Презентация "Отцы"
консультация на тему

Назарова Валентина Валериевна

Так, по результатам  исследования, дети, чьи отцы активно участвовали в их воспитании, показали более высокие оценки по тестам психомоторного и ум­ственного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Роль отцов в воспитании детей.241.51 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Отцы и воспитание Стать отцом совсем легко. Быть отцом, напротив, трудно. В. Буш

Слайд 2

Еще не так давно при изучении детско-родительских отношений исследовались в основном материнско-детские отноше ния. В настоящее время роль отца в со циализации ребенка стала находить все большее признание в мире. Это связано с тем, что перестало существовать жесткое разделение труда между женщинами и мужчинами.

Слайд 3

Отцы стали принимать все большее участие в воспитании детей со времен Второй мировой войны. Английские уче ные в 1965—1970 гг. по результатам опро­ са матерей заключили, что больше 75% отцов детей от 1 года до 4 лет принимали активное участие в воспитании детей, включая купание, пеленание и т.п. В 1981 г. другие ученые, основываясь на се­ рии исследований, также выявили тен денцию ко все более возрастающей роли отцов в воспитании детей. История

Слайд 4

Однако, несмо тря на свои возможности, большинство мужчин не берут на себя основную ответ ственность в уходе за ребенком. Так, лю бопытные ответы были получены на во прос: «Если бы ввели декретные отпуска для отцов, ухаживающих за детьми, в ка ких случаях отцы согласились бы восполь зоваться ими вместо матери?» При этом 21% опрошенных мужчин ответили: «Я бы остался, если бы у жены была зарплата выше моей», 33% — «Я с удовольствием ос тался бы, но боюсь, что окружающие бу дут смеяться надо мной». И, наконец, была группа мужчин — 22%, которые, не рас полагая свободным временем и зная, что мать лучше сможет ухаживать за ребенком, все-таки предпочли бы больше времени проводить рядом. Интересно, что мера участия отцов возрастает вместе с социальным статусом человека, отражая равенство и взаимосвязь ролей отцов и матерей на бо лее высоком социальном уровне.

Слайд 5

Классификации отцовского отношения к ребенку Выделяют два отцовских типа в зависи мости от того, какая психологическая по требность в мужчинах сильнее — опекать заботиться или учить: 1) мужчин, жаждущих опекать, отцовство со всей силой за хватывает только в первые годы жизни ре бенка, когда он слаб, беспомощен, безза щитен, а его плач вызывает порыв прийти на помощь; 2) у других мужчин ведущая потребность — учить, передавать свои зна ния и умения, т.е. сделать ребенка в пря мом смысле слова своим наследником.

Слайд 6

Есть и другая классификация отцов: 1 ) Большой друг . Вернувшись с работы, этот папа тут же начинает бесконечную вереницу игр: сначала он вместе с ребен ком собирает и разбирает конструктор, потом играет в прятки и салки. Но обычно на этом «большой друг» останавлива ется, уверенный в том, что он сделал всё то, что было нужно. А визиты к педиатру, посещение школы, помощь в приготовле нии уроков... Все эти маленькие, с его точки зрения, хлопоты он оставляет маме. «Большой друг» — это прекрасно, но если учесть, что в жизни у ребенка будет мно го друзей, то кто же будет ему папой.

Слайд 7

2) Предводитель семейства . Наиболее тра диционный тип отца. Все домашние хло поты ему неинтересны. Это мужчина, ко торый чувствует себя в своей тарелке лишь тогда, когда занимается мужским делом. Он уверен, что его присутствие дает ре бенку чувство безопасности. Кроме того, он учит его всем необходимым навыкам.

Слайд 8

3) исключительный папа . Это отец, котор ый иногда даже лучше мамы разбирается в традиционных обязанностях! Единстве нно, чем рискуют папы-наседки, — это увле чься и стать... еще одной мамой, т.е. кон курентом, а не дополнением. А если па па занимает мамино место, то кто же бу дет на папином?

Слайд 9

4) вечно юный супруг . Он обожает ребенка и всегда готов помочь суп pyгe , но он не может отказаться от сво его мотоцикла, друзей, любимых занятий . Кроме того, он не в силах отделаться от впечатления, что мама слишком много зан имается с ребенком. Зачем возиться два часа с его уроками или так расстраивать ся из-за его отметок?

Слайд 10

Итак, существуют самые разные типы отцов ского отношения к ребенку. Но, несмот ря на эти различия, многие исследователи выделяют общее значение отца в развитии ребенка. В наше время уже никого не уди вляет, что многие мужчины присутствую т при родах жены. И это не проходит бесслед но ни для отца, ни для ребенка. Так, напри мер, отцы, оказывающие помощь во врем я или сразу после родов, отмечают, что они практически сразу привязывались к : ребёнку , чувствовали эмоциональный подъем , гор дость и росли в собственных глазах. Данн ые многих исследований говорят о том что отцы, державшие ребенка на руках с разу после рождения, и в дальнейшем продолж али больше играть со своими детьми заботиться о них. Такое отношение со стороны отца очень важно для развития ребенка. Так, по результатам одного исследования, дети, чьи отцы активно участвовали в их воспитании, показали более высокие оценки по тестам психомоторного и ум­ ственного развития. Общее значение отца в развитии ребенка

Слайд 11

А вот еще одно исследование. Сравни вая детей, выросших с отцами и без них , ученые обнаружили, что даже некомпе­ тентный, часто невнимательный родитель на самом деле очень важен. Дети, вырос­ шие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний, у них выше уровень тревожности и чаще встречаются невротические симптомы. Отсутствие папы от­рицательно сказывается на учебе и само уважении детей, особенно мальчиков. Им труднее дается усвоение мужских ролей и соответствующего стиля поведения, что ведет к агрессивности и жестокости. Исследование

Слайд 12

Итак, мы видим, что роль отца в вос питании ребенка очень велика. Думаю, что разговор о специфике взаимоотношений отца и ребенка может быть продолжен. Без сомнения, существует много об щего в том, как отцы и матери ве дут себя по отношению к детям. И все -таки матери отличаются от отцов по тому , каким занятиям уделяют больше внимания каждый из них. Эти различия и являются в их содержании. Например, такое занятие с ребенком, как иг ра. Сам стиль игры у отца и матери разли чен. Отцы обычно склонны играть с де тьми более энергично, проявляют больше физической силы. Игра между отцом и ребенком носит циклический ха рактер, за вспышками возбуждения в про явлении внимания следуют периоды ми нимальной активности. Отличие отца и матери в играх.

Слайд 13

Матери же играют по-другому: они во влекают детей в традиционные спокой ные, предсказуемые игры. Но что инте ресно: когда отец берет на себя основную заботу о ребенке, он чаще ведет себя так, как это делает мать.

Слайд 14

Сегодня все больше мать берет на себя основную ответственность за благосостояние ребенка и его поведение. Следует, од нако, отметить, что отец дает меньше ука заний ребенку, чем мать, но характер этих указаний более жесткий и требовательный. И, может быть, поэтому папу слушаются чаще, чем маму. Хотя вмешательства отца важны, он стремится играть поддерживаю щую роль для матери в формировании поведения ребенка. В целом мама является не только основным человеком, который за ботится о ребенке (даже если работает), но также она исполняет роль первичного посред ника в социализации ребенка. Роль матери

Слайд 15

При рассмотрении специфики отношени я матери и отца к ребенку стоит упомяну ть и о лежащих в основе организации общества принципах: патрицентрического (или патриархального) и матрицентричес кого (или матриархального). Матрицент рический принцип делает центральной фигурой общества любящую мать. Мате ринский принцип — это принцип безус ловной любви; мать любит своих детей не потому, что они нравятся ей, а потому, что они ее дети (или дети другой женщины). Поэтому материнскую любовь нельзя за служить хорошим поведением, но нельзя и потерять ее, согрешив. Материнская любовь — это милосердие и сострадание. Материнская любовь

Слайд 16

Отцовская любовь, напротив, обусловле на; она зависит от достижений ребенка и его хорошего поведения; отец сильнее лю бит того ребенка, который больше всего похож на него, того, кого он хочет сделать наследником своей собственности. Любовь отца можно потерять, но ее можно вновь заслужить раскаянием и смирением. От цовская любовь — это справедливость ( Э.Фромм , 1990). Об этом же пишет и М . Максимов : «Мама — это значит, что она тебя любит просто потому, что ты есть, независимо от того, какой ты, хороший или плохой. Мамина любовь всегда с то бой. Папиной любви надо добиваться, ста раясь быть таким, каким он хочет тебя ви деть» ( М.Максимов , 1992). Отцовская любовь

Слайд 17

Итак, можно сказать, что специфика отцовской позиции обусловлена как био логическими (природными) особенностя ми мужчин, так и социокультурными ожиданиями .

Слайд 18

В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ВСЕ БОЛЬШЕ ГОВОРЯТ В последние годы всё больше говорят о роли матери в воспитании детей , забывая о народной мудрости, ко торая гласит: «Если в доме нет отца, зна чит, в нем нет одной стены». Каждому ребенку отец нужен так же, как и мать.

Слайд 19

«Ка ким должен быть отец ?» Какими же хотят видеть своих отцов современные дети? Этот вопрос зада ли ученикам разных школ и попроси ли их написать сочинения на темы: « Ка ким должен быть отец?», «Мой папа», «Каким я буду отцом?». Из более 500 сдан ных сочинений около половины были о том, какими положительными качества ми должен обладать отец. Треть учеников выбрали тему «Мой папа», и более чем 60 из них признались в том, что не любят своих отцов. Значит, в каждой восьмой семье есть серьезные проблемы в отношениях между детьми и родителями, и преж де всего между детьми и отцами.

Слайд 20

Сочинения сильно отличались по со держанию в зависимости от возраста уча щихся. Так, учащиеся начальных классов, которым свойственна наивная детская похвальба, писали: «Мой папа самый кра сивый, самый сильный, самый смелый и самый веселый. Когда мы идем по улице, все люди с ним здороваются. Он умеет делать все своими руками. Мой папа са мый лучший на свете». Для детей млад шего школьного возраста очень важно, чтобы папа уделял им как можно больше времени, помогал делать уроки, гулял с ними, читал сказки, играл. Из сочинений младшего возраста

Слайд 21

Подростки хотят, чтобы слова отца не расходились с делом, чтобы его уважали на работе, чтобы отец вносил в дом веру в завтрашний день, спокойствие в души членов семьи, чтобы им можно было гордиться. Вот что писали подростки: «Мой папа любит правду и ненавидит ложь. Я хотела бы, чтобы папа был моим настав ником и не бросал меня в трудную мину ту. Чтобы он был порядочным человеком, уважал меня и мою маму. Отец должен уделять больше внимания детям, а не твердить: «Я занят ». «Мой отец очень трудолюбивый, его уважают на работе. Папа должен быть ласковым, добрым, заботиться о своей жене и детях. Главное, чтобы он как можно больше времени уделял своему ребенку». Подростки хотят

Слайд 22

К сожалению, некоторые ученики видят в своих отцах лишь источник матери альных благ, и, если отец не может их обеспечить, значит, он вообще не заслу живает внимания и уважения. Вот что написали такие дети: «Мечтаю, чтобы у моего папы было много денег, чтобы он покупал мне все, что я захочу». «Я хочу, чтобы мой папа был «новым русским», и у него была машина «Мерсе дес» и огромный дом». «Я хочу, чтобы мой папа был президен том или банкиром, и у него было много денег». Бесспорно, в большой степени, в таком отношении виноваты сами родите ли.

Слайд 23

У старшеклассников требования к отцу другие. Они хотят видеть в нем собесед ника, который идет на откровенный раз говор и которому можно довериться. Вот что написал ученик X класса: «Я люблю своего папу за то, что он меня бережет и никогда не дает меня в обиду. Мы при выкли доверять свои секреты и заветные мечты мамам, но я с некоторыми пробле мами обращаюсь только к папе, так как считаю, что никто лучше него не поймет моих трудностей. Конечно, иногда папа проявляет излишнее любопытство к моим личным делам, но я не обижаюсь на него за это и считаю, что это самая обыкно венная забота и проявление родительской любви. Некоторые могут возразить, что им эта забота не нужна, что они прожи вут и без нее. Это неправда! Поставьте себя на место ребенка из детского дома, который даже за одно замечание папы отдал бы многое». Старшеклассники

Слайд 24

Вот еще одна точка зрения. «Я горжусь своим отцом за его честность и справед ливость. Он является тем источником силы, в которой я нуждаюсь. Когда у меня что-то не получается и я опускаю руки, отец вдохновляет меня и убеждает в том, что все будет хорошо. Он говорит: «Са мое главное — стремиться к своей цели и не опускать руки ». Гордость за своих родителей — это моральный фундамент для развития личности ребенка. Стыд за них — это тяжесть на сердце, это неуверенность в себе, это агрессия к другим. К сожалению, многие дети испытывают стыд за своих отцов. Вот что было в некоторых сочинениях: «Мой папа пьет. Я очень хочу, чтобы он не пил и любил меня и мою маму».

Слайд 25

«Мне не нравится, что мой папа повышает на меня голос по пустякам. Отец не должен кричать на ребенка и тем более бить его. Он должен спокойно объяснить, если ребенок что-то не понимает или де лает неправильно». «Меня огорчает то, что когда папа приходит с работы, он лежит на диване и смо трит телевизор. Я хотела бы, чтобы он вовремя приходил с работы, помогал маме и играл со мной». «Мой отец уделяет мне мало времени. За плохие поступки он меня всегда руга ет, а за хорошие — никогда не хвалит. Мне хотелось бы, чтобы он не был таким стро гим». «Я хочу, чтобы мой отец не забывал обо мне, не говорил, что лучше бы кто-то другой был его сыном». Вдумайтесь, сколько горечи и боли в этих строках.

Слайд 26

В сочинениях на тему «Каким я буду отцом» были такие строки: «Когда я ста ну папой, я буду очень внимательно от носиться к своему ребенку. Я буду водить его в детский сад. По вечерам буду читать ему сказки. Сам поведу его в первый класс. Мы будем вместе заниматься спор том, ходить на прогулки и обязательно станем настоящими друзьями». Но были и высказывания такого типа: «Папа — это хозяин дома. Он не должен иметь никакого отношения к женским и детским делам. Он источник доходов для всей семьи». «Каким я буду отцом?»

Слайд 27

В сочинениях многих детей звучали и добрые пожелания отцам и огромная бла годарность за их помощь и любовь. «Я хочу попросить отца, чтобы он чаще вспо минал свое детство и своего отца, а также то, что ему не нравилось в нем, для того, чтобы избежать этого в наших с ним от ношениях». Что же, есть над чем задуматься...