Детский сад как важный этап воспитания ребенка в коллективе
статья (младшая группа) по теме

В статье описывается важность воспитания детей в коллективе. Детский сад является первым звеном в воспитании ребенка в обществе сверстников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детский сад как важный этап воспитания ребенка в коллективе.

На сегодняшний день одним из актуальных вопросов является – как лучше воспитывать ребенка: в детском саду или дома. Если мы вернемся в годы Советского Союза, то увидим, что идея коллективизма была основополагающей для развития и существования страны и народа в целом. Великий педагог А.С. Макаренко в своих работах показал и доказал эффективность и положительное влияние воспитания ребенка в коллективе. В.А. Сухомлинский выразил подобную мысль, сказав: «Человек многое черпает в коллективе, но и коллектива нет, если нет многогранного духовно богатого мира, составляющих его людей». Усматривая задачу образовательного учреждения в обеспечении творческого саморазвития личности ребенка в коллективе, он предпринял и реализовал удачную попытку построения целостного педагогического процесса. Многолетняя педагогическая деятельность В.А.Сухомлинского позволила ему сформулировать совокупность принципов, которые должны быть положены в основу формирования коллектива: богатство отношений между детьми и педагогами; ярко выраженная гражданственность духовной жизни воспитанников и воспитателей; самодеятельность, творчество, инициатива; постоянное умножение духовных богатств; гармония высоких, благородных интересов, потребностей и желаний; создание и заботливое сохранение традиций, передача их от поколения к поколению как духовного достояния; интеллектуальное, эстетическое богатство взаимоотношений между детским коллективом и другими коллективами нашего общества; эмоциональное богатство коллективной жизни; дисциплина и ответственность личности за свой труд и поведение. Таким образом, воспитываясь на данных идеях и ценностях, ребенок с самого младшего возраста учится быть полноценной, реализующей себя во всех сферах жизни творческой личностью, уважающей свой коллектив и общество в целом.

К сожалению, современное общество, ориентируясь на модель жизни западного населения, часто поддерживает индивидуалистическую направленность воспитания. Некоторые авторы последних учебных пособий по педагогике вообще не упоминают о воспитании в коллективе, а в периодической печати отдельные педагоги оценивают его крайне негативно, как черту авторитарной педагогики и политической системы. Такое мнение имеет место быть, тем более, что исследователи изучают опыт других стран с другим менталитетом, часто чуждым нашему населению. В целом, воспитание в коллективе с помощью педагогически организованной деятельности детей, отношений в контактной группе является ценным практическим и научным достижением педагогики XX в. Добавим, не только в нашей стране. Внутригрупповое взаимодействие, сплоченность, ценностно-ориентационное единство группы - все эти аспекты жизни и деятельности групп, в том числе классных, школьных коллективов исследовались и изучаются в странах Северной Америки, Европы и Азии. Уникальный опыт коллективного воспитания А. С. Макаренко изучает весь мир, что еще раз доказывает состоятельность и актуальность его идеи даже на сегодняшний день.

Современная концепция воспитательного коллектива (Т. А. Куракин, Л. И. Новикова, А. В. Мудрик) рассматривает его как своеобразную модель общества, отражающую не столько форму его организации, сколько те отношения, которые ему присущи, ту атмосферу, которая ему свойственна, ту систему человеческих ценностей, которая в нем принята. При этом детский коллектив рассматривается как модель, в которой отражаются отношения сегодняшнего дня общества и тенденции его развития. Для общества детский коллектив, будучи его ячейкой, является средством достижения стоящих перед ним воспитательных задач, а для ребенка он выступает, прежде всего, своеобразной средой его обитания и освоения опыта, накопленного предшествующими поколениями. Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. Проявляя социальную активность, каждый воспитанник воспринимает для себя коллектив как сцену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Благодаря педагогическому руководству коллективной жизнедеятельностью стремление утвердиться в своих глазах и глазах сверстников находит в коллективе благоприятную почву. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности. При отсутствии постоянного нахождения и общения в коллективе таких же детей, ребенок хуже определяет свое место в мире, медленнее развивается, не  осознает многогранность мира. "Открытие себя" невозможно без познания других людей, в первую очередь своих товарищей в коллективе. Только когда взрослеющей личности откроется многообразие мира людей, возникнет потребность сравнивать себя с другими, определять для себя образцы поведения, объекты для подражания, появится умение контролировать свои эмоциональные реакции в общении, преодолевать соперничество и зависть. Ничем не заменима роль коллектива в организации трудовой деятельности детей. В условиях коллектива она стимулирует проявление взаимоответственности за конечные результаты труда, взаимопомощи. У детей появляется стимул, мотивация, чувство ответственности, дружбы и состязания, развивается творческий потенциал, организаторские умения и способности, приобретается разнообразный опыт деятельности и общения. Ребенок, воспитывающийся дома, значительно отличается от остальных детей, и часто это негативно влияет на ребенка.

Существует мнение, что коллектив подавляет личность и индивидуальность, с чем не соглашается большинство опытных педагогов. Напротив, развитие коллектива сохраняет и оберегает внутреннюю свободу личности, ее право на инициативу: без этого невозможно осуществление нравственного выбора, а значит, и самоопределения. Природа коллективного воспитания в том и состоит, чтобы совершенно разные дети, разные индивидуальности нашли в совместной деятельности общие ценности, настроились на общие цели и добровольно, искренне объединили свои силы, способности, индивидуальные достижения и личностные ресурсы.

Литература

  1. Белухин Д.А. Основы личностно - ориентированной педагогики./ Д. А. Белухин - М., 1996,с.320.
  2. Воспитание как педагогическое явление //В кн.: Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1995, гл. 15,с.96
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком, КАК?/Ю.Б. Гиппенрейтер - М., 1997, с.261
  4. Иванов И. П. Воспитывать коллективистов./И.П.Иванов - М., 1984.
  5. Капотов В.М. Введение в общую теорию развития личности./В. М.Капотов - М., 1991.
  6. Леонтьев А.А. Педагогическое общение./А.А.Леонтьев - М., 1979.
  7. Лихачев Б.Т.Педагогика./Б. Т. Лихачев – М,1993
  8. Педагогика /под ред.Ю.К. Бабанского.- М.,1988
  9. Сухомлинский В.А.Избранные педагогические сочинения в т.3 т./В. А.Сухомлинский , - М.,1979.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого-педагогическая компетенция родителей как важнейший фактор воспитания ребенка в семье» (из опыта работы с родителями МДОУ детского сада № 4 «Солнышко» г. Пятигорска)

Вот уже в течение трех лет в МДОУ детском саду № 4 «Солнышко» функционирует психологический клуб для родителей «Воспитываем вместе». Работа в клубе строится таким образом, чтобы показать родителям, чт...

Статья: "Эксперимент как важнейший фактор воспитания ребенка"

В статье затронуты и проанализированы проблемы экологического воспитания детей в условиях городской дошкольной образовательной организации. Намечены пути решения выявленных педагогических проблем на о...

Речевая готовность к школьному обучению – один из важнейших этапов развития ребенка дошкольного возраста

Речевая готовность к школьному обучению – один из важнейших этапов развития ребенка дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Игрушка – одно из важнейших средств воспитания ребенка»

Консультация для родителей«Игрушка – одно из важнейших средств воспитания ребенка»...

Консультация для родителей «Игрушка – одно из важнейших средств воспитания ребенка»

Одной из отличительных черт жизни современного ребенка является огромное количество игрушек, которое окружает его с самого момента появления на свет. Точнее, игрушки не сами окружают ребенка. Покупая ...