темперамент
консультация (старшая группа) на тему
Рассмотрим четыре типа высшей нервной деятельности или темперамента и рекомендации по взаимодействию с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
temperament.docx | 42.68 КБ |
Предварительный просмотр:
— устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Индивидуальные особенности нервной системы обнаруживаются при внимательном наблюдении за поведением ребенка.
Именно особенностями нервной системы объясняется и сила эмоций ребенка, и то, как он переходит от сна к бодрствованию, как входит в общение с товарищами (надолго ли), устойчив ли в играх (часто ли меняет игрушки, играющих) и т. д.
В зависимости от типа нервной деятельности одни черты характера легче формировать, другие – труднее. Требования взрослого для одного могут быть посильными, а для другого – непосильными. А непосильные требования вызывают упрямство, ведут к конфликту.
Рассмотрим четыре типа высшей нервной деятельности или темперамента и рекомендации по взаимодействию с детьми.
- бурно реагирует на все и бурно проявляет свои чувства;
- легко переходит от состояния веселья к грусти;
- засыпает беспокойно, долго ворочается, быстро просыпается;
- вспыльчив, шумлив, говорит громко, подвижен, активен;
- быстро сходится с детьми, но скоро, из-за неумения сдерживать свои желания, может становиться виновником конфликтов.
- исключить из обстановки все, что возбуждает (громкую музыку, громкие разговоры, игры с шумными детьми, большие компании);
- соблюдать установленный режим;
- ни в коем случае нельзя воздействовать окриком, тем более шлепком (это его еще больше возбуждает). Так же вредно в виде наказания сажать на стул или укладывать в постель;
- разговаривать с таким ребенком (да и между собой) надо тихо, спокойно. Тон взрослого при этом должен быть требовательным, без лишних уговоров;
- очень важно замечать и поощрять всякое проявление сдержанности “Как хорошо ты сегодня играл – тихо, спокойно”;
- замечания же по поводу плохого поведения рекомендуется делать тогда, когда спадет возбуждение, спокойно и твердо: “Некрасиво” и т. д.
- о нем обычно говорят – впечатлителен;
- такой ребенок тих, редко смеется, шумные дети его утомляют;
- внешне не проявляет своих чувств, но они у него устойчивы, глубоки его привязанности, привычки;
- замкнут и медлителен, но очень отзывчив, чуток;
- он остро реагирует на все новое, на незнакомых взрослых и детей, чувствителен к ласке, к тону, с которым к нему обращаются.
- постепенно приучать его к играм вдвоем (в последствие увеличивать количество играющих), приглашая спокойного, нешумливого товарища, самим участвовать в игре;
- надо стараться, чтобы такой ребенок поменьше оставался один и не сосредотачивался бы на своих переживаниях;
- важно приобщать его к самостоятельности. Слишком большая опека сделает его еще более неуверенным в себе, ему, наоборот, надо помочь преодолеть робость;
- такой ребенок очень внушаем, и нетрудно вселить в него уверенность, что он все может, что у него все хорошо получится;
- говорить с ним необходимо мягко, но уверенно, организуя его общительность с взрослыми, а затем и с детьми.
- медлителен, он спокойно, быстро засыпает и, проснувшись, лежит спокойно;
- недостаточно активен, вял;
- говорит неторопливо;
- инициативен, усидчив, делает все тщательно, аккуратно. Его трудно вывести из себя;
- все, что им усвоено, прочно и надолго, но приучить к чему-то новому его довольно трудно.
- не торопить его, лишний раз не упрекать: “Опять последним одевался” и т. д. Он от этого еще больше затормаживается;
- окрики рождают неуверенность;
- так как ребенок малоподвижен, надо побуждать его к движениям: полезна гимнастика, спорт;
- очень важно сделать все, чтобы не развилась лень;
- постарайтесь сдружить его с активными детьми и понаблюдать при этом, чтобы они не подавляли его инициативу;
- замечая проявления активности и инициативы, важно похвалить за это. Полезно для развития активности в деятельность ребенка вносить элементы соревнования: “Кто скорее?”, заинтересовать, ускорить темп привлекательной для него перспективой. Например: “быстрее оденешься – не опоздаем в цирк и т. д.
- быстро засыпает и легко просыпается;
- умеет в играх и подчиняться, и руководить;
- дружелюбен, любознателен;
- задает много вопросов, но интересы его неустойчивы так же, как и навыки;
- быстро переключается от спокойных игр к подвижным, с одних занятий на другие, но не доводит начатое до конца;
- быстро устает от однообразных действий.
- надо помочь такому ребенку научиться делать все аккуратно, например: сложить одежду, игрушки;
- не стоит поддерживать ребенка в его стремлении к частой смене деятельности, помогите ему глубже изучить предмет, которым он занялся;
- если задание сделано плохо, предложить тут же переделать;
- контроль за его поступками, действиями должен быть систематический, требования – строгие и постоянные;
- очень важно поощрять настойчивость, старательность и целеустремленность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками.
План Психологическая характеристика типов темперамента. Способы учета темперамента. Учет индивидуально-типологических особенностей в воспитательной работе....
Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками.
План Психологическая характеристика типов темперамента. Способы учета темперамента. Учет индивидуально-типологических особенностей в воспитательной работе....
Консультация для воспитателей на тему: "Типы темперамента детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента".
В данном материале представлены основные типы темперамента и предложены рекомендации воспитателям для работы с детьми с разными типами темперамента....
Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Типы темперамента детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента и индивидуальными особенностями восприятия"
Типы темперамента детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента и индщивидуальными особенностями восприятия.Цель: Углубить знания педагогов об особенностях типов темпе...
Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками как профилактика школьной дезадаптации (презентация)
Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками как профилактика школьной дезадаптации (презентация)...
Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе.
Определение типа темперамента ребенка.Способы учета темперамента в воспитательно- образовательной работе....
«Типы темперамента детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента»
«Типы темперамента детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента»...