Адаптация
методическая разработка по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya.docx | 28.43 КБ |
Предварительный просмотр:
В большинстве случаев поступление ребенка в ДОУ сопровождается проблемой адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются. Возникновение у ребенка так называемого «адаптационного синдрома» является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи.
Реальные результаты в решении задач профилактики и практического преодоления «адаптационного синдрома», возникающего у детей, впервые поступивших в ДОУ, может привести только единая система взаимодействия детей к условиям детского сада.
Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ
Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьей.
Для оптимизации процесса адаптации воспитатель может использовать следующее:
- Беседы с родителями;
- Анкетирование;
- Наблюдение за ребенком;
- Развивающие игры.
Сведения о ребенке воспитатель получает в процессе беседы с родителями, а также в ходе наблюдений за ребенком в первые дни его пребывания. Уже в процессе первых наблюдений воспитатель может получить достаточно-важную информацию о степени «проблемности» ребенка, его темпераменте, интересах, особенностях общения со сверстниками и т. п. Однако наибольшее внимание следует уделить особенностям протекания процесса адаптации. Для этого на каждого ребенка ведется индивидуальный адаптационный лист, в котором ежедневно, с момента поступления ребенка в ДОУ, фиксируются результаты наблюдения за ним по выделенным критериям. По окончании адаптационного периода адаптационный лист позволяет отследить особенности привыкания малыша к ДОУ и наметить ряд профилактических и коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного синдрома.
В ходе бесед важно, чтобы воспитатель установил контакт с родителями, помог снять тревогу за малыша, информировал бы о протекании адаптационного периода, ориентировал на активное взаимодействие.
В первые дни пребывания ребенка в группе является минимальным. Утреннее кормление желательно проводить дома. Для детей, у которых уже сформировался ряд отрицательных привычек, рекомендуется назначать в первые дни приходить только на прогулку. Укладывание спать желательно проводить на 6 день пребывания в детском саду. На девятый день рекомендуется родителям оставить ребенка на один- два дня дома (из-за снижения защитных сил организма).
По отношению к детям, нуждающимся в тесном контакте с близкими людьми, работа с семьей должна быть более глубокой и объемной. При этом необходимо помнить, что все вышеперечисленные мероприятия должны осуществляться с учетом особенностей привыкания ребенка к ДОУ.
В процессе адаптации ребенка к ДОУ воспитателям рекомендуется:
- Использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать);
- По рекомендации врача подвешивать над кроваткой возбудимого ребенка мешочки с успокаивающими сборами трав;
- Предлагать ребенку ложиться в пастель с мягкой игрушкой;
- Рассказывать сказки, петь колыбельные перед сном;
- Использовать игровые методы взаимодействия с ребенком;
- Создавать у ребенка положительную установку на предстоящие режимные процессы.
«Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в ДОУ»
№ | Параметры | Дополнительный вопрос к матери | Оценка в баллах или словесно |
1. ПОВЕДЕНИЕ | |||
1.1. | Настроение: Бодрое, уравновешенное, Раздражительное, неустойчивое, Подавленное | Какое из перечисленных настроений преобладает у ребенка? | 3 2 1 |
1.2. | Сон | ||
1.2.1. | Засыпание | ||
1.2.1.1. | Длительность: Быстрое до 10 минут, Медленное | Как засыпает ребенок? | 3 2 |
1.2.1.2. | Характер: Спокойный, Неспокойный | 3 1 | |
1.2.1.3. |
| Что вы делаете, чтобы ребенок заснул? | 1 3 |
1.2.2.. | Сон: длительность соответствует возрасту, не соответствует возрасту | Какова длительность сна? | 3 1 |
1.3. | Аппетит: Хороший, Избирательный, неукстойчивый Плохой | Какой аппетит у ребенка? | 3 2 1 |
1.4. | Отношение к высаживанию на горшок: Положительное Отрицательное | Как ребенок относится к этой процедуре? | 3 1 |
1.5. | Навыки опрятности: Просится на горшок, Не просится, но бывает сухой, Не просится, ходит мокрый | 3 2 1 | |
1.6. | Отрицательные привычки: Есть (какие?),нет | Сосет пустышку, палец, раскачивается и др. | 1 |
2. НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | |||
2.1. | На основе диагностики | ||
3. ЛИЧНОСТЬ | |||
3.1. | Проявление познавательных потребностей | Проявляет интерес к игрушкам, предметам домашнего обихода и в новой обстановке? | |
3.1.1. | В повседневной жизни: недостаточно проявляет, не проявляет | А) Проявляет интерес к игрушкам, предметам домашнего обихода и в новой обстановке? Б) Интересуется ли действиями взрослых? Любит ли заниматься, внимателен, активен, усидчив? | 2 1 |
3.1.2. | При обучении: Проявляет интерес, активность Недостаточно проявляет Не проявляет | 3 2 1 | |
3.2. | Инициативность | ||
3.2.1. | Инициативность в игре: Проявляет инициативность по всем указанным параметрам, Умеет сам найти для себя дело: Да Нет Есть фаза подготовки игры самостоятельно, с помощью взрослого Есть элементы воображения Да Нет | 3 3 1 3 2 3 1 | |
3.2.2. | Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми: Вступает в контакт по своей инициативе Сам не вступает в контакт | 3 2 | |
3.2.3. | Инициативность во взаимоотношениях с детьми Вступает в контакт по своей инициативе Сам не вступает в контакт | 3 2 | |
3.3. | Результативность: Доводит начатое дело да конца, Не всегда Не доводит | 3 2 1 | |
3.4. | Самостоятельность в игре: умеет играть самостоятельно в отсутствии взрослого Не всегда Не играет сам | 3 2 1 | |
3.5. 3.5.1. | Социальные связи со взрослыми: Легко идет на контакт Избирательно Трудно | 3 2 1 | |
3.5.2. | Контакты с детьми: Вступает легко, Избирательно Трудно | 3 2 1 | |
3.5.3. | Наличие опыта совместной деятельности со взрослыми: Есть Недостаточно Нет | 3 2 1 | |
3.5.4. | Уверенность в себе: Есть Не всегда Нет | 3 2 1 | |
3.5.5. | Адекватное отношение к оценке взрослым деятельности ребенка: Да Не всегда Нет | 3 2 1 | |
3.5.6. | Был ли опыт разлуки с близкими (санаторий, больница и др.) Как перенес? Легко Нет | 3 1 | |
3.5.7. | Аффективная привязанность к кому-либо из взрослых | К кому именно? |
Прогноз адаптации (по среднему числу баллов):
3-2,6 баллов – готов
2,5 – 2 – условно готов
1,9 – 1,6 – не готов.
Анализ адаптации
Всех поступивших детей _________
Прогноз адаптации
Готовы к поступлению ________
Условно готовы _________
Не готовы __________
Течение адаптации
Легкая адаптация ___________
(от 8 до 16 дней)
Адаптация средней
Тяжести ___________
(до 30 дней)
Адаптация тяжелая ___________
(свыше 30 дней)
ЛИСТ АДАПТАЦИИ
Фамилия, имя ребенка _______________________________________
Дата рождения ______________________________________________
Возраст при поступлении_____________________________________
Дата поступления____________________________________________
Адаптационные данные | Дни наблюдений | ||||||||||||
1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 6-й | 8-й | 16-й | 20-й | 30-й | 32-й | 40-й | 64-й | 128-й | |
Настроение | |||||||||||||
Аппетит | |||||||||||||
Завтрак | |||||||||||||
Обед | |||||||||||||
Полдник | |||||||||||||
Сон: засыпание, длительность | |||||||||||||
Активность: в игре, в речи | |||||||||||||
Взаимоотношения с детьми | |||||||||||||
Взаимоотношения со взрослыми | |||||||||||||
СТЕПЕНЬ АДАПТАЦИИ |
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада лучше узнать особенности и желания Вашего ребенка – для создания благоприятных условий его развития.
- Ребенок:
Ф. И. _______________________________________________________________
Дата рождения _____________________
Домашний адрес, _____________________________________________________
Телефон__________________________
- Мать:
Ф. И. О. _____________________________________________________________
Год рождения ______________________
Образование, специальность место работы________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Отец:
Ф. И. О._____________________________________________________________
Год рождения ______________________
Образование, специальность место работы________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Состав семьи (кто постоянно проживает с ребенком)____________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Есть ли в семье другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с ними________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. К какому из членов семьи ребенок больше привязан______________________
7. Была ли патология беременности, родов (какая)?_________________________
____________________________________________________________________
8.Часто ли болеет ребенок, какие тяжелые заболевания, травмы перенес?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Основные виды игр и занятий дома ____________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Какие игрушки любит, кто их убирает ________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Охотно ли вступает в контакты, общение (нужное подчеркнуть):
- с детьми своего возраста – да - нет
- с детьми старшего возраста – да – нет
- с незнакомыми взрослыми - да – нет
- с родными да – нет
12. Каким вы считаете своего ребенка (подчеркните): спокойным, мало эмоциональным, очень эмоциональным.
13. Что умеет делать ребенок самостоятельно_____________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Выполнение каких режимных моментов доставляет Вам больше всего трудностей дома (нужное подчеркнуть): подъем, умывание, кормление, укладывание спать, другое (допишите)___________________________________
____________________________________________________________________
15. Какой аппетит у Вашего малыша (нужное подчеркнуть): хороший, ест все, плохо и мало, в зависимости от того, что в тарелке.
Как вы кормите дома (нужное подчеркнуть): он ест сам; сначала ест сам, а потом докармливаем; чаще всего его кормят с ложки взрослые; ест аккуратно; не очень аккуратно; мы добиваемся, чтобы он ел все что дают; мы разрешаем не есть то, чего он не хочет; пусть ест, сколько хочет; тарелка должна быть чистой.
16. Как засыпает ребенок дома (нужное подчеркнуть): быстро, медленно, сам, с ним рядом сидит кто-то, из взрослых, иногда мочится во сне, раздевается перед сном сам, одевается после сна сам, его раздевают и одевают взрослые.
Критерии адаптации, разработанные институтом педиатрии
Легкая степень адаптации
К двадцатому дню пребывания в ДОУ у ребенка нормализуется сон, он нормально начинает есть. Настроение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношения к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в течении двух недель при участии взрослого. Речь заторможенная, но ребенок может окликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь. Заболеваемость не более одного раза, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес без изменений. Признаки невротических реакций и изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствует.
Средняя степень адаптации
Нарушения в общем, состоянии выражены ярче и продолжительнее. Сон восстанавливается лишь через 20-40 дней, качество сна тоже страдает. Аппетит восстанавливается через 20-40 дней. Настроение неустойчивое в течении месяца, плаксивость в течении всего дня. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Отношение его к близким – эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребенок не используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная. Отношение к взрослым избирательное. Заболеваемость до двух раз, сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, шелушение кожи (диатез) – в течении полутора – двух недель.
Тяжелая степень адаптации
Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне. Просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональные нарушения стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким – эмоционально-возбужденное, лишенное практического взаимодействия. Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития на 2-3 периода. Игра ситуативная, кратковременная.
Тяжелая степень адаптации может проявляться в двух вариантах:
- Нервно-психическое развитие отстает на 1-2 квартала, респираторные заболевания – более трех раз, длительностью более10 дней, ребенок не растет и не прибавляет в весе в течение 1-2 кварталов.
- Дети старше трех лет, часто болеющие, из семей с гиперопекой со стороны взрослых, заласканные, занимающие центральное место в семье, поведенческие реакции нормализуются к 3-4-му месяцу пребывания в ДОУ, нервно-психическое развитие отстает на 2-3 квартала ( от исходного), замедляется рост и прибавка в весе.
Невротические реакции:
- Рвота,
- Пристрастие к личным вещам,
- Наличие страхов.
- Неуправляемое поведение,
- Стремление спрятаться за взрослых.
- Истерические реакции
- Тремор подбородка, пальчиков.
К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении
С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенно меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей и других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит потенциально опасного, другой стиль общения.
Все это обрушивается на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия).
Под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам (каким?), или к негативным (стресс). При этом выделяют два критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).
Выделено три фазы адаптационного процесса:
- Острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).
- Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится около 3-5 месяцев).
- Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.
Необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Для успешной адаптации ребенка к условиям детского сада необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. Это зависит прежде всего от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация и прогноз адаптации
В этом материале вы найдеёте:- что такое адаптация;- какие существуют типы адаптации;- как оценить течение адаптации ребёнка;- как помочь ребёнку в период адаптации;- развитие ребёнка от 1,6-2 лет;- м...
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста и «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»
«Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»...
Адаптация к детскому саду. Советы родителям по адаптации ребенка
Адаптация – это приспособление к изменяющимся внешним условиям. Изменение окружающей среды выражается во встрече с незнакомыми людьми: взрослыми и большим числом сверстников, и в несовпадении домашних...
Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"
Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным на...
Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.
Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....
Адаптация ребенка к ДОУ: игры в период адаптации. Во что играть дома в период адаптации к ДОУ
Материалы для родителей и педагогов адаптационных групп.1. Игра "Режим дня" с картинками2. Игра "Детский сад" с игрушками...