Наказание или поощрение
статья на тему
Наказания и поощрения играют большую роль в процессе воспитания ребенка. Как правильно применять эти «воспитательные средства»? На первый взгляд, все предельно ясно. И наказания и поощрения призваны вырабатывать условный рефлекс: за неправильным поведением следует наказание, за правильным – поощрение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nakazanie_ili_pooshchrenie.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Наказание или поощрение?
Наказания и поощрения играют большую роль в процессе воспитания ребенка. Как правильно применять эти «воспитательные средства»? На первый взгляд, все предельно ясно. И наказания и поощрения призваны вырабатывать условный рефлекс: за неправильным поведением следует наказание, за правильным – поощрение.
При разговоре о наказании следует обратиться к этимологии этого слова. Оно является однокоренным со словом «наказ», «указ», т.е. урок. А там, где урок, где мы хотим научить чему-то ребенка, не должно быть гнева. Стоит прежде всего помнить, что физическое воздействие в лучшем случае тормозит развитие интеллекта ребенка, а в худшем - ведет его к регрессу, а значит, оно не будет помощником в деле воспитания.
Часто наказание, если оно неадекватно проступку, рождает ответную агрессию. Под неадекватным следует понимать такое наказание, которое по силе воздействия на личность ребенка превышает сам проступок.
Необходимо помнить, что:
- За один проступок должно следовать одно наказание
- Не следует откладывать наказание. В силу длительной отсрочки существует вероятность того, что у ребенка не возникнет связь между проступком и наказанием
- Нельзя наказывать ребенка сразу после его пробуждения, иначе это испортит ему весь день
- Не стоит наказывать перед сном – ребенок будет плохо спать
- Нецелесообразно наказывать ребенка за едой, пища будет плохо усваиваться
- При любом наказании дети не должны быть лишены удовлетворения их биологических и физиологических потребностей.
- Ребенок должен быть информирован о том, что будет наказан и в какой форме
- При наказании детей исключено также припоминание прежних шалостей. Надо говорить только о том, за что ребенок наказывается именно сейчас
- Если ребенка наказывает один из родителей, второй никогда не должен вмешиваться, даже если он не согласен с наказанием. Лучше выйти из комнаты. Позже, в отсутствии ребенка, можно выяснить свои разногласия.
- Если у вас возникло сомнение, наказывать ребенка или нет, лучше откажитесь от наказания.
- Наказанием для ребенка должно быть уже понимание им того, что он расстроил, огорчил самого значимого, самого любимого для него человека.
Поощрение – более действенный инструмент воздействия. Когда нас хвалят, мы испытываем невероятное удовольствие, которое хочется продлить, задержать, повторить. Поэтому ребенок, хотя бы раз почувствовавший удовольствие от поощрения, свяжет его с конкретным поступком, который ему предшествовал, и обязательно захочет повторить его.
Данный механизм не применим к наказаниям. Взрослые ошибаются, когда думают, что наказанный ребенок постарается не повторять свой проступок. Напротив, для него переживание унижения и стыда, сопутствующие наказанию, связывается с чувством обиды и негативного отношения к наказавшему его человеку.
Награда, одобрение и похвала возвышают ребенка и ориентируют его на хорошее поведение, дают ему осознание того, что делать людям приятное – значит и самому испытывать радость. Наказание же, особенной связанное с открытым актом насилия, несет в себе негативный эмоциональный заряд и обращается против наказывающего.
Но не стоит принимать все вышесказанное дословно и оставлять без внимания любые плохие действия ребенка. Если он сознательно и целенаправленно доводит родителей и других членов семьи, не способных постоять за себя (например, младших детей), то психологической подоплекой такого рода действий с его стороны зачастую является проверка родительской силы и границ их возможностей. Если родители не способны постоять за себя, то ребенок не может быть уверен в том, что в ситуации опасности они смогут его защитить. Воспитание заключается в том, чтобы ребенок, осознавая и оценивая свои поступки, старался не повторять те из них, которые считаются плохими, и совершал хорошие. И указывать на то, что ребенок доставил кому-то неприятности или причинил боль, следует именно взрослым.
Суть наказания состоит в том, чтобы ребенок понял, что необходимо исправлять вред, хотя бы частично возмещать нанесенный ущерб. Самое главное значение наказания заключается в снятии вины, которую испытывает напроказивший ребенок. Напряжение, испытываемое им после совершения проступка, как правило, исчезает непосредственно после примирения с наказывающим, которое возникает только после полученного и зачастую уже ожидаемого ребенком наказания. Важно, чтобы ребенок понял и признал свою вину, тогда и наказание покажется ему заслуженным.
Справедливым считается наказание, которое ребенок получает за нарушение правил, обсужденных и установленных родителями и которые известны ребенку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наказание и поощрение.
Наказание и поощрение играет большую роль в воспитании ребёнка....
Родительское собрание на тему: «Несколько слов о наказании и поощрении»
Цель: обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье, формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье....
о наказаниях и поощрениях детей дошкрльного возраста
о наказаниях и поощрениях детей дошкрльного возраста...
«Наказание и поощрение детей дошкольного возраста в семье».
Статья для родителей воспитывающих детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей «Наказания и поощрения»
Человеку в день нужно не менее 8 «поглаживаний» (похвала, одобрение, выражение доверия, ласковое и ободряющее прикосновение и т.п.), желательно, разных по способу и степени проявления.Чем разнообразне...
Наказание и поощрение
как сформировать адекватное отношение к наказанию...
О наказаниях и поощрениях детей дошкольного возраста
Консультация для родителей о поощрении и наказании детей дошкольного возраста...