«Общение педагогов с родителями»
консультация на тему

Юдина Мария Романовна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_uchimsya_obshchatsya.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Общение  с родителями»

            Трудности общения с собственным ребенком испытывает сегодня большинство родителей. Во многих семьях сведены к минимуму игровая деятельность и двигательная активность дошкольников. Участие в совместной с детьми деятельности, организованных в ДОУ, позволит родителям лучше узнать своего малыша, наладить с ним отношения.

Основу системы взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников составляет идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а  все остальные институты призваны поддержать и дополнить их деятельность. И здесь важен принцип сотрудничества, а не параллельности.

Целью взаимодействия детского сада и семьи является создание единого образовательного пространства, в котором всем участникам педагогического процесса уютно, интересно и полезно.

Все родители мечтают, чтобы их дети были здоровыми, умными, добрыми и прилагают для этого соответствующие усилия. Большинство – готово принимать участие в  развитии малышей, но этому мешает отсутствие необходимых знаний и умений. Зачастую родители стремятся быть примером для ребенка, но испытывают трудности в организации совместной деятельности с детьми.

С целью повышения компетентности родителей, а также гармонизации детско-родительских отношений необходимо внедрять в практику работы  педагогов технологии эффективного взаимодействия детского сада и семьи.

Первым шагом в организации взаимодействия с семьями воспитанников становится исследование отношений родителей к объему информации, которую они обычно получают в детском саду (анкетирование).

По итогам анализа выстраивается основные направления деятельности педагогов с родителями, разрабатывается план мероприятий, включающий в себя информационные и практические формы взаимодействия.

В специальном групповом уголке размещается основная для родителей  полезная информация, содержащая рубрики: «Чем мы сегодня занимались», «Наша жизнь день за днем», «Странички для компетентных родителей», «Игры перед сном», «Девочки и мальчики – два разных мира», «Советы родителям» и др. Непосредственно при входе в группу хорошо, когда родителей приветствуют «подвески», которые, привлекая внимание, желают «приятного дня». Они «сообщают» родителям, что «ваш ребенок лучший» и, если возникнут проблемы, то педагоги всегда будут «рады вам помочь». В приемной можно организовать мини-библиотечку для домашнего чтения, где будет литература, как для родителей, так и для детского чтения.

Огромный интерес вызывает такая форма работы, как экран участия родителей в жизни группы «Мы стараемся  вместе с вами» «Первые помощники», где отражена информация участия по семьям (см. приложение 1).

Проведение родительских собраний по прежней схеме не оправдывают их ожиданий. Родители являются заказчиками и имеют право принимать участие в организации образовательных услуг. Поэтому они могут выбирать темы для обсуждения,  а встречи  должны проходить в интересных формах: круглый стол, устный педагогический журнал, семейная гостиная, практикумы, викторины и др.

Рекомендации для педагогов при организации родительских собраний:

- ограничить круг вопросов и не злоупотреблять научной терминологией

- исключить «чтение» по бумажке, которое может оттолкнуть родителей

- установить доверительные отношения в процессе общения

Актуальным становится организация такой формы взаимодействия с родителями как семейные клубы, которая способствует эмоциональному сближению воспитателей, детей и родителей, обеспечивает большую открытость в общении, помогает вести диалог. Темы для таких встреч отбираются заранее по запросу родителей, составляется план с использованием разнообразных форм. Встречи должны быть четко структурированы, могут использоваться ритуалы (приветствия, прощания),  присутствие одного и того же героя, как символики и т.д.

Интересной и полезной формой сотрудничества является выпуск газеты («Будь здоров малыш», «Семейная шкатулка»), Где может быть представлен опыт семейного воспитания, советы специалистов в рубрике обратной связи и др.

В последнее время педагоги говорят о том, что необходимо привлекать родителей как активных участников и партнеров в образовательный процесс, еще одна актуальная форма работы с семьей «Гость в группе» (совместное проведение педагогических мероприятий), которая  способствует гармонизации отношений родителей и детей, сближает их и позволяет ощутить радость от совместной деятельности, установить эмоционально-тактильный контакт. В данную форму работы следует вовлекать и специалистов дошкольного учреждения.

Работа базируется на следующих принципах:

- участия – привлечение всех участников образовательного процесса к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительских отношений

- развивающего обучения – направленность предлагаемых заданий на опережения уровня качества

- сознательности и активности – сознательной отношение детей и родителей к  встречам.

Такая форма работы предполагает вариативность:

- приход мамы или папы в группу: показ и рассказ о семейной коллекции, презентация фотоальбома, приготовление фруктового салат, тематические встречи и т.д.

- приход родителей для организации деятельности в центрах активности (например, по теме «Зимушка, зима», педагог организует деятельность детей в разных центрах активности: в центе книги предлагает рассмотреть иллюстрации  о зиме, выбрать одну и составить рассказ с помощью моделей, которые уже заранее приготовил; в центре художественного творчества дети вместе с мамой готовят коллаж на зимнюю тематику; в центре природы детям дается задание заполнить календарь погоды и т.д.);

- приход родителей для организации совместных занятий по физической культуре, музыкальных занятий, проведение совместных развлечений.

Правила поведения родителей на занятиях:

- на протяжении всего занятия выступать в разных ролях – партнера, помощника, участника

- контролировать поведение ребенка без угроз и сравнения с другими детьми

- принимать дошкольника таким, какой он есть, независимо от его способностей, достоинств и недостатков

- быть естественными, открытыми, раскрепощенными

- не допускать критических высказываний в адрес других участников.

 Конечно, необходимо перед проведением такой работы проконсультировать родителей, приготовить для них  памятки, буклеты.

Для того чтобы в течение года можно было задействовать всех родителей педагогу необходимо на первое собрание подготовить анкету – опрос и с ее помощью собрать сведения о желающих поучаствовать в совместных мероприятиях, темах, сроках и времени. Таким образом, можно составить примерный график  участия родителей.

Комплексно-тематическое построение образовательного процесса в дошкольном учреждении требует огромной и тщательной подготовки педагогов к проведению каждой тематической недели, в  сборе материала могут активное участие принимать родители, их возможности и желание также  выясняются через анкетирование.

Таким образом, организация взаимодействия дошкольного учреждения с семьей строится на признании главенствующей роли родителя как первого воспитателя ребенка, создания атмосферы доверия, открытости, взаимного уважения, а  также признания сильных сторон семьи и детского сада, что ведет к достижению единой цели – гармоничному развитию дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"

Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....

Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей

Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...

Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).

Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...

Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей

Рекомендации  родителям,  как организовать летний досуг  с ребенком  Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...