Адаптация в детском саду
материал (младшая группа) на тему

Арнавутова Алена Владимировна

Данный материал подобран из опыта работы в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya_v_detskom_sadu.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптационная группа в детском саду.

(Из опыта работы муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №20 станицы Крыловской муниципального образования Крыловский район).

      Группы кратковременного пребывания (ГКП) в дошкольных учреждениях рассматриваются как новая, экономически целесообразная форма дошкольного образования, обеспечивающая комплексное развитие детей дошкольного возраста, способствующая их адаптации к среде, социализации в коллективе сверстников и взрослых. ГКП не рассматриваются как альтернатива уже имеющимся.

       Когда ребенку исполняется 1,6 – 2 года, большинство мам начинают задумываться о переменах в собственной жизни, т.е. о выходе на работу или из-за пробуждения честолюбия, «задремавшего» в связи с рождением ребенка, или из-за необходимости зарабатывать на хлеб насущный.

Как показывает практика охвата детей раннего возраста общественным дошкольным воспитанием, главным и труднопреодолимым препятствием к интеграции является тяжелая адаптация детей к посещению детского сада, сопровождающаяся их частыми болезнями и эмоциональными стрессами как самих детей, так и их родителей. Поэтому мы решили открыть адаптационную группу и помочь детям и их родителям «влиться» безболезненно в наш коллектив.

       Опыт нашего детского сада показывает, что снизить напряженность острого периода адаптации удается за счет координации таких мер, как индивидуальный подход к каждой семье со стороны всех специалистов учреждения; консультирование каждого родителя в отдельности; проведение и учет результатов диагностики уровня адаптации малыша к посещению детского сада и – на этой основе – внедрение вариативных форм введения детей раннего возраста в группу детского сада, ознакомление каждой семьи, планирующей привести ребенка в детский сад, со стандартным пакетом рекомендаций по его подготовке к посещению детского сада.

     Прежде, чем открыть адаптационную группу, мы проанализировали демографическую ситуацию в станице, оценили свои возможности, материальную базу и только после всего этого встретились с семьями будущих воспитанников. Мы все понимаем, что без помощи родителей, без тесного сотрудничества с семьей наш труд не даст положительных результатов. Были проведены консультации с родителями «Режим дня двухлетнего ребенка», «А нужен ли нам детский сад?», «Одежда ребенка»,

«Вредные привычки». У родителей появилось представление о детском саде; родители поняли, что большое влияние на здоровье и физическое развитие ребенка второго года жизни оказывает распорядок дня, при котором обеспечивается своевременное питание, правильное чередование сна и деятельности, воспитание культурно – гигиенических навыков у ребенка, и, самое главное, родители разобрались в вопросе, а нужен ли им детский сад. Я считаю, что,  если родитель отдает дань моде и ведет ребенка в детский сад потому, что «все соседи все водят», то толку не будет. Каждая мама должна решить, а нужен ли их семье детский сад? Если родители поймут, что в детском саду их малышу будет лучше, настроят ребенка на то, что «В детском саду тебе будет хорошо, там много игрушек, книг, различных игр, у тебя появится много друзей, с которыми будет весело и интересно», то ребенок с удовольствием пойдет в детский сад.

                      Первая встреча с родителями представляет следующее:

  • выяснение причины определения ребенка в ДОУ и родительские ожидания, связанные с этим;
  • выяснение вопроса, от кого зависит благополучие ребенка в детском саду;
  • обсуждение проблемы: чего родители опасаются и как они могут справиться со своей тревогой;
  • ознакомление родителей с разными вариантами адаптации детей к детскому саду и различными вариантами введения детей в группу;
  • выяснение возможностей родителей при организации первого месяца пребывания ребенка в детском саду, а также особенностей родительской помощи ребенку на начальном этапе вхождения в новую среду;
  • конкретные советы родителям по подготовке ребенка к детскому саду.

Чтобы сделать предположения о степени уверенности ребенка, важны следующие моменты:

  • как ребенок входит в кабинет, сам или его подталкивают в спину, либо тянут за собой родители;
  • как реагирует на незнакомого человека и на новое помещение;
  • проявляет ли активность, стремится ли исследовать помещение;
  • как отвечает на вопросы взрослого.

О самостоятельности малыша можно судить по тому:

     * удается ли ему занять себя;

* как он организует освоение нового пространства, может сосредоточиться на одном предмете или переходит от одного предмета к другому, ни на чем долго не задерживается;

* может ли в данных обстоятельствах развернуть простые игровые действия;

* насколько активно пользуется речью или предпочитает молчать;

* часто ли обращается за поддержкой к родителям.

По результатам беседы с родителями и наблюдениям за поведением ребенка складываются прогноз возможной адаптации ребенка и, основанная на нем  гипотеза о том, как лучше организовать переход малыша от домашнего к семейно – общественному воспитанию.

Во время первой встречи родители получают рекомендации по подготовке ребенка к посещению ДОУ :

  * убедитесь в собственной уверенности в том, что детский сад необходим для Вашей семьи именно сейчас;

  • расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему Вы хотите, чтобы он пошел в детский сад;
  •  проходя мимо детского сада, радостно напоминайте ребенку, как ему повезло – скоро он сможет ходить сюда;
  • подробно расскажите ребенку о режиме ДОУ: как и в какой последовательности он будет делать свои дела;
  • поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это сможет сделать;
  • приготовьте вместе с ребенком «волшебную коробку», положив туда, например, небольшие игрушки, которые остаются привлекательными для Вашего ребенка и уж точно обрадуют других детей;
  • научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки, свои услуги детям;
  • ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения;
  • чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть Вашему ребенку;
  • будьте снисходительны и терпимы к другим. Идеальных людей нет, но прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в

          мягкой форме или через специалистов;

  • в присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников, никогда не пугайте ребенка детским садом;
  • в период адаптации эмоционально поддерживайте малыша, чаще обнимайте ребенка, говорите ему о том, что Вы им гордитесь, что он смелый, что он молодец;
  • разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и малышу будет проще отпускать вас;
  • помните, что на привыкание к детскому саду ребенку может потребоваться до полугода;

      Если родители будут следовать всем этим и другим советам, то эмоциональное напряжение во время утренних расставаний с ребенком снизится. Большое влияние на поведение детей в течение всего дня имеет настроение, с которым дети утром войдут в группу. Часто это зависит от того, как воспитатель и младший воспитатель встретят ребенка, как сумеют облегчить разлуку с матерью. В нашем детском саду педагоги проявляют внимание не только к ребенку, но и родителям, стремятся установить с ними контакт, вызвать взаимодоверие в вопросах воспитания и ухода за ребенком. Некоторые дети с трудом привыкают к новым условиям и при расставании с родителями кричат и плачут. Такие дети требуют особого внимания. К их приему воспитатель готовит яркую игрушку (цветной мяч, матрешку, заводную яркую игрушку и т.д.) и старается нею заинтересовать ребенка, отвлечь от слез, успокаивает ребенка. Очень успокаивает ребенка, если взрослые подержат его на руках, ласково поговорят. Лучше это делать в комнате, где нет детей, иначе, глядя на него, могут расплакаться и другие дети. Иногда отдельных детей трудно бывает уложить, если они дома привыкли к тому, чтобы при укладывании им давали соску, носили на руках, укачивали. Мы стараемся не сразу менять привычные условия. В таких случаях мы стараемся постепенно отучать ребенка от вредных привычек.

Хочется несколько слов сказать о личности педагога. Воспитатель должна сохранить жизнь и здоровье детей, обеспечить уход за каждым ребенком, создать условия для поддержания у детей бодрого жизнерадостного состояния, помочь им овладеть движениями, зачатками гигиенических навыков, познакомить их с окружающим миром, развить детскую речь, приучить детей, не мешая друг другу, играть и заниматься. Воспитатель должен быть близок к детям, уметь с ними играть, веселиться. На это дети ответят любовью и привязанностью. В обращении с детьми у педагога не должно быть никакой резкости, раздражительности. Постоянная сдержанность, умение управлять своими чувствами должны стать неотъемлимыми чертами каждого педагога. Не только характер речи и голоса воспитателя, обращенного к ребенку, но и ее разговоры со взрослыми в присутствии детей не ускользнут от внимания детей. Воспитатель в обращении с родителями разъясняет непонятные для них вопросы без навязчивости, соблюдая такт, убеждает в том, что целесообразно для правильного воспитания ребенка, не допускает формально инструктивного тона. Беседа с родителями будет иметь положительный результат только в том случае, если она будет носить благожелательный характер, даже , если родители не всегда правы и недостаточно вежливы. Скромность, сдержанность, культура поведения – качества, присущие педагогу.

       График прихода новых детей в детский сад оглашаем на первом родительском собрании, учитываем желания родителей. В первый день принимаем 1 – 2 детей, Дети приходят с родителями на 2 часа, играют, знакомятся  с группой, площадкой, посещают занятия. Стараемся всем уделять больше внимания, в ясельной группе воспитатель - «артист», как, впрочем, и в остальных группах. По мере привыкания детей ведем прием следующих. К приему детей привлекаем всех специалистов -  медсестру, музыкального руководителя, психолога.

Воспитатели ведут табель посещаемости, диагностическую карту на каждого ребенка, лист адаптации.

Дети посещают детский сад с удовольствием, ежедневно.

Занятия начинаем проводить по мере привыкания детей, сначала – это индивидуальные занятия, затем – подгрупповые (4 -  5 человек). Занятия разнообразные – по ознакомлению с окружающим и развитию речи , сенсорному развитию, физкультурные, музыкальные, по изобразительной деятельности. Задачи, которые мы ставим в работе с детьми адаптационной группы:

№ п/п

Задачи

Пути их решения

1

Охрана и укрепление здоровья детей

Соблюдение норм и правил охраны жизни и здоровья детей; создание атмосферы психологического комфорта.

2

 Формирование привычки к здоровому образу жизни, содействие полноценному физическому развитию

Предупреждение аллергических реакций, режим дня, соблюдение режима дня в домашних условиях, учет возрастных возможностей детей, формирование навыков самообслуживания, воспитание культурно – гигиенических навыков, показ примера аккуратности и опрятности; создание условий спонтанной двигательной деятельности детей в группе и на участке ДОУ; своим примером побуждать детей к движениям, обеспечивающим нагрузку на разные группы мышц.

3

Формирование основ будущей личности

Поддержка инициативы детей; поощрение стремления ставить собственные цели деятельности, помогать детям реализовывать задуманное; приветствие даже минимальных успехов детей; не критиковать результаты деятельности; не осуждать ребенка как личность (ты - плохой мальчик, ты – глупый, жадный); поощряя самостоятельность детей, познакомить их с участком ДОУ, группой, игрушками, пособиями и приучать детей свободно пользоваться ими; предоставлять детям полную самостоятельность во всем, что не опасно для их жизни и здоровья; установить доверительный личный контакт с каждым ребенком, используя индивидуальную работу; стремиться стать надежной опорой для ребенка в трудных и тревожных для него ситуациях; установить ритуалы ежедневной встречи и прощания воспитателя с каждым ребенком; перед дневным сном приласкать каждого ребенка; поддерживать и поощрять инициативу детей в общении со взрослыми; уважать вкусы и привычки детей, делать для детей небольшие подарки, сюрпризы; закладывать традиции групповых взаимоотношений; побуждать детей откликаться на боль других, жалеть своих сверстников; отмечать дни рождения детей; устраивать праздники; учить не отнимать игрушки у других детей, ломать постройки друг другу без согласия; создавать в группе предметно – развивающую среду; побуждать детей к разнообразным действиям с предметами; отыгрывать ситуации с игрушками и предметами; побуждать детей быть внимательными к звуковой среде; фиксировать внимание детей на красоте природы, картин; вызывать интерес к музыке, регулировать с помощью музыки эмоциональное настроение детей; при засыпании использовать магнитофон с колыбельными песенками.

4

Развитие целенаправленности деятельности

Игровые средства (обогащение игрового опыта ребенка, создание благоприятных возможностей для реализации ребенком собственных игровых целей); содействие в рисовании, лепке того, чтобы каждый ребенок мог изобразить то, что лично для него интересно и значимо; поддерживать детей в стремлении дополнять содержание своего рисунка словами, жестами, звукоподражанием, вопросами побуждать детей дополнять свое изображение деталями

 

 Посещая адаптационную группу, дети меняются на глазах. Особенно заметны изменения в речи, появляется усидчивость, интерес к занятиям, к детскому саду; дети приобретают опыт общения в коллективе, особенно детям нравятся музыкальные занятия. Широкий спектр занятий, помогающих познавать мир, помогают детям развиваться.

    Это подтверждает  актуальность и необходимость создания адаптационной группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация к детскому саду. Как подготовить ребенка в детскому саду.

Презентация на тему "Подготовка детей к ДОУ"...

Адаптация к детскому саду детей 2-3 лет. Как облегчить ребенку привыкание к детскому саду?

Дети привыкают к детскому саду по-разному: кто-то с первых дней ходит в детсад с радостью, но, это скорее исключение из правил, а кто-то не может успокоиться целый день и родителей вечером встречает р...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: рекомендации родителям для поддержки ребенка для адаптации в детском саду.

Понятие адаптации. Рекомендации родителям, необходимые для правильной подготовки ребенка к деткому саду....

Сценарий семейного развлечения (в период адаптации в детском саду) «Хорошо у нас в саду, лучше сада не найду»

Сценарий семейного развлечения (в период адаптации в детском саду) «Хорошо у нас в саду, лучше сада не найду»...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.

Адаптация младших дошкольников в детском саду:Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.         Начало посещения детского сада для ребен...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: Работа с родителями для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.

Адаптация понимается сегодня как процесс эффективного взаимодействия организма с окружающей средой, который может осуществляться в разных масштабах, на разных уровнях (биологическом, психологическом, ...

консультация для родителей в младшем возрасте в детском саду "Адаптация в детском саду"

Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для  ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и...