Консультация «Все начинается с колыбельных песен, потешек, сказок…»
консультация (младшая группа) по теме

Пивоварова Ольга Владимировна

Консультация для родителей и педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_kolybelnye.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

«Все начинается с колыбельных песен, потешек, сказок…»                

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А.Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык устного народного творчества для выражения своей заботы, нежности; веры в ребенка.

Наблюдения показывают, что произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющееся звуки, вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других – бодрит. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки, в которых имеются игровые приемы («Ладушки», «Идет коза рогатая», «Поехали - поехали»), вызывают потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым.

Попевки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Мы широко используем устное народное творчество в воспитании детей. В группе собраны и систематизированы народные произведения для детей раннего возраста, рекомендации по использованию фольклора в практической работе, статьи из журналов «Дошкольное воспитание» и «Ребенок в детском саду», конспекты занятий, консультации для родителей.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни появления малыша в детском саду. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания, делают ребенка как бы соучастником действия.                                                                                                                                                            

 Мы используем в адаптационный период различные потешки, например:

       Вот проснулся петушок,                       Кто у нас хороший?

       Встала курочка.                                       Кто у нас пригожий?

       Подымайся, мой дружок,                     Костенька – хороший!

       Встань, мой Тимочка.                             Костенька – пригожий!  

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной активности.

Произведения народного творчества должны отражать доступный для понимания ребенка мир предметов, вещей и отношений. Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста невелик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. И интонация, с которой они произносятся воспитателем, должна быть понятна детям. Простые, короткие, они побуждают малышей к действию, произнесенные же нараспев, ласково, негромко, успокаивают, настраивают на сон, отдых.

Мы используем потешки, чтобы заставить детей двигаться, например:

Киска, киска, киска, брысь!       Или:                            Встань, малыш, еще разок,

На дорожку не садись.                                                   Сделай маленький шажок.

Наша деточка пойдет,                                                     Топ-топ!

Через киску упадет!                                                      Ходит мальчик наш с трудом,

                                                                                            Первый раз обходит дом.

                                                                                             Топ-топ!

Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием.            

Умница Катенька,             Или:     Травка-муравка со сна поднялась,

 Ешь кашку сладеньку,                   Птица-синица за зерна взялась,

Вкусную, пушистую,                        Зайка-за капустку,

Мягкую, душистую.                         Мышка - за корку,

                                                              Детки - за молоко.

В группах раннего возраста обращаемся к потешкам при подготовке детей ко сну: Вот и люди спят,                                                    Люли, люли, люли,

         Вот и звери спят.                                                   Прилетели гули,

         Птицы спят на веточках,                                      Сели гули на кровать,

         Лисы спят на горочках,                                        Стали гули ворковать,

         Зайцы спят на травушке,                                     Тихо Машу усыплять:

         Утки на муравушке,                                              «Спи, малютка, почивай,

         Детки все по люлечкам…                                    Глаз своих не открывай»

         Спят - поспят, всему миру спать велят.

Во время одевания на прогулку:  Раз, два, три, четыре, пять,

                                                                 Собираемся гулять.                          

                                                                 Завязали Катеньке  

                                                                 Шарфик полосатенький.

                                                                 Давай будем одеваться… -Я сама! Я сама!

Наша Таня маленька,

На ней шубка аленька.                                                              

                    Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры- во время кормления куклы или укладывания ее спать.

Очень большее значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: «Не плачь, не плачь, куплю калач».            

Колыбельные песни.

Существует множество колыбельных песен. Ласковые и нежные колыбельные песни - это первые мелодии, с которыми знакомится малыш. Само однообразие напева, спокойная манера исполнения помогают ребенку уснуть. Ребенок еще не говорит, еще не знает родного языка, но он уже слушает родную мелодию, впитывает ее  вместе с молоком матери.

Древнее слово «баять», «убаюкивать» означает не только говорить, уговаривать, но и заговаривать. Колыбельные песни – это заговоры-обереги, основанные на магической силе воздействия слов и музыки, на их способности успокоить, уберечь, охранить.

Исследования современных ученых показывают, что колыбельные песни вызывают у ребенка чувства психологической защищенности, оказывая на него тем самым терапевтическое воздействие.

Помимо убаюкивания колыбельные несут и богатейшую информацию, начиная со звуковой. Они содержат в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и так далее), наличие повторяющихся фонем, звукоподражаний.

Колыбельные песни заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Они обогащают словарь детей  за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, котик.

                                                                                 Приди, котик, ночевать,

                                                                                 Приди Танечку качать.

                                                                                 Я тебе за то, коту,

                                                                                За работу заплачу:

                                                                                Красну шапочку сошью.

        А  сколько  ласковых    слов  в  колыбельных  песнях,  сколько  хороших пожеланий.    Слушая    колыбельные     песенки,    ребенок     растет   более спокойным,  более  здоровым.  Колыбельная песня рассказывает ребенку о мире и, прежде  всего, о животных: зверюшках и птицах, которых так любят маленькие дети.  Так  через  колыбельные  начинается  воспитание любви к природе.

Ой, люли, люли, люли,

Прилетели журавли,

Как они летели-

Все на них глядели.

Журавли курлыкали,

Киски все мурлыкали.

Именно через них мать  рассказывает  ребенку  о  трудовой  жизни,  членах семьи и их обязанностях.

Я качаю, зыбаю,                          или:                     Баю, баю, зыбаю,

Отец пошел за рыбою,                                           Пошел отец за рыбою,

Мать ушла пеленки мыть,                                     А дед пошел дрова рубить,

Бабушка коров доить,                                            А бабушка серпы точить,

Дедушка дрова рубить.                                          А мать пошла уху варить,    

                                                                                      Да милых детушек кормить.

                                                                                      А детки ну уху хлебать

                                                                                      Да рыбу ложкою таскать.

Главное   назначение   колыбельных   песен  -  влиять   на   психологическое состояние,   поведение   и   настрой     ребенка  в   момент   его     засыпания. Размеренный, небыстрый  мотив  в  ритме  покачивающейся  люльки,  текст, построенный на образах,  знакомых ребенку, успокаивают его, действуют на него усыпляюще. Колыбельные  песни – первая  для ребенка музыкальная и поэтическая информация. А  так как слышит он песни  перед  сном,  во время засыпания,     то     память     наиболее     цепко     схватывает    и    запоминает итонационные обороты, мотив, слова, звучащие  в  песнях. Поэтому пение их ребенку   имеет   большое   значение   в   его   эстетическом   и   музыкальном воспитании,   в    развитии    творческого   мышления,   памяти,    становлении уравновешенной психики.

Пестушки и потешки.

Пестушки  и   потешки   известны  с   давних   времен.  В  детстве  их  слышало не одно поколение наших предков.

Слово   «пестушка»  (или  «пестюшка»)  происходит  от   глагола  «пестовать»- нянчить,  заботливо,  с  любовью  растить  ребенка.  Собственно  «пестушка» - это потешка или  игрушка.  Пестушки  исполняются  в  первые  месяцы  жизни ребенка.  Цель  их  – забавлять,  потешать,   успокаивать,   отвлекать,   ласкать ребенка,   а   нередко   просто   комментировать  его  движения  и  действия – агуканье и гуленье, потягивание, первые шаги и т. д.

Пестушка как жанр музыкально-поэтического  творчества  народа - песенный текст, обусловленный тем или иным действием ребенка.

       Некоторые    пестушки  -  это   трансформированные   и    творчески переосмысленные заговоры, приспособленные  для  воспитательных   целей, для   игры   и   развлечения   детей.  Таковы  песенки  «С гуся вода»,  «Мышка, мышка, возьми мой зубишко», «У волка боли, у зайца боли».

Слово «потешка» происходит от глагола «потешать»-  забавлять,   развлекать, веселить.   Это   песенки,   сопровождающие   несложные    игры   и      забавы взрослого с ребенком.

Как    известно,    малая    активность    младенца    приводит     к      снижению жизнеспособности    и     деформациям    развития.    Для     ребенка       важно удовлетворение моторной потребности, овладение   собственным   телом   и пространством, развитие   реакции,   накопление   слухового,   зрительного   и информативного    опыта.    Ребенок   удовлетворяет  эти  потребности   через посредство играющего с ним взрослого.

В потешках проявляется опыт традиционной народной практики  телесного и психического воздействия на ребенка.

Если внимательно посмотреть на детский фольклор,  то  увидим,  что   народ, помимо   прочей   информации,   закодировал    в    нем    целый      комплекс медицинских    упражнений  -  чтобы    вырастить     ребенка    здоровым.        Фольклор – весь комплекс детского массажа (поглаживание, разведение рук, помахивание   кистями,   переваливание   головки   с  руки  на   руку),   способ координации   движения,  детская  гимнастика.   Например,   всем   известная потешка   «Сорока - сорока».  Но  в  ней  уже   через  забаву – потеху   ребенку внушается,   что   все   должны   работать.   Виктор  Калугин    в    своей    книге  «Гуси - лебеди»  вот  как   описывает  эту  игру: «исполняя  потешку,  водят  по ладошке   пальцем  -  «варят  кашку».  Затем,   начиная  с  большого     пальца, сгибают   каждый  пальчик   детской   ручки,   оставляя   не   согнутым   только мизинец  -  он  изображает  мальчика,  который  не  помогал,   не   работал   и остается   без   кашки.   При   словах  «Шуг - шуг!    Полетели»   ручки   малыша поднимают вверх и кладут на головку».  Но   есть  и   другие варианты игры, в книге    «Русский   дом»   описывают    три   варианта   игры.   Кроме   массажа ладошки,  всех   пальцев,   важных   точек – запястье, локоть, плечо – ребенок получал  радость,  удовольствие   от   игры.  А   мать   в   свою  очередь  имела педагогическое   влияние:  этому  кашки  не  дала,  потому   что   он   ленив.

Массаж   спинки   ребенку   делали,   приговаривая   потешку   «Что в горбу?». Ребенка   слегка    похлопывают   по  спинке  приговаривая:  

- Что в горбу, что в горбу?

- Денежки.

- Кто клал их?

-Дедушка.

-Чем клал их?

-Ковшичком.

- Медь или серебро?

- Золото, золото, золото!

Когда малыш начинает говорить, он будет сам отвечать на вопросы.

Исследования психологов (Л.Н.Павловой, Н.Н.Палагиной и др.) показывают, что     народные     песенки,    потешки,   пестушки   оказывают   на    ребенка активизирующее воздействие, являются средством социализации, то есть с помощью    малых   фольклорных   форм  происходит усвоение, присвоение жизненного опыта многих поколений.                                                                Народные    пестушки,   потешки   представляют   речевой   материал.   С  их помощью   можно  развивать  фонематический  слух. Народные     пестушки, потешки способствуют нравственному,   эстетическому   развитию   ребенка, словесному творчеству детей.

Прибаутки.

    Основное    назначение    прибауток  -    развеселить,    рассмешить     детей.  Разнообразна художественная структура прибауток – от коротеньких песенок до длинных сюжетных песен повествовательного характера.

Оригинальны   песни,   состоящие   из   вопросов   и   ответов,   причем   ответ, оканчивающий строку, дает повод  к  новому  вопросу  в  следующей   строке, образуя, таким  образом,  непрерывную  цепь;  такие  песни  созданы  как  бы специально для исполнения детям, которые  задают родителям бесконечные вопросы.

                                          - Зайка белый, куда бегал?

                                           - В лес дубовый.

                                           -Что там делал?

                                           -Я капустку щипал,

                                            Под березоньку клал

                                            И не знаю, кто украл.

        В  прибаутках   большая  воспитательная   ценность  –  ребенок  слушает, наблюдает,  сравнивает,  познает  неведомые  ему   явления,  через  сюжеты песен   знакомится  с  окружающим    миром ,  голосами  птиц   и   животных, сельским   бытом   и   хозяйственными    работами.   Исполнение   прибауток, концентрируя внимание ребенка,  отвлекает  его  от  отрицательных  эмоций, освобождает от депрессионных эмоциональных состояний.

Прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для жизненно важных функций организма – становления речи, тренировки памяти, информационного запаса.

Сказки.

        Нет,  наверное, ребенка, который не любил бы сказок. Значение сказки в воспитании   ребенка  неоценимо.  Сказка  раскрывает  перед  ребенком   все богатство родного языка ярко, выразительно. Сказка  способствует  развитию детского   воображения,    фантазии,    приобщает   к    творчеству.   Фольклор закладывает     основы    не     только     эстетического,    но   и    нравственного воспитания.  Почти все детские сказки основаны на нравоучении. Сказки есть и  о  животных,  и  бытовые,  и  сатирические,  и  волшебные,  и   богатырские.

При этом воспитательное значение  сказок  неотделимо  от  познавательного. Сказки – художественный способ  познания окружающего мира. Не случайно их называют народной педагогической   энциклопедией. Любое нравоучение достигается здесь не назойливой морализацией, а ненавязчиво, как бы само собой. В сказках говорится  о  том,  что  такое  хорошо и что такое плохо.  Они предостерегают  от  дурных   поступков:  нельзя быть непослушным, из дома уходить  (лиса унесет, как унесла петушка),  нельзя быть злым и завистливым – у   разбитого   корыта   останешься,  нельзя  нарушать     запреты    взрослых (козленочком станешь, гуси-лебеди  унесут,   волк   придет   и   съест козлят)… Рассказывать сказки лучше перед сном,   когда  ничто не отвлекает внимание ребенка,  и  он  погружается  в   сказку.    Он   живет   и   действует  вместе с ее героями. Под сказку он засыпает. И в такой обстановке нравственные идеалы сказки    воздействуют    не    только   на    сознание     маленького     человека,   но откладываются и в  продсознании,  исподволь   формируя   душу.     Сказка воспитывает   ненавязчиво,   незаметно.    Дети    младшего    возраста  любят, прежде всего, сказки о животных.  К   миру  этих   сказок   они   подготовлены колыбельными песнями и потешками.  Сказки вводят ребенка в мир, где есть драматические     конфликты,    где    хитрые    и       коварные       обманывают простодушных и глуповатых, где непослушание или доверчивость приводят к беде. На психологию детей младшего возраста рассчитаны также волшебные сказки («Морозко»). В этих   сказках    как   бы   дается    пример   правильного поведения  ребенка  в   трудной    обстановке. Оказавшись у лесного хозяина, падчерица  не  только  остается  живой,  но и награждается за свою доброту и отзывчивость.  В сказке нет прямо высказанной  морали, как в баснях.  Сказка учит примером.

Психология детей, основные законы детской  логики  и  восприятия – все   это учтено в фольклоре, в педагогическом опыте  народа.   Даже  чувство   страха использовано  в  сказках – страшилках  как  одна  из  форм воспитания чувств. Преодоление чувства страха, по мнению психологов, тоже  входит  в  систему педагогического  воспитания.  В.П.Аникин указывал, что «сказки- своего рода нравственный кодекс  народа,  их  героика -  это   хотя  и   воображаемые,   но примеры   истинного   поведения   человека».   В сказках содержатся правила общения     людей    друг    с    другом,     правила       вежливого     обращения, высказывания, просьбы. Сказка вводит  ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет    пережить   вместе   с   героями   такие   чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь.

Таким   образом,    при   правильном   подборе   сказок   с  учетом возрастных особенностей  детей, идейно - художественной   ценности   произведения    и правильной   организации   последующей   деятельности  детей  сказки могут оказать     огромное      воспитательное   воздействие   на   ребенка,   а   также воздействие     на   нравственно  -  эстетическое   воспитание   дошкольников.

Загадки.

     Большое  значение в  воспитании  ребенка  имеет   и  малая    фольклорная  форма  -  загадка .  Что  же  такое  загадка?  «Загадки  – это    иносказательное изображение          предметов     или     явлений    действительности,   которые предлагается отгадать». Известны четыре типа загадок: загадки-иносказания, загадки - описания,    загадки - вопросы,    загадки - задачи .    Но    все        они   носят   обучающих  характер,       способствуют         развитию     мыслительной деятельности      человека,   сообразительности,  нестандартного   мышления, быстроте  умственных  реакций.  Развивая   мышление,   загадка   через   свое поэтическое     начало   знакомит   ребенка   с   окружающим  его миром, учит сравнивать     признаки      различных    предметов,   учит   наблюдательности, сообразительности.

С   помощью    загадок     можно    выявить        степень        наблюдательности, сообразительности,    умственного     развития,   а  также уровень творческого мышления  ребенка.    В    результате      исследований    установлено влияние загадок   на   развитие   воображения   и  мышления  детей, на обогащение их представлений об   окружающем   мире,   воспитание    эстетических    чувств. Загадки   обогащают   словарь  детей   за   счет   многозначительности      слов,  формируют представление  о переносном значении  слова.   Они     помогают усвоить     звуковой    и   грамматический   строй    русской     речи,    заставляя сосредоточиться   на   языковой    форме   и   анализировать   ее.

Таким образом, ценность загадки в воспитательно-образовательной работе с детьми   дошкольного       возраста         неоспорима.     Она,   по    выражению К.Д.Ушинского,  «доставляет уму   ребенка   полезное    упражнение».

Пословицы и поговорки.

Переходя от загадок к пословицам и поговоркам, нужно   обратить внимание на их большое различие. Загадка направлена на нахождение   тождества  или сходства различных предметов и явлений. Пословицы и поговорки  содержат в себе систему норм и правил, регламентирующих поведение,   деятельность и взаимоотношение людей.

   В  пословицах    и   поговорках         заложен    значительный   нравственный, эстетический  потенциал.  В них,  как  в  других формах народного творчества, заключен практический опыт народа, его миропонимание   и   всевозможные знания  в  красочной   и   лаконичной   форме.   В   пословицах   и   поговорках содержатся   взгляды  на  мир, природу, общественное устройство, а главное- отношение  народа   к   окружающей   действительности  и  представление   о своем   месте  на  земле,  его  ценностные  ориентации.

По определению М.А.Рыбниковой, «поговорка -это оборот речи, выражение, элемент  суждения.   Пословица же – законченное    суждение,   завершенная мысль». Поговорка – цветочек, а пословица- ягодка, - отметил народ.

   Пословицы   и   поговорки   широко   бытуют   и   в   настоящее   время.   Они оказывают  большое  влияние  на  нравственное  и  эстетическое   воспитание дошкольников. С их помощью можно сформировать  нравственные   идеалы, понимание   прекрасного   и   безобразного,   т.  е.  способствовать   развитию  эстетических представлений детей через   установление   внутренних   связей между   предметами,   явлениями   противоположными,   разнородными,  не имеющими, на первый взгляд, ничего общего  между   собой,   сформировать эстетическое  видение   мира.  Например,  «Родина   краше   солнца,   дороже золота», «Дружно – не грузно, а один и у каши загинет».

     Пословицы   обобщают   житейско - бытовой  опыт    народа,    определяют  взаимоотношения людей в аспекте любви, дружбы,   семьи,   общества.   Они воспитывают в детях чувство любви  к Родине,  патриотизм. Через пословицы и    поговорки,    посвященные   труду   и   человеку   труда,  у  детей  старшего возраста  формируется  положительное отношение к трудовой деятельности, понимании важности труда в  жизни   человека   и   через   его  нравственно – эстетическую   оценку   понимание   необходимости  в  труде  и почтительное отношение к ег  результатам.   Например: «Труд   человека   кормит,  а   лень портит»,  «Авось  и  как–нибудь   до  добра  не  доведут»,  «Безделье  – сестра болезни».

Пословицы и поговорки  обращают    внимание   на    важность    физического воспитания   детей,   прежде   всего,   формирования   активного,    здорового образа жизни детей через тот нравственно-эстетический потенциал, который в них заложен, так как многие  из   них    пропагандируют    здоровый     образ жизни.

      В   пословицах  отражены  такие  способности и качества человека, как ум, глупость,  смелость,  трусость,  осторожность,  торопливость,    бережливость, кротость, вежливость…

Пословицы и поговорки объединяют в себе несколько   признаков: краткость, широкая употребляемость, связь с речью,   способность  к  воспроизведению. Пословицы и поговорки актуальны и в наши дни.  

Пословицы  и  поговорки  оказывают  огромное   влияние   на     нравственно-эстетическое  воспитание  детей.  Используя  пословицы и поговорки в своей речи,      дети    расширяют    словарный    запас.    Пословицы    и    поговорки способствуют   развитию   ума   детей,   образного    мышления,    формируют воображение       дошкольников,     а     также         способствуют         созданию эмоционального   настроя.    

 В   течение   многих  веков малые фольклорные  формы   любовно   и   мудро поучают    ребенка,   приобщают    его   к высокой моральной культуре своего народа. Ценность детского фольклора  заключается в том, что с его помощью взрослый    легко     устанавливает    эмоциональный контакт, эмоциональное общение.    Интересное       содержание,        богатство          фантазии,     яркие художественные    образы    привлекают  внимание  ребенка, доставляют ему радость и в то же время   оказывают    на      него      свое           воспитательное воздействие.    Незатейливые   по    содержанию   и  простые по форме малые фольклорные формы таят в себе немалые богатства – речевые,     смысловые, звуковые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Влияние колыбельных песен на сон детей раннего возраста"

Консультация для родителей "Влияние колыбельных песен на сон детей раннего возраста" , примеры колыбельных песен....

Консультация для родителей "Влияние колыбельных песен на развитие детей"

Консультация предназначена для родителей воспитанников детского сада....

Консультация для родителей. Польза колыбельных песен для детей.

Современные мамы редко поют колыбельные песни, вместо детских колыбельных песен включают обычную музыку, тихую, чаще всего классическую.Однако теперь, когда нам доступна практически любая информация, ...

Консультация для родителей «Использование колыбельных песен, пестушек, потешек в свободной деятельности в игре»

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая  наше общество сегодня не  в развале экономики не в смене политической ...

Консультация для родителей «Использование колыбельных песен, пестушек, потешек в свободной деятельности в игре»

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая  наше общество сегодня не  в развале экономики не в смене политической ...

Всё начинается с Колыбельных песен

Существует множество колыбельных песен. Ласковые и нежные колыбельные песни – это первые мелодии, с которыми знакомится малыш. Само однообразие напева, спокойная манера исполнения...