Рабочая программа воспитателя средней группы
методическая разработка (средняя группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vospitatelya_sredney_gruppy.docx | 49.86 КБ |
pedagogicheskiy_proekt_v_dou.docx | 23.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа воспитателя средней группы №10
на 2013-2014г. (с 1.01.2014г.)
воспитатели: Смирнова Наталья Викторовна
Санкт-Петербург 2013-2014г.
I. Пояснительная записка.Среднюю группу в детском саду посещают дети в возрасте от 4-5 лет. В целом пятилетний ребенок самостоятелен, но не настолько чтобы нести ответственность за свои действия и по-прежнему нуждается в защите и поддержке и направлении взрослого.
Рабочая программа средней группы ГБОУ ЦРР д\с №38 обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. В соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования идет модернизация дошкольного образования.
Настоящая рабочая учебная программа составлена на основе образовательной программы «От рождения до школы» Авторы: Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. М. А. Васильева, разработанной в соответствии с федеральными государственными требованиями и обеспечивает достижение воспитанниками результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленных соответствующими федеральными государственными стандартами, для работы с детьми среднего дошкольного возраста. Рабочая программа составлена с учетом интеллектуального развития детей в процессе учебной, игровой, трудовой деятельности. Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений. Содержание игр направляет на организацию игрового взаимодействия ребенка со сверстниками, учит правильно выстраивать отношения в игровых ситуациях, самостоятельно или с помощью воспитателя организовывать трудовую деятельность и т.д.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.
Основная цель программы: формирование основ базисной культуры личности, всестороннее развитие психологических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей младшего дошкольного возраста.
Основные программные направления развития ребенка
1.Физическое развитие (образовательные области «Здоровье», «Физическая культура»)
2.Социально-личностное развитие (образовательные области «Социализация», «Труд», «Безопасность»)
3. Познавательное развитие (образовательные области «Познание» (Познавательно- исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность. Формирование элементарных математических представлений. Формирование целостной картины мира) 4. Речевое развитие (образовательные области «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»)
5.Художественно – эстетическое развитие (образовательные области «Художественное творчество», «Музыка»)
Для достижения цели решаются следующие задачи:
-охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей.
-Обеспечение физкультурно-оздоровительного, познавательно-речевого, социально-личностного и художественно-эстетического развития детей.
-Осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом развитии ребенка (в частности в развитии речи).
-Образование с учетом возрастных категорий, гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви окружающей природе, Родине, семье.
-Взаимодействие с семьей для полноценного развития ребенка.
-Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей по вопросам воспитания и развития.
-Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.
Ожидаемые результаты.
Ребенок к концу года может:
Физическая культура
- ходить и бегать, соблюдая правильную технику движения.
- лазить по гимнастической, не пропуская реек, перелезая с одного пролета на другой; ползать разными способами: опираясь на кисти рук, колени и пальцы ног; на стопы и ладони; на животе, подтягиваясь руками.
- принимать правильное исходное положение в прыжках с места, мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстояние не менее 70 см.
- ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5м; принимать правильное исходное положение при метании, метать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивать мяч о землю (пол) не менее пяти раз подряд.
- выполнять упражнения на статистическое и динамическое равновесие.
- строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу.
- ориентироваться в пространстве, находить левую и правую сторону.
- придумывать варианты подвижных игр, самостоятельно и творчески выполнять движения.
Ребенок и окружающий мир
- называть самые разные предметы, которые их окружают в помещениях, на участке, на улице, необходимые для труда, игры, рисования.
- с удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях.
- знать и называть некоторых домашних и диких животных.
- наблюдать за растениями, животными, птицами, рыбами.
Развитие речи
- значительно увеличить свой словарь.
- Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница – сухарница).
- подробно рассказывать о содержании сюжетной картинки.
- рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии.
- употреблять в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Формирование элементарных математических представлений
- Считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?»
- Сравнивать количество предметов в группах на основе счета.
- Сравнивать два предмета по величине (больше-меньше, выше-ниже, длиннее-короче, одинаковые, равные) на основе приложения предметов друг к другу или наложения.
- Различать и называть: круг, квадрат, треугольник, шар, куб, знать их характерные отличия.
- Определять положение предметов в пространстве по отношению к себе.
- Различать левую и правую руки.
- Определять части суток.
Художественная литература
- С интересом рассматривать иллюстрированные издания детских книг.
- Выражать желание послушать определенное литературное произведение.
- С помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки.
- Отвечать на вопросы «Понравилось ли произведение?», «Кто особенно понравился и почему?»
Художественно-эстетическое воспитание
Рисование:
- изображать предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета аккуратного закрашивания, использования разных материалов.
- передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов.
- украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.
Лепка:
- создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию, использовать все многообразие усвоенных предметов.
Аппликация:
- правильно держать ножницы, резать ими по прямой, по диагонали, плавно срезать и закруглять углы (вырезая круг из квадрата, овал – из прямоугольника).
- аккуратно наклеивать изображения предметов.
Конструирование:
- использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств.
- преобразовывать постройки в соответствии с заданием воспитателя.
- сгибать прямоугольный лист бумаги пополам.
Музыкальное воспитание
- Внимательно слушать музыкальное произведение.
- Узнавать песни по мелодии.
- Петь протяжно, четко произносить слова, вместе начинать и заканчивать пение.
- Выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах.
Игровая деятельность
- Объединяясь в игре, принимать на себя роль, владеть способом ролевого поведения. В дидактических играх противостоять трудностям, подчиняться правилам.
- В настольно-печатных играх выступать в роли ведущих, объяснять сверстникам правила игры.
- В самостоятельных театрализованных играх обустраивать место для игры, воплощаться в роли, используя художественные выразительные средства, атрибуты, реквизит.
- Соблюдать ролевое соподчинение (продавец – покупатель) и вести ролевые диалоги.
- В дидактических играх противостоять трудностям, подчиняться правилам.
- В настольно-печатных играх выступать в роли ведущих, объяснять сверстникам правила игры.
- В самостоятельных театрализованных играх обустраивать место для игры, воплощаться в роли, используя художественные выразительные средства, атрибуты, реквизит.
Характеристика детей средней группы (4-5лет.) В средней группе от 4 до 5 лет - 21 ребёнок: 12 – девочек, 9 – мальчиков. Относительно здоровых детей: 19 детей. По группам здоровья: 2 ребенка имеет 1 группу здоровья,
17 детей - 2 группу здоровья, 2 -детей 3 группу.
Дети посещают детский сад с 1-ой младшей группы (с2-х лет). В течение года в коллектив влились 7 детей, из них легко адаптировались 4 ребёнка(57%), адаптировались средне 3 ребёнка (43%). Воспитанники группы проявляют активность и любознательность. У детей сформированы культурно – гигиенические навыки. Дети умеют подсказать друг другу последовательность мытья рук. Следят за своим внешним видом, замечают неряшливость у других, исправляют ошибки. Умеют организовать самостоятельно: сюжетно – ролевые, подвижные, настольные игры. Распределяют роли, следуют правилам игры. Умеют договариваться между собой, согласовывать действия и совместными усилиями достигают результат. При разрешении конфликта, обращаются к помощи взрослых.
У воспитанников группы сформированы на должном уровне трудовые навыки. Оказывают помощь в уборке участка, группы, уборке рабочего места после непосредственно образовательной деятельности. Уважительно относятся к труду младшего воспитателя. Дети составляют простые предложения, рассказы, выделяют звуки, слоги, составляют рассказы при помощи схем – моделей, задают вопросы и отвечают на них. Любят слушать сказки, рассказы, стихотворения, пересказывают небольшие произведения. Трое детей имеют певческие навыки, выступают сольно на детских праздниках в ДОУ и городе.
Дети проявляют интерес к опытнической, экспериментальной деятельности, а также к изобразительной деятельности. С удовольствием занимаются физической культурой.
сетка образовательной деятельности средней группы (4-5лет.)
Дни недели | Название занятий, время и где находится |
время |
понедельник | ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Познание: «Формирование целостной картины мира» ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ «Музыка» | 9.00-9.20 9.30-9.50 |
вторник | РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Коммуникация: «Развитие речи» ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Художественное творчество: «Рисование» ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (на улице) | 9.00-9.20 9.30-9.50
10.40-11.00 |
среда | ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Познание: «ФЭМП» ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Художественное творчество: «Лепка» | 9.00-9.20 9.30-9.50 15.40-16.00 |
четверг | РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Коммуникация: «Ознакомление с художественной литературой» ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | 9.00-9.20 9.30-9.50 |
пятница | ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Художественное творчество: «Аппликация\Конструирование» ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | 9.00-9.20 9.30-9.50 |
Дома | |
Подъем, утренний туалет | 630 - 730 |
В дошкольном учреждении | |
Прием, осмотр, игры, утренняя гимнастика, дежурство | 700 - 825 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 825 - 855 |
Игра, самостоятельная деятельность | 855 - 910 |
Организованная образовательная деятельность | 910 – 930 940 – 1000 |
Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игр, наблюдения, труд) | 1000 - 1210 |
Возвращение с прогулки, игры | 1210 - 1230 |
Подготовка к обеду, обед | 1230 - 1300 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 1300 - 1500 |
Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры | 1500 - 1525 |
Подготовка к полднику, полдник | 1525 – 1550 |
Игры, самостоятельная деятельность детей | 1550 - 1615 |
Чтение художественной литературы | 1615 - 1630 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 1630 - 1750 |
Возвращение с прогулки, игры | 1750 - 1815 |
Подготовка к ужину, ужин | 1815 - 1845 |
Игры, уход детей домой | 1845 - 1900 |
Дома | |
Прогулка | 1900 - 2010 |
Возвращение с прогулки, спокойные игры, гигиенические процедуры | 2010 - 2040 |
Укладывание, ночной сон | 2040 – 630 (730) |
Режим дня средней группы
Перспективный план работы с родителями в средней группе:
- Сентябрь
1. Родительское собрание с участием детей на тему: «Здоровая семья – здоровый ребёнок»
2. Мастер – класс «Чудо – нос». Упражнение – игра при болях носа и горла; упражнение – игра при бронхитах и пневмониях.
3. Консультация в родительский уголок: «Грибы».
4. Беседа с родителями: «Детей учит то, что их окружает»
5. Полезные советы для родителей в уголок здоровья: «Правильное питание дошкольников. Рейтинг самых полезных для детей продуктов».
- Октябрь
1. Семейный конкурс поделок из природного материала «Осенний каприз»; семейный конкурс осенних букетов «Осеннее настроение».
2. Осенний праздник «Осень золотая»; Праздник пожилого человека с участием родителей
3.. Консультация в родительский уголок «Капризы детей»
3. Посещение на дому детей не посещающих детский сад.
4. Беседа «Он всегда куда – то мчится… ».
5. Семейный конкурс на лучшую кормушку для птиц.
6. Полезные советы в уголок здоровья «Рейтинг самых вредных для детей продуктов питания».
- Ноябрь
1. Папка – передвижка «Зачем детям рисовать? »
2. Консультация: «Особенности психологии дошкольников»
3. Беседа: «Наказывая, подумай: ЗАЧЕМ? ».
4. Праздник «День матери».
5. Полезные советы в уголок здоровья «Игры по питанию для детей и родителей.
- Декабрь
1. Консультация: «Какие игрушки необходимы детям! »
2. Листовки «Ёлочка живи! »
3. Папка - передвижка в родительский уголок по ПДД.
4. Родительское собрание «А как речь – то говорит, словно реченька журчит». Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста.
5. Новогодняя ёлка с участием родителей «Дед Мороз в гостях у ребят».
6. Полезные советы в уголок здоровья «Разнообразие пищи».
7. Семейный конкурс «Ёлочка красавица – всем нам очень нравится».
8. Снежные фигуры на участке детского сада с участием родителей.
- Январь
1. Консультация в родительский уголок: «Почему дети разные? »
2. Сан бюллетень: «Крепкие зубы – залог здоровья».
3. Полезные советы в уголок здоровья: «Режим питания»
- Февраль
1. Консультация в родительский уголок: «Леворукий ребёнок».
2. Фотоконкурс «Любимый папочка».
3. Праздник 23 февраля с участием пап.
3. Сан бюллетень: «Быть здоровым – это здорово! ».
4. Беседа с родителями: «Гипер активность. Как с этим бороться».
5. Полезные советы в уголок здоровья: «Гигиена питания».
- Март
1. Семинар - практикум: «Играем пальчиками».
2. Консультация в уголок для родителей: «Учим ребёнка общаться»
3. Беседа о правилах дорожного движения.
4. Полезные советы в уголок здоровья: «Что такое пищевая пирамида? ».
5. Семейный фотоконкурс «Мамочка любимая».
6. Праздник: «Мамочка любимая» с участием мам.
- Апрель
1. Консультация: «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка».
2. Папка - передвижка: «Профилактика детского травматизма».
3. Беседа: «Умный или счастливый? ».
4. Полезные советы в уголок здоровья: «Достаточность питания».
5. Родительское собрание «Игра – не забава»
- Май
1.Создание проектной деятельности воспитателя совместно с родителями «Этот День Победы», проведение итогового праздника совместно с родителями посвящённый Дню Победы.
2. Консультация для родителей: «Чем и как занять ребенка дома? »
3. Полезные советы в уголок здоровья: «Знакомство ребёнка с правилами этикета за столом».
4. Беседа: «Если ребёнок боится насекомых». 5. Высадка цветочной рассады в клумбы на участке с привлечением родителей.
- Июнь
1. Консультация для родителей: «О летнем отдыхе детей»
2. Сан бюллетень «Первая помощь при солнечных ударах и ожогах».
3. Полезные советы в уголок здоровья: «правильное питание».
- Июль
1. Консультация: «Закаливание ребёнка».
2. Папка передвижка: «Изучаем дорожную азбуку».
3. Сан бюллетень: «О менингите».
- Август
1. Консультация: «Игра в жизни ребенка».
2. Консультация: «Разговор на равных».
3. Беседа: «Авторитет родителей».
4. Сан бюллетень: «Осторожно! Ядовитые грибы! »
Месяц/ неделя | Тема | Содержание работы |
Отчётная работа | |||
сентябрь | 1. | День знаний | Развитие у детей познавательной мотивации, интереса к школе, книгам. Формирование дружеских, доброжелательных отношений между детьми. Продолжение знакомства с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (обращая внимание на произошедшие изменения: покрашен забор, появились новые столы), расширение представлений о профессиях сотрудников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, дворник). | Праздник «День знаний» | ||
2. | Мой город | Воспитание любви к родному краю; рассказы детям о самых красивых местах родного города, его достопримечательностях. | Посещение музея детского сада | |||
3. | Правила и безопасность дорожного движения | Развитие наблюдательности, умения ориентироваться в помещении и на участке, детского сада, в ближайшей местности. Продолжение знакомства с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице. Уточнение знаний о работе светофора и полицейского, знакомство с различными видами городского транспорта, знаками дорожного движения «пешеходный переход», «остановка общественного транспорта». Формирование навыков культурного поведения в общественном транспорте. | Целевая прогулка по территории детского сада | |||
4. | ||||||
октябрь | 1. | Осень | Расширение представлений детей об осени. Развитие умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало - исчезли бабочки, отцвели цветы и т. д.), вести сезонные наблюдения. Расширение представлений о сельскохозяйственных профессиях, о профессии лесника. Расширение знаний об овощах и фруктах (местных, экзотических). Расширение представлений о правилах безопасного поведения на природе. Воспитание бережного отношения к природе. Формирование элементарных экологических представлений. | Праздник «Осень» Выставка детского творчества «Осень разноцветная» | ||
2. |
3. | Азбука вежливости Мониторинг | Формирование личного отношения к соблюдению моральных норм. Продолжение работы по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми. Напоминания детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу. Заполнение карт развития детей | Развлечение «Вежливый медвежонок» Разработка индивидуального маршрута развития ребенка. | |
4. | Мои любимые игры и игрушки | Развитие игровой деятельности детей. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Продолжение работы по развитию и обогащению сюжетов игр; подведение (используя косвенные методы) детей к самостоятельному созданию игровых замыслов. Развитие творческих способностей детей в сюжетно -ролевых, подвижных, театрализованных, играх. Закрепление познавательного материала в дидактических играх. | Досуг «Любимые народные игры» | |
ноябрь | 1. | Я вырасту здоровым | Продолжение знакомства с частями тела и органами чувств человека. Воспитание потребности в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов. Расширение представлений о важности для здоровья сна, гигиенических процедур, закаливания. | Развлечение «В гостях у Айболита» |
2. | ||||
3. | Человек и природа
| Расширение представлений детей о природе. Продолжение знакомства с многообразием животного растительного мира, с явлениями неживой природы. Формирование элементарных представлений о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе. | Изготовление, совместно с родителями, и размещение кормушек для зимующих птиц
| |
4. | ||||
декабрь | 1. | Материалы и их свойства | Создание условий для расширения представлений детей об окружающем мире. Продолжение знакомства с признаками предметов, совершенствование умения определять их цвет, форму, вес, величину. Развивать умения сравнивать группировать предметы по этим признакам. Рассказы детям о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Объяснение целесообразности изготовления предмета из определенного материала. Помощь детям в установлении связи между назначением и строением, назначением и материалом предметов. | Развлечение «Мы - маленькие волшебники» |
2. | ||||
3. | Новый Год | Организация всех видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего праздника | Конкурс «Елочная игрушка» (для детей и родителей) Праздник Новый год | |
4. | ||||
январь | 1. | Зимние каникулы | Зимние игры и забавы, развлечения. Художественное творчество по впечатлениям от праздника | Прощание с ёлкой |
2. | ||||
3. | Народная культура и традиции | Расширение представлений о народной игрушке (дымковская игрушка, матрешка и др.). Знакомство с народными промыслами. Привлечение детей к созданию узоров дымковской и филимоновской росписи. Продолжение знакомства с устным народным творчеством. Использование фольклора при организации всех видов детской деятельности | Фольклорный праздник Выставка детского творчества | |
4. | ||||
февраль | 1. 2. | зима | Расширение представлений детей о зиме. Развитие умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Развитие умения вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы, отражать ее в рисунках, лепке. Знакомство с зимними видами спорта. Формирование представлений о безопасном поведении людей зимой. Формирование исследовательского и познавательного интереса в ходе экспериментирования с водой и льдом. Закрепление знаний о свойствах снега и льда. Расширение представлений о местах, где всегда зима, о животных Арктики и Антарктики. | Выставка детского творчества «Волшебница зима» Праздник «Масленица» |
3. | День защитника Отечества | Знакомство детей с «военными» профессиями (солдат, танкист, летчик, моряк, пограничник); с военной техникой (танк, самолет, военный крейсер); с флагом России. Воспитание любви к Родине. Осуществление гендерного воспитания (формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитание в девочках уважения к мальчикам как будущим защитникам Родины). Приобщение к русской истории через знакомство с былинами о богатырях. | Театрализованное представление, посвященное Дню защитника Отечества | |
март | 1. | Международный женский день | Организация всех видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитание уважения к воспитателям, другим сотрудникам детского сада. Расширение гендерных представлений. Привлечение детей к изготовлению подарков маме, бабушке, воспитателям. | Праздник 8 Марта |
2. | Мир профессий | Расширение представлений дошкольников о труде взрослых, о разных профессиях. Продолжение знакомства с профессиями (шофер, почтальон, продавец, врач). Формирование интереса к профессиям родителей, подчеркивание значимости их труда. | Тематическое развлечение «Кем быть?» | |
3. |
4. | Неделя детской книги 27 - Международный день театра | Продолжение работы по формированию интереса к книгам. Чтение художественных и познавательных книг. Формирование понимания того, что из книг можно узнать много интересного. Рассматривание иллюстраций. Развитие интереса к театрализованной игре. Воспитание артистических качеств, раскрытие творческого потенциала, вовлечение детей в различные театрализованные представления. | Драматизация русской народной сказки | |
апрель | 1. | Неделя здоровья | Формирование представлений о здоровом образе жизни; о значении физических упражнений для организма человека. Воспитание потребности быть здоровым. Формирование интереса и любви к спорту, к физическим упражнениям. | Спортивное развлечение «Веселые старты» |
2. | Что нам стоит дом построить | Знакомство детей с архитектурой. Формирование представлений о том, что дома, в которых они живут и другие здания - это архитектурные сооружения. Развитие способности различать и называть строительные детали, умения анализировать образец постройки. Сооружение построек из крупного и мелкого строительного материала, использование деталей разных цветов для создания и украшения построек. | Досуг «В сказочном королевстве» | |
3. | Весна | Расширение представлений детей о весне. Развитие умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения. Расширение представлений о правилах безопасного поведения на природе. Воспитание бережного отношения к природе. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование представлений о работах, проводимых весной в саду и огороде. Привлечение детей к посильному труду на участке детского сада, в цветнике. | Праздник «Весна» Выставка детского творчества. | |
4. | Неделя пожарной безопасности и ЧС Мониторинг | Рассказы детям о работе пожарных, причинах возникновения пожаров и правилах поведения при пожаре. Знакомство с правилами безопасного поведения во время игр. Рассказы о ситуациях, опасных для жизни и здоровья. Заполнение карт развития детей | Тематическое развлечение «Огонь - друг, огонь - враг» Разработка индивидуального маршрута развития ребенка. | |
май | 1. | В гостях у сказки | Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений. Воспитание нравственных качеств личности. | Развлечение «В гостях у сказки» |
2. | Международный день семьи | Углубление представлений детей о семье (ее членах, родственных отношениях) ее истории, что семья - это все, кто живет вместе с ребенком. | Конкурс - фотовыставка «Отдыхаем всей семьей» | |
3. | Мир искусства | Приобщение детей к восприятию искусства, развитие интереса к нему. Знакомство детей с профессиями артиста, художника, композитора. Закрепление умения различать жанры и виды искусства: стихи, проза, загадки, песни, танцы, музыка, картина. | Выставка детского творчества | |
4. | Лето | Расширение представлений детей о лете. Развитие умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения. Знакомство с летними видами спорта. Формирование представлений о безопасном поведении в лесу. Знакомство с опасными насекомыми и ядовитыми растениями. | Праздник «Лето» 1 июня - День защиты детей |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект в ДОУ «Мир вокруг нас» в средней группе.
воспитатель ГБДОУ центр развития ребёнка д/с 38
г.Санкт-Петербург Красносельского района.
Форма проекта: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты.
Средства: поисковые действия.
Вид проекта: групповой, подгрупповой.
Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных ситуаций.
План реализации: учебный год.
Проект направлен на развитие поисково – познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Пояснительная записка: Ребенку- дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.
Как показывает практика, знания полученные во время проведения опытов запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.
Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности)
Цели проекта:
• Создание максимальных условий, способствующих развитию поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования.
• Развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "мине - лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира.
Задачи проекта:
• Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
• Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
• Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
• Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.
Методы обеспечения:
• Поисково – исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые эксперименты, как ответы на детские вопросы.
• Проведение опытов (практических).
• Беседы (конструктивные).
Формы работы с родителями:
Сотрудничество с семьями детей, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
В работе с родителями по воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.
Необходимо проводить:
• Анкетирование.
• Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме, консультации и сообщения для родительского уголка.
• Совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.
• Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах и т. д.
• Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
• Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок-передвижек.
Ожидаемые результаты:
• Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
• Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
• Умение применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
• Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.
• Рост уровня любознательности, наблюдательности.
• Активизация речи детей, словарный запас пополнился многими понятиями;
• Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
• Улучшение психологического климата в группе.
• Изменение отношения «Дети – Родители», «Родители – Воспитатели» (взаимопонимание, уважение, умение видеть в детях любознательную, творческую личность).
Структура проведения занятий по исследовательскому обучению и экспериментированию:
• Создание проблемной ситуации.
• Поиск возможных решений.
• Прогноз результата эксперимента.
• Проверка возможных решений, исходя из данных.
• Формулировка вывода в соответствии с результатами проверки.
• Формирование новых гипотез и предложений.
• Формулировка вывода к новым данным.
• Обобщение.
Для реализации проекта рекомендуется использовать следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:
• Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
• Самостоятельная деятельность детей.
• Фронтальные занятия.
• КВН, развлечения.
• Наблюдения в природе.
• Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.
• Беседы по теме эксперимента.
• Целевая прогулка.
• Экскурсия др.
Этапы реализации проекта:
• I этап – подготовительный (организационный)
• II этап – внедренческий
• III этап – итоговый (обобщающий)
Механизм реализации проекта.
Перспективный план работы с детьми дошкольного возраста:
Октябрь:
«Экскурсия в детскую лабораторию»
Цели и задачи: Уточнить представление детей о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство).
Познакомить с понятием «наука» познание, «гипотеза» (предположение).
Рассказать детям о способе познания мира - эксперименте (опыте, о назначении детской лаборатории).
Расширять представления детей о культуре поведения в детской лаборатории.
Ноябрь: «Вода»
«Вода принимает форму»
«Какие предметы могут плавать? »
«Делаем мыльные пузыри»
«Подушка из пены»
«Замерзшая вода»
«Использование воды человеком»
Цели и задачи: Выявить свойства воды, подвести к пониманию, что вода прозрачная, без запаха, льется, имеет вес.
Показать детям опыт, в котором вода принимает форму сосуда, в которой она налита.
Развивать у детей представление о плавучести предметов. Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей.
Выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.
Познакомить детей об использовании воды человеком и об экологии.
Декабрь: «Воздух»
«Воздух повсюду»
«Воздух работает»
«Подводная лодка»
«Сухой из воды»
«Парашют»
Цели и задачи: Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.
Развивать представления воспитанников о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т. д.)
Январь: «Свет. Цвет»
«Свет повсюду»
«Свет и тень»
«Разноцветные шарики»
«Таинственные картинки»
Цели и задачи: Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер) ; искусственные - изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).
Познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.
Получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.
Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.
Февраль: «Песок»
«Песочная страна»
«Где вода? »
«Волшебное сито»
«Игры с песком»
Цели и задачи: Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого - можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.
Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.
Познакомить детей со способом отделения камней от песка; мелкой крупы от крупной (с помощью сита); развить самостоятельность.
Закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.
Март: «Соль»
«Откуда взялась соль? »
«Соль - чистящее средство»
«Соль и растения»
«Выпаривание соли»
«Соленое тесто»
Цели и задачи: Изучить исторические сведения о происхождении и способах добычи соли
Изучение уникальных свойств соли.
Влияния соли на здоровье человека и рост растений.
Показать детям способ выпаривания соли.
Вызвать положительные эмоции от изготовления поделок из соленого теста.
Критерии оценки предполагаемых результатов:
- мониторинг;
- открытые занятия;
- выставка работ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитателя средней группы по программе "Детство" в соотвествии с ФГТ на 2012-2013 образовательный период
Программа воспитателя средней группы соответствующая ФГТ на 2012/2013 образовательный период. Комплексная программа "Детство"...
Рабочая программа воспитателя средней группы на основе Программы "От рождения до школы" под ред.Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой с учетом ФГОС
Рабочая программа, разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ детский сад №13 "Синяя птица" городского округа Люберцы, в соответствии с:...
Рабочая программа воспитателя средней группы по образовательной программе дошкольного образования МОЗАИКА с учётом ФГОС ДО.
Рабочая программа воспитателя....
Рабочая программа воспитателя средней группы по реализации основной общеобразовательной программы 2017 – 2018 учебный год.
Рабочая программа по развитию детей средней группы разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МКДОУ д/с "Березка". Рабочая программа по развитию детей средней...
Рабочая программа воспитателя средней группы № 9 по образовательной программе дошкольного образования "Мозаика" с учетом ФГОС ДО
Рабочая программа воспитателя...
Рабочая программа воспитателя средней группы №6 "Калинка" по образовательной программе образования "Мозаика" с учетом ФГОС ДО на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа разработана на основе образовательной Программы дошкольного образования МБДОУ Детский сад № 95 «Рябинушка» общеразвивающего вида города Улан-Удэ и примерной основно...
Рабочая программа воспитателя средней группы (образовательный паспорт группы).
Рабочая программа воспитателясредней группы (образовательный паспорт группы) СодержаниеI. Общая информация1. Сведения о группе...