Адаптация ребенка в детском саду.
консультация (младшая группа) на тему
Цель: расширение представлений родителей об особенностях адаптации ребенка к новым условиям, о факторах, влияющих на успешную адаптацию.
Задачи:
ü Познакомить родителей с характеристиками психологической адаптации ребенка к условиям ДОУ;
ü Способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками;
ü Способствовать оптимизации детско-родительских отношений, развитию психологической культуры родителей;
ü Формировать у родителей практический опыт игрового партнерства с детьми.
Участники: педагоги, родители, (законные представители).
Ход встречи.
Упражнение «Визитки»
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на нашу встречу, посвященную вопросу адаптации детей к ДОУ. Многие из нас знакомы, но не все, давайте, чтобы стать ближе друг другу, познакомимся.
Я по кругу буду передавать игрушку. У кого она окажется в руках, тот отвечает на три вопроса:
1. Как вас зовут?
2. Какой у вас любимый завтрак?
3. Ваше любимое занятие?
– Ну вот, мы с вами и познакомились. Каждый из Вас индивидуален. Показательно и то, что у каждого из вас не только разный цвет глаз, волос, но и свой неповторимый и индивидуальный жизненный опыт.
Правила тренинга.
Воспитатель: Для того чтобы нам было легче общаться, давайте оговорим правила работы в группе. Как вы думайте, какие правила нам понадобятся? Вам надо предложить свои правила, а мы их запишем на доске.
Например:
1. Не перебивать друг друга. (Будет ли вам приятно общаться с человеком, который вас перебивает?)
2. Доверительный, доброжелательный стиль общения. (Такое условие необходимо, чтобы состоялся доверительный диалог)
3. Искренность в общении. (говорим правду или молчим)
4. Общение по принципу «здесь и теперь», говорим от первого лица. (общаемся по поводу того, что переживаем мы, рассказываем о своих проблемах, а не о проблемах посторонних людей, которые не присутствуют сейчас)
5. Помним, что поведение человека и его личность – это не одно и тоже. (каждый из нас индивидуален, не следует критиковать личность другого. Можно оценивать только его высказывания и поступки)
6. Стараемся видеть сильные стороны выступающего.
Игра на сплочение «Встреча руками»
Воспитатель: Встаньте, пожалуйста, в круг так, чтобы ваши руки могли встретиться. Закройте глаза. По моей команде пусть ваши руки:
· Сначала найдут друг друга;
· Познакомятся;
· Проявят симпатию;
· Потанцуют;
· Подерутся;
· Помирятся;
· Попрощаются.
Спасибо, садитесь на свои места. Ответьте на вопросы
· Легко ли вам было выполнить это упражнение?
· Что мешало?
Это упражнение направлено на сплочение нашей команды.
Упражнение-вузуализация «Воспоминания»
На экране фотографии родителей в дошкольном возрасте, звучит музыква
Воспитатель: Попробуете вспомнить свои первые детские впечатления, о детском саде, о школе.
Рассказы родителей.
Подытожить общий настрой группы, фиксирует различные появления настроения.
Уважаемые родители, думаю вы согласитесь с тем, что подсчитать количество адаптационных периодов в жизни человека точно невозможно, и испытывать процесс адаптации каждый человек может в течение одного дня не один раз. Но можно выделить следующие, наиболее яркие ситуации, требующие приспособления ребенка к смене жизненных обстоятельств: поступление в детский сад, переход из одной группы в другую, длительная болезнь, отпуск, смена педагога, появление нового ребенка в группе сверстников.
Адаптация – приспособление к условиям окружающей среды. Психологическая адаптация предполагает, что человек находится в гармонии с самим собой, партнерами по общению и окружающим миром в целом.
– Как вы думаете, какие психофизические реакции могут быть характерны для ребенка в период адаптации? (Ответы родителей)
Итог. Психофизиологические реакции ребенка в период адаптации проявляются в :
· беспокойстве;
· страхе;
· заторможенности (повышенной возбудимости);
· капризности;
· раздражительности;
· упрямстве.
Упражнение «Грецкий орех»
Воспитатель: Сейчас я перед вами из мешочка высыплю грецкие орехи, и каждый возьмет себе по одному. Вам дается одна минута, чтобы вы его рассмотрели, обратили внимание на его размер, форму, цвет, рисунок прожилок, дефекты и запомнили свой орех, чтобы потом его найти.
(В центре круга из мешочка воспитатель высыпает орехи по числу участников, родители их разбирают)
Теперь я пройду по кругу и соберу в мешочек орехи. Перемешаю. Высыплю обратно на пол. Найдите, пожалуйста, каждый свой орех.
(Родители выполняют задание)
Ответьте, пожалуйста, на вопрос:
– По какому принципу вы нашли свой орех?
(цвет, форма, размер, дефекты и т. д. )
– На первый взгляд все орехи похожи, но если приглядеться – одинаковых нет, а все очень разные и индивидуальные. Так и люди, а с частности дети: очень разные, запоминающиеся, у каждого свои неповторимые черточки. Нужно их только почувствовать и понять.
В зависимости от темперамента, индивидуальных особенностей и предварительных мероприятий, проводимых родителями в период адаптации, ребенок по разному привыкает к детскому саду.
– Какие дети адаптируются сложнее всего к детскому саду? (ответы родителей)
Воспитатель подводит итог.
Гораздо трудней и дольше адаптируются дети:
являющиеся единственными в семье;
чрезмерно опекаемые родителями или бабушками;
привыкшие к тому, что их капризам потакают;
пользующиеся исключительным вниманием взрослых;
не имеющие элементарных навыков самообслуживания;
неуверенные в себе;
страдающие ночными страхами;
эмоционально неустойчивые;
чьи родители слишком сильно переживают за ребенка в связи с необходимостью отдать его в детский сад.
Для более успешной адаптации родителям необходимо знать особенности данного возраста.
Важнейшим психическим новообразованием раннего возраста является развитие речи и формирование наглядно-действенного мышления. Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение и способ употребления.
В соответствии с периодизацией, принятой в отечественной психологии, дошкольным детством считается период то 3-х до 7 лет. Предшествует ему период младенчества (от 0 до 1-го года) и раннего возраста (от 1-го года до 3-х лет).
Для того чтобы предметная деятельность имела развивающий характер, необходимо, чтобы ребенок освоил разнообразные действия с одним и тем же предметом. Поэтому предметно-развивающая среда, окружающая ребенка не должна перегружаться большим количеством игрушек.
Успешное овладение предметной деятельностью является основой для развития игровой и продуктивной деятельности. (рисование, лепка, конструирование)
В этот период жизни у ребенка происходит интенсивное формирование активной речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрослым. Другой стороной является понимание речи взрослого.
Нам и вам нужно стимулировать высказывания ребенка, побуждать говорить о своих желаниях.
Есть одна психологическая сказка о мальчике, который заговорил в 5 лет.
Сказка.
С развитием слушания и понимания сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации, происходит использование речи как способа регуляции поведения и деятельности ребенка со стороны взрослого.
Восприятие ребенка этого возраста имеет непроизвольный характер. Малыш может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Развитие восприятия происходит на основе внешнеориентированного действия (по форме, величине, цвету) при непосредственном соотношении и сравнении предметов. Задача взрослого – правильно назвать признаки и действия предмета.
Детям этого возраста наиболее полезны самообучающие игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки. Ребенка необходимо знакомить с цветовым спектром , эталонами формы.
Двух, трехлетний малыш способен различать:
· пять форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)
· шесть цветов (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый)
Основной способ познания ребенком окружающего мира – метод проб и ошибок, поэтому дети очень любят разбирать игрушки.
Важнейшей способностью, формирующейся к трем годам, становится способность к постановке какой-либо цели в играх и поведении.
В этом возрасте дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они очень подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один начинает радостно скакать по группе, то как минимум еще три «лошадки» окажется рядом. Активное проявление и негативных и позитивных эмоций зависит от физического комфорта или его отсутствия.
Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка – это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т. е. четкое соблюдение режима.
В течение первых трех лет жизни ребенок меняется столь сильно, как ни на одном последующем этапе. К трем годам у него в большей или меньшей степени формируется характер, индивидуальное отношение к миру, он учится действовать человеческим способами, у него складывается определенное отношение к себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...
Собрание для родителей будущих воспитанников детского сада на тему "Адаптация ребенка к детскому саду"
Собрание для родителей будущих воспитанников детского садана тему «Адаптация ребенка к детскому саду» Поступление ребенка в детский сад кардинально меняет привычные условия его жизни и важ...
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду
Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»
Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер...
Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» в ясельной группе Первый раз в детский сад: золотые правила адаптации
1. Когда ложь - совсем не "во спасение"!Ребенок идет не «на экскурсию» и не «на работу к маме». Малыш четко и яснодолжен понимать, куда он идет, зачем и на какое врем...