Картотека русских народных игр
картотека на тему

Бойченко Ольга Александровна

Картотека русских народных игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_igr.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. Игра «Кострома»

Водящий держит куклу «Кострому». Остальные ходят вокруг хороводом и поют:

Костромушка, Кострома,

Свет государыня моя.

У нас есть для тебя

И кисель и вода.

Каша масляная,

Ложка крашеная,

Творога кувшин,

И пирог один.

Кострому мы наряжали,

Весну – Лето провожали.

С окончание пения дети разбегаются. Водящий ловит их. Пойманный берет у водящего «Кострому». Игра повторяется с новым  водящим.

2. Игра «Найди свою игрушку»

(с народными игрушками: семеновской, дымкой, матрешкой)

Игрушки расставлены на полу в трех – четырех местах. Дети в маленьких кружках стоят вокруг них. Звучит русская мелодия «Ах, вы, сени, мои сени» первая часть – дети идут хороводом вокруг игрушки. Звучит вторая часть мелодии – дети убегают к стене и отворачиваются от игрушек. В это время воспитатель меняет игрушки местами. Затем говорит: «Раз, два, три, свою игрушку найди». Дети поворачиваются и бегут к своим игрушкам, встают вокруг них. Кто вперед встал, тот и выиграл. Игра повторяется.

3. Игра «Карусель» под русскую народную плясовую мелодию «Барыня»

Дети подходят к «карусели» с лентами (или обруч), каждый берется за ленту. Вступление – дети медленно идут по кругу, припевая:

1) «Еле – еле, еле – еле, закружились карусели. А потом, потом, потом. Мы бегом, бегом, бегом»

2) Дети бегут быстро по кругу

3) Дети замедляют ход, переходя на шаг

4) Дети идут совсем медленно, проговаривая заключительные слова:

Тише, тише не спешите.

Карусель остановите.

Раз, два, раз, два,

Вот и кончилась игра.

Карусель останавливается.

4. Игра «Санки – перетяжки»

(русская народная мелодия «Я рассею свое горе»)

Связать пару (или две) стульев (саней) веревкой (желательно 1-2 м длиной). Руками держаться за сидения стула, сидеть спина к спине, а ногами упираться в пол. И под народную мелодию «Я рассею свое горе» наклоняться вперед, пытаясь перетянуть товарища на свою сторону. Кто кого перетянет, тот и выиграл.

5. Игра «Золотые ворота»

Дети встают в два круга, берутся за руки. Идут по кругам «противоходом» и поют слова:    Посреди двора

Золотые ворота.

Кто в ворота пройдет

Коляду приведет.

Внутренний круг поднимает руки вверх. Внешний круг пробегает через «воротики» - забегая и выбегая из круга. Внутренний круг опускает руки (воротца закрываются). Кто в кругу остался, тот выбывает из игры.

6. Игра «Пирог»

Дети делятся на 2 команды и становятся в шеренги напротив друг друга,

между ними садиться «пирог». Все поют:

«Да экий он высоконький» – поднимают руки вверх,

«Эх, да экий он широконький» – разводят руки в стороны,

«Эх, да экий он мякошенький» – как бы сжимают его руками,

«На столе пирог сладенький» – гладят себя по животу,

«Режь да ешь» – говорком.

 Бегут по одному с каждой команды к «пирогу». Кто первый коснется его, тот уводит «пирог», в свою команду, а проигравшийся становиться «пирогом». Выигрывает та команда, которая набрала больше «пирогов».

7. Игра «К нам коза пришла»

Дети стоят в кругу. «Ряженые» делают 2 воротец (одни за кругом, другие в кругу, берутся за обе руки и поднимают над детьми).

 Дети, проходя под воротцами, поют припевочку:

К нам коза пришла,

Коляду привела.

Сама прошла,

Всех детей провела.

Скороговорочкой – «А самого маленького оставила».

Одновременно со словами «ряженые» опускают воротца, и кто-то из детей в них попадается. Игра продолжается несколько раз.

8. Игра «Горелки»

Дети стоят в две колонны, держась за руки. На расстоянии от них стоит водящий с платочком. Дети поднимают свободные руки вверх и головы (глаза), поют припевку:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят,

Раз – два – три беги!

Дети последней пары бегут вдоль колонок. Кто вперед возьмет у водящего платочек, тот становиться водящим. Кто не успел составить пару с бывшим водящим, встают впереди колонок. Игра повторяется.

9. Игра «Снеговик»

Посередине стоит «Снеговик», широко расставив ноги. Дети идут цепочкой вокруг него, поют припевку:

Посреди двора

Мы слепили снеговика.

Снеговик, снеговик

К стуже – холоду привык.

Дети проползают через расставленные ноги «снеговика». С окончанием песни «снеговик» зажимает ногами кого-то из детей. Кого зажал, тот выходит из игры. Игра продолжается.

10. Игра «Ехали гусары»

(ритмическая игровая модель)

Дети стоят в кругу (или мальчики в кругу, а девочки стучат ритм на палочках – «топот копыт»)

Ехали гусары, гусары, гусары,

Ехали уланы, уланы, уланы,

Ехали казаки, казаки, казаки.

Высоко поднимая колени,

держат «повод»

По гладенькой дорожке,

По гладенькой дорожке,

Подпрыгивают на одной ноге (левой), другую ставят на пятку (правую) и наоборот

По кочкам, по кочкам,

По кочкам, по кочкам,

Прыгают на 2 ногах, руками хлопают («подстегивают») по бокам

По ухабам, по ухабам,

По ухабам, по ухабам,

Семенящим бегом вправо – влево

По мостику, по мостику

По мостику, по мостику

Прыжки «петрушка»

На молоденьких лошадках

Трюх, трюх, трюх, трюх!

Корпус назад, скок на левую ногу, правую вытянуть вперед и наоборот

А на старых клячах

Бух, бух, бух, бух!

Прыжки в приседе, как «мячик»

В ямку – бух!

Раздавили 40 мух!

«Упасть» - присесть, сказать шепотом, приставить ладонь ко рту.

11. Игра «Шли кони»

Под игровую припевку дети свободно двигаются по залу:

А шли кони по улице,

А чем кони попутаны?

Золотым путом под копытами,

Зайка идет, капустку рвет,

Что вырвет, то в пучок!

Дети присаживаются и прячут голову (руками). Кто не успел, тот «квач – балмач, черные глаза», выходит из игры. Игра повторяется.

12. Игровая модель «Ножки вы ножки»

Дети стоят врассыпную (или в кругу)

Ножки, ножки,

Куда вы бежите?

Высокие поскоки по залу или на месте

В лесок по мошок,

Избушку мшить,

Наклоны вниз – вправо, вниз – влево («собираем мох»)

Чтоб не холодно жить!

Прыжки на 2 ногах, с хлопками над головой

С окончанием делают руками «крышу» над головой, приседая на корточки.

13. Игра «Горшки»

Дети делятся на две равные части – команды. Одна – «горшки», садится в кружок на корточки. Другая – «хозяева», стоят возле своего «горшка». Водящий – «покупатель». Хозяева наперебой хвалят свой горшок. Покупатель ходит за кругом и выбирает, выбрав, подходит к хозяину и говорит:

- Почем горшок?

- По денежке.

- А он не с трещиной?

- Попробуй!

Покупатель осматривает горшок, ударяет по нему пальцем и говорит:

- Крепкий, давай сговор!

Хозяин и покупатель протягивают друг другу руки. Все участники поют:

Чи – ча – ры. Чи – ча – ры.

Собирались гончары.

По капусту, по насту,

По лебедю горазду. Вон!

Со словом «вон» хозяин и покупатель бегут в разные стороны, обегая круг. Кто первый прибежит к своему горшку, тот станет его хозяином. Кто проиграл, становится покупателем. Игра повторяется.

14. Игра «курочка и цыплята»

 «Курочку» выбирают по считалочке, затем выбирают «ворона». Ворон отходит в сторону. Дети – «цыплята», встают за курочкой цепочкой, держась за плечи впереди стоящего двумя руками. Диалог ворона и курочки (игровой зачин):

- Курочка – рябушка, куда пошла?

- На речку.

- Курочка – рябушка, зачем пошла?

- За водичкой.

- Курочка – рябушка, кому вода?

- Цыпляткам.

- Курочка – рябушка, цыплята чьи?

- Мои! Они пить хотят, на всю улицу пищат.

Ворон пытается поймать последнего цыпленка. Курочка с цыплятками уворачиваются от него. Игра продолжается до тез пор, пока не будут схвачены большинство цыплят (оторванные от цепочки цыплята садятся на стульчики).

15. Игра «Неумоя»

Дети сидят по кругу на корточках, в кругу ходит (или стоя на месте, потягивается) «Неумоя». Дети поют попевку, а «купчик» за кругом идет «противоходом»:

На моей, на лавке,

Все сидят ребятки.

Одна кукомоя

(имя ребенка) Неумоя.

За ней ходит купчик,

Маленький голубчик.

(имя ребенка), умойся!

С последней фразой дети делают воротца. «Купчик» ловит «Неумою». Поймав, заставляет умываться (грозит пальцем, топает ногой). «Неумоя» выполняет упражнение «Пальцевой душ» (как бы умываясь). Дети повторяют ее движения. Затем выбираются новый купчик и Неумоя. Игра повторяется.

16. Игра «Пчелки»

Группа детей стоят стайкой в стороне. В другой стороне стоит водящий с подносом, на котором лежат «пчелки» (палочки).

Водящий говорит:

Пчелки яровые,

На полет летите,

Медок соберите!

Бросает «пчелок» на середину зала (их меньше, чем детей). Дети бегут и берут по одной «пчелке». Кому не досталось, тот выбывает из игры. Водящий убирает еще несколько «пчелок» (2-3). Игра продолжается, пока не останется одна «пчелка». Кто ее возьмет, тот победитель.

17. Игра «Филин и пташки»

Дети делятся на группы птиц: синицы, галки, воробьи, чечетки. В стороне стоит «филин». Воспитатель:

Тили – тели, птички сели,

Взвились, к лесу полетели.

«Птицы» летают по залу и щебечут на разные голоса:

«синицы»: тиу – тень – тень

«галки»: кра – кра – кра

«воробьи»: чив – чив – чив

«чечетки»: тра – та – та – та

«Филин» - «Ух, ух, лечу, птиц ловлю». Догоняет и ловит. «Птицы» улетают на стульчики. «Филин» определяет по крикам, каких птиц он поймал.

18. Игра «Стадо»

По считалочке выбираются «пастух» и «волк». Остальные – «телята и овца». Они группируются по разные стороны зала и зовут:

Пастушок, пастушок, заиграй во рожок.

Травка мягкая, роса сладкая.

Гони стадо в поле, погулять на воле.

Пастух выгоняет стадо. Животные бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу пастуха: «Волк!», все животные убегают в определенное место. Пастух мешает волку ловить животных. Все, кого поймал волк, выходят из игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека русских народных игр для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Картотека русских народных игр для детей младшего и среднего дошкольного возраста...

Картотека русских народных игр с мячом

Всё новое - это хорошо забытое старое.                                              ...

КАРТОТЕКА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИГР.

Уважаемые коллеги! Когда вы работаете над темой "Патриотическое воспитание дошкольников", можете использовать данную картотеку. Скачивайте, распечатывайте и играйте. Можете предложить этот материал ро...

Картотека русских народных игр

картотека подвижных народных игр...

Картотека "Русских народных игр"

Русские народные  игрыСалки Сюжет игры очень прост: выбирается один водящий, который должен догнать и осалить разбежавшихся по площадке игроков. Но у этой игры есть несколько усложняющи...

Русская народная игра как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры. Картотека русских народных игр.

Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. Веселые подвижные игры ...

Картотека "Картотека русских народных игр Группа№ 9 (возраст 3-4 года)"

Красота в искусстве есть выражение игры человеческой сущности (Ф. Шиллер). ...Следовательно и игра, и искусство – это способ общения человека и человечества с миром.Сущность человеческой игры пр...