Рабочая программа воспитателя средней группы
методическая разработка (средняя группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vospitatelya_sredney_gruppy.docx | 49.86 КБ |
pedagogicheskiy_proekt_v_dou.docx | 23.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа воспитателя средней группы №10
на 2013-2014г. (с 1.01.2014г.)
воспитатели: Смирнова Наталья Викторовна
Санкт-Петербург 2013-2014г.
I. Пояснительная записка.Среднюю группу в детском саду посещают дети в возрасте от 4-5 лет. В целом пятилетний ребенок самостоятелен, но не настолько чтобы нести ответственность за свои действия и по-прежнему нуждается в защите и поддержке и направлении взрослого.
Рабочая программа средней группы ГБОУ ЦРР д\с №38 обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. В соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования идет модернизация дошкольного образования.
Настоящая рабочая учебная программа составлена на основе образовательной программы «От рождения до школы» Авторы: Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. М. А. Васильева, разработанной в соответствии с федеральными государственными требованиями и обеспечивает достижение воспитанниками результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленных соответствующими федеральными государственными стандартами, для работы с детьми среднего дошкольного возраста. Рабочая программа составлена с учетом интеллектуального развития детей в процессе учебной, игровой, трудовой деятельности. Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений. Содержание игр направляет на организацию игрового взаимодействия ребенка со сверстниками, учит правильно выстраивать отношения в игровых ситуациях, самостоятельно или с помощью воспитателя организовывать трудовую деятельность и т.д.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.
Основная цель программы: формирование основ базисной культуры личности, всестороннее развитие психологических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей младшего дошкольного возраста.
Основные программные направления развития ребенка
1.Физическое развитие (образовательные области «Здоровье», «Физическая культура»)
2.Социально-личностное развитие (образовательные области «Социализация», «Труд», «Безопасность»)
3. Познавательное развитие (образовательные области «Познание» (Познавательно- исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность. Формирование элементарных математических представлений. Формирование целостной картины мира) 4. Речевое развитие (образовательные области «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»)
5.Художественно – эстетическое развитие (образовательные области «Художественное творчество», «Музыка»)
Для достижения цели решаются следующие задачи:
-охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей.
-Обеспечение физкультурно-оздоровительного, познавательно-речевого, социально-личностного и художественно-эстетического развития детей.
-Осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом развитии ребенка (в частности в развитии речи).
-Образование с учетом возрастных категорий, гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви окружающей природе, Родине, семье.
-Взаимодействие с семьей для полноценного развития ребенка.
-Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей по вопросам воспитания и развития.
-Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.
Ожидаемые результаты.
Ребенок к концу года может:
Физическая культура
- ходить и бегать, соблюдая правильную технику движения.
- лазить по гимнастической, не пропуская реек, перелезая с одного пролета на другой; ползать разными способами: опираясь на кисти рук, колени и пальцы ног; на стопы и ладони; на животе, подтягиваясь руками.
- принимать правильное исходное положение в прыжках с места, мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстояние не менее 70 см.
- ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5м; принимать правильное исходное положение при метании, метать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивать мяч о землю (пол) не менее пяти раз подряд.
- выполнять упражнения на статистическое и динамическое равновесие.
- строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу.
- ориентироваться в пространстве, находить левую и правую сторону.
- придумывать варианты подвижных игр, самостоятельно и творчески выполнять движения.
Ребенок и окружающий мир
- называть самые разные предметы, которые их окружают в помещениях, на участке, на улице, необходимые для труда, игры, рисования.
- с удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях.
- знать и называть некоторых домашних и диких животных.
- наблюдать за растениями, животными, птицами, рыбами.
Развитие речи
- значительно увеличить свой словарь.
- Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница – сухарница).
- подробно рассказывать о содержании сюжетной картинки.
- рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии.
- употреблять в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Формирование элементарных математических представлений
- Считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?»
- Сравнивать количество предметов в группах на основе счета.
- Сравнивать два предмета по величине (больше-меньше, выше-ниже, длиннее-короче, одинаковые, равные) на основе приложения предметов друг к другу или наложения.
- Различать и называть: круг, квадрат, треугольник, шар, куб, знать их характерные отличия.
- Определять положение предметов в пространстве по отношению к себе.
- Различать левую и правую руки.
- Определять части суток.
Художественная литература
- С интересом рассматривать иллюстрированные издания детских книг.
- Выражать желание послушать определенное литературное произведение.
- С помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки.
- Отвечать на вопросы «Понравилось ли произведение?», «Кто особенно понравился и почему?»
Художественно-эстетическое воспитание
Рисование:
- изображать предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета аккуратного закрашивания, использования разных материалов.
- передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов.
- украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.
Лепка:
- создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию, использовать все многообразие усвоенных предметов.
Аппликация:
- правильно держать ножницы, резать ими по прямой, по диагонали, плавно срезать и закруглять углы (вырезая круг из квадрата, овал – из прямоугольника).
- аккуратно наклеивать изображения предметов.
Конструирование:
- использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств.
- преобразовывать постройки в соответствии с заданием воспитателя.
- сгибать прямоугольный лист бумаги пополам.
Музыкальное воспитание
- Внимательно слушать музыкальное произведение.
- Узнавать песни по мелодии.
- Петь протяжно, четко произносить слова, вместе начинать и заканчивать пение.
- Выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах.
Игровая деятельность
- Объединяясь в игре, принимать на себя роль, владеть способом ролевого поведения. В дидактических играх противостоять трудностям, подчиняться правилам.
- В настольно-печатных играх выступать в роли ведущих, объяснять сверстникам правила игры.
- В самостоятельных театрализованных играх обустраивать место для игры, воплощаться в роли, используя художественные выразительные средства, атрибуты, реквизит.
- Соблюдать ролевое соподчинение (продавец – покупатель) и вести ролевые диалоги.
- В дидактических играх противостоять трудностям, подчиняться правилам.
- В настольно-печатных играх выступать в роли ведущих, объяснять сверстникам правила игры.
- В самостоятельных театрализованных играх обустраивать место для игры, воплощаться в роли, используя художественные выразительные средства, атрибуты, реквизит.
Характеристика детей средней группы (4-5лет.) В средней группе от 4 до 5 лет - 21 ребёнок: 12 – девочек, 9 – мальчиков. Относительно здоровых детей: 19 детей. По группам здоровья: 2 ребенка имеет 1 группу здоровья,
17 детей - 2 группу здоровья, 2 -детей 3 группу.
Дети посещают детский сад с 1-ой младшей группы (с2-х лет). В течение года в коллектив влились 7 детей, из них легко адаптировались 4 ребёнка(57%), адаптировались средне 3 ребёнка (43%). Воспитанники группы проявляют активность и любознательность. У детей сформированы культурно – гигиенические навыки. Дети умеют подсказать друг другу последовательность мытья рук. Следят за своим внешним видом, замечают неряшливость у других, исправляют ошибки. Умеют организовать самостоятельно: сюжетно – ролевые, подвижные, настольные игры. Распределяют роли, следуют правилам игры. Умеют договариваться между собой, согласовывать действия и совместными усилиями достигают результат. При разрешении конфликта, обращаются к помощи взрослых.
У воспитанников группы сформированы на должном уровне трудовые навыки. Оказывают помощь в уборке участка, группы, уборке рабочего места после непосредственно образовательной деятельности. Уважительно относятся к труду младшего воспитателя. Дети составляют простые предложения, рассказы, выделяют звуки, слоги, составляют рассказы при помощи схем – моделей, задают вопросы и отвечают на них. Любят слушать сказки, рассказы, стихотворения, пересказывают небольшие произведения. Трое детей имеют певческие навыки, выступают сольно на детских праздниках в ДОУ и городе.
Дети проявляют интерес к опытнической, экспериментальной деятельности, а также к изобразительной деятельности. С удовольствием занимаются физической культурой.
сетка образовательной деятельности средней группы (4-5лет.)
Дни недели | Название занятий, время и где находится |
время |
понедельник | ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Познание: «Формирование целостной картины мира» ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ «Музыка» | 9.00-9.20 9.30-9.50 |
вторник | РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Коммуникация: «Развитие речи» ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Художественное творчество: «Рисование» ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (на улице) | 9.00-9.20 9.30-9.50
10.40-11.00 |
среда | ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Познание: «ФЭМП» ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Художественное творчество: «Лепка» | 9.00-9.20 9.30-9.50 15.40-16.00 |
четверг | РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Коммуникация: «Ознакомление с художественной литературой» ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | 9.00-9.20 9.30-9.50 |
пятница | ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Художественное творчество: «Аппликация\Конструирование» ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | 9.00-9.20 9.30-9.50 |
Дома | |
Подъем, утренний туалет | 630 - 730 |
В дошкольном учреждении | |
Прием, осмотр, игры, утренняя гимнастика, дежурство | 700 - 825 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 825 - 855 |
Игра, самостоятельная деятельность | 855 - 910 |
Организованная образовательная деятельность | 910 – 930 940 – 1000 |
Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игр, наблюдения, труд) | 1000 - 1210 |
Возвращение с прогулки, игры | 1210 - 1230 |
Подготовка к обеду, обед | 1230 - 1300 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 1300 - 1500 |
Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры | 1500 - 1525 |
Подготовка к полднику, полдник | 1525 – 1550 |
Игры, самостоятельная деятельность детей | 1550 - 1615 |
Чтение художественной литературы | 1615 - 1630 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 1630 - 1750 |
Возвращение с прогулки, игры | 1750 - 1815 |
Подготовка к ужину, ужин | 1815 - 1845 |
Игры, уход детей домой | 1845 - 1900 |
Дома | |
Прогулка | 1900 - 2010 |
Возвращение с прогулки, спокойные игры, гигиенические процедуры | 2010 - 2040 |
Укладывание, ночной сон | 2040 – 630 (730) |
Режим дня средней группы
Перспективный план работы с родителями в средней группе:
- Сентябрь
1. Родительское собрание с участием детей на тему: «Здоровая семья – здоровый ребёнок»
2. Мастер – класс «Чудо – нос». Упражнение – игра при болях носа и горла; упражнение – игра при бронхитах и пневмониях.
3. Консультация в родительский уголок: «Грибы».
4. Беседа с родителями: «Детей учит то, что их окружает»
5. Полезные советы для родителей в уголок здоровья: «Правильное питание дошкольников. Рейтинг самых полезных для детей продуктов».
- Октябрь
1. Семейный конкурс поделок из природного материала «Осенний каприз»; семейный конкурс осенних букетов «Осеннее настроение».
2. Осенний праздник «Осень золотая»; Праздник пожилого человека с участием родителей
3.. Консультация в родительский уголок «Капризы детей»
3. Посещение на дому детей не посещающих детский сад.
4. Беседа «Он всегда куда – то мчится… ».
5. Семейный конкурс на лучшую кормушку для птиц.
6. Полезные советы в уголок здоровья «Рейтинг самых вредных для детей продуктов питания».
- Ноябрь
1. Папка – передвижка «Зачем детям рисовать? »
2. Консультация: «Особенности психологии дошкольников»
3. Беседа: «Наказывая, подумай: ЗАЧЕМ? ».
4. Праздник «День матери».
5. Полезные советы в уголок здоровья «Игры по питанию для детей и родителей.
- Декабрь
1. Консультация: «Какие игрушки необходимы детям! »
2. Листовки «Ёлочка живи! »
3. Папка - передвижка в родительский уголок по ПДД.
4. Родительское собрание «А как речь – то говорит, словно реченька журчит». Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста.
5. Новогодняя ёлка с участием родителей «Дед Мороз в гостях у ребят».
6. Полезные советы в уголок здоровья «Разнообразие пищи».
7. Семейный конкурс «Ёлочка красавица – всем нам очень нравится».
8. Снежные фигуры на участке детского сада с участием родителей.
- Январь
1. Консультация в родительский уголок: «Почему дети разные? »
2. Сан бюллетень: «Крепкие зубы – залог здоровья».
3. Полезные советы в уголок здоровья: «Режим питания»
- Февраль
1. Консультация в родительский уголок: «Леворукий ребёнок».
2. Фотоконкурс «Любимый папочка».
3. Праздник 23 февраля с участием пап.
3. Сан бюллетень: «Быть здоровым – это здорово! ».
4. Беседа с родителями: «Гипер активность. Как с этим бороться».
5. Полезные советы в уголок здоровья: «Гигиена питания».
- Март
1. Семинар - практикум: «Играем пальчиками».
2. Консультация в уголок для родителей: «Учим ребёнка общаться»
3. Беседа о правилах дорожного движения.
4. Полезные советы в уголок здоровья: «Что такое пищевая пирамида? ».
5. Семейный фотоконкурс «Мамочка любимая».
6. Праздник: «Мамочка любимая» с участием мам.
- Апрель
1. Консультация: «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка».
2. Папка - передвижка: «Профилактика детского травматизма».
3. Беседа: «Умный или счастливый? ».
4. Полезные советы в уголок здоровья: «Достаточность питания».
5. Родительское собрание «Игра – не забава»
- Май
1.Создание проектной деятельности воспитателя совместно с родителями «Этот День Победы», проведение итогового праздника совместно с родителями посвящённый Дню Победы.
2. Консультация для родителей: «Чем и как занять ребенка дома? »
3. Полезные советы в уголок здоровья: «Знакомство ребёнка с правилами этикета за столом».
4. Беседа: «Если ребёнок боится насекомых». 5. Высадка цветочной рассады в клумбы на участке с привлечением родителей.
- Июнь
1. Консультация для родителей: «О летнем отдыхе детей»
2. Сан бюллетень «Первая помощь при солнечных ударах и ожогах».
3. Полезные советы в уголок здоровья: «правильное питание».
- Июль
1. Консультация: «Закаливание ребёнка».
2. Папка передвижка: «Изучаем дорожную азбуку».
3. Сан бюллетень: «О менингите».
- Август
1. Консультация: «Игра в жизни ребенка».
2. Консультация: «Разговор на равных».
3. Беседа: «Авторитет родителей».
4. Сан бюллетень: «Осторожно! Ядовитые грибы! »
Месяц/ неделя | Тема | Содержание работы |
Отчётная работа | |||
сентябрь | 1. | День знаний | Развитие у детей познавательной мотивации, интереса к школе, книгам. Формирование дружеских, доброжелательных отношений между детьми. Продолжение знакомства с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (обращая внимание на произошедшие изменения: покрашен забор, появились новые столы), расширение представлений о профессиях сотрудников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, дворник). | Праздник «День знаний» | ||
2. | Мой город | Воспитание любви к родному краю; рассказы детям о самых красивых местах родного города, его достопримечательностях. | Посещение музея детского сада | |||
3. | Правила и безопасность дорожного движения | Развитие наблюдательности, умения ориентироваться в помещении и на участке, детского сада, в ближайшей местности. Продолжение знакомства с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице. Уточнение знаний о работе светофора и полицейского, знакомство с различными видами городского транспорта, знаками дорожного движения «пешеходный переход», «остановка общественного транспорта». Формирование навыков культурного поведения в общественном транспорте. | Целевая прогулка по территории детского сада | |||
4. | ||||||
октябрь | 1. | Осень | Расширение представлений детей об осени. Развитие умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало - исчезли бабочки, отцвели цветы и т. д.), вести сезонные наблюдения. Расширение представлений о сельскохозяйственных профессиях, о профессии лесника. Расширение знаний об овощах и фруктах (местных, экзотических). Расширение представлений о правилах безопасного поведения на природе. Воспитание бережного отношения к природе. Формирование элементарных экологических представлений. | Праздник «Осень» Выставка детского творчества «Осень разноцветная» | ||
2. |
3. | Азбука вежливости Мониторинг | Формирование личного отношения к соблюдению моральных норм. Продолжение работы по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми. Напоминания детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу. Заполнение карт развития детей | Развлечение «Вежливый медвежонок» Разработка индивидуального маршрута развития ребенка. | |
4. | Мои любимые игры и игрушки | Развитие игровой деятельности детей. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Продолжение работы по развитию и обогащению сюжетов игр; подведение (используя косвенные методы) детей к самостоятельному созданию игровых замыслов. Развитие творческих способностей детей в сюжетно -ролевых, подвижных, театрализованных, играх. Закрепление познавательного материала в дидактических играх. | Досуг «Любимые народные игры» | |
ноябрь | 1. | Я вырасту здоровым | Продолжение знакомства с частями тела и органами чувств человека. Воспитание потребности в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов. Расширение представлений о важности для здоровья сна, гигиенических процедур, закаливания. | Развлечение «В гостях у Айболита» |
2. | ||||
3. | Человек и природа
| Расширение представлений детей о природе. Продолжение знакомства с многообразием животного растительного мира, с явлениями неживой природы. Формирование элементарных представлений о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе. | Изготовление, совместно с родителями, и размещение кормушек для зимующих птиц
| |
4. | ||||
декабрь | 1. | Материалы и их свойства | Создание условий для расширения представлений детей об окружающем мире. Продолжение знакомства с признаками предметов, совершенствование умения определять их цвет, форму, вес, величину. Развивать умения сравнивать группировать предметы по этим признакам. Рассказы детям о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Объяснение целесообразности изготовления предмета из определенного материала. Помощь детям в установлении связи между назначением и строением, назначением и материалом предметов. | Развлечение «Мы - маленькие волшебники» |
2. | ||||
3. | Новый Год | Организация всех видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего праздника | Конкурс «Елочная игрушка» (для детей и родителей) Праздник Новый год | |
4. | ||||
январь | 1. | Зимние каникулы | Зимние игры и забавы, развлечения. Художественное творчество по впечатлениям от праздника | Прощание с ёлкой |
2. | ||||
3. | Народная культура и традиции | Расширение представлений о народной игрушке (дымковская игрушка, матрешка и др.). Знакомство с народными промыслами. Привлечение детей к созданию узоров дымковской и филимоновской росписи. Продолжение знакомства с устным народным творчеством. Использование фольклора при организации всех видов детской деятельности | Фольклорный праздник Выставка детского творчества | |
4. | ||||
февраль | 1. 2. | зима | Расширение представлений детей о зиме. Развитие умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Развитие умения вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы, отражать ее в рисунках, лепке. Знакомство с зимними видами спорта. Формирование представлений о безопасном поведении людей зимой. Формирование исследовательского и познавательного интереса в ходе экспериментирования с водой и льдом. Закрепление знаний о свойствах снега и льда. Расширение представлений о местах, где всегда зима, о животных Арктики и Антарктики. | Выставка детского творчества «Волшебница зима» Праздник «Масленица» |
3. | День защитника Отечества | Знакомство детей с «военными» профессиями (солдат, танкист, летчик, моряк, пограничник); с военной техникой (танк, самолет, военный крейсер); с флагом России. Воспитание любви к Родине. Осуществление гендерного воспитания (формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитание в девочках уважения к мальчикам как будущим защитникам Родины). Приобщение к русской истории через знакомство с былинами о богатырях. | Театрализованное представление, посвященное Дню защитника Отечества | |
март | 1. | Международный женский день | Организация всех видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитание уважения к воспитателям, другим сотрудникам детского сада. Расширение гендерных представлений. Привлечение детей к изготовлению подарков маме, бабушке, воспитателям. | Праздник 8 Марта |
2. | Мир профессий | Расширение представлений дошкольников о труде взрослых, о разных профессиях. Продолжение знакомства с профессиями (шофер, почтальон, продавец, врач). Формирование интереса к профессиям родителей, подчеркивание значимости их труда. | Тематическое развлечение «Кем быть?» | |
3. |
4. | Неделя детской книги 27 - Международный день театра | Продолжение работы по формированию интереса к книгам. Чтение художественных и познавательных книг. Формирование понимания того, что из книг можно узнать много интересного. Рассматривание иллюстраций. Развитие интереса к театрализованной игре. Воспитание артистических качеств, раскрытие творческого потенциала, вовлечение детей в различные театрализованные представления. | Драматизация русской народной сказки | |
апрель | 1. | Неделя здоровья | Формирование представлений о здоровом образе жизни; о значении физических упражнений для организма человека. Воспитание потребности быть здоровым. Формирование интереса и любви к спорту, к физическим упражнениям. | Спортивное развлечение «Веселые старты» |
2. | Что нам стоит дом построить | Знакомство детей с архитектурой. Формирование представлений о том, что дома, в которых они живут и другие здания - это архитектурные сооружения. Развитие способности различать и называть строительные детали, умения анализировать образец постройки. Сооружение построек из крупного и мелкого строительного материала, использование деталей разных цветов для создания и украшения построек. | Досуг «В сказочном королевстве» | |
3. | Весна | Расширение представлений детей о весне. Развитие умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения. Расширение представлений о правилах безопасного поведения на природе. Воспитание бережного отношения к природе. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование представлений о работах, проводимых весной в саду и огороде. Привлечение детей к посильному труду на участке детского сада, в цветнике. | Праздник «Весна» Выставка детского творчества. | |
4. | Неделя пожарной безопасности и ЧС Мониторинг | Рассказы детям о работе пожарных, причинах возникновения пожаров и правилах поведения при пожаре. Знакомство с правилами безопасного поведения во время игр. Рассказы о ситуациях, опасных для жизни и здоровья. Заполнение карт развития детей | Тематическое развлечение «Огонь - друг, огонь - враг» Разработка индивидуального маршрута развития ребенка. | |
май | 1. | В гостях у сказки | Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений. Воспитание нравственных качеств личности. | Развлечение «В гостях у сказки» |
2. | Международный день семьи | Углубление представлений детей о семье (ее членах, родственных отношениях) ее истории, что семья - это все, кто живет вместе с ребенком. | Конкурс - фотовыставка «Отдыхаем всей семьей» | |
3. | Мир искусства | Приобщение детей к восприятию искусства, развитие интереса к нему. Знакомство детей с профессиями артиста, художника, композитора. Закрепление умения различать жанры и виды искусства: стихи, проза, загадки, песни, танцы, музыка, картина. | Выставка детского творчества | |
4. | Лето | Расширение представлений детей о лете. Развитие умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения. Знакомство с летними видами спорта. Формирование представлений о безопасном поведении в лесу. Знакомство с опасными насекомыми и ядовитыми растениями. | Праздник «Лето» 1 июня - День защиты детей |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект в ДОУ «Мир вокруг нас» в средней группе.
воспитатель ГБДОУ центр развития ребёнка д/с 38
г.Санкт-Петербург Красносельского района.
Форма проекта: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты.
Средства: поисковые действия.
Вид проекта: групповой, подгрупповой.
Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных ситуаций.
План реализации: учебный год.
Проект направлен на развитие поисково – познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Пояснительная записка: Ребенку- дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.
Как показывает практика, знания полученные во время проведения опытов запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.
Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности)
Цели проекта:
• Создание максимальных условий, способствующих развитию поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования.
• Развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "мине - лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира.
Задачи проекта:
• Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
• Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
• Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
• Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.
Методы обеспечения:
• Поисково – исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые эксперименты, как ответы на детские вопросы.
• Проведение опытов (практических).
• Беседы (конструктивные).
Формы работы с родителями:
Сотрудничество с семьями детей, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
В работе с родителями по воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.
Необходимо проводить:
• Анкетирование.
• Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме, консультации и сообщения для родительского уголка.
• Совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.
• Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах и т. д.
• Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
• Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок-передвижек.
Ожидаемые результаты:
• Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
• Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
• Умение применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
• Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.
• Рост уровня любознательности, наблюдательности.
• Активизация речи детей, словарный запас пополнился многими понятиями;
• Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
• Улучшение психологического климата в группе.
• Изменение отношения «Дети – Родители», «Родители – Воспитатели» (взаимопонимание, уважение, умение видеть в детях любознательную, творческую личность).
Структура проведения занятий по исследовательскому обучению и экспериментированию:
• Создание проблемной ситуации.
• Поиск возможных решений.
• Прогноз результата эксперимента.
• Проверка возможных решений, исходя из данных.
• Формулировка вывода в соответствии с результатами проверки.
• Формирование новых гипотез и предложений.
• Формулировка вывода к новым данным.
• Обобщение.
Для реализации проекта рекомендуется использовать следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:
• Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
• Самостоятельная деятельность детей.
• Фронтальные занятия.
• КВН, развлечения.
• Наблюдения в природе.
• Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.
• Беседы по теме эксперимента.
• Целевая прогулка.
• Экскурсия др.
Этапы реализации проекта:
• I этап – подготовительный (организационный)
• II этап – внедренческий
• III этап – итоговый (обобщающий)
Механизм реализации проекта.
Перспективный план работы с детьми дошкольного возраста:
Октябрь:
«Экскурсия в детскую лабораторию»
Цели и задачи: Уточнить представление детей о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство).
Познакомить с понятием «наука» познание, «гипотеза» (предположение).
Рассказать детям о способе познания мира - эксперименте (опыте, о назначении детской лаборатории).
Расширять представления детей о культуре поведения в детской лаборатории.
Ноябрь: «Вода»
«Вода принимает форму»
«Какие предметы могут плавать? »
«Делаем мыльные пузыри»
«Подушка из пены»
«Замерзшая вода»
«Использование воды человеком»
Цели и задачи: Выявить свойства воды, подвести к пониманию, что вода прозрачная, без запаха, льется, имеет вес.
Показать детям опыт, в котором вода принимает форму сосуда, в которой она налита.
Развивать у детей представление о плавучести предметов. Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей.
Выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.
Познакомить детей об использовании воды человеком и об экологии.
Декабрь: «Воздух»
«Воздух повсюду»
«Воздух работает»
«Подводная лодка»
«Сухой из воды»
«Парашют»
Цели и задачи: Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.
Развивать представления воспитанников о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т. д.)
Январь: «Свет. Цвет»
«Свет повсюду»
«Свет и тень»
«Разноцветные шарики»
«Таинственные картинки»
Цели и задачи: Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер) ; искусственные - изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).
Познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.
Получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.
Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.
Февраль: «Песок»
«Песочная страна»
«Где вода? »
«Волшебное сито»
«Игры с песком»
Цели и задачи: Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого - можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.
Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.
Познакомить детей со способом отделения камней от песка; мелкой крупы от крупной (с помощью сита); развить самостоятельность.
Закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.
Март: «Соль»
«Откуда взялась соль? »
«Соль - чистящее средство»
«Соль и растения»
«Выпаривание соли»
«Соленое тесто»
Цели и задачи: Изучить исторические сведения о происхождении и способах добычи соли
Изучение уникальных свойств соли.
Влияния соли на здоровье человека и рост растений.
Показать детям способ выпаривания соли.
Вызвать положительные эмоции от изготовления поделок из соленого теста.
Критерии оценки предполагаемых результатов:
- мониторинг;
- открытые занятия;
- выставка работ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитателя средней группы по программе "Детство" в соотвествии с ФГТ на 2012-2013 образовательный период
Программа воспитателя средней группы соответствующая ФГТ на 2012/2013 образовательный период. Комплексная программа "Детство"...
Рабочая программа воспитателя средней группы
рабочая программа составлена по ФГОС...
Рабочая программа воспитателя средней группы на основе Программы "От рождения до школы" под ред.Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой с учетом ФГОС
Рабочая программа, разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ детский сад №13 "Синяя птица" городского округа Люберцы, в соответствии с:...
Рабочая программа воспитателя средней группы по образовательной программе дошкольного образования МОЗАИКА с учётом ФГОС ДО.
Рабочая программа воспитателя....
Рабочая программа воспитателя средней группы по реализации основной общеобразовательной программы 2017 – 2018 учебный год.
Рабочая программа по развитию детей средней группы разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МКДОУ д/с "Березка". Рабочая программа по развитию детей средней...
Рабочая программа воспитателя средней группы № 9 по образовательной программе дошкольного образования "Мозаика" с учетом ФГОС ДО
Рабочая программа воспитателя...
Рабочая программа воспитателя средней группы №6 "Калинка" по образовательной программе образования "Мозаика" с учетом ФГОС ДО на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа разработана на основе образовательной Программы дошкольного образования МБДОУ Детский сад № 95 «Рябинушка» общеразвивающего вида города Улан-Удэ и примерной основно...