Агрессивное поведение ребёнка старшего дошкольного возраста
консультация на тему
Причины агрессивного поведения старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_4.docx | 15.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Агрессивное поведение ребёнка старшего
дошкольного возрасте
В старшем дошкольном возрасте физические и психологические ограничения будут выступать причиной агрессивности детей. Но в старшем дошкольном возрасте проявления агрессивности во многом связаны с поло-ролевой идентификацией ребенка или особенностями «эдиповой ситуации» в семье. В частности использование техники «Doll-play» (когда ребенок играет в куклы представляющие членов семьи) позволило установить, что игра мальчиков отличается большей агрессивностью к куклам, чем игра девочек. Наибольшая агрессия у мальчиков наблюдалась к кукле «отца», у девочек – наоборот. Было также замечено, что мальчики, имеющие отца проявляют больше агрессивности, чем мальчики, выросшие без отца. В семьях, где нет отца, основы мужских черт у сыновей возникают медленнее и мальчики – менее агрессивны и более зависимы.
Влияние ближайшего окружения и процессов осознания собственной половой принадлежности на формирование агрессивных форм поведения очень хорошо можно проследить, если сравнить поведение мальчиков и девочек. В частности отмечается, что если в младшем дошкольном возрасте в арсенале средствами проявления агрессивности мальчиков и девочек в одинаковой мере встречались плач, визг, взаимные шлепки, то к старшему дошкольному возрасту фрустрация, неудачи вызывает у них неодинаковую реакцию: мальчики большей частью дерутся, а девочки визжат.
Сторонники различных психологических школ объясняют это по разному. Психоаналитическое направление, опирающееся на постулат о врожденной тенденции к агрессивному поведению, и проявлению гнева, доказывает, что у мальчиков эти тенденции проявляются в большей степени, чем у девочек. В рамках бихевириостического направления также отмечается большая агрессивность мальчиков по сравнению с девочками, но это объясняется разными для первых и вторых социально одобренными моделями поведения. На основе анализа ряда экспериментальных реакций было установлено, что в первые годы жизни нет различий в частоте и продолжительности отрицательных эмоциональных реакций у мальчиков и девочек, но с возрастом их частота и продолжительность у мальчиков возрастает, а у девочек убывает. Комментируется это тем, что девочки, имея те же агрессивные тенденции, что и мальчики, боятся их проявить из-за страха наказания, в то время как к агрессии мальчиков окружающие относятся более благосклонно. С возрастом эти модели закрепляются.
Как причину агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте можно также рассматривать повышенную или пониженную самооценку ребенка. На самооценку детей очень сильно влияет семья, тип семьи в которой растет и воспитывается ребенок. И можно выявить зависимость между характером агрессивности и типом семьи, в которой растет и воспитывается ребенок.
Как замечают ученые, более агрессивные дети в основе своей происходят из семей работников бюджетной сферы. Для таких семей характерно пассивное восприятие «внешних моделей поведения».
Они живут, что называется, «по привычке», потому, что «деды и отцы так жили». Хотя нынешняя, новая жизнь и показывает, что так жить нельзя, сделать они ничего не могут. В итоге накапливается раздражение, которое выливается на слабейших – на детей.
Дети в таких семьях испытывают дефицит доверительных отношений с родителями, а сами родители склонны к проявлениям авторитарности. Отсутствие у них навыков построения адекватных взаимоотношений с окружающим социальным миром ведет к тому, что любое воздействие этого мира воспринимается как угрожающее, враждебное и фрустрирующее.
И дети воспроизводят это. Возникающая у них агрессия носит защитный характер.
Как называют ученые детей из другого типа семей «беззлобные», по своему «социальному происхождению» это более обеспеченные дети.
Нельзя сказать, что во всех этих семьях царят идеальные с психологической точки зрения, доверительные отношения между родителями и детьми. Однако их отличает значительно более низкий уровень авторитарности. Детей из этих семей отличают предприимчивость, активность, оптимистический настрой, целеустремленность, общительность. Они ориентированы на сотрудничество, а не на войну с внешним миром. Однако сотрудничество это особое – так сказать с позиции силы. Агрессивность носит особый, не «сущностный», не «компенсаторный», а как бы «инструментальный» характер – она помогает добиваться конкретных поставленных целей, а не просто самоутверждаться за чужой счет насилием и разрушением. Внешний мир вызывает у них желание перестроить его на свой лад, исходя из собственных желаний и предпочтений.
В зависимости от семейного положения. От того, как он себя чувствует, как его принимают значимые взрослые, и формируется самооценка ребенка.
Большое значение для появления агрессивного поведения в дошкольном возрасте имеет популярность ребенка в группе сверстников. Не имея адекватных средств общения, ребенок кулаками стремиться занять лидирующее положение в группе. В различные возрастные периоды решающее значение для получения популярности имеют различные требования со стороны группы. Имеют значение: интеллектуальный уровень, развитие речи, физическое развитие, ловкость, степень овладения различными видами деятельности. Среди дошкольников ценятся также внешний вид и красивая одежда, общительность, готовность делиться игрушками. Но доминирующее значение имеет то, насколько ребенок овладел навыками игры, как он умеет организовать игру, придумать сюжет, распределить роли и т.п. Подобные факторы полностью определяют положение ребенка в группе сверстников. Агрессивность, таким образом, может быть следствием переживаний, связанных с обидой, ущемленным самолюбием, впервые она возникает в той ситуации, которая является психотравмирующей и направлена против тех, кого ребенок считает причиной неприятных переживаний и конфликтов.
Некоторые авторы как причину агрессивного поведения выделяют боязнь детей быть травмированными, обиженными, подвергнуться нападению, получить повреждения. Чем сильнее агрессия, тем сильнее стоящий за ней страх.
Также причиной агрессии может быть пережитая обида, или душевная травма, или само нападение. Очень часто страх порождается нарушенными социальными отношениями ребенка и окружающих его взрослых.
Итак, мы рассмотрели основные причины агрессивного поведения детей в старшем дошкольном возрасте. Для того чтобы вовремя предупредить агрессию, скорректировать ее, необходимо найти ее корни, ее причины. Только тогда можно принимать меры по ее устранению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие «Агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста, современные технологии по преодолению агрессии у детей»
Данная презентация рассказывает о технологиях, направленных на преодоление агрессии у детей, рассказывается о работе с детьми, о создании условий, о работе с родителями и педагогами по данному вопр...
Статья"Коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей...
План работы с родителями по проблеме агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
План работы с родителями по проблеме агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста....
Проект по профилактике агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста
Данный проект был разработан и осуществлен совместно с социальным педагогом ДОУ и педагогом-психологом. Опыт был обобщен на муниципальном уровне, имел очень много положительных отзывов среди педагогов...
Методическая разработка на тему: "Агрессивное поведение детей дошкольного возраста и возможные пути профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста"
Причины агрессивного поведения дошкольника и возможные пути профилактики...
Коррекция агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте
Коррекция поведения в старшем дошкольном возрасте. Рекомендации, игры, диагностика....
Игры для преодоления агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста
Психотехнические освобождающие и режиссерские игры в коррекционной работе с агрессивными дошкольниками...