Развивающие игры
консультация на тему

КОЛУМБАЕВА ЭЛЬВИРА АЛЕКСЕЕВНА

принципы развития игры, виды игр и их значение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivayushchie_igry.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Новые подходы в развитии творческого мышления

Перед родителями и воспитателями стоит  задача: добиться того, чтобы из каждого ребенка,  который  ходит в детский сад вырастить не только здоровую и крепкую личность, но и инициативную, думающую, способную на творческий подход в любом деле.

 Ядром, способствующим успешному овладению и  выполнению различных видов деятельности,  являются умственные способности.

Это  не просто наличие конкретных знаний и навыков, а умение ориентироваться в окружающем мире, самостоятельно анализировать действительность. Не так уж и важно, какими знаниями владеет ребёнок, гораздо важнее его готовность к получению новых знаний, умение рассуждать, фантазировать, делать выводы, строить замыслы рисунков, конструкций.

Обучение развивает в детях только одну сторону - исполнительские способности, а более сложная и важная сторона - творческие способности отдаётся воле случая и у большинства остаются на плачевном уровне.

Начинать развитие нужно как можно раньше, вот почему первые годы жизни - самое благодатное время, когда разумные заботы мамы и папы дадут самые богатые плоды, которые останутся на всю жизнь и которые при всём желании нельзя столь же успешно вырастить позже.

Большой вклад в развитие творческого мышления внёс педагог-новатор Б.П. Никитин, педагогические взгляды которого широко известны не только в нашей стране, но и за рубежом, благодаря опыту применения и использования  специальных игр, позволяющих успешно развивать творческие способности ребенка.

Игры нового типа

Игры Никитина необычны. Их нельзя купить в магазине, а нужно сделать самим. Их нельзя показывать все сразу, а только по одной: следующую, может быть, не раньше, чем через неделю или через месяц, а некоторые даже через год. Из них можно сделать тест на проверку сообразительности и конструкторских способностей ребёнка, на развитие математического мышления. Их можно назвать спортивным комплексом, но для ума, для развития способностей ребёнка. Очень важно, чтобы та сложность возрастала вместе с ростом малыша, опережая его развитие.

Дать же ему задачу для ума, дополнительную, интеллектуальную нагрузку готовая игрушка не в состоянии. Куда лучше строительные материалы, пирамидки, мозаика и т. п; но и их развивающие способности ограничены: они не побуждают к усиленной умственной деятельности, не требуют напряжений, не опережают развитие ребёнка, а лишь удовлетворяют сиюминутные потребности. Но этого мало для успешного развития творческих способностей. А время уходит. Как же быть?  Очевидно, нужны игры нового типа, игры, моделирующие сам творческий процесс.

                                Характерные особенности  игр

1) Каждая игра представляет набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков,  кирпичиков, квадратов и т.д.

2) Задачи расположены  в разных формах: в виде модели, плоского рисунка, чертеже, устной инструкции.

3) Задачи расположены в порядке возрастания сложности.

4) Задачи имеют широкий  диапазон трудностей: от доступных 2-3 летнему малышу до непосильных среднему взрослому.

5) Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно.

6) Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом.

7) Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребёнок решил задачу.

8) Решение задачи предстаёт в виде рисунка, узора и т.п. что позволяет сопоставлять наглядно “задание” c “решением” и самому контролировать точность выполнения задания.

9) Большинство игр позволяют составлять новые варианты заданий.

10) Игры позволяют каждому подняться до “потолка” своих возможностей.

Правила успешного освоения игр

1) Игра должна приносить радость и ребёнку, и взрослому. Любые игры только тогда дают результат, когда малыши играют с удовольствием.

2) Заинтересовывайте  ребёнка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятия играми до пресыщения. Творчество развивается, и творческие силы крепнут только там, где есть свобода их проявления. Но не нужно ждать, когда у ребёнка возникнет желание играть. Надо организовать это желание, пробудить его, создать условие для его возникновения.

3) Все задания дети должны делать самостоятельно. Вначале, когда малыш только знакомится с играми, эмоциональные реплики взрослого помогают, но затем лучше от них отказаться, потому что ребёнок начинает больше судить о своих действиях не по результатам работы, а по замечаниям окружающих. А это приведёт к тому, что у ребёнка не будет развиваться самоконтроль.

4) Берегите игры, не ставьте их вровень с остальными игрушками. Ведь запретный плод сладок, и лучше, если ребенок просит их или сам предлагает поиграть. Пусть они стоят на видном, но не очень доступном месте.

5) Увлечения детей приходят “волнами”, поэтому, когда у ребёнка остывает интерес к игре, “забывайте” о ней на месяц – два и даже больше, а потом “случайно” пусть малыш вспомнит о ней.

6) Если ребёнок не справляется с заданием, сделайте перерыв, а  через несколько дней начните с более лёгких заданий. Данный метод “ледокола” нужно использовать в развивающих играх, т.к. он вселяет в ребенка веру в собственные силы и учит самостоятельности. Если метод “ледокола” не помогает, нужно  пропустить трудное задание и взять  следующее, а можно оставить игру до нового увлечения.

7) Создавайте в игре непринуждённую обстановку. Не сдерживайте двигательную активность, что бы можно было и попрыгать от восторга и сделать кувырок на ковре, а не сосредотачивайте внимание на том, что бы “сесть, как следует”, ”не болтать ногами” и т.п.

8) Когда складывание узоров или моделей по готовым заданиям уже освоено, переходите к придумыванию новых. Сокращайте время, которое требуется на выполнение заданий.

9) Обязательно начинайте с посильных задач или с более простых частей их. Успех в самом  начале - обязательное условие.

Условия успешного развития творческих способностей

Первое условие успешного развития творческих способностей – раннее начало. Никто не задумывается, пора или не пора начинать говорить с ребенком. С ним просто говорят – со дня его рождения, когда он ещё и не воспринимает, кажется, ничего. Проходит несколько месяцев, наступает момент – произнесено первое слово. Условия для того, чтобы это произошло, были обеспечены заранее, они опережали развитие речи, непрерывно стимулировали его, и созревание отдельных отделов головного мозга шло успешно.

Второе условие - заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную его творческую деятельность.  

Третье условие – максимальное напряжение сил. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот “потолок” все выше и выше. Это давно знают шахматисты, которые всегда проводят тренировочные встречи только с сильными или даже превосходящими их по силе соперниками.

Здесь можно не опасаться перенапряжения и переутомления, если соблюдать четвертое условие: ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы.

Но представленная ребенку свобода не только не исключает, а наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – вот последнее немаловажное условие успешного развития творческих способностей. Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься.

Есть великая формула “дедушки” космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: “Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще неизвестные”.

Развивающие игры в повседневной жизни детей

  1. Мы складываем узоры

В игре “Сложи узор” мы используем 4 кубика,  шесть граней которого окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1 - 2- 3 и даже 4-ех цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных картин, предметов, которым дети дают названия. В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу и к комбинированию. С детьми 2 лет мы складываем узоры, вместе обыгрывая постройку, затем задание усложняем: взрослый складывает узор на глазах у ребенка, а он старается повторить самостоятельно. С детьми 3 лет мы складываем узоры по рисунку. Сначала учимся анализировать рисунок, затем составляем узор и сравниваем с образцом-рисунком, исправляем ошибки. Дети двух лет складывают дорожки и квадраты, а дети трех лет в состоянии сложить почти все узоры первой серии, которая насчитывает 22 узора.

2. Играем с рамками и вкладышами Монтессори

Игра развивает детей в нескольких направлениях:

  1.  Вырабатывает умение узнавать и различать формы плоских фигур и их положение на плоскости (зрительно и на ощупь).
  2.  Готовит детей к овладению письмом и рисованием.
  3.  Знакомит с геометрической терминологией – названиями фигур.

Игра представляет собой набор из 16 квадратных рамок-пластинок. В центре каждой вырезано отверстие, закрывающееся крышкой-вкладышем такой же формы и размера, но другого цвета.

С детьми 2 лет мы учимся находить вкладыши к рамкам и вставлять их. Дети уже знают основные геометрические фигуры и без труда находят их  по словесному указанию взрослого: “Найди домик квадрата”, “Где домик овала” и т.п. Дети могут соревноваться,  

“Кто быстрее расселит фигурки в домики”, но для этого варианта игры используются     

по 4-6 рамок на каждого ребенка.

С детьми 3 лет мы обводим контуры фигур, даем им название и закрашиваем соответствующим цветным карандашом. Учимся узнавать фигуры на ощупь закрытыми глазами. Также устраиваем соревнования.

3. Подражаем обезъянке

В первое время мы использовали 2 кирпичика одинаковой формы и цвета. Взрослый строит постройку, ребенок копирует. Затем задания усложняются. Все зависит от уровня развития ребенка. Предлагаются 3 кирпичика одинакового цвета, 2 кирпичика одного цвета и 1 – другого, 3 кирпичика разного цвета, можно добавлять новую фигуру, например, кубик и т.д. Вариантов построек много, так как каждый кирпичик можно положить тремя способами: плашмя, на ребро, на торец и ставить один относительно другого: снизу, сверху, рядом, сбоку, сзади, под углом  900 и 450. Дети могут подражать обезъянке,  которая дает образец, а могут быть сами обезъянками, которые подражают кому-либо.  В роли  ведущего может быть ребенок, который успешно придумывает новые постройки. Можно всем детям предложить построить новую, непохожую на другие постройку.

4. Головоломка “Сложи квадрат”

Игра позволяет развивать цветоощущение и сообразительность при складывании квадрата из различных частей. В первое время ребенку дают по одному набору разрезных квадратов. Затем, когда он в состоянии собрать несколько квадратов, можно предложить наборы разрезных квадратов вперемешку, чтобы ребенок группировал их по цвету, а  затем складывал.

5. Развиваем внимание

Эти задания служат развитию внимания и зрительной памяти ребенка. В этой игре детям на несколько секунд показывают какую-нибудь фигуру, четкий контур или условный знак. А потом его прячут, а малыш должен его нарисовать. Тем детям, которые не могут зарисовать фигуру, можно предлагать выбрать из множества ту, которую показали. Для этого нужно иметь двойной набор знаков или предметов. В основном данные задания используются в работе с детьми 2 лет. Детям трех лет можно предлагать запоминать 5 знаков одновременно, раскладывая их в горизонтальном направлении, акцентируя внимание на том, что называть их нужно в том порядке, в котором они расположены. Можно и усложнить задание, расположив знаки в других направлениях.

6. Обучаемся математике

Игра ”Точечки” прекрасный материал для развития математического мышления, для обучения счёту и усвоения нумерации. Игра состоит из квадратов 4-ех цветов: красных, жёлтых, зелёных с чёрными точками и белых квадратов с чёрными цифрами. На красных квадратах точки располагаются линейно, на жёлтых - по треугольнику, на зелёных - по кругу и в центре.

Мы используем квадраты до 5 точек и 5 цифр. Раскладываем квадраты по цвету. Дети 2-ух лет раскладывают квадраты по порядку от 0 до 2 и дальше, соблюдая только цвет. Дети 3-ех лет: от 0 до 5 соблюдая цвет и количество точек. Если сначала раскладываем квадраты одного цвета, то затем двух и трех цветов. Учимся находить квадраты с 2-мя, 3-мя, и т.д. точками не обращая внимания на цвет, затем - квадрат красного цвета, на котором 3 точки и т.п. Далее задание усложняется: под   квадратами, на которых нарисованы точки, дети раскладывают квадраты с цифрами. Можно дать задание сложить вокруг цифр карточки с соответствующим количеством точек. Можно построить дом, в котором на первом этаже все карточки с 3-мя точками, на втором – с 2-мя точками, на третьем этаже с 1-ой точкой и т.п. задания.

Одновременно, в этот период, следует использовать все случайные возможности для обучения счёту.

7. Кирпичики - гимнастика для ума

Эта игра знакомит с основами черчения, развивает пространственное мышление ребенка. Материалом для игры служат 8 деревянных кирпичиков и чертежи-задания, по которым надо строить модели.

Дети рассматривают вид кирпичика спереди, сверху, сбоку, сравнивают с чертежом, учатся ставить так, как на чертеже. Затем показывают где данный кирпичик на чертеже. Когда ребенок научится видеть разное расположение кирпичиков в практике и на чертеже, можно предлагать ему не сложные постройки, предварительно проанализировав чертеж.

Вывод

Игры Б.П. Никитина скорее не игры, а игровые пособия, создающие “развивающую среду” для развития мышления ребенка. Важно понять, что развивающие игры - не какой-то эликсир талантливости, принимая который “через день по столовой ложке” можно достичь  желаемых результатов. Это только одно из средств развития способностей, и оно будет тем действеннее и полезнее, чем меньше будет противоречий между принципами, которые легли в основу этих игр, и принципами, на которых строится вся система общения с детьми.

Развитие творческого мышления, творческих способностей на современном этапе развития общества - одна из важнейших задач в области дошкольного образования. С развитием производства, техники назрела необходимость воспитания творчески мыслящих людей, умеющих находить новые подходы для решения задач в различных сферах жизни. Только интеллектуально развитые люди могут сделать нашу жизнь полноценной, интересной и насыщенной. Нам, воспитателям и педагогам, в тесном сотрудничестве с родителями нужно обратить внимание на эту проблему и постараться разрешить её для блага всего общества.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат на тему: «Детское творчество в развивающих играх». Реферат на тему: «Детское творчество в развивающих играх».

1.Введение. Хочется поговорить об играх, но играх необычных. Их нельзя, как игруш­ку, просто дать ребенку и сказать: « Играй!» - игра может не пойти.Их нельзя показывать все сразу, а только...

Методическое пособие. «Развивающие игры в работе с детьми детского сада» (развивающие математические игры для детей 3-7 лет)

Актуальность темы:Программа «давайте поиграем» ориентирована на возрастующую познавательную активность детей, развитие творческих способностей дошкольников. Программа помогает подготовить дошкольников...

Развивающие игры – это игры, моделирующие творческий процесс и дающие возможность для развития творческой стороны интеллекта. Основой развивающих игр – от простого к сложному. Если ребёнок с чем-то не справляется, следует упростить задание до максимума, д

Развивающие игры – это игры, моделирующие творческий процесс и дающие возможность для развития творческой стороны интеллекта. Основой развивающих игр – от простого к сложному. Если ребёнок...

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Консультация для родителей "Развивающие игры В.Воскобовича. Использование игр В.Воскобовича для формирования мыслительных операций у детей"". Знакомство родителей с технологиями развивающих игр В.Воскобовича, с развивающей предметно-пространственной средо

Консультация для родителей "Развивающие игры В.Воскобовича. Использование игр В.Воскобовича для формирования мыслительных операций у детей"". Знакомство родителей с технологиями развива...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ " РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ: "ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА", ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША", "РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НИКИТИНА".

Цель семинара: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений....