Группа | Название игры, цель | Содержание | Методы и приёмы |
Со средней группы. | «Противоположнос- ти». Учить детей называть антонимическую пару свойств объекта.
«Наоборот». Упражнять в подборе слов – антонимов.
«Пинг – понг». Упражнять в подборе слов – антонимов.
| Воспитатель просит назвать противоположность по цвету, форме, по температуре и т.д.
Воспитатель предлагает слово – определение, а ребенок говорит противоположное по значению. В качестве усложнения – слова-антонимы, обозначающие глаголы, существительные и наречия.
Ребенок называет слово, а педагог дает противоположное по значению. Воспитатель может «ошибиться», ребенок должен его поправить. | Метод каталога. |
Со старшей группы. | «Придумаем разные стишки про один предмет». Учить детей использовать различные модели при составлении двухстрочных и четырехстрочных рифмовок. | Воспитатель предлагает выбрать какой – либо объект и придумать про него стихотворение, которое начиналось бы со слов «Жил – был…». Воспитатель предлагает про эти же предметы сочинить двухстрочник по модели «Если это кто-то, то они чего-то». | Метод каталога. |
Со средней группы. | «Меняем порядок». Учить детей нарушать логическую последовательность хода событий с помощью Волшебника Перепутывания времени.
| Обсуждение хода какого – либо события или последовательности линии жизни объекта. Приглашение Волшебника Перепутывания времени, который перепутал порядок хода событий. Детей старшего дошкольного возраста следует побуждать к составлению фантастических рассказов. При выполнении задания используются сюжетные картинки для детей среднего возраста. Дети старшего возраста работают по памяти.
| Мозговой штурм, метод каталога. |
Со старшей группы. | «В гостях у Волшебника перепутывания времени». Продолжать учить определять основное назначение каждого временного отрезка жизни объектов. Находить выход из парадоксальных ситуаций.
| Ведущий предлагает картинки, на которых изображен объект в различные моменты жизни (младенец, девочка, подросток, девушка, молодая женщина, пожилая женщина, бабушка и др.). Дети определяют функцию, основное назначение каждого периода жизни у изображенных объектов и обозначают схематично под каждой карточкой. Волшебник перепутывания времени меняет местами картинки. Дети должны объяснить, каким образом в данной ситуации функция каждого возраста будет выполняться (бабушка учится в школе, младенец водит машину). | Мозговой штурм. |
Со старшей группы. | «Я что – то делаю, а ты угадай». Учить определять и описывать словесно какой – либо процесс на основе моделей-действий, уточнять представления детей о принципе действия волшебника обратного времени. | Ведущий (или группа детей) показывает последовательность действий какого – либо процесса в прямом порядке. Детям дается задание: угадать представленный процесс. | Метод аналогий. |
Со старшей группы. | «Я пригласил Волшебника обратного времени – угадай, какое действие». Учить определять и описывать словесно какой – либо процесс на основе моделей-действий, уточнять представления детей о принципе действия волшебника обратного времени. | Ведущий (или группа детей) показывает последовательность действий какого – либо процесса в обратном порядке. Детям дается задание: угадать и установить последовательность действий в прямом порядке представленного процесса. | Метод аналогий, мозговой штурм. |
Со старшей группы. | «Зеркало времени». Закрепить представления детей о принципе перемещения во времени. Описывать собственные представления итогов «перемещения».
| Воспитатель предлагает детям заглянуть в «Зеркало времени». Оно показывает прошлое или будущее того, кто в него «смотрится». Детям предлагается представить какую – либо сюжетную сценку по типу: «Я и моя семья через 20 лет», «Я – пожилой человек». | Мозговой штурм. |
Со средней группы. | «Перевертыш». Учить детей объяснять любое событие с точки зрения хорошо – плохо.
| Ведущий называет какое – либо событие и спрашивает у первого ребенка, почему это хорошо для него. Ответ переворачивается воспитателем как «плохое». Второй ребенок должен объяснить, почему это так может быть. Ответ переворачивается в «хорошо», третий ребенок объясняет, почему это так. Игра продолжается. | Мозговой штурм. |
Со старшей группы. | «Что имеем – не храним, потерявши – плачем». Упражнять детей в понимании взаимосвязи между категориями «много – мало», «цена – стоимость». | Детям предлагается обсудить пословицу «Что имеем – не храним, потерявши – плачем». Рассматриваются жизненные ситуации, при которых люди халатно относятся к объектам и к чему это может привести. | Мозговой штурм. |
Со старшей группы. | «Что произойдет?» Учить детей формулировать причины и выводить следствие.
| Дети делятся на две команды. Одна команда придумывает необычный вопрос, дети другой команды должны дать полный и оригинальный ответ. Команда, задающая вопрос, может дать собственный ответ. Можно ввести правило: задавать вопросы на определенную тему и ответы давать, исходя из реальной линии развития системы или на уровне фантастики. | Мозговой штурм. |
Со 2 младшей группы. | «Паровозик». Учить детей самостоятельно выстраивать линию времени у любого объекта живой природы.
| Ведущий готовит 5 – 6 вариантов изображения одного объекта живой природы в разные временные периоды. Карточки раздаются играющим детям. Ведущий – паровозик, а дети – вагончики. Детям следует выстроить линию развития предложенного объекта. | Метод каталога. |
Со средней группы. | «Найди друзей». Продолжать учить детей замечать, что современный рукотворный объект выполняет определенную функцию, и эту функцию выполнял раньше старинный объект.
| Педагог называет объект, дети обговаривают его функцию. Затем называются старинные предметы, выполнявшие эту же функцию. | Метод каталога. |
Со 2 младшей группы. | «Раньше – позже». Побуждать детей самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между жизнедеятельностью живого организма и условиями, в которых он находится. | Ведущий называет какую – либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого или, что будет после. | Метод каталога. |
Со средней группы. | «Подарок родным». Учить детей улучшать свойства объекта путем добавления свойств другого объекта.
| Воспитатель предлагает придумать подарки для родных и советует усовершенствовать обычные предметы так, чтобы они были необыкновенными, понравились родным и выполняли свою основную функцию. | Метод фокальных объектов. |
Со старшей группы. | «Угадай-ка». Учить сравнивать объекты, их действия, бытовые ситуации.
| Воспитатель рассказывает детям истории: «Утром в нашей семье обычно бабушка просыпается и встает после папы; папа встает после собачки Шарика, а мама поднимается после бабушки». Детям предлагается выяснить, кто встает в семье раньше всех, а кто – позже. Аналогично выполняются задания на предложенный воспитателем признак (кто самый высокий, кто самый низкий и т. д.). | Системное мышление. |
Со 2 младшей группы. | «Игры с «подзорной трубой». Обучать детей мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка по какому – либо признаку, выявление главных объектов). | Детям предъявляется картина для рассматривания, альбомный лист для имитации подзорной трубы (правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его). Детям предлагается перечислить все объекты на картине. | Метод каталога. |
Со средней группы. | «Кто о чем говорит?» Побуждать к фантазированию на основе построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины.
| Воспитатель предлагает выбрать объекты и представить себе, о чем они могли бы говорить или думать. Затем дети составляют диалоги от имени объектов или рассказы на тему «О чем говорят объекты». | Метод каталога, фантастическая аналогия. |
Со старшей группы. | «Чудесный экран». Учить детей самостоятельно использовать знания, полученные в процессе познавательной деятельности. | В основе системного подхода к объекту природного мира лежат следующие мыслительные шаги: - выбирается объект и перечисляются его разнообразные свойства и признаки; - определяется подсистема природного объекта; - определяется надсистема объекта: по месту обитания, по классу или группе, к которым он относится; - рассматривается процесс развития объекта в прошлом; - рассматривается развитие объекта в будущем. В качестве средства системного мышления выступает «чудесный экран». надсистема | надсистема | надсистема | система | система | система | подсистема | подсистема | подсистема |
прошлое настоящее будущее СИСТЕМА – это объект, находящийся в центре рассмотрения. НАДСИСТЕМА – ближайшее окружение объекта. ПОДСИСТЕМА – структурная единица системы, зависит от условий задачи. Форма организации игр: карточки с изображением объекта, линии его развития, составляющих частей и места функционирования. Игровое действие – составление «чудесного экрана» (девятиэкранки). Словесное восстановление «девятиэкранки» по стихотворению «Что-то» М.С.Гафутулина. Если мы рассмотрим что-то… Это что-то для чего-то… Это что-то из чего-то… Это что-то часть чего-то… Чем-то было это что-то… Что-то будет с этим что-то… Что-то ты сейчас возьми, на экранах посмотри! Конкретный объект обозначается словом, указывается функция и т. д. | Системное мышление. |