Выступление на родительском собрании «Роль семьи в жизни ребенка»
материал на тему

Буракова Валентина Сергеевна

Нельзя забывать о том, что мы воспитываем не только тогда, когда ребенка поучаем, внушаем ему понятия о добре и зле, объясняем, требуем… Мы оказываем воздействие постоянно, каждую минуту соприкосновения с развивающейся личностью. В воспитании участвует все – наши дела, мысли, чувства, суждения, интересы, вкусы, потребности – в общем, вся атмосфера семьи, которой «дышит» ребенок. И если малыш видит в отношениях взрослых принципиальность суждений, самокритичность, взаимопомощь, чуткость, внимание, то и он приобретает положительный жизненный опыт.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_roditelskom_sobranii.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании «Роль семьи в жизни ребенка»

Роль семьи в формировании развивающейся личности трудно переоценить. Для маленького ребенка семья – это целый мир. Мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умения жить среди людей. В повседневном общении с родителями малыш учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения… «Семья для маленького ребенка, говорится в книге «Воспитание дошкольника в семье» под редакцией Т.А. Марковой, - почти единственный социальный институт, формирующий его личность. Дошкольник отличается такими психофизиологическими особенностями , в силу которых ближайшее окружение оказывает на него непрерывное формирующее воздействие».

Напомним: формирование личности осуществляется наиболее успешно в коллективе – это центральное положение педагогики, которое имеет прямое отношение не только к общественному, но и к семейному воспитанию. Семья составляет органическую часть общества. Вот почему один из критериев правильно взятой линии воспитания в семье – это стремление родителей формировать у ребенка черты будущего коллективиста.

Семья – это коллектив, члены которого взаимосвязаны определенными обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему существующих отношений, благодаря которым он постигает азы общественного поведения. И здесь важно разумное равенство всех членов семьи. Это непременное условие в усвоении ребенком очень важного понятия: я не один на свете (именно с этого начинается ощущение своей равнозначности с другими членами семьи!), рядом со мною отец, мать, бабушка, брат, сестра – у них тоже есть свои желания, с которыми приходится считаться. У брата и сестры – одинаковые права на любовь и внимание родителей, на лакомства и удовольствия. Ребенок как участник всех внутрисемейных событий проникается всем, чем живут взрослые, впитывает их идеологию, судит их оценками.

Вся жизнь взрослых – пример для маленьких. Первые чувства гражданственности  у ребенка формируются в семье. И здесь первостепенную роль играет пример родителей, их отношение к людям, труду, общественным обязанностям. Если им присуща активная нравственная позиция, проявляющаяся в широте интересов, в действенном отношении ко всему происходящему в нашей стране, то и ребенок, приобщаясь к делам и заботам взрослых, усваивает их убеждения. И это понятно. Ведь малыш видит мир глазами взрослых, которые помогают ему постигать окружающую действительность.

Становление личности находится в тесной связи со всеми сферами жизни семьи: организацией ее быта, эмоционально-нравственной атмосферой, существующим семейными традициями… Вот почему воспитание ребенка и организация его жизни начинается прежде всего с воспитания самих себя, с организации жизни семьи, создания нравственных внутрисемейных отношений, обеспечивающих здоровый микроклимат. А от семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий: ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий.

Подготовка ребенка к жизни, его гармоничное развитие и воспитание – главная социальная задача, которая решается обществом и семьей. По каким признакам можно судить о семье как о коллективе, который способен осуществлять эту задачу?

Социальная ценность семьи. Она определяется прочностью, нравственными устоями, душевным здоровьем, общностью дел и интересов, значимостью трудовых и общественных обязанностей. Семью укрепляют общие дела и заботы, будни, наполненные полезным содержанием, и праздники, общественные и  семейные, культурные и спортивные увлечения, совместный досуг и отдух и т.д.

Сколько, например, впечатлений приносят детям совместный семейный отпуск или экскурсия по родному городу, подготовка и проведение маминого праздника или дня рождения ребенка или старшего члена семьи! Это и многое другое не только цементирует семью и рождает новые интересы, но и дает заряд положительных эмоций. И тогда семья при всех свойственных ей заботах и хлопотах, а подчас огорчениях и неудачах способна легче противостоять возможным семейным сложностям. Семья должна быть проникнута оптимизмом, приносить растущему человеку радость.

Единство требований к ребенку со стороны всех воспитывающих лиц. Известно, что воспитание требует от всех взрослых членов семьи высокого чувства ответственности, проявляющегося в единстве их воззрений в семейной педагогике и их требований к ребенку. Здесь уместно вспомнить слова А.С. Макаренко, обращенные к педагогам, о том, что воспитание – это дело всего коллектива воспитателей, объединенных едиными педагогическими целями и задачами. Если у педагогов нет единства во взглядах на воспитание, нет единого тона, единого подхода к ребенку, то не может быть речи о педагогах, составляющих монолитный коллектив, способный обеспечить целенаправленный воспитательный процесс.

Сказанное имеет прямое отношение к семейному воспитанию: все взрослые члены семьи – воспитатели, которые в подходе к ребенку обязаны проявлять единство требований. А это возможно там, где взрослые чувствуют свою коллективную сопричастность в деле воспитания, преисполнены чувства долга.

Правильные внутрисемейные отношения, в системе которых участвует и ребенок. Всегда ли, например, первоначальный опыт общения в системе отношений «взрослый - ребенок» формирует у растущего человека коллективистические навыки? Об этом не должны забывать родители, ведь многое зависит в воспитании от того, какое положение занимает малыш в семейном коллективе. Если взрослые все свое внимание концентрируют на том, чтобы удовлетворить любое го желание, любой каприз, то создаются условия для процветания эгоцентризма. В этом случае семья не может решать одну из важных социальных задач – воспитание будущего коллективиста. Зато там, где ребенок равноправный член семьи, где он причастен к делам ее, разделает общие заботы, выполняет (в меру своих возможностей!) определенные трудовые обязанности, создаются более благоприятные условия для формирования у него коллективистических черт, активной жизненной позиции.

Нельзя не подчеркнуть особую роль матери и отца в жизни и воспитании ребенка. Матери как воспитательницы собственных детей, хранительницы и созидательницы семенного очага. От нее во многом зависит создание в доме атмосферы уюта, теплоты, заботливости, взаимопонимания, культурного содержания жизни семьи. И отца как семьянина, гражданина, воспитателя собственных детей. Отношения «мать – отец» величайший пример для ребенка в постижении им нравственных критериев.

Семейные традиции. О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях и, следовательно, ее потенциальных воспитательных возможностях можно судить по установившимся в ней традициях. Узаконенные временем и проверенные практикой, семейные традиции оказывают огромное влияние на детей. Прежде всего потому, что они скрепляют семью, создают стабильный строй жизни и, главное, характеризуют семью как коллектив.

Трудовая атмосфера семьи. Участвуя в общих заботах по дому вместе со старшими, дошкольник осознает свою причастность к жизни всей семьи. Он постигает важные понятия: каждый член семьи (в том числе и он) имеет свои обязанности, от которых зависит чистота, уют, порядок в доме; в семье существуют определенные законы, которым нельзя не подчиняться; действия всех членов семенного коллектива взаимозависимы и продиктованы общими интересами; все – старшие и дети – делают не только то, что хочется, но и то, что необходимо; каждый, выполняя определенные обязанности, делает это не только для себя, но и для других. Таким образом, совместный труд дает почувствовать всем участникам равенство членов семьи, ответственность каждого перед семейным коллективом.

Эмоциональная атмосфера семьи. В одних семьях принято все дела, даже возникающие разногласия, решать спокойно, по-деловому. В других и обычный разговор ведется с раздражением, на детей принято покрикивать.

Тональность отношений складывается из мелочей. Стоит прислушаться, как разговаривают члены семьи. Как строится диалог? Что преобладает – спокойствие или раздражение, вежливость или дерзость, юмор, шутка или ворчание?

Велико влияние эмоционально-нравственного микроклимата семьи на становление личности растущего человека. Семья – школа чувств ребенка. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств близких ему людей и подражая им, ребенок приобретает нравственно-эмоциональный опыт. Если эмоциональный строй семьи свидетельствует о душевном ее здоровье, то воспитание не является делом трудным. В спокойной обстановке и малыш спокоен, ему свойственны чувство защищенности, эмоциональной уравновешенности.

Ребенок по своей природе активен и любознателен, он легко «впитывает» все, что видит и слышит вокруг, «заражается» настроением взрослых. Каких эмоциональных впечатлений он получает больше – положительных или отрицательных? Какие проявления взрослых он наблюдает – сердечность, заботливость, нежность, приветливость, спокойный тон, юмор или суету, взвинченность, зависть, мелочность, хмурые лица? Все это своеобразная азбука чувств – первый кирпичик в будущем здании личности.

Нельзя забывать о том, что мы воспитываем не только тогда, когда ребенка поучаем, внушаем ему понятия о добре и зле, объясняем, требуем… Мы оказываем воздействие постоянно, каждую минуту соприкосновения с развивающейся личностью. В воспитании участвует все – наши дела, мысли, чувства, суждения, интересы, вкусы, потребности – в общем, вся атмосфера семьи, которой «дышит» ребенок. И если малыш видит в отношениях взрослых принципиальность суждений, самокритичность, взаимопомощь, чуткость, внимание, то и он приобретает положительный жизненный опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию "Роль книги в жизни ребенка"

В призентации показано какую роль играет книга в жизни ребенка и как важно читать детям книги....

Родительское собрание "Роль отца в жизни ребенка"

В данном родительском собрании используются: запись ответов де­тей на вопросы о папе, анкетирование отцов, проблемные ситуации отцов и детей....

Сценарий родительского собрания "Роль сказки в жизни ребенка"

Роль сказок в жизни ребенка очень огромная. Сказка для ребенка — не просто фантазия, но особая реальность. Она помогает понять мир человеческих чувств, усвоить важнейшие нравственные понятия. Сл...

Родительское собрание "Роль сказки в жизни ребенка"

Родительское собрание "Роль сказки в жизни ребенка"...

Выступление на родительском собрании "Роль семьи при подготовке детей к школе"

Семья для ребенка-дошкольника - это основное звено, связывающее его с общественной средой. Родители явялются для детей образцом, поэтому их влияние на жизнь и поведение ребенка во многом влияет на его...

Выступление на родительском собрании «Роль семьи в воспитании ребёнка».

Роль старшего поколения в формировании личности ребёнка – плюсы и минусы....