Рабочая программа
рабочая программа (старшая группа) на тему

Забатурина Ирина Александровна

«Через красивое к человечному -

такова закономерность воспитания »

В. А. Сухомлинский. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_prgramma_po_istokam_r.n.k.docx47.2 КБ

Предварительный просмотр:

                                

Рассмотрена                                                                                                              Утверждаю:

и одобрена        Заведующая МБДОУ

на заседании МО                                                                           «Большеберезниковский»                                              

председатель М                                                                              детский сад»Теремок»

______Н. А.Кулагина                                                                         ____________Г.Н.Денисова              

« _____»     _________2013г.        

Рабочая программа по приобщению детей к истокам русской народной культуры

Возрастные группы:

Средняя группа

Старшая группа

                                                                                                      Разработала:воспитатель  

                                                                                                                         1  кв. категории

                                                                                                                         Забатурина И.А.

        

                                                  2013

 

 

Пояснительная записка

«Через красивое к человечному -

такова закономерность воспитания »

В. А. Сухомлинский. 

В основу данной  рабочей  программы  заложена программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Данная   рабочая  программа  является специализированной программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям декоративно-прикладного искусства, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества. Строится эта программа на концепции эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей, в основу которых положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств. Она имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей. Программа ценна тем, что знакомясь с декоративно-прикладным искусством, занимаясь конструированием из природных материалов, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить как жили люди на Руси. Ребенок шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского народа, а это несет в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.

Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с декоративно-прикладным искусством. Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание, перечень материалов, необходимых для занятий по обучению детей декоративно-прикладному искусству. Материал сгруппирован отдельными, блоками по каждому виду народных промыслов (Гжель, Дымка, Хохлома, Городец). Занятия расположены от простого к сложному. В приложении есть краткие сведения о самих промыслах, их истории и развитии, стихи, загадки, сказки о них. В работе с детьми используются технические средства обучения.

Программа рассчитана на детей с 4 до 7 лет. Программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

        Программа предусматривает ознакомление дошкольников  с народными промыслами России и включает в себя знакомство  с  обычаями,  традициями,  трудом   русского народа  по  народному  календарю,  с  поэтическим  народным творчеством.  Воспитывать   интерес   к  народной   культуре,  устному  народному  творчеству,  народной  музыки,  народным   играм   и  промыслами.

Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей и эстетическое воспитание детей.

Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее  актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

        Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Новизна Программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированны на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, Программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

Целесообразность. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д.. Поэтому педагоги поставили перед собой цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества. С  этой   целью была разработана Программа по приобщению детей к русскому народному декоративно-прикладному искусству.

На занятиях кружка помогаю детям освоить не только тайны мастерства ремесла, но и найти новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней.

Отличительная особенность данной Программы состоит в том, что дети работают по ней в течении двух лет, занятия по художественному конструированию дают возможность глубже познакомиться с народными промыслами. В русском декоративно-прикладном искусстве есть традиционность, инновационность, креативность, целеустремленность в перспективу развития не исключают, а предполагают друг друга. Таким образом, символика русского декоративно-прикладного искусства несёт в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.

        Программа знакомства ребёнка с   основами русской  народной  культуры опирается на принципы построения общей дидактики:

связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.

Целью данной программы является:

ознакомление с  жизнью   и  бытом   русского  народа   и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

  • Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;
  • Освоение историко – культурного наследия Росси через  памятные даты   народного  календаря;
  • Знакомство  с обычаями  и  традициями  обрядовых  праздников;
  • Приобщение к эстетической культуре;
  • Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
  • Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
  • Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи;
  • Обогащать словарный запас детей.

Направления:

1.   Знакомство   с  жизнью  и   бытом  русского народа.

  1. Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.
  2. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.

Формы работы с детьми по ознакомлению с  русской  народной  культурой:

  • Беседы;
  • Занятия на основе метода интеграции;
  • Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов;

  • Экскурсии;
  • Дидактические игры;
  • Экспериментирование с различными художественными материалами;
  • Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
  • Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
  • Использование народных игр, в  том   числе хороводов.

В работе используются различные методы и приемы: одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности); метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

Предполагаемый результат:

  • Формирование  устойчивого  интереса у детей появится к истории и культуре нашего народа;
  • Наличие  у  детей  представлений о народных промыслах   и умения  различать изделия разных народных промыслов;
  • Приобретение   детьми  практических умений по работе различными изобразительными материалами;
  • Развитие   творческих  способностей детей,   и  формирование  уважения к историческому  наследию.

Методы оценки результативности программы:

  • Отслеживание результата (наблюдение, диагностика);
  • Результаты продуктивной деятельности  детей.

Индивидуальная работа, для того чтобы:

  • Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству. Учитывая индивидуальные способности детей.
  • Определить возможные перспективные работы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).
  • Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.

Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.

Работа с родителями.

 Используются разнообразные формы работы:

  • Индивидуальные консультации по  русской  народной  культуре;
  • Беседы;
  • Выпуск папок-раскладок по народному декоративно-прикладному искусству;

Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду и в городе;  участие  детей в фольклорных  развлечениях и досугах, посвященных  народным праздникам

Тематический план работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры

 Средняя группа

                                         

                                            Сентябрь

Тема занятия

содержание

1.

«Во саду ли, в огороде»

Дид.игра «Что растет в саду и огороде». Загадывание загадок об овощах и о фруктах. Разучивание потешки «Наш козел» (стр.47)

2.

«Чудесный мешочек»

Повторение песенки–потешки «Наш козел». Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (стр.48)

3.

«Коровушка и бычок»

Знакомство детей с домашними животными –коровой и бычком. Разучивание потешек про корову и бычка.(стр.49)

4.

«Бычок -черный бочок»

Повторение потешки про бычка. Знакомство со сказкой «Бычок-черный бочок, белые копытца» (стр.49)

                                                 

                                                    Октябрь

Тема занятия

содержание

1.

«Приглашаем в гости к нам»

Игра-упражнение «Вежливое обращение к гостям».Повторение потешек о козле, коровушке, бычке. (стр.49)

2.

«Гуси-лебеди»

Знакомство со сказкой «Гуси-лебеди». Разучивание потешки «А тари, тари, тари». (стр.49)

3.

«Сошью Маше сарафан»

Знакомство с женской русской народной одеждой. Повторение потешки «А тари, тари, тари» (стр.50)

4.

«Золотое веретено»

Знакомство с предметами обихода – прялкой и веретеном. Знакомство со сказкой «Золотое веретено» (стр.50)

                                                     

                                                      Ноябрь

Тема занятия

содержание

1.

«Волшебные спицы»

Знакомство со спицами и вязанием на них. Беседа о шерстяных изделиях и о том, откуда берется шерсть (козья, овечья) (стр.51)

2.

«Лисичка со скалочкой»

Знакомство с предметом обихода – скалкой. Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой» (стр.51)

3.

«Петушок–золотой гребешок»

Упражнение в вежливом обращении к гостю. Дидактическая игра «Похвали Петушка». Знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зернышко» (стр.51)

4.

«Чудесный сундучок»

Дидактическая игра «Кто спрятался?» (отгадывание загадок о домашних животных). Повторение потешки и попевок о домашних животных. (стр.52)

                                                      Декабрь

Тема занятия

содержание

1.

«Здравствуй, зимушка – зима»

Загадки о зиме. Разучивание русской народной песенки «как на тоненький ледок» (стр.52)

2.

«Зимовье зверей»

Знакомство со сказкой «Зимовье зверей». Повторение песенки «как на тоненький ледок» (стр.54)

3.

«Одень зверей»

Занятие аппликацией по готовым формам. Самостоятельный пересказ детьми сказки «Зимовье зверей» (стр.54)

4.

«Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!»

Знакомство с празднованием Нового года. Разучивание колядки «Щедровочка» (стр.54)

                                                       

                                                         Январь

Тема занятия

содержание

1.

«Сундучок Деда Мороза»

Беседа «подарки Деда Мороза». Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой нос» (стр.55)

2.

«Лиса и козел»

Дидактическая игра «Похвали лису». Повторение потешек о домашних животных. Знакомство со сказкой «Лиса и козел» (стр.55)

3.

«Веселые ложки»

Знакомство с предметами обихода – деревянными ложками. Загадывание загадок о животных (стр.56)

4.

«Заюшкина избушка»

Самостоятельный пересказ детьми сказки «заюшкина избушка» (стр.56)

                                                       

                                                        Февраль

Тема занятия

содержание

1.

«Кто же в гости к нам пришел?»

Знакомство с домовенком Кузей. Игра «Аюшки» (стр.57)

2.

«Русская балалайка»

Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о балалайке. (стр.58)

3.

«Лисичка-сестричка»

Знакомство со сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк» (стр.58)

4.

«Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая»

Знакомство с Масленицей. Разучивание песенки «Блины» (стр.59)

                                                     

  Март

Тема занятия

содержание

1.

«При солнышке- тепло, при матушке – добро»

Беседа о маме с включением пословиц и поговорок. Самостоятельный рассказ «Какая моя мама»  Пение песенок о маме. (стр.59)

2.

«Крошечка-Хаврошечка»

Знакомство со сказкой «Крошечка –Хаврошечка» (стр.60)

3.

«Весна, весна, поди сюда!»

Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заучивание заклички о весне. (стр.60)

4.

«Пришла весна!»

Повторение заклички о весне. Создание из цветных лоскутков коллекционной аппликации «Пришла весна». (стр.61)

           

                                                       Апрель

Тема занятия

содержание

1.

«Шутку шутить – людей насмешить»

Знакомство с потешным фольклором –дразнилками, скороговорками. (стр.62)

2.

«Небылица–небывальщина»

Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц. (стр.63)

3.

«Русская свистулька»

Рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистульки. (стр.63)

4.

«Чудесный мешочек»

Раскрашивание свистулек. Дидактическая игра «Угадай по звуку». Слушание народных мелодий. (стр.64)

                                               

                                                  Май

Тема занятия

содержание

1.

«Времена года»

Рассказ о временах года с использованием соответствующих загадок. Повторение закличек, песенок о временах года. (стр.64)

2.

«Волшебная палочка»

Узнавание знакомых сказок по  отрывкам из них, иллюстрациям, предметам (стр.65)

3.

«Игра с Колобком»

Самостоятельное   творческое развитие сюжета сказки «Колобок» (стр.65)

4.

«Посиделки»

Загадывание загадок о домашних животных. Игры на народных музыкальных инструментах.

Старшая группа

                                             Сентябрь

Тема занятия

содержание

1.

«Что летом родиться, - зимой пригодиться»

Беседа о лете. Народные приметы, пословицы, поговорки, песенки о лете. Загадывание загадок о летних явлениях природы. (стр.66)

2.

«Гуляй, да присматривай»

Рассказ о первом осеннее  месяце, его приметах. Дидактическая игра «С какого  дерева детки?»(плоды, листья). Разучивание песенки-попевки «Восенушка-осень».(стр.67)

3.

«Вершки да корешки»

Знакомство со сказкой «Мужик и медведь». Дидактическая  игра «вершки и корешки» Загадывание детьми загадок.(стр.68)

4.

«Хлеб – всему голова»

Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» Знакомство со старинными орудиями труда –цепком и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе.(стр.68)

                                                Октябрь

Тема занятия

содержание

1.

«Октябрь пахнет капустой»

Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и  праздниках (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихода –деревянным корытцем, тяпкой. Повторение попевки «Восенушка – осень» (стр.69)

2.

«Зайчишка-трусишка»

Знакомство со сказкой «Заяц – хваста». Разучивание потешки «Зайчишка-трусишка» (стр.70)

3.

«У страха глаза велики»

Беседа о страхе. Знакомство со сказкой «У страза глаза велики» (стр.70)

4.

«Друг за дружку держаться–ничего не бояться»

Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да масленый». Беседа о взаимовыручке и поддержке» (стр.70)

                                                 Ноябрь

Тема занятия

содержание

1.

«Знаешь ли ты сказки?»

Литературная викторина по сказкам «Заяц –хваста», «У страха глаза велики», «Крылатый, мохнатый да масленый» (стр.71)

2.

Гончарные мастеровые

Дидактическая игра «Что как называется?» Рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин» (стр.71)

3.

«Дикие животные»

Знакомство со сказкой «Лиса и рак». Разучивание песенки-потешки о лисе. Беседа о диких животных с использованием загадок о них. (стр.72)

4.

«Что нам осень принесла?»

Беседа об осени с использованием соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц. (стр.73)

                               

                                                      Декабрь

Тема занятия

содержание

1.

«Здравствуй, зимушка-зима!»

Беседа о характерных особенностях декабря с использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз».(стр.73)

2.

«Проказы старухи зимы»

Загадывание загадок о зиме. Повторение заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». Знакомство со сказкой К.Д.Ушинского «Проказы старухи зимы» (стр.74)

3.

«Лиса-обманщица»

Викторина по сказкам. Разыгрывание сюжета сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» (стр.74)

4.

«Пришла коляда-отворяй ворота»

Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки. (стр.75)

                             

                                                   Январь

Тема занятия

содержание

1.

«С Новым годом со всем родом!»

Рассказ о традициях празднования Нового года .Пение колядок. (стр.75)

2.

«Гуляй,

да присматривайся»

Беседа о характерных особенностях января. Знакомство со сказкой «Морозко» (стр.76)

3.

«Хороший город Городец»

Рассказ о городе Городце и городецкой росписи. Пение частушек. (стр.76)

4.

«Городецкая роспись»

Продолжение рассказа о городецкой росписи. Составление узоров из готовых форм. Повторение пословиц и поговорок о мастерстве. (стр.77)

                                                  Февраль

Тема занятия

содержание

1.

««Гуляй, да присматривайся»

Беседа о характерных особенностях февраля. Знакомство со сказкой «Два Мороза» (стр.77)

2.

«Сказка для Кузи»

Самостоятельное рассказывание  детьми сказок. Словесная игра «Аюшки» (стр.78)

3.

«Письмо Нафане»

Составление детьми письма Нафане –другу домовенка Кузи. Знакомство с обрядовыми песнями, посвященными Масленице. (стр.78)

4.

«Ой ты, Масленица!»

Рассказ о Масленице. Пение обрядовых песен.(стр.79)

                     

                                           

  Март

Тема занятия

содержание

1.

«Нет милее  дружка, чем родимая матушка»

Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок маме. (стр.79)

2.

«Мудреному и счастье к лицу»

Знакомство со сказкой «Семилетка». Загадывание загадок.(стр.80)

3.

«Гуляй,

да присматривайся»

Беседа о характерных признаках начала весны. Разучивание заклички о весне «Жаворонки, прилетите» (стр.80)

4.

«Весна, весна, поди сюда!»

Пение закличек о весне. Словесное упражнение «Какие краски и для чего нужны весне» (стр.81)

                                                     Апрель

Тема занятия

содержание

1.

«Шутку шутить – людей насмешить»

Знакомство с потешным фольклором. Составление детьми потешного рассказа. Загадывание загадок о весенних явлениях.(стр.82)

2.

«Небылица в лицах, небывальщина»

Знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц.(стр.83)

3.

«Красная горка»

Знакомство с  традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры. Пение частушек.(стр.84)

4.

«Апрель ленивого не любит, проворного голубит»

Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян.(стр.84)

 

                                                      Май

Тема занятия

содержание

1.

«Весна красна цветами»

Повторение закличек, песенок пословиц о весне. Отгадывание загадок. Знакомство со сказкой Н.Павлова «Под кустом» (стр.85)

2.

«Победа в воздухе не вьется, а руками достается»

Рассказ о воинах – защитниках Отечества. Знакомство со сказкой «каша из топора» (стр.85)

3.

«А за ним такая гладь – ни морщинки не видать»

Знакомство детей с различными способами глажения белья. Загадывание загадок о предметах обихода. (стр.86)

4.

«Кошкин дом »

Инсценировка знакомых сказок, слушание русских народных песен.

 Подготовительная к школе группа

                                              Сентябрь

Тема занятия

содержание

1.

«Что летом родиться, -зимой пригодиться»

Беседа о лете. Повторение пословиц, поговорок и песенок о лете. (стр.88)

2.

«Восенушка – осень - сноп последний косим»

Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Повторение заклички «Восенушка-осень» (стр.88)

3.

«Хлеб всему голова»

Беседа  о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием.(стр.89)

4.

«К худой голове своего ума не приставишь»

Беседа об уме и о глупости. Знакомство с о сказкой «Про Филю». Словесная игра «Филя и Уля» (стр.89)

                                                 Октябрь

Тема занятия

содержание

1.

«Рассматривание русского народного костюма»

Рассказ об истории возникновения русского костюма, обратить внимание на  узорчатое украшение сарафана, сорочки, кокошника. Познакомить с названиями других национальностей.

2.

«Октябрь – грязник – ни колеса, ни полоза не любит»

Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове.(стр.90)

3.

«В тереме расписном я живу, к себе в избу всех приглашу»

Рассказ о строительстве изб на Руси.. Знакомство с русской народной игрой «Заря –зарница»

4.

«Моя малая Родина»

Рассказ об освоении Кубанских земель казаками, рассматривание иллюстраций

                                              Ноябрь

Тема занятия

содержание

1.

«Город, в котором я живу»

Рассказ об истории Славянска-на-Кубани, чтение стихов Т.Голуб

2.

«Синичкин день»

Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках Синичкин день и  Кузьминки (стр.92)

3.

«Где живет перо Жар-птицы?»

Знакомство детей с хохломской росписью. (стр.92)

4.

«Чудо - чудное, диво -дивное – Золотая Хохлома»

Рассказ  о традициях хохломской росписи («кудрина», «травка» и т.п.) (стр.92)

                                                  Декабрь

Тема занятия

содержание

1.

«Зима -  не лето, - в шубу одето»

Беседа о характерных особенностях зимы. Использование русской народной песенки «Как на тоненький ледок» (стр.93)

2.

«Светит, да не греет»

Беседа о различных источниках освещения. Показ теневого театра.(стр.93)

3.

«Пришел мороз – береги ухо и нос»

Знакомство со сказкой В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе. Повторение песенки «Как на тоненький ледок» (стр.94)

4.

«Снегурочка –внучка Деда Мороза»

Знакомство со сказкой «снегурочка». Прослушивание фрагментов оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» (в грамзаписи) (стр.95)

                                           Январь

Тема занятия

содержание

1.

«Пришла Коляда накануне Рождества»

Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Пение песенок. (стр.95)

2.

«Зимние узоры»

Знакомство с творчеством вологодских кружевниц (стр.95)

3.

«Гжель прекрасная»

Знакомство с гжельским художественным промыслом. (стр.96)

4.

«Гжель прекрасная»

Самостоятельное рисование детьми гжельских узоров.(стр.96)

                                           Февраль

Тема занятия

содержание

1.

«Дело мастера боится»

Знакомство со сказкой  «Семь Симеонов». Дидактическая игра «Кому что нужно для работы». Повторение пословиц о труде и мастерстве.(стр.96)

2.

«Живет в народе песня»

Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Разучивание русской народной песни «Ой, встала я ранешенько» (стр.97)

3.

«На героя и слава бежит»

Рассказ о русских богатырях (стр.97)

4.

«Масленица Прасковейка, встречаем

тебя хорошенько»

Беседа о Масленице. Пение песен, частушек(стр.97)

                                           

  Март

Тема занятия

содержание

1.

«Сердце матери лучше солнца греет»

Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок.(стр.98)

2.

«Русская матрешка»

Рассказ о матрешке. Разучивание частушек (стр.98)

3.

«Поэзия народного костюма»

Рассказ о народном костюме. Прослушивание русских народных песен (в записи) (стр.99)

4.

«Грач во дворе –весна на дворе»

Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне.(стр.99)

                                               Апрель

Тема занятия

содержание

1.

«Шутку шутить –людей смешить»

Беседа о народном  юморе (докучные сказки, скороговорки, дразнилки). Словесная игра «Пута-ница» (стр.100)

2.

«Наши земляки»

Беседа о  поэтах Кубани, чтение их произведений (Т.Голуб, Е.Бакалдин)

3.

«Красная горка»

Рассказ о Пасхе. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки» (стр.100)

4.

«Путешествие на златогривой тройке»

Знакомство детей  с  образом коня в русском народном декоративно-прикладном творчестве (городецкая, палехская, хохломская роспись). Рассказ о мастерах Палеха. Прослушивание народных песен, воспевающих русскую тройку (в записи)(стр.101)

                                                    Май

Тема занятия

содержание

1.

«Человек без Родины, что соловей без песни»

Заключительная беседа о прошлом родного края и героях – земляках. Просмотр иллюстраций

2.

«Литературная викторина»

Литературная викторина. Игра-драматизация (стр.101)

3.

«Край родной, навек любимый»

Русские народные подвижные игры на  открытом воздухе.

4.

«Мой родной край»

Беседа о крае в котором ты живешь, чтение стихов о Кубани, рассматривание иллюстраций.

БИБЛИОГРАФИЯ.

  1. Баранникова О. Знакомим дошкольников с государственной символикой России. //Дошкольное воспитание - №8 – 2007 - С.54 – 58.
  2. Берсенева Л. Секреты русского сувенира. // Дошкольное воспитание - №3 – 2003 – С.26 – 29.
  3. Берсенева Л. Хранители традиций народной игрушки. // Дошкольное воспитание - №7 – 2007 – С.46 – 52.
  4. Виноградова Н.Ф., Жуковская Р.И., Козлова С.А. Родной край. – Москва: Просвещение, 1990.
  5. Власенко О.П., Дьяченко В.Ю. Маленькие шаги в большой мир: занятия со старшими дошкольниками по окружающему миру. – Волгоград: Учитель, 2008.
  6. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2004.
  7. Дорохина Н. Взаимодействие со старшим поколением семьи в воспитании дошкольников. // Дошкольное воспитание - №10 – 2007 – С.34 – 37.
  8. Князева О.П., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Санкт-Петербург, 1999.
  9. Лыкова И. Чудо-писанки – шедевры миниатюрной живописи. // Дошкольное воспитание - №3 – 2007 – С. 46 – 52.
  10. Мацкевич М. Дорогами сказки. // Дошкольное воспитание - №3 – 2007 – С. 38 – 44.
  11. Поштарева Т., Мажаренко С. Формы и методы формирования этнокультурной осведомленности. // Дошкольное воспитание - № 12 – 2007 – С. 28 – 36.
  12. Развитие речи. Старшая группа. Разработки занятий. 1 и 2 части. Сост. Жукова Р.А. – Волгоград: Корифей, 2008.
  13. Рафаенко В.Я. Народные художественные промыслы. – Москва: Знание, 1988.
  14. Ривина Е. Родословная в детском саду: история и образ семьи. // Дошкольное воспитание - № 12 – 2007 – С. 37 – 51.

 Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5 – 7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством. – Москва: Мозаика –


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...