Возрастрые особенности детей восприятия литературных произведений.
консультация (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.
Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.
Чтобы воспитать настоящего грамотного читателя, необходимо формировать у ребенка умение воспринимать и понимать художественное произведение. По мнению психологов, в основе этого процесса лежит интеллектуальная, познавательная и эмоциональная деятельность ребенка.
В восприятии произведений искусства вообще и художественной литературы в частности психологи выделяют два периода развития, которые имеют резкие качественные различия и связаны с развитием ребенка в целом:
Первый период длится «от двух до пяти»
Второй начинается примерно с пяти лет и как считает К.И. Чуковский, второй период длится всю жизнь.
До пяти лет ребенок в своем сознании не отделяет искусство от жизни, поэтому к произведениям относится или как к игрушкам, или как к буквальному отражению жизни, а само искусство воспринимает как интересную игру. В своих представлениях о событиях, описываемых в тексте, он иногда выходит за пределы литературного произведения, не соотносит описываемые события с реальным местом или временем, может по-своему изменять повествование, включать в него новых персонажей или литературных героев из других произведений. За период от двух до пяти ребенок проходит большой путь развития и к началу старшего дошкольного возраста может быть достаточно готов к пониманию искусства. К этому периоду он не только осознает себя а
как индивида (узнает в зеркале, на фотографии), но и открывает для себя как личность со своими мыслями, чувствами и фантазиями. Одновременно ребенок начинает понимать, что такой внутренний мир есть и у других людей, у них есть мысли и чувства, похожие или не похожие на его.
С этого момента начинается второй период в понимании искусства. Произведения искусства ребенок начинает воспринимать как отражения «другого мира», созданное другим человеком, обладающими другими мыслями, чувствами и фантазиями. В это период он уже сам способен отделить жизнь от искусства и искусство становится для него ценным. Ребенок дошкольного возраста является своеобразным читателем: все произведения, с которыми он встречается, воспринимаются им на слух. Образы и картины, которые рисует его воображение, вызывают у него двойственную реакцию. Фантазии ребенка, его стремление одушевить страницы книги, поместить себе в вымышленный мир понравившегося произведения необходимы ему – это возможность развить свой творческий потенциал.
Можно отметить следующие возрастные особенности восприятия литературных произведений в младшем периоде дошкольного детства:
Зависимость понимания литературного произведения от личного опыта ребенка. Ребенку свойственно понимание каких-либо знакомых моментов, с которыми он уже сталкивался в своей повседневной жизни.
Может оказать влияние предыдущий литературный опыт ребенка: например, читая сказку, они определенным образом воспринимают ее персонажей, дают им свои оценки зачастую ошибочно переносят эти оценки на другие сказки. Так, в сказке «Снегурушка и лиса» они не сразу понимают то, что лиса совсем не хитрая.
Для ребенка этого возраста легче всего воспринимать произведения, в которых события четко следуют друг за другом. Такое построение характерно для большинства русских сказок («Колобок», «Репка», «Теремок» и др.). Но, как правило, вызывают затруднения сказки, в сюжете которых существуют несколько историй («Кот, петух и лиса», «Петушок и бобовое зернышко», «Коза-дереза» и др.). Дети в этом случае могут создать какую-либо одну из частей сказки, не воспринимая остальные.
Для младшего дошкольника также характерно ярко окрашенное эмоциональное отношение к персонажам, причем зачастую это бывает связано не с текстом, а с ограниченным жизненным опытом детей, который мешает им правильно понять произведение. Детей интересует внешний вид, действия и поступки персонажа, мотив поступков. Дети также не способны самостоятельно представить какой-либо персонаж и поэтому нуждаются в иллюстрации. По мнению К.И. Чуковского, отличительной особенностью этого возраста также является тяготение к ритмичной организованной речи, богатой рифмами и динамикой.
Именно так объясняется их любовь к произведениям детского фольклора, которые гармонично сочетают в себе слово, ритмику, действие, выразительность и музыкальность. Исследователи детской речи (А.И. Ходькова, О.С. Ушакова, О.М. Сомкова и др.) отмечали, что младшие дошкольники чувствуют ритм и рифму малых жанров фольклора, даже могут вспомнить образные средства (эпитет, метафору, олицетворение), используя в собственных сочинениях приемы, соответствующие особенностям избранного жанра( при пении колыбельных песен: «баю-баюшки-баю», «люли-люленьки»; при сочинении сказок: например, «жили-были», «тут и сказки конец»; постоянные характеристики героев: «мышка-норушка», «лисичка-сестричка» .
Исходя из особенностей восприятия литературных произведений младшими дошкольниками, исследователи (Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова) выделяют следующие задачи ознакомления детей с книгой на данном возрастном этапе:
Формировать у детей интерес к книге, приучать внимательно слушать литературные произведения;
Обогащать жизненный опыт малышей знаниями и впечатлениями, необходимыми для понимания произведений;
Помогать детям соотносить имеющийся у них жизненный опыт с фактами литературных произведений;
Учитывать при отборе книг тяготение ребенка к фольклорным и поэтическим произведениям;
Помогать детям устанавливать простейшие связи в произведении;
Помогать детям выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;
Поддерживать эмоциональный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребенка при восприятии книги;
Помогать детям мысленно представить, увидеть события и героев произведений, учить рассматривать иллюстрации.
Дети старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны увидеть единство содержания произведения и его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами.
Задачи по ознакомлению детей с художественной литературой строятся с учетом рассмотренных выше возрастных особенностей эстетического восприятия.
В настоящее время в педагогике для определения речевой деятельности, имеющей ярко выраженную эстетическую направленность, принят термин «художественно-речевая деятельность детей». По своему содержанию это деятельность, связанная с восприятием литературных произведений и их исполнением, включающая развитие начальных форм словесного творчества (придумывание рассказов и сказок, загадок, рифмованных строк), а также образности и выразительности речи.
Ясно видно, что в данное понятие входят и формирование связной речи, словарная работа и др.
Педагоги должны знакомить детей в каждой возрастной группе с большим количеством произведений детской художественной литературы. Обеспечить усвоение ребенком содержания произведений, правильное их понимание — важная задача.
Воспитатель формирует у детей умение воспринимать литературное произведение. Слушая рассказ (стихотворение и др.), ребенок должен не только усвоить его содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые хотел передать автор. Важно также учить детей сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни.
К моменту поступления в школу каждый ребенок должен уметь определить основных героев (о ком говорится в произведении), высказать свое отношение к ним (кто нравится и почему), определить жанр произведения (стихотворение, рассказ, сказка), уловить наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения и др.).
Одна из важных задач — формировать самостоятельность детей в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творческие способности.
Нужно также воспитывать у детей избирательное отношение к художественным произведениям, умение ориентироваться в мире книг. Необходимо выработать правильное отношение к книге и чтению; воспитывать навык совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом; воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой"
В материале отражены психологически аспекты знакомсва детей дошкольного возраста с книгой. Раскрыты все их возрастные особенности. ...
Значение художественной литературы для всестороннего воспитания детей и особенности восприятия литературных произведений дошкольниками
Книга - источник знаний. Из книг дети узнают многое о жизни общества и о природе. Влияет на умственное и нравственное воспитание....
Возрастные особенности Консультация для родителей Тема: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой
Консультация для родителейТема: «Возрастные особенности восприятиялитературных произведений дошкольниками изадачи ознакомления детей с книгой»ПодготовилаВоспитатель гр. №4Прокуратова Г. А....
Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой.
Данныий материал позволит правильно подобрать художественную литературу для чтения детям, учитывая их возрастные особенности....
Консультация для воспитателей "Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой."
• Формировать у детей интерес к книге, приучать внимательно слушать литературные произведения;• Обогащать жизненный опыт малышей знаниями и впечатлениями, необходимыми для понимания произведений;• Пом...
Консультация для воспитателей "Значение художественной литературы для всестороннего воспитания детей и особенности восприятия литературных произведений дошкольниками"
Раскрытие проблем восприятия литературных произведений разных жанров детьми различного возраста...
Консультация для родителей "Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой"
Два периода восприятия ребёнком произведений искусства и художественной литературы...