Игровое моделирование с педагогами ДОУ "Быт и традиции народной культуры"
методическая разработка на тему

Филатова Ольга Дмитриевна

Игровое моделирование с педагогами на тему:  «Быт и традиции народной культуры» рекомендовано к проведению на   педагогическом совете, семинарском занятии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovoe_model.s_pedag_narod_kult.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Игровое моделирование  для педагогов по теме «Народная культура»

Задание 1.  Жилище. Русский народный костюм. Предметы старины.

  • 1.В какое время года крестьянин рубил дрова?

1) зимой, 2) весной; 3) летом; 4) осенью

  • 2. Чем снаружи закрывали окна в крестьянском доме?

(Ответ: ставни)

В крещенские морозы дерево самое сухое, в нем нет сокодвижения, оно лучше и дольше сохранялось

  • 3. Какой из предметов внутреннего убранства русской избы называли «божьей ладонью»?

1) печь; 2) стол; 3) лавку; 4) сундук

Комментарий:

Стол - так как нельзя было садиться на него и бить по столу

  • 4.Какой день Масленой недели назывался широким?

1)вторник; 2)среда; 3)четверг; 4)пятница

Комментарий:

С четверга начиналось настоящее масленичное гуляние: люди катались на ледяных горках, качелях, устраивались кулачные бои, шумные застолья, по улицам возили соломенное чучело, олицетворявшее собой зиму.

  • 5.Назовите непременный атрибут женской и мужской одежды на Руси

1) телогрея; 2) кафтан; 3) кушак; 4) портки

Комментарий:

Кушак (или пояс) - Это не просто деталь туалета, а «опознавательный знак, символ благосостояния. Знать носила золотые пояса, украшенные драгоценными камнями. Пояс не только украшение, к нему подвешивались: нож, ложка, иногда гребень и специальная сумочка, заменявшая карманы.

  • 6. Что служило на одежде украшением и оберегом от сглаза?

твет: вышивка)

  • 7. Как назывался старинный женский головной убор замужней женщины, напоминающий высокую корону вокруг головы?

(Ответ: кокошник)

  • 8.Ручной домашний ткацкий станок (Ответ: Кросна)
  • 9.Точеная палочка для наматывания ниток и плетения кружев

(Ответ: коклюшка)

  • 10. Как назывались бродячие актеры на Руси?

1) трубадуры; 2)скоморохи; 3) сказители; 4)пилигримы

Комментарий:

Скоморохи - их еще называли «шутами», «глумцами», «смехотворцами». Они странствовали из города в город, из деревни в деревню: играли на музыкальных инструментах, плясали, складно говорили всякие шутки - прибаутки.

Задание 2. Виды устного народного творчества

  • 1.Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, бытового  или приключенческого характера (Ответ: сказка)
  • 2. Образное краткое изречение, метко определяющее какое - либо явление (Ответ: поговорка)
  • 3. Устное народное творчество «народная мудрость» (Ответ: фольклор)
  • 4. Короткая, из двух или четырех строчек припевка в быстром темпе, сопровождающаяся приплясом (Ответ: частушка)
  • 5. Протяжная ласковая песня для маленьких детей

         (Ответ: колыбельная)

  • 6. Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которые требуют решения (Ответ: загадка)
  • 7. Устное народное творчество, песня - сказание, основанное на реальных событиях (Ответ: былина)
  • 8. Ритмичная песенка - приговор, сопутствующая игре с пальцами ручками ножками ребенка (Ответ: потешка)
  • 9. Праздничные поздравительные зимние песни  с пожеланием хозяевам дома хорошего урожая, богатства и счастья.

     ( Ответ: колядки)

Задание 3. «Русские народные промыслы»

  • 1.Что в переводе с греческого языка означает слово «керамика»?

твет: глина)

  • 2.Чередование элементов росписи в определенном порядке

твет: узор)

  • 3.«Золотая»  роспись по дереву из Нижнего Новгорода с преобладанием таких узоров как «травка», «кудрины»
  •  (Ответ: Хохлома)
  • 4. Место изготовления игрушек с преобладанием геометрических форм (Ответ: Дымково)
  • 5.Как называются гончарные изделия и игрушки, сделанные из белой глины и расписанные в голубовато - синей гамме? (Гжель)
  • 6. Как называется промысел, прославившийся изготовлением жестяных подносов? (Ответ: Жостово)
  • 7. Лаковая миниатюра, возникшая в 1924 году в Ивановской области на основе иконописного промысла? (Ответ: Палех)
  • 8. Русская народная игрушка, символ России  у иностранцев?

 (Ответ: матрешка)

Задание 4. «Пословица - цветочек, поговорка -  ягодка»

Правильно угадать форму устного фольклорного произведения:

Катилась торба с высокого горба

В этой торбе хлеб, соль, вода, пшеница.

С кем хочешь водиться

                               (Ответ: считалка)

Дождик, дождик пуще!

Дам тебе я гущи,

Хлеба - каравай,

Хоть весь день поливай!

                                   (Ответ: приговорка, припевка)

Жил был царь

у царя был  кол,

На колу-мочало.

Его ветром качало

Не начать ли сказку сначала?

                                    (Ответ: докучная сказка)

Из - под топота копыт пыль по полю летит

                                     (Ответ: скороговорка)

На всякое хотенье есть терпенье

                                      (Ответ: поговорка)

Упрямого исправит дубина,  горбатого - могила

                                      (Ответ: пословица)

Не лает, не кусает, а в дом не пускает

                                      (Ответ: загадка)

Задание 5. «Православные  праздники»

Православная Русь немыслима без церковных праздников, назовите  как можно больше праздников, отмечаемых на Руси.

Примерные ответы:

  • Праздники осени:

-21.09. - Рождество Богородицы

-27.09 -  Воздвижение Креста Господня

-14.10 -  Покров Пресвятой Богородицы (с Покрова начинались свадьбы на Руси)

  • Праздники зимы:

-04.12. - Введение во храм Пресвятой Богородицы

-07.01. - Рождество Христово

-19.01. - Крещение Господне

-15.02. - Сретение Господне

             - Масленица, (проводы зимы)

  • Праздники весны:

     -07.04. - Благовещение Пресвятой Богородицы (день начала весны)

      Вербное воскресенье

     Пасха (первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния)

  • Праздники лета:

-05.06 - Вознесение Господне

День Святой Троицы

- 07.07 - День Ивана Купалы

-19.08 -  Преображение Господне

-14.08 - Медовый спас  

-19.08 - Яблочный спас

-29.08. - Ореховый спас,

-28.08.  -Успение Пресвятой Богородицы

Задание 6.«Все скороговорки не перескороговорить не перевыскороговорить»

Правильно и быстро проговорить скороговорку:

  • «Купила кукушка кукушонку капюшон, как кукушонок в капюшоне смешон»
  • «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»
  • «Три сороки - тараторки тараторили на горке»
  • «Съел Валерик вареник, а Валюша ватрушку»
  • «Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха- ха - ха»
  • «Ткет ткач ткани на платье Тане»

Участники подсчитывают количество фишек, полученных в ходе игры. Победителей награждают призами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях народной культуры"

Консультация о формировании духовно-нравственных чувств у детей  старшего дошкольного возраста на традициях народной культуры....

Воспитание детей на традициях народной культуры

Воспитание детей на традициях народной культуры“Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах,...

«Народное творчество- традиции народной культуры и истории»

Русский народ – представители восточнославянского этноса, коренные жители России (110 миллионов человек - 80% населения Российской Федерации), самая многочисленная этническая группа в Европе. Ру...

Конспект интегрированного игрового досуга по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»

Конспект интегрированного игрового досуга по приобщению детейк истокам русской народной культуры«Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»...

Формирование духовной культуры дошкольника посредством ознакомления с традициями народной культуры как фактора личностного развития

Нравственное воспитание – одна из актуальных сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что заложим в душу ребёнка сейчас, проявиться позднее, стане...

Народные игры как средство приобщения к традициям народной культуры в физическом воспитании дошкольников

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что русская народная подвижная игра - незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловко...