Подгрупповая консультация для родителей леворуких детей
консультация на тему
Подгрупповая консультация для родителей леворуких детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoriya.doc | 57 КБ |
prakticheskaya_chast.doc | 309.5 КБ |
odnoy_levoy_na_stend.doc | 717 КБ |
levorukiy_rebenok.ppt | 2.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Вступление.
Они действительно удивительны и необыкновенны. Они задают ученым загадки и не очень охотно раскрывают свои тайны. Думается, что и для профессионалов, и для родителей полезно вновь пристально рассмотреть и обсудить их проблемы, чтобы еще раз подумать: что же стоит за таким знакомым и таким непонятным словом «левша»?
Тревога за здоровье и развитие леворуких детей не лишена оснований. Ребенок – левша действительно отличается от своих сверстников.
2. Своеобразие формирования различных психических функций у леворуких детей.
Наличие фактора левшества (полного, парциального или семейного у правши) в большинстве случаев предполагает атипичное с точки зрения мозговой организации протекание самого психического онтогенеза.
Исходя из установленных учеными фактов:
среди детей, испытывающих трудности в овладении письмом, доля леворуких составляет до 70 % (Н.Н. Богданов, А.В. Семенович)
большинству леворуких детей свойственны трудности зрительно-пространственной ориентировки (отсутствие чувства границ строки, путание правой и левой стороны буквы, её верха и низа, неумение определить начальную точку письма и т.д.)
зрительно-моторной координации (неправильная траектория движения руки при написании буквы, искажение формы буквы, диспропорция букв, разный наклон письма и т.д.)
недостатки развития мелкой мускулатуры руки (сниженный темп письма, писчий спазм и т.д.)
противоречивость психоэмоциональной сферы (перепад настроения, повышенный уровень тревожности и т.д.),
Кроме того, они являются «группой риска» в плане возникновения логоневрозов (заикания), патохарактерологических особенностей и прочих явлений недостаточности аффективно-волевой сферы.
В школах учебно-образовательный процесс традиционно строится на развитии вербального и логического мышления, т.е. на развитии левого полушария, что не способствует успешной адаптации леворуких детей к процессу обучения. Отсюда берут свои истоки и некоторые проблемы в формировании эмоционально-личностной сферы.
Для таких детей особенно важна эмоциональная стабильность в семейных отношениях и вредна резкая смена окружающей обстановки. Очень часто нарушение здоровья усугубляется, а школьные трудности усиливаются в результате неправильной тактики поведения родителей и их чрезмерных требований. Более того, нервные срывы родителей в виде окрика, наказаний, различного рода лишений, бесчисленных замечаний отнюдь не способствуют формированию у ребенка уверенности в себе, уверенности в способности преодолеть трудности.
Как одну из основных причин трудностей специалисты отмечают не саму леворукость, а в «декстра-стресс» - стрессовом воздействии праворукой среды. Исследователь Лоуэлл Понте сказал: «25 миллионов американцев каждое утро оказываются в положении Алисы в зазеркалье, где все для них непривычно: дверные ручки не слева, а справа, не с той стороны рычаг переключения передач в автомобиле, педаль газа, даже телефонная трубка в автомате не с той стороны. Ножницы, машинки для заточки карандашей. Консервные ножи – все эти предметы для правшей. В метро щель монетоприемника справа, все ручные часы для правшей. Предпочтение правого находит свое отражение во множестве общепринятых ритуалов и привычек: присяга, при вступлении в должность, рукопожатие и др. Левши вынуждены ко всему этому приспосабливаться. И то, что левша вынужден всю жизнь приспосабливаться к жизни в мире, который удобен для правшей, что вызывает затяжное стрессовое состояние.
Заметим, что опыт многих стран мира, таких как США, Франция, Англия, Германия леворуких детей не только не переучивают уже с начала века, но и создают все условия для их нормального существования в праворукой среде. Такое бережное отношение к этим детям благоприятно сказывается на их дальнейшем развитии, а значит, на успехах общества в целом. Во многих странах есть специальные магазины для леворуких людей, где можно купить ножи и ножницы, различные приспособления, спортивные принадлежности, швейные машинки и даже компьютеры с клавиатурой, приспособленной для леворуких.
2а. Специализация доминирующего полушария
Причины особенностей левшей и правшей кроются в том, что правое и левое полушария мозга человека ответственны за различные сферы психической деятельности. Это может быть представлено в следующем виде.
Левое 1. Конкретное мышление | Правое полушарие 1. Абстрактное мышление |
У правшей правое и левое полушария мозга имеют собственные функции и находятся в постоянном взаимодействии. Информация извне поступает сначала в правое полушарие, где узнается, «получает образ», а затем уже в левое, где конкретизируется и называется. Правое полушарие (у правшей) преимущественно отвечает за оценку пространственных отношений, воображение, целостное восприятие, оценку ритмов и одновременное восприятие нескольких стимулов. Левое полушарие специализируется на оценке временных отношений, конкретизации словесных выражений, чисел, на аналитическом последовательном восприятии, абстрактном и обобщенном мышлении. Правое мозговое полушарие сопряжено в основном с чувствительной сферой, а левое сопряжено с двигательной и речевой сферой. Правое полушарие отвечает за работу левой половины тела, а левое – за работу правой половины тела. У большинства людей доминирует «логическое», левое полушарие, а организующую роль играют энергетические, подкорковые структуры. Внутри полушарий компоненты психических функций тоже достаточно четко локализованы. Например, за пространственные представления и пространственную организацию психических функций отвечает теменная зона левого и правого полушария, а за понимание обращенной речи – височная область левого полушария.
У левши оба полушария, как правило, более автономны по своей работе, межполушарные взаимодействия формируются гораздо позже, чем у правши.
Возможно поэтому левши и демонстрируют, с одной стороны, более высокие творческие способности (жесткость устоявшихся связей может способствовать более стандартному мышлению), а с другой - более медленное по сравнению с правшами формирование навыков деятельности, требующей взаимодействия обоих полушарий.
В повседневной жизни это проявляется так: ребенок часто не слышит обращенного к нему вопроса, часто не может объяснить смысл слова, обращенной к нему речи. Часто «левшонок» делает неправильные выводы из прочитанного рассказа или трактует нестандартно жизненную ситуацию, а когда левшу заставляют писать правой рукой, он не может задействовать свое правое полушарие, ответственное за контроль речи, чтения и письма.
При всех неврозах, по мнению специалистов, происходят нарушения межполушарного взаимодействия. Их возникновению способствует чрезмерная стимуляция еще не свойственных детям функций левого полушария при активном торможении правого. Следовательно, важно знать о стадиях созревания головного мозга и помнить, что способность к левополушарному мышлению у правши формируется к 7-9 годам, а у левши - к 10-12.
«У этих детей развивающаяся на базе слухового восприятия речь “не знает”, в каком полушарии ей “осесть”, ее все время “запихивают” в то полушарие головного мозга, которое должно реализовать не речевое, а музыкальное восприятие и воспроизведение; одновременно тормозится развитие тонких движений в ведущей левой руке, ведущем левом глазе, который следит за движением левой руки». Справедливости ради нужно сказать, что в результате переучивания у левшей в левом полушарии постепенно формируются дополнительные речевые зоны, но процесс этот идет медленно и болезненно.
Ребенок-левша как бы всякий раз изобретает свой способ построения и овладения миром правшей. Исследование взрослых леворуких откровенно подтверждает тот факт, что привлечение произвольных, осознанных средств в ходе протекания многих видов психической деятельности — специфическое свойство левшей как популяции и не зависит от их возраста.
Представляется, что в самом общем виде положение таково: чем больше энергии требуется на актуализацию высших психических процессов (движения, восприятия, речи, счета, мышления), тем больше вероятность «обкрадывания» базальных структур психики (соматических, аффективных и пр.). Как раз этот механизм и наблюдается зачастую у левшей. Этот факт в совокупности со всем сказанным выше заставляет еще раз подчеркнуть необходимость тщательного наблюдения за левшами с точки зрения появления у них аллергий, тиков, энуреза, страхов и бессонницы, эндокринных отклонений и особенностей полового созревания. Если любой ребенок требует к себе внимания в этом смысле, то левша — втрое больше.
Им нелегко дается все, что связано с необходимостью быстрого переключения с одного процесса на другой (или с одного вида манипуляций на другой в рамках одного процесса).
Внешне это проявляется в характерных «застреваниях» в начале любого вида деятельности, в том числе речевого высказывания; в постоянных поисках слов в спонтанной речи, тенденции к замене нужных слов близкими им по значению. У детей-левшей наблюдается сравнительно поздний дебют самостоятельной речи, и в дальнейшем она зачастую носит отчетливую акцентуацию: недостаточно развернута, замедленна, скупа, встречаются моменты неправильного построения предложения, падежных соответствий и т. п.
Только не торопите ребенка, дайте ему время «войти» в задачу, выбрать оптимальный вариант ее решения, а уж затем оценивайте его успехи.
3. Различное происхождение леворукости.
О леворукости ребенка можно судить с трех месяцев. Однако все прогнозы до пятилетнего возраста малоэффективны. Если выбор ведущей руки определяется к трем годам, интенсивность ее использования существенно возрастает. В этом случае ведущая рука окончательно формируется к 9-10 годам. До этого возраста ребенок является существом правополушарным. По мере развития речевых функций происходит усиление роли левого полушария и в процессе развития возможна смена ведущего полушария.
В реальности есть несколько его видов, принципиально отличных по своему происхождению, а следовательно, по всем базовым нейропсихологическим характеристикам.
1. Естественное, генетически заданное левшество является отражением специфической, уникальной в своем роде функциональной организации нервной системы (прежде всего головного мозга) человека. Самым благоприятным фактором можно считать, когда леворукость передается по наследству. До настоящего времени не известны точно механизмы передачи этого признака, но достоверно установлено, что леворукость в 10 - 12 раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей. Обычно у генетических левшей не наблюдается ярко выраженных проблем с обучением, адаптацией.
2. Второй вид - это "компенсаторное" левшество, связанное с каким-либо поражением мозга, чаще - его левого полушария, когда в праворукоориентированной семье рождается леворукий ребенок. В результате беременности и родов, протекающих с осложнениями, в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребенка, у него могут возникнуть микропоражения левого полушария головного мозга, тогда за счет механизмов компенсации правое полушарие берет на себя дополнительные функции левого, как следствие, возникает патологическое или компенсаторное левшество. Таким образом, левая рука становится ведущей, то есть более активной при выполнении бытовых действий, а впоследствии, чаще всего и при письме. У таких детей почти всегда наблюдаются отклонения в развитии речи, сложности при овладении навыками письма и т.п.
Чаще в современной детской популяции патологическая (она же — вынужденная, компенсаторная) леворукость возникает у детей вследствие гипертензионно-гидроцефального синдрома и дефицитарности субкортикальных (особенно стволовых) образований мозга.
Третий вид - это "вынужденное" левшество. Выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным или друзьям.
4. Варианты леворукости.
В зависимости от того, какой рукой человек предпочитает пользоваться, его можно назвать правшой, левшой и амбидекстром (амбидекстры одинаково владеют и правой и левой рукой). Возможны варианты: графический левша, но бытовой амбидекстр.
Следует заметить, что выраженность праворукости и леворукости бывает разной. Есть люди, умеющие работать только левой или только правой рукой. Их еще называют “выраженные левши”, “выраженные правши”. Кто-то использует преимущественно одну руку, но умеет выполнять эти же действия другой рукой (“невыраженные левши” и “невыраженные правши”). Есть и те, кто одинаково хорошо выполняет любые действия, даже очень сложные (в том числе письмо, рисование, вязание и т. п.), и правой, и левой рукой. Таких людей называют амбидекстрами (от лат. ambo — оба, dexter — правый).
К категории «дети-левши» относят также и бытовых левшей — детей, использующих при письме правую руку, а в выполнении бытовых действий — левую.
Выбор правой или левой руки – не каприз ребенка. Он связан с распределением ролей между полушариями головного мозга.
5. Игры и упражнения, направленные на оптимизацию межполушарных взаимодействий и специализации полушарий.
А. Зрительный гнозис, профилактика оптической дисграфии
Б. Освоение телесного пространства+соматогностические, тактильные, кинестетические процессы
В. Освоение внешнего пространства
Г. Формирование навыков правильной посадки и письма
Д. Графические диктанты, копирование и конструирование
Предварительный просмотр:
Практическая часть
Зрительный гнозис.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ ГНОЗИС
13. «Разрезные картинки».
14. «Выбор недостающего фрагмента изображения». Предлагается картинка (предметный рисунок, сюжетная картинка, геометрический рисунок, орнамент и т.д.) с отсутствующими фрагментами и набор недостающих кусочков. Необходимо подобрать нужный фрагмент. В изображении может не хватать как одного, так и нескольких фрагментов. Можно попросить ребенка дорисовать недостающую часть.
16. «Дорисуй предмет до целого». Дается изображение с неполным количеством элементов. Надо дорисовать отсутствующие элементы в заданном рисунке и назвать их. Предмет может быть не дорисован по оси (справа или слева), могут отсутствовать некоторые его части.
17. «Загадочные рисунки». Нужно разглядеть, раскрасить и сосчитать изображенные на рисунке предметы (рис. 3).
Рис.3
20. «Фигура и фон». Нарисуйте или подберите стимульный материал, где основу составляет фон (более или менее часто расставленные точки или значки любой конфигурации; различные пересекающиеся линии, переплетающиеся листья и т.п.). Ребенку предлагается различить на таком фоне фигуры, т.е. найти, показать и назвать все «замаскированные» в этом «шуме» изображения (предметы, буквы, цифры и т.д.).
21. «Лабиринт». Ребенку предлагаются разного рода «лабиринты» в виде перепутанных нитей от воздушных шариков, тропинок, коридорчиков. К каждой картинке дается соответствующее задание («У кого какой шарик?», «Помоги выйти» и т.п.). Примеры таких заданий легко придумать или выбрать из имеющейся литературы.
Задание целесообразно выполнять следующим образом: сначала сконструировать лабиринт на полу с помощью подручных средств (стульев, скамеек и т.п.), специальных геометрических форм и предложить ребенку пройти по нему. Потом, на бумаге — дать задание ребенку провести по лабиринту пальцем, затем — карандашом, и лишь потом проследить путь исключительно глазами.
22. «Найди все предметы» (Корректуры). Дайте ребенку бланк, на котором вразброс нарисовано большое количество различных простых предметов, геометрических фигур, цифр, букв. Попросите его найти и вычеркнуть все изображения одного вида.
24. «Найди букву». Предложите ребенку рисунок с буквами, цифрами, написанными разным шрифтом, стилем и по-разному повернутыми. Он должен ответить, что за буквы нарисованы.
25. «Допиши букву». Покажите ребенку недорисованную (в различных вариантах) букву (цифру, слово). Попросите его определить, что за буква (слово) j не дорисована, и дописать ее.
27. «Письмо в воздухе». Психолог рисует в воздухе перед ребенком различные фигуры, буквы, цифры и т.д., которые он должен опознать и назвать.
Профилактика оптической дисграфии
Наиболее часто смешиваемые пары букв:
о – а; у –и; и – ш; б – д; п - т, П – Т; л - м, Л – М; ш - щ, Ш – Щ; и-ц, И – Ц; ц-щ, Ц – Щ; З-Е; к-н, К - Н.
Приемы, помогающие детям лучше запоминать зрительный образ букв:
- лепка из пластилина;
- выкладывание из палочек, спичек, веревочек, мозаики;
- вырезание из цветной бумаги;
- выжигание на дощечках;
- вычеркивание заданной буквы из текста (игра «Зоркие глазки»);
- отгадывание букв с за-крытыми глазами (взрослый пишет на ладони ребенка);
- узнавание буквы на ощупь (игра «Умные ручки»);
- выдавливание спицей очертания букв, письмо на снегу, песке;
- рисование буквы в воздухе (ребенок указкой пишет, а взрослый отгадывает).
Оптимизация и коррекция межполушарных взаимодействий и специализации правого и левого полушарий мозга
Освоение телесного пространства
Базовой и наиболее естественной, онтогенетически более ранней и закрепленной всем опытом человека системой ориентации является схема тела.
Формирование у ребенка пространственных представлений — одно из важнейших условий его успехов. Пользоваться здесь нужно всем богатым арсеналом внешних опор, маркеров («сено —солома»), которые заставили бы его буквально убедиться в том, что существует правая и левая сторона, верх и низ, и это неизбежно и неизменно.
Первым шагом должна стать маркировка его левой руки с помощью цветной тряпочки, часов, браслета, резинки и т.п.; или можно прикрепить значок у сердца. Таким образом, вы даете ребенку прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством — ведь представление о нем строится вначале от его собственного тела, а уже потом превращается в абстрактные пространственные представления. Теперь он знает, что «слева» — это «там, где красная тряпочка». На это знание можно нанизывать обширный репертуар сведений о внешнем мире. Такие маркеры на первых этапах должны присутствовать на нем постоянно. Но ведь есть еще верх (голова, бант, солнце) и низ (ноги, пол, ботинки, трава).
Базовое упражнение на формирование пространственных представлений заключается в том, что каждое из направлений связывается (закрепляется) с определенным движением, например: «вперед», «назад», «вверх», «вправо» и «влево» — простой шаг или прыжок на двух ногах, шаг или прыжок с разворотом в соответствующую сторону; «вниз» — приседание. Здесь же закрепляются понятия «дальше», «ближе» и т.п. Вначале ребенок выполняет движения вместе с психологом, который и поясняет (означивает) каждое направление. Большую пользу здесь приносит зеркало, перед которым движения выполняются.
Далее происходит постепенное «сворачивание» движения, а также переход от совместного к самостоятельному выполнению, переход из внешнего во внутренний план. Так, по инструкции ребенок переходит от движений всем телом к показу названного направления рукой или поворотом головы, а затем — только взором.
30. Ходьба и прыжки:
а) с поворотом на 90 и 180° в обе стороны;
б) через предмет (вправо-влево, вперед-назад), лежащий на полу (малый мяч, гимнастическая палка, стул), стоя к нему лицом, боком, спиной;
в) прыжки с поворотом на 180° на двух ногах через гимнастическую палку:
с продвижением на разные расстояния от какого-то ориентира, линии; с продвижением вперед, но с промежуточным движением (один прыжок вперед — через линию, другой — параллельно линии и т.д.).
31. Ребенок и психолог встают рядом лицом к зеркалу и с проговариванием (если это необходимо) выполняют одни и те же действия: «над головой», «под носом», «за ухом», «перед глазами», «на груди», «под подбородком», «между ногами» и т.д.
32. «Выше — ниже». Стоя перед зеркалом, ребенок и взрослый вместе анализируют расположение отдельных частей тела по отношению друг к другу с точки зрения вертикальной оси, не забывая о маркерах. Находят, показывают и называют то, что «выше всего» (голова, макушка); что «ниже всего» (ноги, стопы); «выше, чем...»; «ниже, чем...». Затем ребенок повторяет все это без зеркала и наконец с закрытыми глазами.
Аналогично отрабатывается взаимное расположение отдельных частей лица (лоб, глаза, нос, уши, рот, щеки) и других частей тела (рук — плечо, локоть, предплечье, запястье, ладонь, пальцы; собственно тела — шея, плечи, грудь, спина, живот; ног — бедро, колено, голень, стопа) относительно друг друга.
«Право—лево». Следует заметить, что для ребенка вовсе не является очевидным тот факт, что правая нога, глаз, щека и т.д. находятся с той же стороны, что правая и рука. К пониманию этого его надо привести путем специальных упражнений по соотнесению частей тела с правой и левой рукой. Это лучше делать по следующей схеме: соотнести части тела с правой рукой (правый глаз, щека и т.д.), затем — с левой рукой, после этого — в перекрестном варианте (например, показать правую бровь и левый локоть). Наиболее занимательным является выполнение этих упражнений следующим образом: «Потри левой рукой правый локоть, почеши правой пяткой левую коленку, пощекочи правым указательным пальцем левую подошву, постучи правым локтем по правому боку, укуси себя за средний палец левой руки и т.д.».
36. «Путаница». Психолог намеренно показывает не те движения или места на теле, которые называет. Ребенок должен исправить ошибки взрослого. Затем инструктором и исполнителем упражнения становится сам ребенок; он показывает упражнения другим (взрослому, ребенку) и контролирует их выполнение.
Соматогностические, тактильные и кинестетические процессы
1. «Повтори позу». Ребенок повторяет за психологом позу (затем несколько поз), в создании которой участвует все тело.
2. Ребенок воспроизводит одну за другой ряд ручных поз, каждая из которых фиксируется в течение 20 — 30 с (двух-трех циклов дыхания); обязательное условие — полная сосредоточенность на каждой позе. Это упражнение хорошо выполнять несколько раз в день (5 — 7 мин). Хасты выполняются в той же последовательности, что и на рис. 2.
Рис.2
4. «Телесные фигуры, буквы и цифры». Придумайте вместе с ребенком, как можно изобразить пальцами рук, а также всем телом фигуры, буквы и цифры. Обязательно проиграйте все варианты перед зеркалом. В этой игре могут участвовать несколько человек, тогда «телесные» буквы и цифры будут составляться всеми детьми одновременно.
5. «Рисунки и буквы на спине и на ладонях». Нарисуйте пальцем на спине ребенка одну из знакомых ему фигур (треугольник, круг, квадрат и т.д.). Попросите его сказать, какая фигура нарисована. Если он затрудняется, нарисуйте прямую (горизонтальную, вертикальную, наклонную) и попросите его изобразить ее на стене или на листе бумаги. То же проделайте сначала на его правой, а потом левой руке, рисуя на обеих сторонах кисти.
При изучении числового ряда и алфавита особенно полезно написание букв и цифр последовательно на спине и руках (на обеих сторонах) с последующим их называнием и прописыванием.
6. «Предметы с различной фактурой поверхности». Покажите, назовите и дайте потрогать ребенку материалы и предметы с разной фактурой поверхности (гладкие, шершавые, ребристые, колючие, мягкие и т.п.). Затем предложите ему ощупать вслепую материал двумя руками, потом — одной рукой и найти этот же материал или предметы из него, действуя сначала этой же рукой, а затем другой.
8. «Игра с палочками». Предложите ребенку комплект палочек разной длины (2 — 7 см), толщины и фактуры. Пусть он с закрытыми глазами разложит их на однородные кучки.
11. «Ощупывание фигурок, букв и цифр, различных по форме и размеру». Возьмите объемные или вырежьте из наждачной или бархатной бумаги фигуры (буквы, цифры) различной формы (звездочку, кружок, треугольник, квадрат и т.д.) и величины (большие и маленькие). Нарисуйте такие же фигурки на листе бумаги. Попросите ребенка:
• на ощупь опознать фигуру и, не глядя, найти такую же среди других фигурок этой же, затем другой рукой. Затем смените руки;
• с закрытыми глазами ощупать фигуру, а затем, открыв глаза, указать на нее в ряду нарисованных;
• одной рукой ощупать фигурку, а затем нарисовать ее в воздухе или на листе бумаги сначала той же, а потом другой рукой.
Освоение внешнего пространства
Важным этапом является осознание двигательных возможностей и расширение диапазона движений в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней.
Формирование у ребенка-левши пространственных представлений — одно из важнейших условий повышения его достижений. И пользоваться здесь можно как теми средствами, которые придумали сами левши, так и всем богатым арсеналом внешних опор, маркеров, которые заставили бы ребенка буквально убедиться в том, что существует правая и левая сторона и это неизбежно и неизменно, вне зависимости от его желания. Надо максимально использовать цвета, различные формы — в общем, лучше, чем старинный принцип «сено — солома», не придумаешь.
Ни в коем случае не пытаться абстрагировать внешнее пространство, объясняя что-либо левше. Он все должен пощупать, прочувствовать своим телом, руками. Поэтому, начиная обучать его буквам и цифрам, дайте ему в руки пластилин или проволочку. Пусть «сваяет», непосредственно, тактильно ощутит цифры 1, 10, 100; буквы 3 и Е, У и Ч. В этот -архитектурный процесс естественным образом войдут представления о «больше—меньше», «шире —уже» и т.п.
Ребенок-левша не всегда, точнее сказать — очень редко, понимает в абстрактных формулировках, что значит «зад —перед», «над —под», «в —на». Проговорите это с ним, сидя в его комнате, где все ему привычно.
Так не надо сердиться и ждать, когда же ребенок сам научится (просто глядя на вас) пользоваться ложкой, иголкой, ножницами, кисточкой, спицами, завязывать шнурки, манипулировать с одеялом и пододеяльником и т.п.
Лучше сразу взять его руки в свои и несколько раз вместе с ним повторить нужное движение. Вы хотите научить ребенка-левшу плавать брассом и кролем (играть в мяч, теннис, танцевать)? Прекрасно! Мама «руководит» его руками, папа — ногами. Только потренируйтесь вначале сами, дабы синхронизировать собственные действия.
Ваша задача — буквально заставить тело ребенка запомнить ту или иную операцию, взаиморасположение в каждом случае его пальцев рук, ног, туловища, головы
У детей-левшей очень слабы динамические компоненты движений. Особенно недоступны для них ситуации, в которых необходимы быстрые сопряженные действия обеих рук (особенно если эти движения несинхронны). Часто дети жалуются, что им «мешают руки и ноги», если приходится выполнять какое-либо сложное гимнастическое упражнение или танец.
Определение направлений в пространстве относительно своего тела является следующим этапом формирования пространственных представлений.
«Движения в одном направлении». Предложите ребенку: вытянуть руку вправо, отставить ногу вправо, повернуть голову вправо, наклонить голову к правому плечу, сделать три наклона вправо, присесть на правое колено и т.д. Так же отрабатываются другие направления — слева, сверху, снизу, спереди и сзади.
«Диспетчер и самолет». При наличии просторного помещения можно попросить ребенка вообразить себя самолетом, а взрослого — диспетчером, прокладывающим самолету путь с поворотами.
«Робот». Ребенок изображает робота, точно и правильно выполняющего команды человека: «Один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх, три шага налево, вниз (присесть) и т.д.». Затем дети играют в непослушного робота, который выполняет все команды наоборот: идет не вперед, а назад; вместо того чтобы подпрыгнуть вверх, приседает; поворачивает не направо, а налево. После того как ребенок начнет, не ошибаясь, в соответствии с условием, быстро выполнять эти задания, усложните программу: «Шаг налево правой ногой; два шага вперед, начиная с левой ноги (и т.д.)».
«Мама, поверни направо...». Эта игра может предназначаться и для работы родителей с детьми. Играть можно на детской площадке, по дороге в школу, в квартире (путешествуя по комнатам). Ребенок говорит: «Мама, поверни направо». Мама: «Поворачиваю, иду». — «Теперь налево». — «Слушаюсь, поворачиваю». Если он еще не сообразил, как скомандовать, то должен остановить маму командой: «Стой!». Если поворачивать не надо, а на пути какое-либо препятствие, то дается команда: «Возьми правее (левее)».
После выработки навыка ориентации в пространстве относительно себя можно переходить к ориентации других объектов относительно друг друга и себя относительно других объектов.
«Капризный фотограф». Психолог-фотограф, желая сделать снимок зверей, ищет кадр. Его помощнику (ребенку) надо рассадить: корову — справа от зайца, мишку — слева от мышки и т.д. Фотограф все время недоволен и просит помощника каждый раз по-новому пересаживать зверей.
Усложненная задача выполняется по двухступенчатой инструкции: «Посади утку справа от медведя, а птицу — слева от лисы». Модификация задания — ребенок сам говорит: «Я посадил льва справа от медведя». Остальные дети или взрослый его проверяют. Затем один из детей становится фотографом, дает инструкцию остальным и проверяет ее выполнение.
«Где же я сижу?». Дети рассаживаются в ряд или полукругом. Ставится задача определить свое место: «Я сижу слева от Пети; справа от Маши, но левее Сережи; напротив (и т.д.)». Затем они меняются местами, и игра продолжается.
«Собираем урожай». Разложите перед ребенком ряд картинок с любыми изображениями. Он должен отобрать только те, например, овощи, которые «лежат правее, чем капуста»; «левее, чем морковь».
Пространственные схемы и диктанты
Следующим этапом формирования пространственных представлений является переход к двигательным диктантам и графическим схемам.
Двигательный диктант (по шагам), например: один шаг вперед, два шага направо, повернуться на 180°, один шаг назад и т.д.
61. Психолог диктует траекторию, по которой нужно найти предмет в комнате или здании. Далее осуществляется совместное, а затем самостоятельное составление планов (комнаты, класса, улицы и т.д.). На следующих этапах нужно научить ребенка работе с картой города, мира, Вселенной.
В целом развитие пространственных схем начинается с формирования ориентировки «на местности», затем на листе бумаги и графического воспроизведения направлений. При необходимости проведите сопоставление листа бумаги с высоким домом, у которого покажите верх, низ, все углы. Потом нарисуйте такой дом на листе бумаги; обсудите и подпишите вместе с ребенком названия соответствующих направлений и углов. Затем попросите ребенка сделать то же самое по памяти, но на чистом листе бумаги.
«Поставь фигуру в угол». Предложите ребенку поместить в комнате или нарисовать определенные фигуры в правом нижнем углу, левом верхнем и т.д. Определить, какие углы еще не заполнены. Пусть он сам заполняет их с комментарием: «Нарисую месяц в правом верхнем углу».
«Покажи направление». Научите ребенка показывать направления рукой (потом — только поворотом головы, взглядом) в воздухе сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево, затем — по диагональным направлениям (направо вверх, налево вниз и т.д.).
«Проведи линию». По инструкции психолога ребенок проводит определенные линии (прямые, пунктирные, волнистые, цветные и т.д.) в определенном направлении, не отрывая карандаш от бумаги. Например: «Из центра листа (ставим точку) проводим волнистую линию вверх, затем — прямую линию в левый нижний угол» и т.д.
На следующем этапе проводится работа в тетради в клеточку — «Графические диктанты» (для всех заданий исходные точки в начале освоения заранее отмечаются взрослым). Необходимо предварительно научить ребенка отступать одну клеточку от края тетради и от предыдущей работы; пропускать нужное количество клеточек по указанию взрослого.
Формирование навыков правильной посадки и письма у леворуких детей
Существует несколько способов письма левой рукой.
Первый способ (рис. а): зеркальное отражение «праворукого» положения руки при письме. Им чаще всего пользуются дети. Считается, что такое положение руки серьезно затрудняет процесс обучения: так как все образцы в тетрадях (прописях) расположены слева, при письме ребенок закрывает их кистью руки и не может на них ориентироваться, выполняя графиче ские упражнения. Поэтому при таком способе письма у леворуких детей очень часто наблюдается уменьшение или увеличение размеров букв, неправильное написание графических элементов.
Второй способ (рис. б): кисть левой руки с ручкой располагается над строкой. Этот способ дает ребенку возможность ориентироваться на образец или ранее написанное и уменьшает количество графических ошибок при письме. Леворукие дети чаще всего сами приходят к такому способу письма.
Третий способ (рис. в): кисть левой руки с ручкой находится под строкой. При этом точкой опоры пишущей руки является лишь ногтевая фаланга левого мизинца, кисть руки практически полностью оказывается на весу. При таком способе письма ребенок хорошо видит образец, ему не приходится выворачивать кисть руки, написанное ранее не смазывается. Правда, при таком способе происходит нарушение общепринятых требований наклона письма вправо.
В методических рекомендациях Министерства здравоохранения от 1985 года, которые до настоящего времени никто не отменял. говорится о запрете в переучивании леворуких детей и снижении требований при оценке каллиграфии почерка ребенка-левши. Согласно данным методическим рекомендациям, у леворуких школьников допускается вертикальное написание букв и их наклон влево. Таким образом, именно от родителей во многом зависит по какому пути пойдет развитие леворукого ребенка: он будет нормально развиваться с леворукостью или станет переученным праворуким невротиком, с комплексами, заболеваниями и с психическими расстройствами.
То же относится к написанию букв, цифр, рисованию. Не требуйте, чтобы маленький левша срисовал нечто, глядя на образец. Лучше положите сверху кальку и попросите его обвести нужный образец несколько раз. Или, наоборот, воспользуйтесь копиркой и покажите потом ребенку, какой красивый «образ» возник на нижнем листе.
А уж если среди ваших знакомых есть специалист по китайской каллиграфии — ребенку крупно повезло: пусть осваивает, только по всем правилам, кисточкой. Вашему левше часто говорят: «Пишешь, как курица лапой!»? Если часто, то шариковая ручка не для него — подарите ему капиллярную.
«Графические диктанты».
«Графические диктанты» рекомендуется выполнять следующим образом:
• сначала ребенок выполняет инструкцию правой рукой, а затем — левой рукой;
• ребенок рисует в направлении, противоположном тому, которое называет взрослый (например, не направо вверх, а налево вниз). Этот прием может быть предложен как игра «Непослушный ученик»;
• после того как освоено выполнение графических диктантов одной рукой, переходят к их двуручному написанию: сначала обе руки двигаются по инструкции, затем обе руки — в сторону, противоположную той, которая указана в инструкции; после этого правая рука — по инструкции, а левая — в противоположную сторону и наоборот;
• по команде взрослого дети рисуют часть направлений в соответствии с инструкцией, а другую часть — в противоположном направлении, затем — снова в заданном направлении и т.д.
Обязательно предложите ребенку самому подиктовать графический диктант вам или другим детям, а потом проверить работу.
Конструирование и копирование
Неотъемлемой частью формирования пространственных представлений являются упражнения, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать разнообразными объектами. Ими могут быть предметы, конструкторы, кубики, «лего», пазлы, разрезные картинки, мозаики и т.п. Так, в частности, ребенку важно при усвоении букв и цифр самому «сваять» их из пластилина или проволоки.
«Конструирование предметов из заданных частей».
Ребенку дается основная деталь, свойственная всем предметам данного класса, например: для посуды — это емкость, для животных — туловище, для растений — стебель, и, кроме того, различные фрагменты, благодаря которым основная деталь постепенно дополняется, преобразуясь в самые различные объекты. Ребенку предлагают пофантазировать и сложить несколько фигур с одной и той же основой; например, на базе основной детали, характерной для посуды, могут быть (с помощью разных соответствующих фрагментов) сконструированы: чайник, сахарница, чашка и т. п. То же — с фигурой человека или животного, растения и т.п. Каждый раз ребенка спрашивают: «Что это? На что (кого) похож этот предмет?». Потом он зарисовывает сложенные из деталей предметы и делает к ним подписи.
«Я — конструктор». Ребенку предлагается из спичек, счетных палочек или мозаики сконструировать какое-либо предметное изображение или выложить печатную букву. Пусть он проделает это с открытыми и закрытыми глазами. Затем путем перекладывания элементов можно превратить их в другие предметы, букву, цифру или орнаменты.
«Копирование фигур».
На первом этапе формирования процессов копирования целесообразно осуществлять его с помощью кальки или копировальной бумаги и только затем переходить к обычному срисовыванию. Помимо прочего, этот прием формирует «память руки» и необычайно эффективен при усвоении букв и цифр.
Копирование сложных фигур и изображений, как, например, на рис. 9. Сначала фигура анализируется совместно психологом и ребенком: она разбивается на части, обсуждается удобная последовательность ее воспроизведения. Далее ребенку предлагается самостоятельно проанализировать изображение и выработать стратегию копирования.
В. Копирование фигур с поворотом их на 90 и 180°. Поворот на 90° может быть обыгран следующим образом: «Нарисуй эту фигуру лежащей на левом (или правом) боку». На 180° — «Нарисуй эту фигуру «вверх ногами», но так/ чтобы все части фигуры остались на своих местах». Для проверки можно сравнить или наложить друг на друга образец и рисунок ребенка, если они выполнены с соблюдением масштаба, например на бумаге в клетку.
«Квазипространственные» (логико-грамматические) речевые конструкции
Формирование «квазипространственных» представлений начинается с введения в работу предлогов посредством сопоставления их с отработанными выше пространственными представлениями. Например, ребенку предлагается выполнить следующее: «Встать (или присесть) перед, за, слева, справа, на, под предмет», «Поставить или положить предмет перед, за, слева, справа, над, под собой» и т.п. Постепенно через вербальное обозначение соответствующих пространственных представлений осуществляется переход от понятий «выше», «ниже» к понятиям «над», «под» и т.д.
«Положи ручку». Дайте ребенку два разных предмета, например ручку и пенал. Предложите ему положить ручку в, на, под, над, перед, за, слева, справа от пенала.
«Где лежит карандаш?». Положите карандаш на тетрадь и предложите ребенку определить его положение относительно тетради («Карандаш лежит на тетради, а тетрадь..., а стол...»). Так поиграйте, перекладывая карандаш под, в, слева от тетради, поднимая его над, пряча за или помещая перед тетрадью. Каждый раз просите ребенка составить предложение про тетрадь и карандаш, обращая его внимание на то, что в предложении меняется предлог. Затем поменяйте эти предметы местами («Тетрадь лежит под карандашом»).
Когда ребенок освоит задание, проделайте его заново, но на этот раз попросите называть только соответствующий предлог.
«Схема движения». Возьмите маленькую машинку и книгу. Попросите ребенка сделать так, чтобы машинка заехала на книгу, съехала с нее, заехала под нее, выехала из-под нее, подъехала к ней, отъехала от нее, заехала за нее, выехала из-за нее.
Потом сами выполните те же действия и попросите ребенка составить предложения для каждого случая. Затем — зарисовать предлоги (рис. 12), предварительно показав соответствующее действие с помощью машинки.
«Закончи предложение, ответь на вопросы». Предложите ребенку закончить предложения типа: «Перед тем как прийти домой,...», «Дети стояли по росту в ряду. Последним стоял самый высокий. Первым стоял...».
Ребенок отвечает на вопросы типа: «Что выше, человек или дом?», «Что длится меньше, чем год, но больше, чем неделя?», «Когда день длиннее, зимой или летом?».
«Что было раньше?». Пусть ребенок определит, какое событие произошло раньше, какое позже: «После того как подул ветер, форточка распахнулась», «Мы пошли гулять перед ужином».
«Кто самый-самый?» Надо ответить на вопросы типа: «Толя веселее, чем Катя. Катя веселее, чем Алик. Кто веселее всех?», «Вера выше, чем Лиза. Вера ниже, чем Катя. Кто ниже всех?», «Толя темнее, чем Миша. Миша младше, чем Вова. Вова ниже, чем Толя. Толя старше, чем Вова. Вова светлее, чем Миша. Миша выше, чем Толя. Кто самый светлый? Кто старше всех? Кто самый высокий?».
«Расположение предметов» Предложите ребенку определить и назвать расположение предметов. Задавайте вопросы: «Линейка под ластиком или ластик под линейкой?», «Что между вазой и часами?», «Жук справа или слева от ножа?», «Кто выше (ниже)?» и т.п. Предложите ему подобрать пропущенные-., наречия и предлоги: справа от и слева от, сзади от и т.п. Например: «Стол... от топора и... от замка; лампа... столом и ...от окна; бутылка ...от свечи и ...от зонтика».
Предварительный просмотр:
Одной левой!...
или Если Ваш ребенок левша.
«Почему эта рука - правая, а эта – левая?
Они обе дерутся…» (Вова, 3 года)
Действительно ли они «другие», «особенные»? Правда ли, что леворукие обладают необыкновенными талантами? Нужно ли его переучивать? - вот вопросы, которые задают себе и специалистам родители леворуких детей.
Итак, чем же ребенок-левша отличается от других, обычных, по нашему мнению детей?
Лишь только тем, что у него доминирует ПРАВОЕ полушарие. Но ведь ребенок рождается с двумя….правыми полушариями. И лишь позднее, по мере развития личности малыша, одно из двух начинает «леветь». Толчками для превращения одного из правых полушарий в левое у детей является начало овладения речью и первое осознание ребенком самого себя. Поэтому чаще всего после кризиса трех лет и начинают ярче вырисовываться различия между «правшами» и «левшами».
Ребенок «правополушарный» - левша – намного отличается от своих сверстников, а причины особенностей левшей и правшей кроются в том, что правое и левое полушария мозга человека ответственны за различные сферы психической деятельности.
Специалисты отмечают, что среди леворуких детей высок удельный вес детей с особенностями развития центральной нервной системы, отставанием в развитии психомоторных функций, речи, в развитии пространственного восприятия. Им нелегко дается все, что связано с необходимостью быстрого переключения с одного процесса на другой (или с одного вида манипуляций на другой в рамках одного процесса). Внешне это проявляется в характерных «застреваниях» в начале любого вида деятельности, в том числе речевого высказывания; в постоянных поисках слов в спонтанной речи, тенденции к замене нужных слов близкими им по значению.
У детей-левшей наблюдается сравнительно поздний дебют самостоятельной речи, и в дальнейшем она зачастую носит отчетливую акцентуацию: недостаточно развернута, замедленна, скупа, встречаются моменты неправильного построения предложения, падежных соответствий и т. п.
Такие дети часто непосредственны, доверчивы, легко попадают под влияние сиюминутных чувств и настроений, плаксивы, капризны, настойчивы в осуществлении желаний.
Но основная причина кроется не в леворукости, а в «декстра-стрессе» - стрессовом воздействии праворукой среды.
Исследователь Лоуэлл Понте сказал: «25 миллионов американцев каждое утро оказываются в положении Алисы в Зазеркалье, где все для них непривычно: дверные ручки не слева, а справа, не с той стороны рычаг переключения передач в автомобиле, педаль газа, даже телефонная трубка в автомате не с той стороны. Ножницы, машинки для заточки карандашей. Консервные ножи – все эти предметы для правшей. В метро щель монетоприемника справа, все ручные часы для правшей. Предпочтение правого находит свое отражение во множестве общепринятых ритуалов и привычек: присяга, при вступлении в должность, рукопожатие и др. Левши вынуждены ко всему этому приспосабливаться. И то, что левша вынужден всю жизнь приспосабливаться к жизни в мире, который удобен для правшей, вызывает затяжное стрессовое состояние».
Ребенок-левша как бы всякий раз изобретает свой способ построения и овладения миром правшей. Исследование взрослых леворуких откровенно подтверждает тот факт, что привлечение произвольных, осознанных средств в ходе протекания многих видов психической деятельности — специфическое свойство левшей как популяции и не зависит от их возраста. В самом общем виде положение таково: чем больше энергии требуется на актуализацию высших психических процессов (движения, восприятия, речи, счета, мышления), тем больше вероятность «обкрадывания» базальных структур психики (соматических, аффективных и пр.).
Как раз этот механизм и наблюдается зачастую у левшей. Этот факт в совокупности со всем сказанным выше заставляет еще раз подчеркнуть необходимость тщательного наблюдения за левшами с точки зрения появления у них аллергий, тиков, энуреза, страхов и бессонницы.
Кроме того, для таких детей особенно важна эмоциональная стабильность в семейных отношениях и вредна резкая смена окружающей обстановки. Очень часто нарушение здоровья усугубляется, а школьные трудности усиливаются в результате неправильной тактики поведения родителей и их чрезмерных требований. Более того, нервные срывы родителей в виде окрика, наказаний, различного рода лишений, бесчисленных замечаний отнюдь не способствуют формированию у ребенка уверенности в себе, уверенности в способности преодолеть трудности.
Как НАДО вести себя родителям с ребенком - левшой
Учитывая повышенную эмоциональность и крайнюю впечатлительность такого ребенка, быть очень чутким и доброжелательным с ним.
Создать благоприятный климат для него в семье.
Не воевать с ним из-за частого упрямства, а выходки упрямства постараться завуалировать какой-нибудь игрой.
Принять как должное особенность ребенка и не пытаться превратить его в «правшу», объясняя всем и ему, что «леворуких» людей очень много и это тоже разновидность нормы.
Хвалить за самые малейшие успехи и поощрять его художественный или музыкальный дар, но не стремиться «приготовить» вундеркинда.
Стараться чаще делать малышу сюрпризы.
Не предъявлять завышенные требования к нему и не противопоставлять его другим, обычным детям.
Ни в коем случае не обучать ребенка до школы чтению, письму и иностранным языкам, т. е. тому, где его поджидают неудачи, снижающие уровень самооценки малыша.
Любить его таким, какой он есть.
Если после пятилетнего возраста Вы заметите у ребенка непонятные Вам навязчивые стремления, опасения или страхи, обратитесь немедленно к специалисту.
ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ЛЕВШИ – 13 АВГУСТА
Как НЕ НАДО вести себя родителям с ребенком - левшой
Не пытаться скрыть свои насмешки по поводу того, что ребенок отличается от многих, в основном все делая при помощи одной левой руки.
Лишний раз подчеркивать все это при знакомых или посторонних людях.
Делать все возможное, чтобы переучить ребенка, И наказывать, когда он не поддается обучению.
Стараться доводить его до слез и вызывать своими методами воспитания другие отрицательные эмоции.
Быть в основном сухим и педантичным, общаясь с ним.
Стремиться довести его талант до совершенства, все время предъявляя завышенные требования к нему.
Учить до школы чтению, письму и иностранным языкам, ругая, что у него сплошные неудачи.
Создать такую обстановку для ребенка в своей семье, чтобы его самооценка уменьшалась с каждым днем, чтобы он чувствовал себя отвергнутым и никому не нужным.
Запомните, такое воспитание обычно является благоприятной почвой для развития невроза или симптомов заикания у малыша.
ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ЛЕВШИ – 13 АВГУСТА
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей леворуких детей
Консультация для родителей леворуких детей...
Консультация для родителей Леворукость у детей
Леворукость у детей Многие родители проявляют беспокойство, когда заметят, что их дети пишут или рисуют не правой рукой, а левой, пытаются их переучить или даже обращаются к врачам. Еще дв...
Консультация для родителей "Леворукие дети"
Проблема готовности ребёнка к жизни всегда волнует родителей.Поэтому при любом отклонении от нормы они стараются максимально обезопасить малыша отвозможных неприятностей,предлагая освоить шаблонные фо...
РЕБЕНОК ИЗ ЗАЗЕРКАЛЬЯ! Консультация для родителей леворуких детей
что такое леворукость? Как распознать, что ребенок – левша? Дорогие мамы и папы, дедушки и бабушки! Вы неоднократно наблюдали за действиями своего малыша, который з...
Консультация для родителей "Леворукие дети"
Консультация ДЛЯ ТЕХ, КОГО ВОЛНУЕТ ПРОБЛЕМА «ЛЕВОРУКИЕ ДЕТИ»...
Консультация для родителей "Леворукие дети"
Консультация для родителей "Леворукие дети"...
Консультация для родителей "Леворукие дети"
ДЛЯ ТЕХ, КОГО ВОЛНУЕТ ПРОБЛЕМА «ЛЕВОРУКИЕ ДЕТИ»...