Использование куклы-петрушки в социально-коммуникативном развитии ребенка
статья (младшая группа) на тему

Нетеребская Виктория Викторовна

В данном материале описывается опыт работы с куклой-петрушкой в разделе "социально-коммуникативное развитие" с детьми младшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_stati.docx25.11 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики.Его актуальность возникает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности,доброты , речевой культуры во взаимоотношениях людей. При опросе родителей на первом собрании мы задавали такой вопрос: «Что для Вас является важным условием пребывания ребенка в группе?» И больше 50 % родителей сразу стали называть образовательные цели. Лишь 5 % родителей сами высказались на тему воспитанности,дружелюбия  детей.

Мы решили, что надо более внимательно отнестись к социальному развитию детей и, конечно, родителей.

Детство – уникальный, самоценный период становления личности, имеющий ярко выраженную специфику возрастного развития, требующий особого психолого-педагогического сопровождения и условий. Детство – это основа, определяющая развитие человека на протяжении всей его жизни.

Основная цель социально-коммуникативного развития: позитивная социализация детей дошкольного возраста ; приобщение к социально-культурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Задумываясь над теми задачами, которые ставятся перед нами- усвоение нравственных ценностей, развитие общения, развитие социального и эмоционального интеллекта, готовности к совместной деятельности со сверстниками, мы пришли к выводу о том, что без помощника нам не обойтись. Ведь все эти задачи надо решать так, чтобы ребенок был активным участником этого процесса и при этом осуществлял свой главный вид деятельности-игру.

 Д. И. Фельдштейн писал: «К трём годам ребёнок завершает первый цикл знакомства с человеческим миром, фиксируя своё новое социальное положение, выделяя своё «Я», начинает всё более активно вступать в отношения с другими людьми – взрослыми и сверстниками».

Так как мы понимаем, что именно в игре, и именно в этом возрасте дети начинают учиться «читать» эмоциональное состояние других людей, а также управлять своими собственными эмоциями.

В связи с этим нам особое внимание хотелось бы уделить развитию у детей умения управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, внимательно относиться к другим детям и взрослым людям.

Все мы знаем, что новое-это хорошо забытое старое. Поэтому, приступив к выполнению своего замысла, мы немного залезли в «глубь веков», так как надо было остановиться на той игрушке, которая стала бы нашим помощником.

Изучив информацию по этому вопросу,мы пришли к выводу,что больше всего нас устраивает кукла-петрушка.Это органичная кукла ,сделанная своими руками. Таких кукол делали из плотных тканей, старых разноцветных платьев, украшали атласными лентами, бахромой, сутажам, верёвочками и шнурами. Лицо куклы выполнено из ткани,что тоже придает ей мягкость и теплоту. Мы сразу решили , что изначально таких кукол будет две , передающие основные –радость и злость эмоции, поэтому персонажи получились разнообразные и характерные.

Куклы сопровождают человечество уже много тысячелетий.И если сначала это были ритуальные куклы, в которые играли только взрослые и по очень серьезным поводам – попросить избавиться от мора или засухи, привлечь милость богов, то позже они стали носить еще и художественную функцию , что выражалось в желании человека творить.

Нам показалась интересной этимология слова кукла. Как оказалось, английское слово DOLL происходит от древнегреческого EIDOLON , и обозначает «идол». Так и относились к «куклам» в давние времена, используя их для ритуалов.

Человечество подросло и в куклы стали играть дети, каждый из которых проходит свой путь развития  - от обожествления куклы, которая в фантазиях и играх участвует как партнер и друг, одушевляется ребенком, до полного понимания выдуманности своего мира, умения как начать фантазировать, так и закончить игру по своему желанию.

 Мы наблюдаем, что при общении с куклой ребенок постоянно познает мир.Она –его учитель и воспитатель.Она дает новую информацию об окружающем мире и воспитывает ребенка.

С ее помощью он может проиграть те ситуации, с которыми  он столкнулся и по-новому прожить их, становясь сильнее. При этом все это развивает и совершенствует его фантазию.

Для нас показалось интересным использовать куклу как мостик между взрослым и ребенком.

Дети младшего дошкольного возраста оказались очень отзывчивы на любое игровое действие, поэтому мы решили попробовать перчаточную куклу изготовленную своими руками.

Она сделана из теплого, естественного материала. Эта кукла умеет здороваться, гладить по голове, выглядывать из-за угла и охать, то есть очень сильно включена в нашу жизнь.

Это то, что помогает нам решать те задачи, которые мы поставили перед собой:

-укрепление психологического здоровья детей

-улучшение социальной адаптации ребенка

-развитие самосознания ребенка

Теперь наши куклы-петрушки – неотъемлемый атрибут любых мероприятий, проводимых в группе. Они используются в музыкальной, театрализованной, речевой и изобразительной деятельности. Мы вместе с детьми придумали  куклам имена «Веселушка» и «Злючка» и обращаются с ними, как с лучшими друзьями: на интегрированных занятиях, на праздниках и развлечениях. Через кукольный образ дети получают новые знания: интеллектуальные, нравственные, эстетические. Эти куклы стали постоянным источником радости, стремления детей выразить свои чувства, эмоции через определённый образ.

Наши куклы являются не столько информационным, сколько  эмоционально-практическим источником радости открытия, познания, созидания.

Кукла-петрушка у нас выполняет большое количество функций:

-коммуникативную:помогает установить эмоциональный контакт между воспитателем и ребенком, объединяет детей в коллектив.

«Наша Веселушка обрадовалась твоему приходу», «Что мы покажем сегодня нашей Злючке, чтобы она обрадовалась?»

-релаксационную. Снимает эмоциональное напряжение.

«Обнимемся и постоим в кружке вместе со Злючкой»

-воспитательную. Развивает личность в игровых моделях жизненных ситуаций. «Расскажем о своем умении помогать друг другу».

-развивающую. Развивает все психические процессы (особенно произвольность), а также память , внимание , мышление и т. д.

Кукла очень помогает нам справиться с проблемой адаптации.Ведь с утра ребенка встречает удивительное существо, которое всегда радо ему, которое может попросить о помощи или увлечь новой беседой, а может просто вместе с ребенком помахать маме ручкой. Кукле можно рассказать то, чего не должен услышать никто другой.

Для нас это оказалось интересным экспериментом, потому что невозможно использовать эту игрушку самой не поверив в ее талант и волшебные качества. Так получилось, что мы в полной мере почувствовали, что объединиться с детьми, организовать детско-взрослое сообщество со своими ритуалами и секретиками. «Мы никому не расскажем о том, что произошло, но постараемся, чтобы такого больше не случилось, ведь Веселушка помогла нам справиться с драчуном».

Также при выполнении любой воспитательной и образовательной задачи мы вычленяем такие части  как:

Приветствие. Оно может быть обращено к любому ребенку (личностно-ориентированным), или ко всем детям сразу, что способствует формированию чувства принадлежности к группе.

Разминка. Работает для сброса инертности и привлечения внимания.

Например, наша кукла гладит по голове тех, кто внимательно слушает.

Основная часть, когда кукла просит помощи или задает вопрос. Ребенок, сочувствуя и переживая, становится более активным, развивается произвольность и самоконтроль.

Заключительная часть.Кукла обязательно благодарит ребят или говорит о том, что она чему то научилась благодаря им. Это повышает самооценку ребенка. Делает его уверенным в своих силах, в том, что он выполняет серьезную и трудную работу.

Использование данной технологии позволяет нам отметить следующее:

  • У детей проявляются улучшения в эмоциональном и личностном развитии;
  • Снижается  психо-эмоциональное напряжение, тревога и робость;
  • Повышается самооценка, вера в собственные силы, уверенность во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.
  • Работа с детьми при использовании куклы-петрушки становится динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной.
  • Взаимоотношения с детьми становятся более интересными и раскрепощенными.
  • Заинтересованностью детей
  • Развитием их творческой самостоятельности
  • Созданием благоприятного климата на занятиях
  • Ориентировкой детей на коммуникацию

Самодельная  кукла  находит широкое применение в воспитательно-образовательной работе с детьми. Это чудо-пособие, имеющее обучающее, воспитательное и развивающее значение, приносящее детям радость, восхищение, творческое начало.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цифровой образовательный ресурс по социально-коммуникативному направлению развития ребенка

Данный вид ЦОР предусмотрен для обучения детей правилам пожарной безопасности....

Использование образовательных технологий в социально-коммуникативном развитии дошкольников»

Что такоесоциально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить....

Статья по теме: "Использование дидактических игр для социально - коммуникативного развития детей"

«Дидактическая игра как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»...

Презентация к педсовету "Использование лего-технологий в социально-коммуникативном развитии"

Использование Лего техноогий в образовательной области "Социализация"...