умений и навыков детей.
Определены позиции на перспективу для повышения профессионального мастерства воспитателей; утверждена группа педагогов для работы с данным ребенком.
На II этапе (прогностическом) изучены, проанализированы и определены для использования в практике работы специальные коррекционные программы и пособия для детей дошкольного возраста с учетом ведущего заболевания.
Для обеспечения качественной коррекционно-педагогической работы, проведен ряд методических мероприятий для данной категории педагогов: консультации специалистов, адресная помощь по запросам.
На заседании определены: направления, способствующие созданию условий для работы с ребенком – инвалидом; этапы коррекционно-педагогической работы для ребенка; утверждены образовательные программы и методическое обеспечение к ним, скорректирован учебный план; составлена сетка НОД с учетом допустимой учебной нагрузки согласованного с родителями (законными представителями); определен и утвержден перечень необходимой документации для всех специалистов, занятых в коррекционно-образовательном процессе с данным ребенком.
Составлен и утвержден график работы специалистов и педагогических работников (музыкальный руководитель, инструктор физического воспитания, педагог-психолог, воспитатели)
Специалистами был составлен перспективный план работы на учебный год. В соответствии с планом организовывались специальные праздники и развлечения для детей; для родителей предлагалась и осуществлялась консультационная и практическая помощь специалистов: педагога-психолога, инструктора по физической культуре, учителя – логопеда.
Воспитание и обучение ведется по основной комплексной общеобразовательной «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой ( М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ. 2007) и следующим парциальным программам:
- Программа «Развитие речи дошкольников» О.С.Ушаковой, 2009г.
- «Юный эколог» - С.Н. Николаева, 2010 г.
- «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.А. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стёркина, 2002г.
- «Из детства в отрочество» Т.Н. Доронова, Н.А. Гордова (раздел «Физическая культура»)
- Музыкальные шедевры» (раздел «Слушание») О.П. Радынова
- «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» Т.Б. Филичева Г.В. Чиркина.1985.
В своей работе педагог-психолог использует следующие методические разработки:
М.Ю. Стожарова «Формирование психологического здоровья дошкольников» ,Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе,
Е.В. Котова «В мире друзей» ,Н.О. Сучкова «Арт-терапия в работе с детьми»,
М.А. Панфилова «Игротерапия общения», а Инструктор по ФИЗО методическое пособие -А.Кириллова, М.Е.Лебедева, Н.Ю.Жидкова «Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников 4-7 лет»
Запланировали методическую и консультативную помощь для работы с родителями, с целью расширения возможности вовлечения родителей в образовательное пространство, обучения их навыкам совместной с детьми деятельности, повышение уровня коммуникабельности как детей, так и родителей, проведения просветительской работы с семьями, имеющими детей с ОВЗ.
Работа с семьей — важная составная часть социально-психологической помощи детям-инвалидам.
Детишки черпают в своих близких силы для преодоления болезненных состояний, выполнения малоприятных медицинских процедур и манипуляций, необходимых для поддержания их самочувствия. Однако психологическая реабилитация — не менее важная часть социальной работы с детьми-инвалидами, и нуждаются в ней не только сами ребята, но и их родители.
Психологическая помощь взрослым позволяет упрочить супружеские узы. Ведь в семьях, где на свет появляется ребенок-инвалид, разводы — вполне обычное явление, причем происходят они чаще по инициативе мужчин. Работа с семьей мобилизует и сплачивает ее членов, способствует скорейшему обзаведению еще одним малышом, если инвалидом является первенец.
Перечень обязательной документации для специалистов ДОУ
- Диагностические карты
- Планы (перспективные, календарные) индивидуальных занятий
- Перспективный план работы с родителями
- Индивидуальный план коррекционной работы на учебный год, отражающий
динамику коррекционного обучения
- Журнал консультаций для родителей
В ходе III, практического этапа коллектив продолжал разработку различных форм интеграции детей-инвалидов, внедрение в практику работы инновационных технологий, позволяющих оптимизировать коррекционно-развивающий процесс: компьютерные коррекционно-обучающие, здоровьесберегающие технологии.
Результаты работы с ребенком и динамического изучения периодически обсуждались и анализировались всем педагогическим коллективом.
Систематически проводились заседания рабочей группы специалистов, работающих с детьми – инвалидами, организованные в форме круглого стола. В ходе заседаний обсуждались: вопросы эффективности применения составленных маршрутов развития, использования специальных методов и приемов; результаты проведенной диагностики. Заключительные результаты мониторинга показали положительную динамику развития детей. Определялся и дальнейший маршрут сопровождения ребенка..
С декабря 2011 года с девочкой начались занятия. Уже видна динамика развития, особенно в развитии мелкой моторики. Ребенок уверенно пользуется ножницами, появилось внимание и интерес к занятиям, удерживает внимание. Девочка с нетерпением ждет встречи с педагогами.
Педагогический процесс, организованный с ребенком-инвалидом, позволил оказать квалифицированную коррекционную помощь детям с особыми потребностями, не имеющими возможность посещать ДОУ по состоянию здоровья. Проводимые мероприятия обеспечивают
и возможность подготовить ребенка к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционно - развивающего воспитания и обучения детей - инвалидов дошкольного возраста для умственно отсталых детей
Рабочая программа педагогаМогильченко О.АДля младшего школьного возраста (0-класс)...
Доклад на тему «Организация занятий по обучению детей старшего дошкольного возраста основам безопасности жизнедеятельности»
Информация об организации занятий по обучению детей старшего дошкольного возраста основам безопасности жизнедеятельности....
«Организация занятий по обучению детей старшего дошкольного возраста основам безопасности жизнедеятельности»
Консультация для воспитателейДоклад на тему «Организация занятийпо обучению детей старшего дошкольного возрастаосновам безопасности жизнидеятельности".Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/ko...
Организация коррекционно-развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ VII вида
В современных условиях возникает необходимость разработки методики коррекционно-развивающего обучения в условиях группы компенсирующей направленности для достижения старших дошкольников ОВЗ VII вида п...
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛЬНОМУ ПРОИЗНОШЕНИЮ ЗВУКОВ
Развитие речи у детей раннего дошкольного возраста происходит особенно быстро. Одной из форм организации работы по обучению произношению являются речевые зарядки, основными задачами которых явля...
Консультация для воспитателей ОБЖ Доклад на тему «Организация занятий по обучению детей старшего дошкольного возраста основам безопасности жизнедеятельности»
Консультация для воспитателей ОБЖДоклад на тему «Организация занятийпо обучению детей старшего дошкольного возрастаосновам безопасности жизнедеятельности»...
Доклад. Организация занятий по обучению детей старшего дошкольного возраста основам безопасности жизнедеятельности
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких...