Работа с детьми и родителями в семейном экологическом центре «Солнечный зайчик»
учебно-методический материал на тему
Рекомендации по работе с детьми и родителями для приобщения к экологической культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
solnechnyy_zaychik.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с детьми и родителями в семейном экологическом центре «Солнечный зайчик»
Проблема: ни для кого не секрет, что сформировать экологические знания намного легче, чем воспитать бережное отношение к живому. Воспитание человека как экологически направленной личности – труднейшая задача, которую нужно решать без промедления. Для этого, в первую очередь, нужно работать в параллели с родителями, ведь родители являются значимым примером для своего ребенка.
Идея создания экологического центра родилась давно, но хотелось, чтобы этой проблемой заинтересовались, как дети, так и их родители. Сделав необходимую подборку книг, энциклопедий, заметок из журналов на экологические темы, были проведены ряд бесед с детьми. Мной были предложены домашние задания для выполнения совместно с родителями. Таким образом, проблемой заинтересовались, как дети, так и родители. Семьи, наиболее активно взявшиеся за работу, решили объединиться сначала в группу, а затем возникла идея создания семейного экологического центра. Название центра «Солнечный зайчик» полностью находка детей. Макет солнечного зайчика – неотъемлемый атрибут центра, который присутствует на всех занятиях: подаёт новые идеи, проводит конкурсы, ведёт рубрику в экологической газете.
Цель: воспитание у дошкольников бережного отношения к природе при активном участии семьи.
Задачи:
1) сформировать начала экологической культуры дошкольников;
2) использовать новые формы работы с семьей, привлекая родителей к активному участию в жизни детского сада;
3) создать условия для эффективного функционирования семейного экологического центра «Солнечный зайчик».
План действий по реализации
инновационного процесса.
1) Оборудование центра, создание визитной карточки, презентация семейного экологического центра.
2) Создание экологической тропы в «Уголке леса» по следующим разделам:
а) лесная полянка;
б) цветочная полянка;
в) аллея деревьев;
г) грядка лекарственных растений;
д) аллея ароматов.
3) Создание библиотеки, фонотеки, фотовыставки, в экологическом центре, материалы которых будут использоваться воспитателями, родителями, детьми центра:
Тематика:
а) Солнечный зайчик в чаще леса.
б) Солнечный зайчик отправляется в поход;
в) Звуки природы – послушай их!
г) Стоп, кадр! Остановись мгновение!
4) Оформление наглядной агитации для родителей.
а) Выпуск экологической газеты «Солнечный зайчик»;
б) Зарисовки экологических плакатов на тему: «Экологическая тревога». Размещение экологических плакатов в различных точках села (почта, школа, клуб, больница);
5) Организация семейных экскурсий на природу:
весной – посещение «Уголка леса»; лечение деревьев, вывешивание скворечников, слушание аудио записей пения птиц;
осенью и летом – заготовка корма для птиц, сбор лекарственных растений, растений для гербариев;
зимой – подкормка птиц.
6) Создание станции наблюдения за природой. Семейное ведение дневников наблюдений, составление диагностики, анализ.
Изготовление вертушек, самолетиков для определения силы и направления ветра. Консультация и практикум при активном участии пап.
Кружок «Умелые руки».
7) Мастер – класс по изготовлению скворечника, кормушек из бросового материала. Совместная деятельность детей и родителей в центре.
8) Максимальное использование центра естественнонаучных представлений «Росинка». Проведение опытов с водой, песком, глиной. Запись полученных результатов, диагностика.
9) Семейное изготовление муляжей овощей, фруктов, грибов и карт.
10) Создание и реализация проекта «Подводное царство» при содействии родителей. Проведение «Морского бала»
11) Создание Красной книги в экологическом центре. Создание гербариев, тематических альбомов.
12) Проведение конкурса рисунков, поделок на экологическую тему с последующей выставкой в зале.
Тема выставки:
«Мама, папа, я – друзья природы навсегда!»
13) Проведение семейных праздников, тематических вечеров на темы:
«Лес чудес»
«Поход – лучший отдых»
«Солнечный зайчик – вот он какой!
Расскажет о нашей планете большой!»
14) Проведение открытого семейного вечера: «Мы - дети Земли»
15) Экскурсии к водоёму, в поле, лесополосу.
16) Семейная работа в зимнем саду. Посадка комнатных растений, оформление оранжерей, мини – садов в помещениях детского сада. Оформление журнала условных обозначений по уходу за комнатными растениями.
Изготовление наклеек на горшки с информацией об условиях содержания растений.
17) Взаимодействие со школой, библиотекой, Домом культуры (Проведение праздника «День Нептуна»)
18) Совместные с родителями посещения Зоопарка, краеведческого музея, Планетария.
В процессе работы семейного экологического центра используются специальные методы: для работы с детьми и родителями:
1) Сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых.
2) Практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зелёной зоне детского сада.
3) Создание изопродукции на основе впечатлений от природы или деятельности людей природе.
4) Общение с природой, добровольный контакт с объектами растительного и животного мира, комплексная деятельность включающая наблюдение, одиночные односторонние суждения, любование, действия по уходу.
5) Экспериментирование – практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдениями, высказываниями.
6) Речевая деятельность (вопросы, сообщения, участия в беседе, диалоге).
7) Наблюдения – самостоятельная познавательная деятельность, обеспечивающая получение информации о природе и деятельности людей в природе.
8) Просмотр книг, картин.
9) Собрания, семинары, практикумы, мастер - классы.
Результат сегодня:
Благодаря целенаправленной работе семейного экологического центра и огромной помощи родителей на сегодняшний день имеем следующие результаты:
1) Создали Красную книгу своего поселка;
2) Выпускаем один раз в квартал экологическую газету «Солнечный зайчик»;
3) Высаживали саженцы в уголок леса детского сада;
4) Ведется наблюдение за степной черепахой, аквариумными рыбками, кроликами, благодаря чему у детей сформированы представление о жизни, среде обитания видовых и поведенческих особенностях этих животных;
5) Организованы семейные экскурсии в лес, где дети наблюдают за сезонными изменениями в природе;
6) Оформлены тематические альбомы: «Подводное царство», «Обитатели леса»;
7) Реализован проект «Подводное царство»;
8) Проводилась выставка рисунков и поделок на экологическую тему;
9) Совместно с сельским Домом культуры проведен «День Нептуна»;
10) Посажены комнатные растения в группе. Оформлен зимний сад, оранжерея;
11) Создана мини- библиотека с подборкой книг, энциклопедий, журналов, рисунков, фотоматериалов на экологическую тему;
12) Изменилось отношение родителей: они не только отзываются на просьбы воспитателей, но во многом сами предлагают помощь в работах по озеленению участка, поддержания в нем чистоты, порядка в оформлении, изготовлении инвентаря для труда детей. Родители часто обращаются к воспитателям и в экологический центр по поводу приобретения комнатных растений, содержания животных, делятся наблюдениями за своими детьми, рассказывают, как помогают им те или иные советы;
13) Малоактивные семьи стали проявлять себя и принимать участие в конкурсах, выставках, экскурсиях, походах;
14) Кроме того, результаты работы семейного экологического центра имеют социально-нравственную значимость:
Во-первых, это способ укрепления семьи, создание условий при которых семья работает как единая система.
Во-вторых, возрастает уровень таких нравственных качеств у взрослых членов семьи и у их детей как доброта, любовь и бережное отношение к живому, эмоциональность, отзывчивость, трудолюбие, сопереживание, внимательность, взаимопомощь, взаимопонимание.
Наработками по данной теме могу поделиться на КМО и РМО, а открытые мероприятия внутри детского сада проводились в течение года, конспекты некоторых приложены к моему портфолио.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект прогулки с детьми младшего дошкольного возраста «Прогулка с солнечным зайчиком»»
Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд»Виды деятельности: познавательно –исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательна...
Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»
Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...
Конспект развивающего занятия с детьми 6-7 лет "Путешествие с солнечным зайчиком"
· Учить детей умению управлять своим поведением: обучать навыкам саморасслабления, приемам саморегуляции.· Развивать...
Формы воспитательной работы с детьми дошкольного возраста в условиях .центра содействия семейному воспитанию.
В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной работы. Во-первых, многозначно определяется само понятие, во-вторых, есть множество классификаций форм воспитательной работы...
«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».
организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...