Группа | Название игры, цель | Содержание | Методы и приёмы |
Со средней группы. | «Противоположнос- ти». Учить детей называть антонимическую пару свойств объекта.
«Наоборот». Упражнять в подборе слов – антонимов.
«Пинг – понг». Упражнять в подборе слов – антонимов.
| Воспитатель просит назвать противоположность по цвету, форме, по температуре и т.д.
Воспитатель предлагает слово – определение, а ребенок говорит противоположное по значению. В качестве усложнения – слова-антонимы, обозначающие глаголы, существительные и наречия.
Ребенок называет слово, а педагог дает противоположное по значению. Воспитатель может «ошибиться», ребенок должен его поправить. | Метод каталога. |
Со старшей группы. | «Придумаем разные стишки про один предмет». Учить детей использовать различные модели при составлении двухстрочных и четырехстрочных рифмовок. | Воспитатель предлагает выбрать какой – либо объект и придумать про него стихотворение, которое начиналось бы со слов «Жил – был…». Воспитатель предлагает про эти же предметы сочинить двухстрочник по модели «Если это кто-то, то они чего-то». | Метод каталога. |
Со старшей группы. | «Составим разные смешные стихи». Учить детей составлять лимерики по разным моделям и оценивать собственный творческий продукт на уровне «хорошо – плохо». | Воспитатель предлагает составить стихи по моделям: «Если это кто – то, то они чего – то». «Жил – был кто – то и совершал он то – то». «Кто – то был такой – то и совершал он то – то, потому что он был такой – то». Последующая оценка самими детьми степени удачности составленных стихотворений. | Метод каталога. |
Со старшей группы. | «Что стало большим, что стало маленьким». Учить представлять, описывать, разрешать ситуации, возникающие в результате изменения размера. | Воспитатель предлагает детям картинки, в которых объекты или части нарисованы неверно. Дети должны увидеть неточности и исправить их. По итогам обсуждения возможно составление и решение творческих задач с измененным по размеру объектом. Игра «Хорошо – плохо».
| Мозговой штурм. |
Со старшей группы. | «Какого Волшебника ты должен пригласить». Учить детей использовать прием преобразования размера для решения проблемной ситуации.
| Детям предлагается ситуация для обсуждения, а им нужно решить, какого Волшебника нужно пригласить (увеличения или уменьшения), чтобы ее решить (н/п, каким лучше быть, чтобы быстрее ходить и т.д.). Самостоятельное составление детьми проблемных ситуаций, которые можно решить с помощью преобразования размера. | Мозговой штурм. |
Со старшей группы. | «Помечтаем?» Учить фантазировать с помощью приема преобразования размера. Побуждать детей производить оценку на уровне «хорошо – плохо». | Дети произносят фразы типа «Я хотел бы стать маленьким, чтобы пожить в муравейнике», «Я хотел бы стать большим, чтобы…». Оценка преобразования на уровне «хорошо – плохо». | Фантастическая аналогия, метод каталога. |
Со средней группы. | «Путаница». Учить самостоятельно осуществлять преобразования с помощь изменения размера. | Детям предлагается выбрать два объекта (большого или маленького размера) и перепутать их размеры или заменить на противоположные. | Мозговой штурм. |
Со старшей группы. | «Если бы у меня…». Учить детей самостоятельно преобразовывать свойства объекта по принципу увеличения – уменьшения степени проявления. | Детям предлагается увеличить или уменьшить степень проявления какого – либо свойства; например: увеличить силу голоса или уменьшить цвет. Решение проблемных ситуаций в случае, если ребенок стал уметь видеть сквозь стенки или бегать быстрее самолета. | Мозговой штурм. |
Со старшей группы. | «Все могу!» Учить определять основное назначение сложных объектов и описывать их практическое применение.
| Ведущий называет объект, дети определяют его окружение. Приглашается Волшебник Всемогу, обсуждается ситуация по принципу «хорошо – плохо». Дети решают проблемные ситуации, возникающие в результате преобразований объектов. Обсуждается внешний вид, целесообразность такого объекта. | Мозговой штурм. |
Со старшей группы. | «В гостях у Волшебника перепутывания времени». Продолжать учить определять основное назначение каждого временного отрезка жизни объектов. Находить выход из парадоксальных ситуаций.
| Ведущий предлагает картинки, на которых изображен объект в различные моменты жизни (младенец, девочка, подросток, девушка, молодая женщина, пожилая женщина, бабушка и др.). Дети определяют функцию, основное назначение каждого периода жизни у изображенных объектов и обозначают схематично под каждой карточкой. Волшебник перепутывания времени меняет местами картинки. Дети должны объяснить, каким образом в данной ситуации функция каждого возраста будет выполняться (бабушка учится в школе, младенец водит машину). | Мозговой штурм. |
Со старшей группы. | «Я что – то делаю, а ты угадай». Учить определять и описывать словесно какой – либо процесс на основе моделей-действий, уточнять представления детей о принципе действия волшебника обратного времени. | Ведущий (или группа детей) показывает последовательность действий какого – либо процесса в прямом порядке. Детям дается задание: угадать представленный процесс. | Метод аналогий. |
Со старшей группы. | «Я пригласил Волшебника обратного времени – угадай, какое действие». Учить определять и описывать словесно какой – либо процесс на основе моделей-действий, уточнять представления детей о принципе действия волшебника обратного времени. | Ведущий (или группа детей) показывает последовательность действий какого – либо процесса в обратном порядке. Детям дается задание: угадать и установить последовательность действий в прямом порядке представленного процесса. | Метод аналогий, мозговой штурм. |
Со старшей группы. | «Зеркало времени». Закрепить представления детей о принципе перемещения во времени. Описывать собственные представления итогов «перемещения». | Воспитатель предлагает детям заглянуть в «Зеркало времени». Оно показывает прошлое или будущее того, кто в него «смотрится». Детям предлагается представить какую – либо сюжетную сценку по типу: «Я и моя семья через 20 лет», «Я – пожилой человек». | Мозговой штурм. |
Со средней группы. | «Маятник». Учить выделять противоречивые свойства объекта. | Дети перечисляют положительные и отрицательные свойства выбранного объекта.
| Метод каталога. |
Со средней группы. | «Перевертыш». Учить детей объяснять любое событие с точки зрения хорошо – плохо.
| Ведущий называет какое – либо событие и спрашивает у первого ребенка, почему это хорошо для него. Ответ переворачивается воспитателем как «плохое». Второй ребенок должен объяснить, почему это так может быть. Ответ переворачивается в «хорошо», третий ребенок объясняет, почему это так. Игра продолжается. | Мозговой штурм. |
Со старшей группы. | «Что произойдет?» Учить детей формулировать причины и выводить следствие.
| Дети делятся на две команды. Одна команда придумывает необычный вопрос, дети другой команды должны дать полный и оригинальный ответ. Команда, задающая вопрос, может дать собственный ответ. Можно ввести правило: задавать вопросы на определенную тему и ответы давать, исходя из реальной линии развития системы или на уровне фантастики. | Мозговой штурм. |
Со средней группы. | «Что случится, если…?» Формировать умение представлять знакомые предметы и явления в случаях, когда они сами начинают что – то делать. | Воспитатель предлагает детям какую – либо, не совсем обычную ситуацию. Описания могут быть самыми разнообразными. Выслушиваются все суждения. | Мозговой штурм. |
Со средней группы. | «Что без чего не может быть?» Учить детей выделять функционально значимую часть рассматриваемого объекта. | Ведущий называет объект, дети выделяют части и определяют самую главную, мотивируя свой выбор. | Мозговой штурм. |
Со 2 младшей группы. | «Где живет?» Учить детей определять разные места нахождения объектов.
| Ведущий называет любые предметы и явления реального и фантастического миров (где живет улыбка, огонь). Дети называют место нахождения реальных и фантастических объектов. | Системное мышление. |
Со 2 младшей группы. | «Паровозик». Учить детей самостоятельно выстраивать линию времени у любого объекта живой природы.
| Ведущий готовит 5 – 6 вариантов изображения одного объекта живой природы в разные временные периоды. Карточки раздаются играющим детям. Ведущий – паровозик, а дети – вагончики. Детям следует выстроить линию развития предложенного объекта. | Метод каталога. |
Со 2 младшей группы. | «Раньше – позже». Побуждать детей самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между жизнедеятельностью живого организма и условиями, в которых он находится. | Ведущий называет какую – либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого или, что будет после. | Метод каталога. |
Со средней группы. | «Подарок маме, папе». Учить детей улучшать свойства объекта путем добавления свойств другого объекта.
| Воспитатель предлагает придумать подарок для мамы (папы) и советует усовершенствовать обычный предмет так, чтобы он был необыкновенным, понравился маме (папе) и выполнял свою основную функцию.
| Метод фокальных объектов. |
Со средней группы. | «Что было – что будет». Закрепить знания детей о прошлом, настоящем и будущем предметов; развивать ретроспективный и перспективный взгляд на вещи.
| Воспитатель раздает детям большие карточки, разделенные на три части (в средней части изображен предмет настоящего, первая и третья – пустые); а перед ним в коробке лежат картинки с изображением предметов прошлого и будущего. Он берет какую – либо картинку, показывает детям, называет предмет и спрашивает, у кого из детей картинка с изображением предмета в настоящем. Отдает картинку угадавшему участнику игры. Игра заканчивается, когда заполнены все большие карточки. | Метод каталога, системное мышление. |
Со старшей группы. | «Угадай-ка». Учить сравнивать объекты, их действия, бытовые ситуации.
| Воспитатель рассказывает детям истории: «Утром в нашей семье обычно бабушка просыпается и встает после папы; папа встает после собачки Шарика, а мама поднимается после бабушки». Детям предлагается выяснить, кто встает в семье раньше всех, а кто – позже. Аналогично выполняются задания на предложенный воспитателем признак (кто самый высокий, кто самый низкий и т. д.). | Системное мышление. |
Со 2 младшей группы. | «Игры с «подзорной трубой». Обучать детей мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка по какому – либо признаку, выявление главных объектов). | Детям предъявляется картина для рассматривания, альбомный лист для имитации подзорной трубы (правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его). Детям предлагается перечислить все объекты на картине. | Метод каталога. |
Со средней группы. | «Кто о чем говорит?» Побуждать к фантазированию на основе построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины.
| Воспитатель предлагает выбрать объекты и представить себе, о чем они могли бы говорить или думать. Затем дети составляют диалоги от имени объектов или рассказы на тему «О чем говорят объекты». | Метод каталога, фантастическая аналогия. |
Со старшей группы. | «Чудесный экран». Учить детей самостоятельно использовать знания, полученные в процессе познавательной деятельности. | В основе системного подхода к объекту природного мира лежат следующие мыслительные шаги: - выбирается объект и перечисляются его разнообразные свойства и признаки; - определяется подсистема природного объекта; - определяется надсистема объекта: по месту обитания, по классу или группе, к которым он относится; - рассматривается процесс развития объекта в прошлом; - рассматривается развитие объекта в будущем. В качестве средства системного мышления выступает «чудесный экран». надсистема | надсистема | надсистема | система | система | система | подсистема | подсистема | подсистема |
прошлое настоящее будущее СИСТЕМА – это объект, находящийся в центре рассмотрения. НАДСИСТЕМА – ближайшее окружение объекта. ПОДСИСТЕМА – структурная единица системы, зависит от условий задачи. Форма организации игр: карточки с изображением объекта, линии его развития, составляющих частей и места функционирования. Игровое действие – составление «чудесного экрана» (девятиэкранки). Словесное восстановление «девятиэкранки» по стихотворению «Что-то» М.С.Гафутулина. Если мы рассмотрим что-то… Это что-то для чего-то… Это что-то из чего-то… Это что-то часть чего-то… Чем-то было это что-то… Что-то будет с этим что-то… Что-то ты сейчас возьми, на экранах посмотри! Конкретный объект обозначается словом, указывается функция и т. д.
| Системное мышление. |
Со старшей группы. | «Разведчики». Упражнять в выделении свойств предметов, объектов. | Для игры понадобится большая сюжетная или пейзажная картина и набор предметных картинок. По команде: «Разведчики, вперёд!» дети должны выбрать из множества предметных изображений те, которые характерны для места, изображённого на большой картине: что можно встретить на улице, в комнате и т. д. Если ребёнок ошибается, то вместе с остальными участниками игры нужно придумать ситуацию, оправдывающую ошибочный выбор. | Системное мышление, мозговой штурм. |
Со старшей группы. | «Моё настроение». Учить анализировать эмоциональное состояние. | Воспитатель задаёт ситуацию, а дети называют возможные эмоциональные переживания, связанные с ней. Например, новогодний утренник в детском саду – радость, веселье; идёт дождь – грусть, скука, тоска. | Метод аналогий. |
Со старшей группы. | «Из чего приготовлено?» Учить выделять части объекта. | Ведущий называет какое-то кушанье, а дети перечисляют продукты, необходимые для его приготовления. | Системное мышление. |
Со старшей группы. | «Обиженные вещи». Создавать условия для развития эмпатии по отношению к объектам рукотворного мира. | Воспитатель предлагает вспомнить, какие предметы находятся в домах людей, и обсудить правила пользования ими. Затем приглашает «посетить» квартиру нерадивых хозяев, которые нарушают правила пользования предметами. Дети от имени обиженных предметов рассказывают о своих бедах, обсуждают, что бы они сделали, если бы умели разговаривать и двигаться. | Личностная аналогия. |