Работа с родителями методические рекомендации
консультация (старшая группа) на тему
Методические материалы по организации работы с родителями рекомендованы педагогам дошкольных организаций. Разработанные анкеты с родителями, родительские собрания, обучающие консультации, памятки и буклет созданы с целью привлечения родителей в совместный процесс воспитания нравственных взаимоотношений детей старшей и подготовительной к школе групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_roditelyami.doc | 863 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное учреждение «Управление образования
Краснобродского городского округа»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 49 «Радуга» поселка Краснобродского
Работа с родителями
методические рекомендации
Краснобродский, 2014
Автор-составитель: Кильдюшкина Татьяна Юрьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 49 «Радуга» поселка Краснобродского
Методические материалы по организации работы с родителями рекомендованы педагогам дошкольных организаций. Разработанные анкеты с родителями, родительские собрания, обучающие консультации, памятки и буклет созданы с целью привлечения родителей в совместный процесс воспитания нравственных взаимоотношений детей старшей и подготовительной к школе групп.
Содержание
1. | Анкета «Родительский стиль воспитания» | 4 |
2. | Формы работы с родителями воспитанников | 5 |
3. | Родительское собрание «Методы нравственного воспитания дошкольников» | 6 |
4. | Родительское собрание «Планирование воспитательной работы с детьми по формированию нравственных взаимоотношений воспитанников на новый учебный год» | 8 |
5. | Консультация для родителей «Влияние родительских установок на развитие детей» | 12 |
6. | Консультация для родителей «Родительский стиль воспитания» | 16 |
7. | Консультация для родителей «Агрессивный ребёнок» | 19 |
8. | Консультация для родителей «Моего ребенка обижают!» | 23 |
9. | Консультация для родителей «У меня нет друзей» | 25 |
10. | Консультация для родителей «Как научить ребенка говорить правду» | 29 |
11. | Памятка для родителей «Путь к взаимопониманию» | 31 |
12 | Памятка для родителей «Методы воспитания» | 32 |
13. | Памятка для родителей «Мечты ребенка» | 34 |
14. | Памятка для родителей «Правила общения» | 35 |
15. | Памятка для родителей «Десять советов» | 36 |
16. | Памятка для родителей по правовому воспитанию | 37 |
17. | Буклет для родителей «Снижение агрессивного поведения детей дошкольного возраста» | 39 |
18. | Литература | 41 |
Анкета
«Родительский стиль воспитания»
Уважаемые родители! Просим заполнить анкету, ответы на вопросы которой позволит получить более полную информацию о стиле воспитания Вашего ребенка в семье
Фамилия, имя ребёнка________________________________________________________
- Закончите, пожалуйста, предложения:
1.Свою родительскую задачу Вы видите в том, чтобы______________________________________________________________________
2. Вам хотелось бы, чтобы Ваш ребенок стал более______________________________________________________________________
3. Вы больше всего радуетесь, когда Ваш ребенок____________________________________________________________________
4. Вы больше всего огорчаетесь, когда Ваш ребенок____________________________________________________________________
5. В Ваших мечтах, Ваш ребенок должен стать в будущем___________________________________________________________________
6. В Вашей семье ребенок имеет право на_________________________________________________________________________
7. В результате воспитания в Вашей семье ребенок получит____________________________________________________________________
II. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
- Как Вы поступите, если ребенок неприлично ведет себя на людях?
- Как Вы поступите, если ребенок обидит сверстника?
- Как Вы поступите, если ребенок оскорбит взрослого?
- Как Вы поступите, если ребенок сломает чужую игрушку?
- Как Вы поступите, если на поведение ребенка в группе жалуется педагог?
- Как Вы поступите, если ребенок капризничает и отказывается ложиться вовремя в постель в вечернее время?
- Как Вы поступите, если в магазине ребенок требует покупки дорогой игрушки?
- Как Вы поступите, если ребенок настаивает на просмотре взрослой телепередачи?
Благодарим за участие в анкетировании!
Формы работы с родителями воспитанников
Рис.1 Традиционные и современные формы работы с родителями
Родительское собрание
«Методы нравственного воспитания дошкольников»
(Старшая группа)
Цель: оказание методической помощи родителям воспитанников в выборе эффективных методов нравственного воспитания ребенка.
Оборудование: на стенах оформлены высказывания великих педагогов и философов прошлого века В. В. Розанова, С.И. Варюхиной, М. Климовой. Которые отмечали, что: «… лишь семья, лишь она одна может воспитать в детях существеннейшие стороны культуры, привить её самые одухотворённые, эфирные частицы…», что «среди многих ценных человеческих качеств доброта – главный показатель развитости человеческого в человеке», что «Родительский дом в становлении и культивировании чувств занимает первоочередное место. Заменить его не может ничто. Дом для ребёнка – школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям…, но и ко всем остальным членам семьи».
На стенде выставка детских рисунков на тему: «Что такое доброта?». Аудиозапись ответов детей на вопрос взрослого: «Кто, по-твоему, хороший человек?». Презентация родительского опыта по нравственному воспитанию в семье.
Ход собрания
- Вводная часть
Сообщение темы собрания родителям, ее актуальность на современном этапе.
- Основная часть
- Дискуссия родителей по теме
Воспитатель вопросами направляет дискуссию родителей в нужное русло:
- Кто, по-Вашему мнению, является нравственным человеком?
- Какими методами можно воспитать нравственного человека в семье?
Родители дают свободные высказывания, выражают свое мнение, аргументируют ответы, ссылаясь на жизненный опыт и опыт других педагогов.
- Презентация родительского опыта в вопросах нравственного воспитания ребенка в семье
Часть родителей выполняют заранее подготовленную презентацию собственного опыта по нравственному воспитанию детей с помощью рассказа, слайд-шоу или в форме эссе.
- Знакомство родителей с выставкой рисунков детей и их ответами в записи
Воспитатель знакомит родителей с выставкой рисунков на тему: «Что такое доброта?» и записью ответов детей на вопрос: «Кто по-твоему, хороший человек?». При этом дает сравнительный анализ ответов детей и взрослых, на вопрос о понятии нравственного человека.
- Доклад воспитателя по плану:
1.понятие нравственности и нравственного человека;
2.актуальность проблемы нравственного воспитания маленького человека;
3.методы нравственного воспитания дошкольника в семье
III. Заключительная часть
В заключение собрания воспитатель предлагает разыграть проблемную жизненную ситуацию, предложив представить себя на месте родителя, ребенок которого неприлично повел себя в обществе. Предлагается включение в диалог с воображаемым ребенком и методы выхода из создавшейся ситуации.
Родительское собрание
«Планирование воспитательной работы с детьми по формированию нравственных взаимоотношений воспитанников на новый учебный год»
(Подготовительная к школе группа)
Цель: привлечение родителей к составлению совместного плана воспитательной работы с детьми по проблеме формирования нравственных взаимоотношений воспитанников в группе.
Родительское собрание организуется в форме деловой игры.
Педагогические цели игры:
- раскрыть родителям технологию перспективного планирования воспитательной работы с детьми;
- привлечь к отбору содержания воспитательной работы с детьми;
- развивать инициативу родителей, умение брать на себя ответственность за реализацию предложенных ими мероприятий;
- способствовать установлению сотрудничества и взаимопонимания между родителями воспитанников и воспитателями группы;
- развивать прогностические и аналитические способности родителей, умение принимать на себя определенную роль и «вести» ее до окончания игры;
- совершенствовать умения убеждать, быстро реагировать на информацию, работать в коллективе.
Игровые цели
- отработать правила составления перспективного плана воспитательных мероприятий на учебный год;
- разработать проект плана воспитательных мероприятий, максимально способствующий достижению желаемых, с точки зрения родителей, результатов в развитии нравственных взаимоотношений детей.
Объект имитации игры
Процесс планирования воспитательной работы с детьми на учебный год.
Предмет игры
Разработка совместного плана воспитательной работы с детьми по проблеме формирования нравственных взаимоотношений воспитанников группы.
Комплект ролей и инструкции по их выполнению
Творческая личность (2—3 игрока) — ищет разные, оригинальные пути решения поставленной задачи. Предлагает их в процессе обсуждения. Предложения могут быть сумбурны, бессистемны. Доброжелателен в общении. Отстаивает собственную точку зрения, аргументируя свои высказывания.
Незыблемый авторитет (1—2 игрока) — имеет свою точку зрения на решение проблемы. Перебивает собеседника, настаивая на ошибочности его предложений. Не подкрепляет собственные высказывания аргументами. Нагнетает обстановку. Высокомерен, авторитарен.
Организатор (1 игрок) — тактичен, способен найти рациональное зерно в высказываниях других игроков. Выстраивает предложения в систему. Слушает не перебивая. Организует деятельность всей группы: предлагает распределить обязанности игроков, следит за временем.
Эксперт — оценивает деятельность игроков и конечный результат.
Правила игры
- Ведущий оставляет за собой право останавливать игру для корректировки ее хода и реализации обучающих функций.
- Участники игры должны соблюдать регламент всех игровых процедур.
- Позиция пассивного наблюдателя не допускается.
- Игроки получают право вносить обоснованные коррективы в правила игры.
Система оценивания
Оценке подвергается и игровая, и имитационная деятельность. Дается качественная оценка параметров. Итоги оценивания выставляются на всеобщее обозрение.
Блок схема деловой игры (игра рассчитана на 1 час 15 минут)
Игровые этапы / 45 минут | Разработка родителями плана воспитательных мероприятий на предстоящий учебный год |
7 минут | Этап 1. Родители размышляют и записывают в центре рабочего листа качества личности ребенка, которые способствуют формированию нравственных взаимоотношений детей в группе |
8 минут | Этап 2. Родители выбирают из предложенных карточек с указанием тем и форм проведения мероприятий те, которые будут соответствовать поставленным целям и способствовать формированию необходимых качеств личности ребенка. Предлагают свои мероприятия |
10 минут | Этап 3. Родители отмечают на рабочем листе, какую конкретную помощь в проведении каких групповых мероприятий в новом учебном году они могли бы оказать |
20 минут (4 группы х 5 минут) | Этап 4. Родители защищают свой проект плана |
Подведение итогов /15 минут | Выступление экспертов и ведущего: анализ процесса игры в целом, поведения участников, степени реализации ролей, высказывание критических замечаний. Подведение общих итогов деловой игры |
Методика подготовки и проведения игры
Организуют игру воспитатели группы. Один из них, выполняет роль ведущего игры, второй — роль эксперта. Ведущий игры участвует в экспертной оценке, консультирует игроков, отвечает за информационно-методическое и материально-техническое обеспечение игры.
Для успешного проведения данной игры важно, чтобы педагоги группы, опираясь на результаты проблемно-ориентированного анализа воспитательных мероприятий за прошлый учебный год, заранее наметили те воспитательные мероприятия, которые они считают необходимым провести с детьми для решения программных задач в этом году. Темы этих мероприятий и предполагаемую форму проведения они помещают на карточки. Отдельно готовятся карточки «Ваше предложение» (чистые бланки). Должно быть 4 набора карточек (по числу рабочих групп, созданных родителями).
Для успешного проведения игры необходимо правильно организовать пространство группы. Столы расставляются так, чтобы за них могли сесть четыре группы родителей. Предусматривается, как и куда (стена, доска) будут крепиться готовые проекты планов.
Участников игры ведущий распределяет на группы с помощью жребия. Каждой группе дается рабочий лист ватмана (образец предложен ниже) и цветные маркеры.
Действия игроков и игра в целом подвергаются качественной оценке. Ее дают эксперт и ведущий. Им предстоит определить оригинальные, наиболее функциональные решения игроков, высказать критические замечания и предложения.
Деловая игра позволяет увидеть отношение родителей к предлагаемым воспитателями мероприятиям и скорректировать воспитательский план работы с учетом мнений и интересов родителей.
В результате игры воспитатели либо получают готовый проект плана воспитательных мероприятий на учебный год (тот, который признан лучшим), либо в ходе обсуждения с родителями отбирают самые интересные предложения и на их основе корректируют свой план воспитательных мероприятий.
Формы бланковой и другой документации
Тематика воспитательных мероприятий
- Круглый стол знатоков русских народных сказок.
- Вечер встречи с героями сказок « Мы тебя знаем, сказка».
- Викторина «Что такое хорошо, и что такое плохо».
- Совместный досуг с родителями «Час игры».
- Праздничный концерт «Таланты в нашей группе».
- Вечер досуга «Любимые песни с друзьями»
- Веселые старты «Побеждает дружба!»
ОФОРМЛЕНИЕ РАБОЧЕГО ЛИСТА ВАТМАНА
БЕСЕДЫ | ВСТРЕЧИ С ИНТЕРЕСНЫМИ ЛЮДЬМИ | |
РЕБЕНОК | ||
ИГРЫ И КОНКУРСЫ | ДРУГИЕ ФОРМЫ |
Консультация для родителей
«Влияние родительских установок на развитие детей»
Цель консультации: формирование представления у родителей воспитанников о влиянии родительской установки на развитие личности ребенка.
Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое – сознание и подсознание.
В неосознаваемой сфере важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители - самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима: "Мама сказала….", "Папа велел…" и т.д.
В отличие от сформировавшейся личности, дошкольник не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.
Установки возникают повседневно. Они случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка "Ты всё можешь" победит установку "Неумеха, ничего у тебя не получается", но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.).
Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.
Ниже приведена таблица наиболее часто встречающихся негативных родительских установок. Обратите внимание на последствия, которые они могут иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?
Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даёте своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя.
НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ | ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ | |
Сказав так: | подумайте о последствиях | и вовремя исправьтесь |
"Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…". | Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению. | "Будь собой, у каждого в жизни будут друзья!". |
"Горе ты моё!" | Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями. | "Счастье ты моё, радость моя!" |
"Плакса-Вакса, нытик, пискля!" | Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение. | "Поплачь, будет легче…". |
"Вот дурашка, всё готов раздать…". | Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм. | "Молодец, что делишься с другими!". |
"Не твоего ума дело!". | Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями. | "А ты как думаешь?". |
"Ты совсем, как твой папа (мама)…". | Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя | "Папа у нас замечательный человек!" "Мама у нас умница!". |
"Ничего не умеешь делать, неумейка!". | Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению. | "Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!". |
"Не кричи так, оглохнешь!" | Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность. | "Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…!". |
"Неряха, грязнуля!". | Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей. | "Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!" |
"Противная девчонка, все они капризули!" (мальчику о девочке). "Негодник, все мальчики забияки и драчуны!" (девочке о мальчике). | Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола. | "Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого". |
"Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!". | Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, "уход" в себя или "уход" от родителей. | "Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!". |
"Жизнь очень трудна: вырастешь – узнаешь…!" | Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм. | "Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!". |
"Уйди с глаз моих, встань в угол!" | Нарушения взаимоотношений с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность. | "Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!" |
"Не ешь много сладкого, а то зубки будут болеть, и будешь то-о-ол-стая!". | Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя. | "Давай немного оставим папе (маме) ит.д." |
"Все вокруг обманщики, надейся только на себя!" | Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверконтроля, ощущение одиночества и тревоги. | "На свете много добрых людей, готовых тебе помочь…". |
"Ах ты, гадкий утёнок! И в кого ты такой некрасивый!". | Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях. | "Как ты мне нравишься!". |
"Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!". | Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность. | "Смелее, ты всё можешь сам!". |
"Всегда ты не вовремя подожди…". | Отчуждённость, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, "уход" в себя", повышенное психоэмоциональное напряжение. | "Давай, я тебе помогу!" |
"Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!". | Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности. | "Держи себя в руках, уважай людей!". |
Естественно, список установок может быть значительно больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может "всплыть" в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.
Как часто вы говорите детям: Я сейчас занят(а). Посмотри, что ты натворил!!! Как всегда неправильно! Когда же ты научишься! Сколько раз тебе можно повторять! Ты сведёшь меня с ума! Что бы ты без меня делал! Вечно ты во всё лезешь! Уйди от меня! Встань в угол!
Все эти "словечки" крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, не уверен в себе.
А эти слова ласкают душу ребёнка: Ты самый любимый! Ты очень многое можешь! Что бы мы без тебя делали?! Иди ко мне! Садись с нами. Я помогу тебе… Я радуюсь твоим успехам! Чтобы не случилось, наш дом – наша крепость. Расскажи мне, что с тобой…
Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться!
Консультация для родителей
«Родительский стиль воспитания»
Цель консультации: формирование у родителей воспитанников умения правильно избирать педагогический стиль по отношению к собственному ребенку.
У любого человека к определенному возрасту складываются стереотипы поведения. Нельзя сказать, что стереотипы - вещь совершенно бесполезная или вредная. Они помогают нам оставаться самими собой. А с другой стороны, иногда мешают проявить гибкость в меняющихся обстоятельствах.
Один из таких стереотипов - стиль воспитания, который вольно или невольно складывается у каждого из родителей. Конечно, любая типология достаточно условна. К тому же мы можем сочетать в себе черты разных родительских стилей.
1. Подчиняющий стиль
Приверженцы этого стиля требуют от ребенка беспрекословного подчинения во всем. Ребенок может реагировать на такое отношение по-разному. Один внешне послушен, но внутренне протестует, и такое противоречие может довести его до невроза. Другой – постоянно упрямится и сопротивляется требованиям.
2. Излишне требовательный стиль
Он выражается в стремлении ускорить развитие ребенка. Такие родители требуют от ребенка во всем быть лучшим. Ругают за малейшую оплошность. Большое значение придают приобретению знаний и навыков, но не эмоциональному развитию детей. В общении с ними стараются проявлять как можно меньше чувств. Реакция детей на завышенные и преждевременные требования: подавленность, неуверенность в собственных силах, постоянная боязнь разочаровать родителей, что также ведет к неврозам.
3. Смягчающий стиль
Для него, наоборот, характерно постоянное занижение требований к ребенку, оправдание любых поступков. Ребенку стараются подобрать доброго, нетребовательного педагога, избавить от любого напряжения, не поощряют проявление инициативы. Такие дети вырастают безвольными, не умеющими нести ответственность за события своей жизни.
4. Близок этому типу воспитания охраняющий стиль
Родители находятся в постоянной тревоге за ребенка, следят за каждым его шагом, выполняют любое желание. Стараются не допустить малейшего физического или психологического дискомфорта. Формируется зависимость от родителей во всем вплоть до взрослых лет.
5. Излишне пылкий стиль
Свойственен больше мамам. Для него характерно чрезмерное проявление своих чувств к детям, восхищение их красотой, способностями, постоянные объятия, поцелуи и т. д. Привыкший к выражению постоянной любви и поклонения в семье, ребенок ждет того же и от всех окружающих людей. Не получая ожидаемой оценки и заботы, считает отношение к себе окружающих несправедливым.
6. Небрежный стиль
Отличается полным невниманием к внутреннему миру ребенка, его психическим состояниям, переживаниям. Ребенок предоставлен сам себе. Нет требовательности, но нет и поощрения и необходимой ласки, любви. Равнодушие к ребенку рождает у него безразличие к собственному внешнему виду, к переживаниям окружающих. Нередко у особо чувствительных и замкнувшихся в себе детей формируется жестокость, стремление сделать кому-нибудь больно.
7. Угрожающий стиль
Проявляется в готовности наказать ребенка за любую, большую или малую, провинность, в постоянных угрозах. В семье все находятся в постоянном напряжении, готовые в любой момент сорваться. Может сформировать у ребенка привычку хитрить, изворачиваться, чтобы избежать наказания. Или отказ от собственной точки зрения, лишь бы не связываться. Став старше, некоторые дети вообще перестают реагировать на угрозы, становятся неуправляемыми.
8. Непоследовательный стиль
Такие родители легко меняют милость на гнев, от ласк переходят к угрозам. Могут пообещать, что-то сделать или купить под настроение, но обещаний чаще всего не выполняют. Характерный признак - непродуманность требований, наказаний и поощрений. Постепенно ребенок теряет уважение к родителям. Но самое главное, необдуманность поступков, вспыльчивость, непоследовательность становятся его собственным жизненным стилем.
9. Подкупающий стиль
В таких семьях отношения с ребенком строятся на товарно-денежной основе. Ребенок привыкает к тому, что его хорошее поведение, успешная учеба, помощь по дому покупаются за деньги или подарки. Это формирует у него представление, что человеческие отношения вообще зависят только от количества денег.
Попробуйте определить свою принадлежность к тому или иному типу и оценить его сильные и слабые стороны. Это поможет отказаться от типичных родительских ошибок в отношениях с ребенком.
Консультация для родителей
«Агрессивный ребёнок»
Цель консультации: ознакомление родителей со способами преодоления проявлений агрессивности дошкольников
Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.
Такие дети используют любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать, щипать. Их поведение часто носит провокационный характер. Чтобы вызвать ответное агрессивное поведение, они всегда готовы разозлить маму, воспитателя, сверстников. Они не успокоятся до тех пор, пока взрослые не "взорвутся", а дети не вступят в драку. Например, такой ребёнок будет сознательнее одеваться медленнее, отказываться мыть руки, убирать игрушки, пока не выведет маму из себя и не услышит её крик или не получит шлепок. После этого он готов заплакать и, только получив утешение и ласку от мамы, успокоится. Не правда ли очень странный способ получения внимания? Но это для данного ребёнка единственный механизм "выхода" психоэмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности.
В нашей жизни, к сожалению, происходит много событий, которые сами по себе могут ожесточить, озлобить, довести до отчаяния и вызвать негативные переживания. Дети чётко улавливают настроения окружающих. Поэтому родителям не стоит при ребёнке допускать обсуждение неприятностей, смотреть передачи про катастрофы и фильмы про убийство и безысходность, оценивать отрицательно поступки других, укорять и угрожать расправой обидчикам. Подобные проявления своего недовольства и обиды являются не лучшим примером для подражания и бумерангом могут вернуться в семью в "исполнении" ребёнка. Взрослые не должны удивляться, почему их ребёнок слово в слово повторяет их ругательные выражения, находится в позиции постоянного сопротивления и неприятия окружающих его людей и событий. Если вы стали замечать, что ваш ребёнок наэлектризован злостью, обзывается, дерётся, обижает и жестоко относится к животным, то первое, что вы должны сделать, это задать себе вопросы:
- Когда это началось?
- Как ребёнок проявляет агрессию?
- В какие моменты ребёнок проявляет агрессию?
- Что явилось причиной агрессивности?
- Что изменилось в поведении ребёнка с того времени?
- Что на самом деле хочет ребёнок?
- Чем вы реально можете ему помочь?
Причины агрессивности почти всегда внешние: семейное неблагополучие, лишение чего-то желаемого, разница между желаемым и возможным. Поэтому работу с агрессией своего ребёнка необходимо начать с самостоятельного анализа внутрисемейных отношений. Это будет главным шагом в решении существующей проблемы.
Обнаружив у своего ребёнка признаки агрессивного поведения, поиграйте с ним в игры, представленные ниже. Это можно сделать в кругу семьи, при участии близких родственников (братья, сёстры), а также с друзьями своего ребёнка. Самое главное – попробуйте раскрепоститься сами, отдайтесь игре, ведь ребёнок непременно почувствует вашу искренность и оценит это.
Игра «Выбиваем пыль» (для детей с 4 лет)
Каждому участнику даётся «пыльная подушка». Он должен, усердно колотя руками, хорошенько её «почистить».
Игра «Час тишины и час «можно» (для детей с 4 лет)
Договоритесь с ребёнком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребёнок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ребёнку разрешается делать почти всё: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей и висеть на них и т.д.
Примечание: «часы» можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.
Игра «Падающая яблоня» (для детей с 5 лет)
Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника – штурмом взять её (запрыгнуть), издавая победные крики типа:
«А-а-а», «Ура!» и т.д. Побеждает тот, кто запрыгивает на башню, не разрушив её стены.
Примечание:
· Каждый участник может сам себе построить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить.
· После каждого штурма «болельщики» издают громкие крики одобрения и восхищения: «Молодец!», «Здорово!», «Победа!» и т.д.
Игра «Штурм крепости» (для детей с 5 лет)
Из попавшихся «под руку» небьющихся предметов строится крепость (тапки, стулья, кубики, одежда, книги и т.д. – всё собирается в одну большую кучу). У играющих есть "пушечное ядро" (мяч). По очереди каждый со всей силой кидает мяч во вражескую крепость. Игра продолжается, пока вся куча – "крепость" - не разлетится на куски. С каждым удачным попаданием штурмующие издают громкие победные кличи.
Игра «Ругаемся овощами» (для детей с 5 лет)
Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а … овощами: "Ты – огурец", "А ты – редиска", "Ты – морковка", "А та – тыква" и т.д.
Примечание: Прежде, чем поругать ребёнка плохим словом, вспомните это упражнение.
Игра «По кочкам» (для детей с 5 лет)
Подушки раскладываются на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием. Играющие – «лягушки», живущие на болоте. Вместе на одной «кочке» капризным «лягушкам» тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: «Ква-ква, подвинься!» Если двум «лягушкам» тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в «болото» соседку, и та ищет себе новую «кочку».
Примечание: взрослый тоже прыгает по «кочкам». Если между «лягушками» дело доходит до серьёзного конфликта, он подскакивает и помогает найти выход.
Игра «Жужа» (для детей с 6 лет)
«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг неё, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до неё, щекочут. «Жужа» терпит, но когда ей всё это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за "обидчиками" вокруг стула, стараясь отхлестать их полотенцем по спинам.
Примечание: взрослый следит за формой выражения «дразнилок». Они не должны быть обидными и болезненными.
Консультация для родителей
«Моего ребенка обижают!»
Цель консультации: оказание помощи родителям в вопросах устранения конфликтов между детьми, возникающих в среде детского сада.
Все мы любим своих детей и стараемся защитить от всего дурного. В том числе от конфликтов со сверстниками. Так что же делать, если ребенка обидели?
Взаимоотношения детей не так просты, как нам, взрослым, кажется на первый взгляд. И в детском саду, и в школе ребенку предстоит осваивать науку общения со сверстниками - а это не только дружба, но и ссоры, обиды, конфликты. И ни одна мама не освоит эту науку вместо своего чада! Маленький человечек должен сам столкнуться с трудностями, чтобы научиться их преодолевать. Родительский опыт тут не годится - только свой. Тогда ребенок вырастет уверенным, сильным и мудрым. Итак, вашего кроху обидели, он плачет, вам жаль его, и вы уже готовы перевести малыша в другой детский сад… Но, если так рассуждать, вам не хватит всех детских садов в городе! И продержать любимое чадо всю жизнь в изоляции, будто под невидимым колпаком, вам тоже вряд ли удастся. Из привычного и заботливого мира семьи ребенок рано или поздно все равно попадет в мир чужой и неизведанный, а его обитатели не всегда будут добрыми, великодушными и отзывчивыми людьми. Но у любой, даже самой трудной, ситуации есть решение. И вы родители, должны помочь своим детям найти выход из длинного лабиринта.
Социальная жизнь малыша чаще всего начинается в детском саду. Каждая мама старается выбрать сад, где ее малышу будет комфортно, но даже самый престижный детский сад не гарантирует того, что кроха не будет обижен кем-то из сверстников. Время от времени все дети ссорятся, но бывает и так, что ребенка начинают в прямом смысле травить. Причины могут быть разными: внешний вид, необычная одежда, дефекты речи, оригинальное имя или фамилия. Дети бывают весьма жестоки, особенно к тем, кто выделяется из общей массы.
Что делать? Прежде всего, выясните причину, Возможно, вы и сами сумеете ее устранить. Понаблюдайте: может быть, ваш малыш выглядит неопрятным или немодным?
1. Займитесь его внешним видом. Даже если бюджет семьи не слишком велик, затраты на 2-3 новых костюма стоят того, чтобы ребенок чувствовал себя более уверенно.
2. Если причина в дефекте речи, посетите логопеда: небольшие проблемы исправляются за 2-3 месяца занятий.
3. Если у вашего малыша «дефект» внешности, скажем, некрасивая форма ушей, это можно скрыть с помощью прически, сейчас даже мальчики носят удлиненные волосы.
4. Физическая слабость тоже бывает причиной нападок. Тогда заинтересуйте ребенка каким-нибудь видом спорта. Дети не станут издеваться над тем, кто может дать сдачи.
Решение конфликтных ситуаций закаляет характер. Есть поговорка: «Что нас не убивает, то делает нас сильнее». Задача родителей - чтобы конфликты не «убивали» лучшее в ребенке, а делали бы его сильнее и мудрее. А если к нашему опыту добавить чуткость по отношению к ребенку, то все трудности станут преодолимыми.
Консультация для родителей
«У меня нет друзей»
Цель консультации: оказание помощи родителям старших воспитанников в воспитании дружественных взаимоотношений в среде сверстников ребенка.
Психологи утверждают: современные дети растут, чересчур изолированно друг от друга. Отсюда-многочисленные проблемы в общении. И виноваты в этом порой родители…
Нашим детям, похоже, подобный дух коллективизма чужд. Иначе чем можно объяснить многочасовое зависание чада у телевизора или компьютера в одиночку? Однако в том, что ребенок не рвется общаться со сверстниками, повинно не только увлечение компьютерными играми, но и... поведение мамы с папой.
Все больше семей сейчас существуют как бы сами по себе, не пуская кого попало на свою «территорию». Есть и другие причины, мешающие детям сблизиться. Это и гиперопёка бабушек - дедушек, и повышенная мамина тревожность, и тотальная занятость всех членов семьи. Будучи лишенным контактов с детьми, ребенок привязывается к родителям и все реже хочет проводить свободное время с ровесниками. А ведь такая замкнутость чревата многочисленными проблемами! Ребенок, недоигравший со сверстниками, растет замкнутым и недоверчивым. Он тяжело сходится с людьми, слывет высокомерным и эгоистичным, и это ещё больше осложняет процесс общения. Вот почему родителям нужно «наступить на горло» собственным страхам и помочь ребенку найти друзей.
Буян или тихоня?
Для начала постарайтесь понять, что именно мешает вашему отпрыску завести друзей. Не исключено, что дело в индивидуальных особенностях его характера. Быть может, ваш ребенок слишком агрессивен и не сдержан? Неудивительно тогда, что сверстники от него шарахаются… А быть может, он слишком настойчив и упрям, всех заставляет жить по его правилам? Дети часто отстраняются от тиранов-ровесников, ведь никому не нравится быть в роли ведомых, а то и побиваемых...
Нелегко найти общий язык со сверстниками и тихоням - стеснительным, робким, погруженным в собственные мысли. Таким детям сложно даже подойти к незнакомому мальчику или девочке, не говоря уже о дружбе. Похожие проблемы испытывают и дети, имеющие какие-то проблемы со здоровьем. Между тем общение идет на пользу абсолютно всем детям - забиякам и тихоням, упрямцам и нерешительным.
Оказывается, чувство дружелюбия формируется постепенно: если дети от 3 до 7 лет далеко не всегда лояльны друг к другу, то к 6-7 годам «лед трогается» и дети становятся гораздо общительнее. Это самое подходящее время, чтобы научить сына или дочку дружить.
Глаза в глаза
Конечно, готовых инструкций о том, как завести друзей, не существует. Однако вы все же можете помочь ребенку. Что же рекомендуют психологи (между прочим, многие их советы подходят не только детям, испытывающим трудности в общении, но и взрослым с аналогичными проблемами)?
1. «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется», - почаще напоминайте ребенку слова этой известной песенки. В самом деле, стоит вашему чаду сменить настороженность на доброжелательность, застенчивость на заинтересованность, и сверстники в ответ станут гораздо отзывчивее. Согласитесь, как-то неудобно говорить собеседнику гадости или объявлять ему бойкот, когда он приветливо улыбается...
2. Приучите ребенка смотреть в глаза собеседнику - по мнению психологов, люди с «бегающим» взглядом не вызывают у окружающих доверия.
3. Посоветуйте ребенку интересоваться другими детьми. Специалисты утверждают, что именно невнимательность к окружающим, зацикленность на собственных ощущениях нередко приводят ребенка к изоляции. Порой дети так сосредотачиваются на своей персоне, что не могут даже описать внешность... постоянного партнера по играм!
4. Делиться своим имуществом - еще один шаг навстречу другим. Как утверждал американский философ Эмерсон, «единственный способ иметь друга - научиться самому быть другом». Необязательно раздавать все до последней игрушки, но и держать их «под замком» не по-товарищески. Исключение можно сделать только для самых любимых, заветных вещей.
5. Разрешите ребенку приглашать к себе домой друзей - уютная домашняя обстановка способствует развитию дружеских отношений. Если ребенок не решается позвать к себе приятелей, сделайте это сами, придумав какой-нибудь повод (неважно какой, хоть первый день лета!).
6. Научите сына или дочь мириться. Объясните, что в случае проступка человек обязательно должен извиниться или попросить прощения. Конечно, нужно иметь определенное мужество, чтобы признать в себе недостатки.
7. Не оставляйте ребенка наедине с его переживаниями. Например, если его обижают сверстники, нет смысла призывать его не расстраиваться: он все равно расстроится. Достаточно сказать, что вы понимаете его чувства. Можете привести пару примеров из собственной биографии. Допустим, вспомните, что вас дразнили в детстве «Лимоном» или «Пышкой», но вы старались не обращать внимания. Объясните чаду, что обидчики, выдумывая разные прозвища, рассчитывают как раз на то, что человек разозлится и выйдет из себя. Если же, невзирая на колкости и ехидство, он будет сохранять спокойствие, «пакостники» быстро потеряют к нему интерес.
Вспомним детство!
Учить детей дружелюбию можно (и нужно!) в игре. Ведь это их стихия! Играя, дети расслабляются, чувствуют себя более уверенно и спокойно, а стало быть, лучше «впитывают» все то, что им говорят родители. Малышам, например, можно показать кукольный спектакль, где один персонаж будет упрямым и вредным, а другой - добрым и отзывчивым (только не забудьте про мораль: победить должно добро!). Обязательно вовлекайте в игру и вашего мужа (можете даже передать ему инициативу); по мнению психологов, самых хороших результатов в обучении достигают семьи, где папа хотя бы 15 минут в день играет с ребенком. Причем «мужская составляющая» в равной степени важна как для мальчиков, так и для девочек.
Ребенка постарше можно обучить игре в гандбол, волейбол, прыжкам через резинку и пр. - то есть всему тому, что вам когда-то самим нравилось в детстве. Не ведите себя чопорно, «по-взрослому», - позвольте себе вспомнить детство! Чем азартнее и непосредственнее вы окунетесь в игру, тем увлекательнее покажется процесс вашему чаду, и он непременно расскажет о нем сверстникам. А значит, в следующий раз он уже не будет отсиживаться дома в одиночестве, а отправится гулять с детьми.
Кстати, в процессе игры вы сможете подкорректировать и некоторые изъяны характера ребенка. Например, если он зашуган, привык беспрекословно слушаться взрослых, предложите ему придумать собственные правила и играйте по ним - это разовьет в нем инициативность и смелость. Идеальны для робких детей занятия танцами, театральная студия - это их раскрепощает, помогая тем самым сблизиться с окружающими.
Если, напротив, ребёнок отличается вздорным, импульсивным нравом, обязательно напомните ему, что поведение игроков должно соответствовать правилам и что любые проявления агрессии недопустимы (можно даже придумать систему штрафов вроде лишения мороженого и конфет за упрямство). Приструнить его несложно, отдав, например, в футбольную секцию - ребёнок волей-неволей научится считаться с правилами и с мнением других людей.
Консультация для родителей
«Как научить ребенка говорить правду»
Цель консультации: оказание помощи родителям воспитанников в вопросах нравственного воспитания ребенка.
«Это не я сделал!»
Правдивость нужно «взращивать», как и любой полезный навык в поведении. Совсем маленькие дети непосредственны и не умеют говорить неправду. Для них честность как бы врожденное качество. Примерно с 4 лет малыш вдруг понимает, что можно сказать то, чего на самом деле и нет. Для него это самое настоящее открытие. Малыш начинает фантазировать, представляя себя то волшебником, то принцессой. Мы, взрослые, конечно же не осуждаем детей за это. Для детского развития важно и полезно не только принимать сказочный мир, но и самому его придумывать. Но как же быть, если ребенок начинает лгать? Например, сын разбил чашку, а маме сказал, что это сделала его полуторамесячная сестричка. Ругать? Ставить его в угол? Объяснять, что врать нельзя?
Врет и не краснеет
Мама пятилетнего мальчика рассказывает: «Стала замечать, что сын нас обманывает. Выдумывает все, что было и чего не было. Его разоблачаешь, а он снова за свое. Никакое наказание не действует. Но самое обидное, что он обманывает нас и даже не краснеет! Продолжает отпираться и придумывает новые небылицы. И это мой ребенок! Не знаю, что с ним делать, а вдруг он вруном на всю жизнь останется?!»
Вы тоже столкнулись с подобной проблемой? Прежде всего, не вешайте на ребенка ярлык «неисправимого лгуна». На самом деле все поправимо. Для начала задайте себе несколько вопросов. Не слишком ли вы строги в своих требованиях, не боится ли малыш несправедливых и жестких наказаний, обвинений и насмешек, нравоучений и укоров за малейшие проступки? Дело в том, что чаще всего неправда служит ребенку своеобразным щитом для защиты от наказания, которого он старается избежать. Если вы поняли, что именно страх заставляет ребенка врать и изворачиваться, значит, вам с мужем нужно пересмотреть ваши методы наказаний и поощрений.
Без наказаний
Специалисты по детской психологии настоятельно советуют родителям придерживаться следующих правил:
■ если вы точно знаете причину лжи, скажите ребенку сразу, что вам все известно, а не набрасывайтесь на него с каверзными вопросами-ловушками;
■ откажитесь от нотаций. Долгие воспитательные беседы не эффективны;
■ возьмите за правило: никакого наказания за вранье. Этим вы покажете, что обманывать совершенно излишне;
■ хвалите ребенка, если он смог сказать вам невыгодную для себя правду. Оцените его поступок по достоинству. Тем самым вы взлелеете ростки доверия между вами и ребенком, и в дальнейшем не придется «собирать» информацию о своем подрастающем чаде из разных источников. Он сам все расскажет, если будет уверен, что вы терпеливый, участливый слушатель.
Если фантазия бьет через край
Речь идет о тех случаях, когда ребенок с головой погружается в свой особенный, вымышленный мир. Он постоянно находится наедине со своими героями и придуманными друзьями. Если вы заметили, что малыш ведет себя именно так, постарайтесь постепенно вывести его из «параллельного мира». Для этого начните играть вместе с ним, сделайте так, чтобы ребенок впустил вас в свой мир. И тогда дошкольник постепенно поймет, что может рассчитывать не только на своих героев, но и на вас. Если все попытки достучаться» до ребенка ни к чему не приводят, обратитесь к детскому психологу.
Памятка для родителей «Путь к взаимопониманию»
Цель: оказание помощи родителям воспитанников в обучении взаимопониманию с собственным ребенком
- Безусловно принимайте своего ребенка.
- Активно слушайте его переживания, мнения.
- Как можно чаще общайтесь с ним, занимайтесь, читайте, играйте, пишите друг другу письма и записки.
- Не вмешивайтесь в его занятия, которые ему по плечу.
- Помогайте, когда просит.
- Поддерживайте и отмечайте его успехи.
- Рассказывайте о своих проблемах, делитесь своими чувствами.
- Разрешайте конфликты мирно.
- Используйте в общении фразы, вызывающие положительные эмоции.
- Обнимайте и целуйте друг друга не менее четырех раз в день.
- Уважайте его друзей.
Памятка для родителей «Методы воспитания»
Цель: оказание помощи родителям воспитанников в правильном использовании методов нравственного воспитания
Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!
Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навыки унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будете вы.
Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого порождают ложь ребенка, приводят к боязни и ненависти.
Не налагайте запретов. В природе ребенка – дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.
Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.
Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.
Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребенку смеяться вместе с вами. УЧИТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА СМЕЯТЬСЯ НАД СОБОЙ! Это лучше, чем, если над ним будут смеяться другие люди.
Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит!
Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».
Не лишайте своего ребенка права быть ребенком: Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарем и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребенку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьезными последствиями и для вашего ребенка, и для вас, родители!
Помните, что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся, умных и благодарных детей!
Памятка для родителей «Мечты ребенка»
Цель: оказание помощи родителям воспитанников в обучении взаимопониманию с собственным ребенком
(Тайные мечты каждого ребенка)
- Любите меня и позволяйте мне любить вас.
- Любите меня, даже когда я плохой.
- Говорите мне, что вы меня любите, даже если вам не нравится то, что я делаю.
- Прощайте меня. Говорите мне, что вы меня понимаете, даже если я ошибаюсь.
- Верьте мне. С вашей помощью у меня все получится.
- Говорите мне, что я вам нравлюсь. Говорите, что я единственный, что вы всегда будете любить меня, чтобы не случилось.
- Не давайте мне того, что вы сами не имеете.
- Спросите меня, что я делал сегодня в детском саду.
- Разговаривайте со мной, спрашивайте мое мнение.
- Учите меня, что хорошо и что плохо. Делитесь со мной своими планами.
- Пожалуйста, не сравнивайте меня с другими, особенно с моими братьями и сестрами.
- Наказывайте меня, когда я поступаю плохо. Хвалите меня, когда я поступаю хорошо. Не командуйте, просите меня.
- Обещаю, что я научусь говорить "извините", "пожалуйста" и "спасибо".
- Я знаю ещё некоторые замечательные слова. "Я люблю тебя, мама и я люблю тебя, папа".
Памятка для родителей «Правила общения»
Цель: оказание помощи родителям воспитанников в усвоении правил общения с собственным ребенком
Слушая ребенка, дайте ему понять и прочувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам, рассказывает. Для этого выслушайте ребенка, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал. Вы убьете сразу грех зайцев: ребенок убедится, что вы его слышите; ребенок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства; ребенок убедится, что вы его поняли правильно. Поглощенный проблемой, или чем-то еще расстроенный‚ он обычно теряет ощущение перспективы. Внимательно слушая, мы помогаем ребенку разобраться в вопросе "переварить" проблему.
Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса.
Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.
Следите за тем, каким , тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон "говорит" не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым. У вас может не быть готовых ответов на все вопросы.
Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: «А что было дальше?» или «Расскажи мне об этом...»
Памятка для родителей «Десять советов»
Цель: оказание помощи родителям воспитанников в нравственном воспитании детей
- Принимайте ребенка таким, каков он есть.
- Никогда не приказывайте из прихоти. Не надо бесцельных приказаний. Не вмешиваться в жизнь ребенка столь же опасно, как и вмешиваться непрестанно.
- Никогда не принимайте решения в одиночку. Золотое правило семейной жизни – диархия. Когда отец и мать противоречат друг другу – для ребенка это занимательное зрелище.
- Сохраняйте доверие к тому, кто будет вам противоречить.
- По части подарков – никаких излишеств. Мы разучились отказывать детям. Отказ приносит больше пользы, ибо учит отличать необходимое от излишнего.
- Во всем действуйте собственным примером. Добиваться можно лишь того, что делаешь сам.
- Говорите обо всем без боязни. Речь – золото, а молчание – свинец.
- Объединяйтесь со своими. Семья – это частная республика. Все должно делаться сообща: домашние поделки, мытье посуды, покупки, уборка, выбор развлечений, маршрутов поездок.
- Держите дверь открытой. Рано или поздно вы не удержите детей, подростков, молодежь в доме. Никогда не рано учиться свободе.
- Устранитесь в положенное время! Эта заповедь неизменно навивает грусть. Рано или поздно родители останутся в одиночестве. Ничего не поделаешь, любая родительская карьера предполагает эту жертву.
Памятка для родителей по правовому воспитанию
Цель: объяснение родителям целесообразность и возможность применения метода наказания по отношению к дошкольнику.
Искусство быть родителем
Ваш малыш ни в чём не виноват перед Вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал Вам дополнительные трудности. Ни в том, что не дал ожидаемого счастья. Ни в том, что не оправдал вашего ожидания. И Вы не вправе требовать, чтобы он разрешил Вам эти проблемы.
- Ваш ребёнок – не Ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь Вы не имеете право. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.
- Ваш ребёнок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямства и капризы так же неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.
- Во многих капризах и шалостях малыша повинны Вы сами, потому что вовремя не поняли его, не желая принимать его таким, какой он есть.
- Вы должны всегда верить в лучшее, что есть в Вашем малыше. Быть уверенным в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится.
Наказывая, подумай: зачем? Семь правил для всех (Владимир Леви)
- Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным, не так ли? Однако наказывающий забывает подумать…
- Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - не наказывайте. Никаких наказаний в целях «профилактики», «на всякий случай»!
- За один раз – одно. Даже если поступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за всё сразу. Наказание – не за счёт любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребёнка заслуженной похвалы и награды.
- Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения.
- Наказан – прощён. Инцидент исчерпан. Страница перевёрнута, как ни в чём ни бывало. О старых грехах ни слова.
- Наказание без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребёнком как торжество вашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребёнок считает, что вы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону!
- ребёнок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева вашего, а вашего огорчения.
Литература
- Атемаскина, Ю.В., Богословец, Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. [Текст] / Ю.В. Атемаскина, Л.Г. Богословец – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-112с.
- Метенова, Н.М. Родителям о детях. Методические рекомендации. [Текст] / Н.М. Метенова. – Ярославль, ИПК «Индиго», 2011. – 64с.
- Метенова, Н.М. Родительские собрания. Методика проведения. [Текст] / Н.М. Метенова. – Ярославль, ИПК «Индиго», 2011. – 64с.
- Чиркова, С.В. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. [Текст] / авт.-составитель: С.В.Чиркова.–М.:ВАКО,2013.-240с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Привлечение родителей к коррекционно – развивающей работе через систему методических рекомендаций».
Вопросам взаимосвязи детского сада с семьёй в последнее время уделяется всё большее внимание, так как личность ребёнка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. Рекомендации родителям ...
Привлечение родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию статью, разработанную в соавторстве с моей коллегой Азаренко Юлией Степановной,Привлечение родителей к коррекционно-развивающей работе через сис...
Работа с родителями. Методические рекомендации по теме: «Работа с родителями»
Работа с родителями. Методические рекомендации по теме:«Работа с родителями»...
Консультация для воспитателей Как использовать фотомоделирование в работе с детьми. Методические рекомендации
Моделирование – метод обучения, который помогает ребенку дошкольного возраста увидеть скрытые от его непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов. Педагоги используют готовые...
Как использовать фотомоделирование в работе с детьми. Методические рекомендации
Педагоги, как правило, используют готовые авторские модели, чтобы формировать у детей природоведческие знания, элементарные математические представления, развивать речь, звуковой анализ слов, нав...
Использование светового песочного стола в коррекционно-образовательной работе в ДОУ(методические рекомендации для педагогов ДОУ)
Методические рекомендации для педагогов ДОУ...
Творческая работа с элементами методических рекомендации для детей младших возрастов 5-7 лет «ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПЕТЕРБУРГ»
все чаще и чаще в образовательных учреждениях внедряются цифровые технологии. уже сложно себе представить шлольника без телефона ( сматрфона). в данной разработке рассматриваются цифровые технологии ,...