«Лето! Ах, лето!»
картотека на тему

Матвеева Елена Борисовна

«Лето! Ах, лето!» (летние впечатления)

«В ожидании лета» (летние изменения в природе)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leto.doc164.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Лето! Ах, лето!» (летние впечатления)

«В ожидании лета» (летние изменения в природе)

Группа

Название игры,

цель

Содержание

Методы и приёмы

Со средней группы.

«Ожившие предметы».

Учить наделять неживые предметы человеческими чувствами, мыслями, поступками.

Ведущий предлагает ситуацию. Дети выбирают в ней объект для обсуждения. Ведущий предлагает определить его характер, рассказать о его возможных поступках и мыслях. Например: солнечный летний день на море. Дети выбирают и характеризуют море: море спокойное, спящее, тихо дышит.

Метод аналогий.

Со средней группы.

«Я назову признак, а вы перечислите его значение».

Учить детей подбирать разные значения одному признаку.

Ведущий предлагает поиграть и называет признак (цвет). Дети должны назвать как можно больше значений этого признака (цвет бывает черный, радужный и т.д.).

В старшем дошкольном возрасте воспитатель называет какое – либо значение, а дети угадывают признак (светящийся – бывает цвет; холодным бывает температура).

Мозговой штурм.

Со старшей группы.

«Ключевое слово».

Учить подбирать сравнения с помощью слов «как», «вроде», «подобно».

Ведущий называет объект, его признаки и действия, а дети объясняют, на что это похоже. В построении предложения используются ключевые слова (дождь подобен водопаду с неба; одуванчики на лугу вроде как цыплята).

Метод аналогий.

Со средней группы.

«Противоположнос-

ти».

Учить детей называть антонимическую пару свойств объекта.

«Наоборот».

Упражнять в подборе слов – антонимов.

«Пинг – понг».

Упражнять в подборе слов – антонимов.

Воспитатель просит назвать противоположность по цвету, форме, по температуре и т.д.

Воспитатель предлагает слово – определение, а ребенок говорит противоположное по значению.

В качестве усложнения – слова-антонимы, обозначающие глаголы, существительные и наречия.

Ребенок называет слово, а педагог дает противоположное по значению. Воспитатель может «ошибиться», ребенок должен его поправить.

Метод каталога.

Со средней группы.

«Складушки – ладушки».

Учить детей подбирать рифмующиеся между собой слова.

Воспитатель предлагает детям набор картинок (не менее 40) с изображением предметов, названия которых рифмуются. Дети подбирают картинки и объявляют их как «Складушки – ладушки». В старшем возрасте проводится с усложнением: воспитатель называет слово (существительное, глагол, наречие, прилагательное), а ребенок должен подобрать рифмующееся слово.

Метод каталога.

Со средней группы.

«Составь рифму».

Учить детей составлять два рифмующихся между собой предложения.

Воспитатель называет два рифмующихся между собой слова, а дети должны составить из них две стихотворные строчки так, чтобы они оканчивались рифмующимися словами. Например, «птичка – синичка»; составляется фраза: «На дереве сидела птичка, похожая на синичку».

Метод каталога.

Со старшей группы.

«Придумаем разные стишки про один предмет».

Учить детей использовать различные модели при составлении двухстрочных и четырехстрочных рифмовок.

Воспитатель предлагает выбрать какой – либо объект и придумать про него стихотворение, которое начиналось бы со слов «Жил – был…». Воспитатель предлагает про эти же предметы сочинить двухстрочник по модели «Если это кто-то, то они чего-то».

Метод каталога.

Со старшей группы.

«Составление лимериков».

Учить детей составлять смешные (нелепые) стишки – пятистрочники по разным моделям.

Воспитатель предлагает детям выбрать объект и составить про него смешное стихотворение по модели:

1. Жил – был какой – то объект.

2. И был он такой (характеристика).

3. Совершал действия.

4. Или взаимодействия.

5. Указание на необычность объекта.

Метод каталога.

Со старшей группы.

«Составим разные смешные стихи».

Учить детей составлять лимерики по разным моделям и оценивать собственный творческий продукт на уровне «хорошо – плохо».

Воспитатель предлагает составить стихи по моделям:

«Если это кто – то, то они чего – то».

«Жил – был кто – то и совершал он то – то».

«Кто – то был такой – то и совершал он то – то, потому что он был такой – то».

Последующая оценка самими детьми степени удачности составленных стихотворений.

Метод каталога.

Со старшей группы.

«Что стало большим, что стало маленьким».

Учить представлять, описывать, разрешать ситуации, возникающие в результате изменения размера.

Воспитатель предлагает детям картинки, в которых объекты или части нарисованы неверно (огромные пуговицы и маленькое пальто). Дети должны увидеть неточности и исправить их. По итогам обсуждения возможно составление и решение творческих задач с измененным по размеру объектом, например, как действовать с маленьким пальто, у которого большие пуговицы. Игра «Хорошо – плохо».

Мозговой штурм.

Со старшей группы.

«Помечтаем?»

Учить фантазировать с помощью приема преобразования размера. Побуждать детей производить оценку на уровне «хорошо – плохо».

Дети произносят фразы типа «Я хотел бы стать маленьким, чтобы пожить в муравейнике», «Я хотел бы стать большим, чтобы…».

Оценка преобразования на уровне «хорошо – плохо».

Фантастическая аналогия, метод каталога.

Со старшей группы.

«Мы – Волшебники Увеличения – Уменьшения».

Учить самостоятельно преобразовывать объект по размеру, объяснять практическое применение измененного объекта.

Ребенок выбирает объект, который бы хотел изменить с помощью приема увеличения – уменьшения. Далее ребенок объясняет, что изменилось, хорошо или плохо этому объекту. В заключение выясняется практическое применение измененного объекта, предлагаются возможные изменения в окружающем.

Мозговой штурм.

Со средней группы.

«Потеря части или свойства».

Учить детей устанавливать недостающие свойства или части объекта.

Воспитатель называет объект. Дети обозначают его части или свойства. После этого объявляется «потеря». Дети обсуждают, что будет происходить.

Мозговой штурм.

Со средней группы.

«Мы – Волшебники Оживления – Окаменения».

Учить самостоятельно преобразовывать объекты с помощью Волшебника Оживления – Окаменения, решать проблемные ситуации, возникшие в результате их изменения.

Воспитатель предлагает пригласить Волшебника Оживления, который может неподвижное оживить, подвижное очеловечить, а человека сделать навсегда движущимся. Дети выбирают объекты (рукотворного и природного мира), совершают преобразование, описывают, когда это бывает в реальном мире. Производя фантастические преобразования, дети решают проблемные ситуации.

Мозговой штурм, фантастическая аналогия.

Со старшей группы.

«Волшебник Наоборот просит выполнить задание».

Учить детей выявлять свойства объекта и заменять их на противоположные и решать проблемные ситуации, возникшие в результате изменений.

Ведущий показывает детям карточки с изображением объектов. Дети перечисляют признаки каждого объекта, фиксируя их схематично на доске (листе), затем подбирают к каждому названному признаку противоположный и объясняют практическое применение преобразованного объекта.

Мозговой штурм, метод морфологичес-кого анализа.

Со старшей группы.

«Заколдованное место».

Учить детей решать ситуации, возникающие в результате воздействия Волшебника Наоборот на функцию объекта.

К детям в гости пришел Волшебник Наоборот и дотронулся до объектов. Дети описывают изменения каждого объекта и его функции, происходящие в данном месте, на физическом уровне и рассказывают, как можно практически использовать измененный объект.

Мозговой штурм.

Со средней группы.

«Меняем порядок».

Учить детей нарушать логическую последовательность хода событий с помощью Волшебника Перепутывания времени.

Обсуждение хода какого – либо события или последовательности линии жизни объекта. Приглашение Волшебника Перепутывания времени, который перепутал порядок хода событий.

Детей старшего дошкольного возраста следует побуждать к составлению фантастических рассказов. При выполнении задания используются сюжетные картинки для детей среднего возраста. Дети старшего возраста работают по памяти.

Мозговой штурм, метод каталога.

Со старшей группы.

«В гостях у Волшебника перепутывания времени».

Продолжать учить определять основное назначение каждого временного отрезка жизни объектов. Находить выход из парадоксальных ситуаций.

Ведущий предлагает картинки, на которых изображен объект в различные моменты жизни (семечка, росток, побег, бутон, цветок, коробочка с семенами, высохший стебель и др.). Дети определяют функцию, основное назначение каждого периода жизни у изображенных объектов и обозначают схематично под каждой карточкой. Волшебник перепутывания времени меняет местами картинки. Дети должны объяснить, каким образом в данной ситуации функция каждого возраста будет выполняться.

Мозговой штурм.

Со старшей группы.

«Я что – то делаю, а ты угадай».

Учить определять и описывать словесно какой – либо процесс на основе моделей-действий, уточнять представления детей о принципе действия волшебника обратного времени.

Ведущий (или группа детей) показывает последовательность действий какого – либо процесса в прямом порядке. Детям дается задание: угадать представленный процесс.

Метод аналогий.

Со старшей группы.

«Я пригласил Волшебника обратного времени – угадай, какое действие».

Учить определять и описывать словесно какой – либо процесс на основе моделей-действий, уточнять представления детей о принципе действия волшебника обратного времени.

Ведущий (или группа детей) показывает последовательность действий какого – либо процесса в обратном порядке. Детям дается задание: угадать и установить последовательность действий в прямом порядке представленного процесса.

Метод аналогий, мозговой штурм.

Со старшей группы.

«В гостях у Волшебника, умеющего останавливать время».

Закрепить представления детей об непрерывности и однозначности времени для всех объектов материального мира.

Воспитатель напоминает детям, что каждый объект развивается во времени, и вместе с ним изменяется и его окружение (головастик превращается во взрослую лягушку, и в это же время изменяется само болото и живущие там жители – комары, цапли, рыбы). Далее воспитатель предлагает детям выбрать объект, описать его окружение и пригласить Волшебника, умеющего останавливать время. Детям предлагается описать, что произойдет, если Волшебник коснется выбранного объекта (объект навсегда останется в таком же возрасте, а все вокруг будет меняться). Обсуждение данной ситуации с позиции «хорошо – плохо». Придумывается текст сказки с объектом, у которого остановилось время.

Мозговой штурм, метод каталога.

Со 2 младшей группы.

«Найди загаданный предмет».

Учить осваивать линейное пространство, при этом выделять середину, обозначать правую и левую часть. Учить детей классифицировать объекты материального мира.

В зависимости от возраста меняется:

1) количество предлагаемых предметов:

5 – 7 предметов в младшем возрасте,

9 –11 предметов или картинок в среднем, в пределах 25 в старшем дошкольном возрасте;

2) классификацион-ные группы, понимаемые детьми данного возраста.

Дети и ведущий стоят с одной стороны стола. Ведущий выставляет на столе предметы в линию. Загадывает один из предметов и предлагает детям отгадать его с помощью вопросов, на которые ведущий будет отвечать только «да» и «нет». Перечислять предметы нельзя. Вопросы принимаются только те, которые сужают поле поиска. Дети отгадывают загаданный предмет, задавая вопросы ведущему по алгоритму:

1. Выбрать и назвать на линии средний объект.

2. Выяснить, с какой стороны от среднего объекта находится искомый. На начальном этапе предметы, не участвующие в поиске, убираются.

3. Среди оставшихся предметов выбрать и назвать средний объект.

4. Выяснить, с какой стороны от среднего объекта находится искомый: «Выбрал серединку – спрячь половинку! В другой половинке – найди серединку!»

Сужение поля поиска (линейные задачи).

Со 2 младшей группы.

«Угадай время года или загаданный месяц».

Закрепить понятие «между», «за», «перед», «предыдущий», «последующий».

Учить детей последовательно и в разброс называть времена года и месяцы.

Используется демонстрационная лента с карманами. Картинки в младшем возрасте с временами года в разных ситуациях (5 – 7 карточек),

в среднем возрасте картинки с изображением месяцев, расположенных по порядку (12 карточек), в старшем возрасте

картинки с изображением месяцев, расположенных вразброс. Также используются схематические изображения.

Ведущий вкладывает (последовательно или вразброс) в демонстрационную ленту картинки с изображением времен года, проявленных в различных ситуациях (в жизни людей, растений, животных и т. д.) или со схематично обозначенными месяцами года (цифрами, буквами, картинками и др.). Загадывает одну из карточек и предлагает играющим детям отгадать загаданную, задавая вопросы ведущему по усвоенному алгоритму.

Например, выставлены картинки:

ранняя зима, разгар лета, поздняя осень, середина зимы, золотая осень, начало лета, ранняя весна, весна в цвету, конец зимы.

Сужение поля поиска (плоскостные задачи).

Со средней группы.

«Маятник».

Учить выделять противоречивые свойства объекта.

Дети перечисляют положительные и отрицательные свойства выбранного объекта.

Метод каталога.

Со средней группы.

«Перевертыш».

Учить детей объяснять любое событие с точки зрения хорошо – плохо.

Ведущий называет какое – либо событие и спрашивает у первого ребенка, почему это хорошо для него. Ответ переворачивается воспитателем как «плохое». Второй ребенок должен объяснить, почему это так может быть. Ответ переворачивается в «хорошо», третий ребенок объясняет, почему это так. Игра продолжается.

Мозговой штурм.

Со средней группы.

«Кто (что) это может быть?»

Учить детей находить объекты с парой противоположных свойств.

Воспитатель спрашивает: «Что может быть одновременно мокрым и сухим?». Дети перечисляют все объекты, обладающие парой противоположных свойств и объясняют, когда это бывает (ботинки внутри сухие, а снаружи мокрые).

Метод каталога.

Со средней группы.

«Где

прячется противоположность?»

Продолжать учить детей обозначать словами место в объектах, где находится противоположность.

«Кто или что хочет, чтобы объект был таким, а кто или что – другим?»

Учить детей объяснять наличие противоположных свойств у объекта.

Ведущий называет объект и предлагает перечислить его части, имеющие противоположные свойства (дерево: листики тонкие, ветки толстые; кора шершавая, листья гладкие).

Воспитатель показывает картинку и просит детей сказать, кто или что требует наличие противоположных свойств у объекта.

Метод каталога.

Со старшей группы.

«Что произойдет?»

Учить детей формулировать причины и выводить следствие.

Дети делятся на две команды. Одна команда придумывает необычный вопрос (например, «Что произойдет, если дождь будет лить не переставая?»), дети другой команды должны дать полный и оригинальный ответ. Команда, задающая вопрос, может дать собственный ответ. Можно ввести правило: задавать вопросы на определенную тему (например, природа, сказки и т.д.), и ответы давать, исходя из реальной линии развития системы или на уровне фантастики.

Мозговой штурм.

Со средней группы.

«Мои друзья».

Упражнять детей в умении выделять у объекта заданный признак.

Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего – либо или кого – либо. Дети берут на себя роль объекта. Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство, подходят (подбегают) к ведущему.

Метод аналогий.

Со 2 младшей группы.

«Назови три объекта».

Учить детей подбирать объекты одной классификационной группы.

Воспитатель называет слово, обозначающее какую – либо классификационную группу и бросает мяч ребенку. Тот, кто поймает мяч, называет три предмета, относящиеся к данному понятию.

Системное мышление.

Со средней группы.

«Рыболов».

Упражнять в классификации представителей животного мира.

Воспитатель обозначает «озеро» (н/п, скакалкой) и «дом», где живут «рыболовы» (охотники). Ребенок выходит из «дома» и говорит слова: «Я иду на рыбалку и поймаю карася» – делает шаг вперед к «озеру». Сколько ребенок назовет рыб, столько шагов сделает к «озеру». Победившим считается тот, кто быстрее дойдет до «озера». Аналогично проводится игра «Охотник», «Птицелов» (обозначается «лес»).

Системное мышление.

Со средней группы.

«Рыбы – птицы – звери».

Упражнять в классификации объектов живой природы.

Воспитатель бросает мяч ребенку и произносит слово, н/п: «Птица». Ребенок, поймав мяч, должен подобрать объект, относящийся к данной классификационной группе. Аналогично проводится игра с другими классификационными понятиями.

Системное мышление.

Со средней группы.

«Четвертый лишний».

Упражнять в умении классифицировать объекты по какому – либо признаку.

Детям предлагаются три картинки с изображениями предметов одного вида и одну картинку другого вида. Ребенок должен объяснить, какая картинка лишняя и почему.

Системное мышление.

Со 2 младшей группы.

«Раз, два, три, ко мне беги».

Учить классифицировать предметы окружающего мира.

Детям раздаются картинки с изображением предметов природного или рукотворного мира. Воспитатель предлагает посмотреть на картинки и по его команде «Раз, два, три, ко мне беги!» подбежать тем детям, на картинках которых изображены предметы названного вида.

Системное мышление.

Со 2 младшей группы.

«Кто внимательнее?»

Учить классифицировать предметы окружающего мира.

Воспитатель называет предметы одного рода, если ошибается, то дети хлопают в ладоши. Когда дети достаточно хорошо освоят игру, ведущим можно выбрать ребенка.

Системное мышление.

Со 2 младшей группы.

«Из чего это состоит?»

Учить детей выделять части объектов природного и рукотворного мира.

Ведущий называет объект, а дети должны назвать как можно больше составляющих частей.

Системное мышление.

Со 2 младшей группы.

«Часть чего это?»

Учить детей выделять части объектов природного и рукотворного мира.

Ведущий называет какую – либо часть, общую для группы предметов. Детям предлагается перечислить эти предметы. (Например: «У каких предметов есть … ножка?» Дети отвечают: «Стол, стул, цветок»).

Системное мышление.

Со 2 младшей группы.

«Что будет, если уберем часть?»

Учить детей выделять функционально значимую часть рассматриваемого объекта.

Ведущий называет объект, дети называют его составляющие. Ведущий убирает какую – либо часть и просит объяснить, что будет с объектом.

Системное мышление, мозговой штурм.

Со средней группы.

«Что без чего не может быть?»

Учить детей выделять функционально значимую часть рассматриваемого объекта.

Ведущий называет объект, дети выделяют части и определяют самую главную, мотивируя свой выбор.

Мозговой штурм.

Со средней группы.

«Лифт».

Закрепить понятие о том, что каждый объект имеет части и, в то же время, является частью другой, более сложной системы.

Педагог называет какой – либо объект (н/п, дерево). Дети выделяют его составляющие (движутся на лифте вниз). Затем ведущий называет задает вопрос: «Частью чего является дерево?» (движутся на лифте вверх). Дети должны усвоить, что каждый объект является частью другого, более сложного объекта.

Системное мышление.

Со 2 младшей группы.

«Где живет?»

Учить детей определять разные места нахождения объектов.

Ведущий называет предметы окружающего мира: это любые предметы и явления реального и фантастического миров (где живет улыбка, огонь). Дети называют среду обитания живых объектов и место нахождения реальных и фантастических объектов.

Системное мышление.

Со 2 младшей группы.

«Паровозик».

Учить детей самостоятельно выстраивать линию времени у любого объекта живой природы.

Ведущий готовит 5 – 6 вариантов изображения одного объекта живой природы в разные временные периоды. Карточки раздаются играющим детям. Ведущий – паровозик, а дети – вагончики. Детям следует выстроить линию развития предложенного объекта.

Метод каталога.

Со 2 младшей группы.

«Раньше – позже».

Побуждать детей самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между жизнедеятельностью живого организма и условиями, в которых он находится.

Ведущий называет какую – либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого или, что будет после.

Метод каталога.

Со средней группы.

«Что было – что будет».

Закрепить знания детей о прошлом, настоящем и будущем предметов; развивать ретроспективный и перспективный взгляд на вещи.

Воспитатель раздает детям большие карточки, разделенные на три части (в средней части изображен предмет настоящего, первая и третья – пустые); а перед ним в коробке лежат картинки с изображением предметов прошлого и будущего. Он берет какую – либо картинку, показывает детям, называет предмет и спрашивает, у кого из детей картинка с изображением предмета в настоящем. Отдает картинку угадавшему участнику игры. Игра заканчивается, когда заполнены все большие карточки.

Метод каталога, системное мышление.

Со средней группы.

«Что на что похоже?»

Подводить детей к осознанию того, что предметы рукотворного мира созданы по подобию объектов природы (и в этом их сходство), а элементы, которых нет в природе, человек придумал сам (и в этом их различие).

Каждому ребенку предлагается две картинки с изображением объекта природы и предмета рукотворного мира. Например, на одной изображен самолет, на другой – птица. Предлагается сравнить изображения, найти сходства (общие элементы) и различия (например, сходство птицы и самолета – крылья, нос и клюв, хвост самолета и птицы; различие: птица – живая, самолет – неодушевленный предмет).

Прямая аналогия.

Со 2 младшей группы.

«Теремок».

Учить выделять свойства объектов, находить общее между объектами.

Дети получают разные рисунки: животных, овощи, бытовые предметы, транспортные средства – это и будут обитатели теремка, но не сразу. Воспитатель предлагает детям «войти в теремок», назвав, чем они на него похожи (воспитатель выступает в роли определённого объекта).

Метод аналогий.

Со 2 младшей группы.

«Чего больше (меньше)?»

Учить детей находить общее и различное между двумя данными объектами. Формировать умение абстрагировать признаки предметов при сравнивании.

Детям предлагается рассмотреть любую сюжетную картинку и назвать, каких предметов больше, а каких меньше. Объяснить свой выбор.

Системное мышление.

Со 2 младшей группы.

«Игры с «подзорной трубой».

Обучать детей мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка по какому – либо признаку, выявление главных объектов).

Детям предъявляется картина для рассматривания, альбомный лист для имитации подзорной трубы (правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его). Детям предлагается перечислить все объекты на картине.

Метод каталога.

Со средней группы.

«Подбери такое же по цвету».

Учить детей в сравнении объектов по цвету, форме, материалу. Учить детей производить сравнения данных признаков.

Воспитатель предлагает детям назвать цвета объектов или их частей на картине и найти данный цвет в предметах окружающего мира. Затем дети составляют открытые загадки (описательные загадки через связки «Как…» или «Но не …», которые подходят под разные объекты, множественность отгадок).

Метод аналогий.

Со средней группы.

«Какой, что такое же у другого объекта?»

Учить детей выявлять признаки объекта (функция, части) и делать описание. Учить составлять загадки по моделям «Как…», «Но не…» на основе сравнения объектов по самостоятельно выбранному признаку.

«Что делает так же?»

Учить детей выявлять признаки объекта (функция, части) и делать описание. Учить составлять загадки по моделям «Как…», «Но не…» на основе сравнения объектов по самостоятельно выбранному признаку.

Ведущий называет объект. Дети определяют признак, отвечающий на вопрос «Какой?» и перечисляют объекты, у которых названный признак явно выражен («Репейник какой? Колючий, как еж, кактус, елочка. Лохматый, как собака, шуба, медведь. Приставучий, как липучка, жвачка, смола»). Из предложенных объектов выбирается наиболее удачный вариант сравнения. Составляется текст загадки, в который входят наиболее удачные сравнения: «Колючий, как еж, лохматый, как медведь, приставучий, как смола» или «Колючий, но не еж, приставучий, но не смола».

Ведущий называет объект. У объекта выделяется действие и перечисляются другие объекты, у которых названное действие ярко выражено. («Лягушка. Что делает? Прыгает, как заяц, мяч. Ныряет, как водолаз, утка. Плавает, как лодочка, рыба»). Из предложенных вариантов сравнений выбираются наиболее интересные. Составляется текст загадки с использованием модели: «Как…», «Но не…»: «Прыгает, но не мяч, ныряет, но не утка, плавает, но не лодочка».

Метод аналогий.

Со старшей группы.

«Ключевые слова».

Учить подбирать сравнения с помощью слов «как», «вроде», «подобно» к объектам, выделенным на картине.

Ведущий называет объект, его признаки и действия, а дети объясняют, на что это похоже. В построении предложения используются ключевые слова (иней, как бахрома; сосны шумят, будто шепчут).

Метод аналогий.

Со средней группы.

«Ожившие предметы».

Учить наделять неживые предметы, рассматриваемые на картине, человеческими чувствами, мыслями, поступками.

Ведущий предлагает выбрать объект на картине для обсуждения. Дети определяют его характер, рассказывают о его возможных поступках и мыслях. Составление речевых зарисовок от имени очеловеченного объекта.

Метод аналогий.

Со средней группы.

«Скажи по – другому».

Учить подбирать к загаданным объектам слова – синонимы.

Ведущий предлагает выбрать объект. Дети подбирают слова, которыми можно назвать объект (синонимические обороты).

Системное мышление, метод аналогий.

Со средней группы.

«Волшебный гость».

Обучать детей мыслительным действиям, ведущим к объединению перечисленных объектов на картине.

В гости к детям приходит волшебник Объединяй и объединяет два наугад выбранных объекта. Детям предлагается объяснить, почему он это сделал, как эти объекты могут быть связаны между собой (на физическом уровне и на морально – этическом).

Метод морфологичес-кого анализа.

Со средней группы.

«Живые картинки».

Учить детей ориентироваться в двухмерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта.

«Окажись около объекта».

Продолжать учить детей пространственной ориентировке на картине. Учить описывать место нахождения других объектов по отношению к себе.

«Да – нет».

Продолжать учить детей пространственной ориентировке на картине. Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки. Закреплять умение работать по алгоритму сужения поля поиска объекта на плоскости картины.

Педагог предлагает детям превратиться в конкретный объект на картине, объяснить свое местонахождение в двухмерном пространстве, затем смоделировать картину в трехмерном (на ковре). Ребенок должен найти место своему объекту относительно других объектов, изображенных на картине, и составить связный рассказ о местонахождении объекта.

Детям предлагается «войти» в картину, выбрать себе объект и описать, что находится рядом с ним, используя пространственные характеристики.

Ведущий загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов устанавливают его место нахождения.

Метод каталога.

Сужение поля поиска.

Со средней группы.

«Угадай объект по месту описания на картине».

Продолжать учить детей пространственной ориентировке на картине. Учить описывать место нахождения других объектов по отношению к себе.

Ведущий описывает место нахождения выбранного объекта на картине. Дети угадывают задуманный объект, объясняя свой выбор (описание детьми местонахождения объекта).

Метод каталога, сужение поля поиска.

Со средней группы.

«Кто о чем говорит?»

Побуждать к фантазированию на основе построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины.

Воспитатель предлагает выбрать объекты и представить себе, о чем они могли бы говорить или думать. Затем дети составляют диалоги от имени объектов или рассказы на тему «О чем говорят объекты».

Метод каталога, фантастическая аналогия.

Со средней группы.

«К нам пришли волшебники «Я ощущаю запах», «Я ощущаю лицом и руками», «Я пробую на вкус».

Учить представлять возможные запахи, ощущения от предполагаемого соприкосновения с различными объектами и передавать свои представления в законченном рассказе. Фантазировать на основе предполагаемых восприятий запахов.

Учить детей разделять объекты на съедобные – несъедобные с точки зрения человека и объектов, изображенных на картине. Уточнить представления о способах и продуктах питания. Побуждать передавать в речи вкусовые характеристики объектов.

Воспитатель предлагает «войти» в картину и представить, какие запахи там можно ощутить, представить ощущения от прикосновения, вкусовые ощущения. Дети сосредоточены на объектах картины, им предлагается заняться поиском предполагаемых заданий. Затем составить рассказ на тему: «Я чувствую запахи», «Я ощущаю лицом и руками», «Что мне вкусно и невкусно» (с точки зрения объекта).

Метод каталога.

Со средней группы.

«Найди и оживи».

Учить наделять неодушевленные объекты на картине свойствами и чертами характера человека и составлять описательный рассказ.

Воспитатель предлагает детям перечислить неодушевленные объекты, изображенные на картине. Дети выбирают какой – либо объект и наделяют его человеческими свойствами и чертами характера. Затем составляют описательный рассказ о жизни выбранного героя в условленном месте.

Метод каталога.

Со 2 младшей группы.

«Хорошо – плохо».

Учить выделять противоречивые свойства объекта.

Ведущим называется любой объект, явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства.

Системное мышление.

Со средней группы.

«Волшебный светофор».

Закреплять знания детей об объектах природного и рукотворного мира.

У «Волшебного светофора» красный цвет означает подсистему объекта, желтый – систему, зеленый – надсистему. Таким образом, рассматривается любой объект.

Воспитатель показывает картинку с изображением объекта.

Воспитатель: «Если я подниму кружочек красного цвета – вы называете части объекта. Если я подниму круг зеленого цвета, вы скажите, частью чего является объект. А если я подниму круг желтого цвета, то вы скажите, для чего нужен объект, какую пользу приносит».

Системное мышление.

Со 2 младшей группы.

«На что похоже?»

Учить детей создавать новые образы на основе характерных признаков предметов.

Ведущий называет объект, а дети называют  объекты похожие на него.

Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой.

Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.

Системное мышление.

Со старшей группы.

«Чудесный экран».

Учить детей самостоятельно использовать знания, полученные в процессе познавательной деятельности.

В основе системного подхода к объекту природного мира лежат следующие мыслительные шаги:

- выбирается объект и перечисляются его разнообразные свойства и признаки;

- определяется подсистема природного объекта;

- определяется надсистема объекта: по месту обитания, по классу или группе, к которым он относится;

- рассматривается процесс развития объекта в прошлом;

- рассматривается развитие объекта в будущем.

В качестве средства системного мышления выступает «чудесный экран».

надсистема

надсистема

надсистема

система

система

система

подсистема

подсистема

подсистема

прошлое        настоящее          будущее

СИСТЕМА – это объект, находящийся в центре рассмотрения.

НАДСИСТЕМА – ближайшее окружение объекта.

ПОДСИСТЕМА – структурная единица системы, зависит от условий задачи.

Форма организации игр: карточки с изображением объекта, линии его развития, составляющих частей и места функционирования.

Игровое действие – составление «чудесного экрана» (девятиэкранки).

Словесное восстановление «девятиэкранки» по стихотворению «Что-то»  М.С.Гафутулина.

Если мы рассмотрим что-то…

Это что-то для чего-то…

Это что-то из чего-то…

Это что-то часть чего-то…

Чем-то было это что-то…

Что-то будет с этим что-то…

Что-то ты сейчас возьми, на экранах посмотри!

Конкретный объект обозначается словом, указывается функция и т. д.

Системное мышление.

Со 2 младшей группы.

«Где живет (работает)?»

Учить детей определять разные места обитания объектов природного и рукотворного мира.

Ведущий называет объект. А дети говорят, где, в каком месте, его можно встретить и что он там делает. Например, тигр: живёт в джунглях, в зоопарке, нарисован в раскраске, в мультфильме.

Системное мышление.

Со средней группы.

«Кем был раньше?»

Учить называть прошлое предмета.

Ведущий называет предмет, дети – его прошлое. Например, цыпленок - яйцо, лошадь - жеребенок, дуб - желудь, рыба -  икринка, яблоня - семечко, лягушка -  головастик, бабочка – гусеница.

Системное мышление.

Со средней группы.

«Узнай меня».

Учить описывать предмет, не называя его.

Сначала взрослый называет свойства какого-либо предмета, а дети отгадывают.

Затем можно ребенку предложить описать какой-нибудь предмет, а все дети отгадывают.

Например: «Я круглый, большой, сверху зеленый, а внутри красный, бываю сладким и сочным».  (Арбуз)

«Я холодная голубая  и зеленая, меня много, а бывает мало. Во мне разные живые существа обитают. Меня люди любят». (Речка).

Системное мышление.

Со средней группы.

«Кто гуляет на полянке?»

Развивать у детей абстрактное мышление; учить, не видя образа, представлять и описывать, что он представляет; формировать умение пользоваться символами, выделять в них самые характерные аналогии с реальным объектом.

Воспитатель расстилает большой зелёный лист бумаги, дети располагаются вокруг.

Воспитатель (потом дети) выставляет или выкладывает на «полянку» какой-либо бесформенный предмет (камень, скомканную бумагу, кусок пластилина, ткань), строительный или бросовый материал, части одежды. Дети по желанию или по очереди должны назвать и описать, кто вышел гулять на полянку. Ребёнок может детально описать признаки того, кто или что гуляет. Описывается одежда, цвет, покров, материал, походка, характер и т. д. Если один ребёнок не может это описать, можно предложить остальным детям помочь.

Игра продолжается до тех пор, пока каждый желающий ребёнок не опишет своего гостя на «поляне».

Метод аналогий.

Со 2 младшей группы.

«Загадки и отгадки».

Учить детей соотносить речевую форму описания предметов с графической.

Детям раздаются карточки с картинками. Взрослый читает текст загадки. Дети рассматривают свои картинки и, если среди них найдётся предмет, являющийся отгадкой, то ребёнок должен сказать: «Это про…» - и объяснить почему.

Метод аналогий.

Со 2 младшей группы.

«Камушки на берегу».

Учить создавать в воображении новые образы на основе восприятия схематических изображений.

Воспитатель показывает детям картину     и говорит, что на ней нарисован волшебный берег (изображение морского берега с очертанием на нём камушков разной формы, сделанных с помощью трафаретов, до 10-15 штук). По этому берегу прошёл волшебник и на несколько минут всё, что было на нём, превратил в камушки. Просит ребят угадать, что же было на берегу (мячик, ведёрко, человечек, птичка и др.)

Метод аналогий.

Со старшей группы.

«Я еду в деревню».

Учить детей видеть возможности объектов.

Для игры понадобится набор предметных картинок, которые складываются стопкой изображением вниз. Ребёнок объявляет: «Я еду в деревню и беру с собой…» и вытаскивает из стопки любую картинку. Далее он должен объяснить, зачем ему данный объект в деревне. Конечный пункт путешествия может меняться: на море, в горы и т. д.

Системное мышление.

Со старшей группы.

«Репка».

Упражнять детей в умении замечать зависимость проявления разных свойств одного и того же объекта от стадии (этапа) развития.

Воспитатель называет объект и предлагает потянуть репку. Дети становятся паровозиком и по очереди называют стадии развития этого объекта. Если всё названо правильно, воспитатель объявляет, что репка вытянута, а если дети ошиблись, то репка остаётся на грядке. Например, икринка за репку, головастик за икринку, лягушонок за головастика и т. д.

Метод каталога, системное мышление.

Со старшей группы.

«Что-то – часть чего-то».

Учить анализировать структурные единицы объектов окружающего мира.

Понадобится разрезная предметная картинка из 12-16 частей. Картинка лежит на столе изображением вниз. Наугад по желанию детей открывают один квадрат. Дети рассматривают его, предполагают, на что похоже изображение, у каких предметов ещё бывают такие части. Когда варианты исчерпаны, открывают следующий квадрат. И так до тех пор, пока не будет отгадано изображённое на картинке.

Системное мышление, метод аналогий.

Со средней группы.

«Чудо-Юдо».

Учить анализировать структурные единицы объектов окружающего мира.

Детям показывает картинку, составленную по принципу «Фоторобот» (фантастическое животное, созданное путём соединения частей разных животных). Задача детей – как можно быстрее определить все объекты, из которых составлен образ.

Метод аналогий.

Со средней группы.

«Волшебная дорожка».

Учить анализировать структурные единицы объектов окружающего мира, упражнять в выделении свойств.

Желательно брать не более 4 классов на одну игру, например, по 5-6 картинок из классов животных, птиц, насекомых, растений. Затем в один ряд выкладываются 4-5 произвольно выбранных картинок по одной из каждого класса. Дети должны найти общий для выложенных предметов признак.

Системное мышление, метод аналогий.

Со старшей группы.

«Разведчики».

Упражнять в выделении свойств предметов, объектов.

Для игры понадобится большая сюжетная или пейзажная картина и набор предметных картинок. По команде: «Разведчики, вперёд!» дети должны выбрать из множества предметных изображений те, которые характерны для места, изображённого на большой картине: что можно встретить на лугу, в лесу и т. д. Если ребёнок ошибается, то вместе с остальными участниками игры нужно придумать ситуацию, оправдывающую ошибочный выбор.

Системное мышление, мозговой штурм.

Со средней группы.

«Летает, плавает, бегает».

Упражнять в классификации объектов живой природы.

Ведущий по очереди бросает детям мяч, называя объект живой природы. Ребёнок ловит мяч и бросает его водящему, называя способ передвижения этого объекта. Например: заяц – бегает, ворона – летает.

Системное мышление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение- «Лето, лето, сказочное лето!

       «Лето, лето, сказочное лето!                    От чудес кружится голов...

Летний досуг в подготовительной группе на тему: Лето. Признаки лета. Летняя экскурсия «Лето красное пришло...» для детей подготовительной к школе группы.

Цель — уточнение и дальнейшее расширение первичных естественно-научных представлений (времена года. Лето. Признаки лета).Оборудование: коврики, панамки, схема плетения венка.Предварительная...

«Лето, ах, лето! Лето красное, будь со мной!!! » П Р О Е К Т часть1

в старшей и подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи (ОНР)...

«Лето, ах, лето! Лето красное, будь со мной!!! » П Р О Е К Т часть2

в старшей и подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи (ОНР)...