«Общение педагогов с родителями»
консультация на тему
Предварительный просмотр:
«Общение с родителями»
Трудности общения с собственным ребенком испытывает сегодня большинство родителей. Во многих семьях сведены к минимуму игровая деятельность и двигательная активность дошкольников. Участие в совместной с детьми деятельности, организованных в ДОУ, позволит родителям лучше узнать своего малыша, наладить с ним отношения.
Основу системы взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников составляет идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные институты призваны поддержать и дополнить их деятельность. И здесь важен принцип сотрудничества, а не параллельности.
Целью взаимодействия детского сада и семьи является создание единого образовательного пространства, в котором всем участникам педагогического процесса уютно, интересно и полезно.
Все родители мечтают, чтобы их дети были здоровыми, умными, добрыми и прилагают для этого соответствующие усилия. Большинство – готово принимать участие в развитии малышей, но этому мешает отсутствие необходимых знаний и умений. Зачастую родители стремятся быть примером для ребенка, но испытывают трудности в организации совместной деятельности с детьми.
С целью повышения компетентности родителей, а также гармонизации детско-родительских отношений необходимо внедрять в практику работы педагогов технологии эффективного взаимодействия детского сада и семьи.
Первым шагом в организации взаимодействия с семьями воспитанников становится исследование отношений родителей к объему информации, которую они обычно получают в детском саду (анкетирование).
По итогам анализа выстраивается основные направления деятельности педагогов с родителями, разрабатывается план мероприятий, включающий в себя информационные и практические формы взаимодействия.
В специальном групповом уголке размещается основная для родителей полезная информация, содержащая рубрики: «Чем мы сегодня занимались», «Наша жизнь день за днем», «Странички для компетентных родителей», «Игры перед сном», «Девочки и мальчики – два разных мира», «Советы родителям» и др. Непосредственно при входе в группу хорошо, когда родителей приветствуют «подвески», которые, привлекая внимание, желают «приятного дня». Они «сообщают» родителям, что «ваш ребенок лучший» и, если возникнут проблемы, то педагоги всегда будут «рады вам помочь». В приемной можно организовать мини-библиотечку для домашнего чтения, где будет литература, как для родителей, так и для детского чтения.
Огромный интерес вызывает такая форма работы, как экран участия родителей в жизни группы «Мы стараемся вместе с вами» «Первые помощники», где отражена информация участия по семьям (см. приложение 1).
Проведение родительских собраний по прежней схеме не оправдывают их ожиданий. Родители являются заказчиками и имеют право принимать участие в организации образовательных услуг. Поэтому они могут выбирать темы для обсуждения, а встречи должны проходить в интересных формах: круглый стол, устный педагогический журнал, семейная гостиная, практикумы, викторины и др.
Рекомендации для педагогов при организации родительских собраний:
- ограничить круг вопросов и не злоупотреблять научной терминологией
- исключить «чтение» по бумажке, которое может оттолкнуть родителей
- установить доверительные отношения в процессе общения
Актуальным становится организация такой формы взаимодействия с родителями как семейные клубы, которая способствует эмоциональному сближению воспитателей, детей и родителей, обеспечивает большую открытость в общении, помогает вести диалог. Темы для таких встреч отбираются заранее по запросу родителей, составляется план с использованием разнообразных форм. Встречи должны быть четко структурированы, могут использоваться ритуалы (приветствия, прощания), присутствие одного и того же героя, как символики и т.д.
Интересной и полезной формой сотрудничества является выпуск газеты («Будь здоров малыш», «Семейная шкатулка»), Где может быть представлен опыт семейного воспитания, советы специалистов в рубрике обратной связи и др.
В последнее время педагоги говорят о том, что необходимо привлекать родителей как активных участников и партнеров в образовательный процесс, еще одна актуальная форма работы с семьей «Гость в группе» (совместное проведение педагогических мероприятий), которая способствует гармонизации отношений родителей и детей, сближает их и позволяет ощутить радость от совместной деятельности, установить эмоционально-тактильный контакт. В данную форму работы следует вовлекать и специалистов дошкольного учреждения.
Работа базируется на следующих принципах:
- участия – привлечение всех участников образовательного процесса к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительских отношений
- развивающего обучения – направленность предлагаемых заданий на опережения уровня качества
- сознательности и активности – сознательной отношение детей и родителей к встречам.
Такая форма работы предполагает вариативность:
- приход мамы или папы в группу: показ и рассказ о семейной коллекции, презентация фотоальбома, приготовление фруктового салат, тематические встречи и т.д.
- приход родителей для организации деятельности в центрах активности (например, по теме «Зимушка, зима», педагог организует деятельность детей в разных центрах активности: в центе книги предлагает рассмотреть иллюстрации о зиме, выбрать одну и составить рассказ с помощью моделей, которые уже заранее приготовил; в центре художественного творчества дети вместе с мамой готовят коллаж на зимнюю тематику; в центре природы детям дается задание заполнить календарь погоды и т.д.);
- приход родителей для организации совместных занятий по физической культуре, музыкальных занятий, проведение совместных развлечений.
Правила поведения родителей на занятиях:
- на протяжении всего занятия выступать в разных ролях – партнера, помощника, участника
- контролировать поведение ребенка без угроз и сравнения с другими детьми
- принимать дошкольника таким, какой он есть, независимо от его способностей, достоинств и недостатков
- быть естественными, открытыми, раскрепощенными
- не допускать критических высказываний в адрес других участников.
Конечно, необходимо перед проведением такой работы проконсультировать родителей, приготовить для них памятки, буклеты.
Для того чтобы в течение года можно было задействовать всех родителей педагогу необходимо на первое собрание подготовить анкету – опрос и с ее помощью собрать сведения о желающих поучаствовать в совместных мероприятиях, темах, сроках и времени. Таким образом, можно составить примерный график участия родителей.
Комплексно-тематическое построение образовательного процесса в дошкольном учреждении требует огромной и тщательной подготовки педагогов к проведению каждой тематической недели, в сборе материала могут активное участие принимать родители, их возможности и желание также выясняются через анкетирование.
Таким образом, организация взаимодействия дошкольного учреждения с семьей строится на признании главенствующей роли родителя как первого воспитателя ребенка, создания атмосферы доверия, открытости, взаимного уважения, а также признания сильных сторон семьи и детского сада, что ведет к достижению единой цели – гармоничному развитию дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"
Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....
Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей
Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...
Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).
Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...
Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей
Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....
собрание для родителей КВН с родителями "Взаимодействие ДОУ с родителями по патриотическому воспитанию через проведение совместных мероприятий
Родительсое собрание нетрадиционной формы ...
Интеллектуальный клуб для родителей на тему: «Инновационные формы работы с родителями по педагогическому просвещению родителей в вопросах развития математических представлений дошкольников»
игровые задания для родителей по ФЭМП...
Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».
В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...